.RU

Рецензия на рассказ И. А. Бабеля «Линия и цвет»

Рецензия на рассказ И. А. Бабеля “Линия и цвет”

Имя И. А. Бабеля часто ассоциируется со сборником рассказов “Конармия”, с темой гражданской войны, и немногие пытаются выйти за рамки сложившегося стереотипа. А ведь XX век в искусстве, особенно в русской литературе, характеризуется удивительной неоднозначностью, многомерностью содержания, сложностью форм… Именно в Советской России появляются такие художники, как Маяковский, ищущий новую форму, но наполняющий ее вечным содержанием, несмотря на попытки уйти от вечного, и Есенин, загадка жизни и творчества которого до сих пор мучает исследователей, и Булгаков, преподнесший тему гражданской войны в “Белой гвардии” так, что до сегодняшнего дня этот роман восхищает не только читателей, но и критиков. Бабель пишет свои рассказы в тот же исторический период, его произведения появляются на фоне признанных сегодня творений. И неужели может он быть так однозначен, как принято считать, неужели цель его – лишь в описании исторических событий? Рассмотрим один из его рассказов. Остановимся на произведении, не входящем в “Конармию”.

Итак, рассказ “Линия и цвет”. Он привлекает уже названием: цвет и линия– две неизменные составляющие любого произведения искусства. Эстет-читатель предчувствует что-то, отличное от рассказов “В щелочку”, “Мама, Римма и Алла” и других, которые, несмотря на уверения исследователей о том, что они лишь попытка писателя “заглянуть за край” (по выражению Г. Белой), узнать все о человеке, будут нестерпимо скучны своей моралью искателю красоты, а иному последователю “чистого искусства” покажутся примитивно пошлыми.

“Линия и цвет” - перед читателем не просто рассказ, а рассказ-эссе. И, т.к. автор не указывает жанр произведения, обоснуем такое предположение. Эссе – это небольшое прозаическое сочинение свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. А что читатель видит в предложенном рассказе? Герой встречает в санатории Олилла А.Ф.Керенского и, гуляя с ним по “саду очарований, в неописуемом финском лесу”, обнаруживает, что его собеседник близорук. На предложение рассказчика купить очки, чтобы видеть мир в линиях, Керенский возражает, говоря, что линия примитивна по сравнению с “мечущимся океаном” цветов. Завершает произведение автор размышлением о судьбах людей, находящихся во власти близорукого, почти слепого “хозяина”.

Мы видим все черты эссе: композиция напоминает скорее озарисовке, чем о выверенном литературном произведении, хотя в ней можно выделить экспозицию (первые четыре абзаца) и завязку, но ни естественной кульминации, ни развязки мы не обнаружим – характерная для эссе незавершенность. Субъективность в раскрытии темы несомненна – не зря позиция рассказчика, отражающая авторскую, преподнесена читателю в контрасте с мнением Керенского и выраженным на уровне художественных приемов, а не содержания, его отрицанием. Объясним утверждение об отрицании рассказчиком позиции Керенского. Во-первых, обратим внимание на начало рассказа: с Керенским рассказчика знакомит некий “присяжный поверенный Зацареный”, о котором известно, что его дружбой дорожит “великий князь”, который “ходил по улицам Ташкента нагишом, … ставил свечи перед портретом Вольтера, как перед образом Иисуса Христа”. Через такую сложную, и, пожалуй, громоздкую, систему зеркал, герой эссе Керенский, кроме своей исторической роли, сообщаемой читателю фамилией, получает еще и некоторый темный, почти отрицательный оттенок – первый знак несовместимости с рассказчиком и автором. Два следующих абзаца, акцентированные анафорой “итак - Олилла”, рисуя нам самого рассказчика человеком утонченным, умеющим видеть и чувствовать красоту мертвую и живую – какое оригинальное сравнение неба с птицей, как чудно оттенена “грудь графини Тышкевич” тлеющими в вазах северными цветами и распростертыми на сумрачных плафонах рогами! – наталкивают читателя на мысль о неспособности Керенского осознавать эту поэзию жизни. Дальше – читатель только убеждается в такой позиции: Керенскому безразлично совершенство графини, “прекрасной, как Мария-Антуанетта”, он за обедом, кажется, даже не разговаривает – такое впечатление создается после брошенного рассказчиком: “Он съел три пирожных и ушел со мной в лес”. И, разумеется, Александру Федоровичу абсолютно непонятна юная прелесть фрекен Кирсти. Он не видит и не желает видеть ее так же, как и старого Иоганнеса. Он резок в ответе на предложение купить очки: “Никогда”. Обратим внимание на интонацию этого ответа – повествовательная, хотя от героя живого, чувствующего, можно было бы ожидать восклицания. В противопоставление этой беспристрастности Керенского рассказчик приводит свои аргументы “с юношеской живостью”. О, как он убедителен и ярок в полном эмоций, сравнений и эпитетов коротеньком монологе, превозносящем линию: она – “божественная черта, властительница мира”, она – и в “обледенелых и розовых краях водопада”, и в “японской резьбе” плакучей ивы, и в “зернистом блеске снега”… А как бесподобна “линия уже зрелой ноги” фрекен Кирсти! Читатель почти (я бы сказала – взвывает, но я же большая и понимаю, что сочинение – экзаменационное, поэтому…) восклицает вместе с рассказчиком: “Купите очки, Александр Федорович, заклинаю вас!” И – что мы слышим в ответ на страстный монолог, способный убедить почти любого? Холодное, отрезвляющее: “Дитя, не тратьте пороху”. Керенский называет ту линию, которой рассказчик посвятил свое насыщенное поэтическими образами размышление, “низменной”. Не только линию, но и саму действительность, из которой автор достает один за другим звенящие, поющие эпитеты, близорукий Керенский называет “низменной”. Он “объят чудесами”, реально не существующими, и рассказчик мог бы ему простить эту позицию, если бы Керенский не судил так резко о том, чего никогда не видел сам, но что так дорого автору: небо, то самое, что сравнивалось в начале рассказа с птицей лирически настроенным рассказчиком, “слепой” и “почти мертвый” Керенский называет “чухонским”, предпочитая “пылающим облакам” “мечущийся океан” над головой. А этот выпад ему уже не простится – и следующие его фразы лишь отталкивают читателя: будущий “хозяин судеб” предпочитает не замечать фальши, осознанно принимать ее за реальность. Предложение купить очки и разрушить иллюзорность он называет “ослеплением”. В его мире все ценности кажутся нам – не без помощи автора – перевернутыми…

Затем мы видим Керенского уже в Петербурге 1917го, уже “верховным главнокомандующим”. Автору не возможно отказать в мастерстве гипноза с помощью языка: незначительная деталь – “Троицкий мост был разведен”, а “трамвайные вагоны лежали плашмя, как издохшие лошади” - и у читателя создано нужное настроение, чувство развала и обиды за Россию. А Александр Федорович, не видя всего этого, произносит “речь о России – матери и жене”. “Что увидел в ощетинившихся овчинах он – единственный зритель без бинокля?” - спрашивает рассказчик и задумчиво отвечает: “Не знаю…” Лукавит рассказчик, лукавит вместе с ним и Бабель: они – творец и его маска – прекрасно знают, что должен увидеть безвольный зритель глазами Керенского – сказку, не связанную с реальностью. “Как это опасно – близорукость, тем более близорукость главы государства!” – этой идеей должен проникнуться читатель, для этой цели Бабель называет свое эссе рассказом, ведь эссе не предполагает согласия с автором. Но – расчет не самый верный: гипнотизирующие эпитеты, чувственные сравнения способны не только на создание нужного автору читателя из почти любого, взявшего книгу. Они раскрывают писателя, обнаруживают его присутствие и часто играют роль противоположную первоначально задуманной.

Пожалуй, единственное полезное в этом рассказе – наглядная сила языка в руках мастера. Почти гениальны системы эпитетов, синтаксические конструкции – помните холодность фраз Керенского и эмоциональность рассказчика? Речевые обороты “загоняют” читателя в угол, заставляют его придумывать какие-то идеи и приписывать их автору – а в действительности у автора нет никаких идей. Рассказ этот только зарисовка с натуры, силой языка превращенная в эссе…


radiozhilk-spektrn-pajdalanani-shn-zhildi-tlemd-esepteu-dstemesn-bektu-turali-azastan-respublikasi-bajlanis-zhne-aparat-ministrn-2011-zhili-29-irkjekteg-295-bjriina-zgers-engzu-turali.html
radius-sharovoj-oblasti-ustojchivogo-issledovaniya-sostavlyaet-230-mm-pri-etom-diapazon-vozbuzhdaemih-i-registriruemih-chastot-budet-raven-dn.html
radost-legkomisliya-prakticheskoe-uprazhnenie-dlya-ustalih-roditelej-podarite-detyam-skazku-zachem-tebe-eto-nuzhno.html
radosti-i-trudnosti-moih-pervih-shagov-v-shkole.html
raduga-klassnaya-gazeta-4-klassa-vipusk-2-dekabr.html
radujsya-rus-samobitnaya-rvanaya-kniga-kak-upravlyat-lyudmi.html
  • urok.bystrickaya.ru/predlagaem-garantirovannie-aviabileti-po-specialnim-tarifam-moskva-sochi-adler-moskva-stranica-9.html
  • college.bystrickaya.ru/1-spisok-profilej-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-223200-tehnicheskaya-fizika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-pravo-postavki-podpiski-v-kolichestve-soglasno-perechnyu-na-periodicheskie-izdaniya-na-2-oe-polugodie-2009-goda-dlya-nuzhd-svgu-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/kadrovaya-politika-ponyatie-planirovanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-perevoda-zadachami-disciplini-yavlyaetsya.html
  • writing.bystrickaya.ru/692-gazoprovod-srednego-davleniya--tablica-13-rabochij-proekt-gazifikacii-pos-gornyackij-i-vostochno-gornyackij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravka-po-proverke-sostoyaniya-prepodavaniya-i-kachestva-znanij-uchashihsya-po-istorii-i-kursu-chelovek-obshestvo-gosudarstvo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-sobesedovaniya.html
  • report.bystrickaya.ru/individ-kak-subekt-politiki-konspekti-lekcij-po-politologii-professora-m-a-muntyana.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-relef-geologicheskoe-stroenie-i-poleznie-iskopaemie.html
  • credit.bystrickaya.ru/otlichie-trudovih-otnoshenij-ot-otnoshenij-drugih-otraslej-prava-chast-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iv-metodicheskie-rekomendacii-po-sozdaniyu-kontrolno-schetnih-organov-v-subektah-rossijskoj-federacii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raschet-remennih-peredach-do-tyagovoj-sposobnosti-konspekt-lekcij-po-kursu-detali-mashin-dlya-mehanicheskih-i-mashinostroitelnih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/persi-dzhekson-i-pohititel-molnij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/iliada-gomer.html
  • testyi.bystrickaya.ru/42-vodnie-resursi-ih-sostoyanie-ohrana-i-ispolzovanie-1-sovremennoe-ispolzovanie-i-arhitekturno-planirovochnaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/azazel-pervij-roman-iz-serii-o-neobiknovennom-sishike-eraste-fandorine-emu-vsego-dvadcat-let-no-on-udachliv-besstrashen-blagoroden-i-privlekatelen-yunij-stranica-10.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/christmas-stories-by-charles-dickens-chast-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-okazanii-platnih-obrazovatelnih-uslug-po-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moj-graal-ku-daj-bog-evgenij-evtushenko-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchnaya-programma-simpoziuma-vklyuchaet-sleduyushie-napravleniya-ekosistemi-centralnoj-azii-biologicheskoe-raznoobrazie-i-produktivnost-monitoring-ekosistem-dinamika-izmenenie-ustojchivost.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rascheti-na-prochnost-vidi-ciklov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-m-eseva-materiali-iz-opita-poiskovo-issledovatelskoj-raboti-sosh-24-g-siktivkara.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-reagiroval-karlos-na-poyavlenie-svoih-dvojnikov-intervyu-s-karlosom-idalgo-de-bakatetesom-30.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-stranica-2.html
  • report.bystrickaya.ru/istoricheskij-fakultet-udgu-derbin-evgenij-nikolaevich-institut-knyazheskoj-vlasti-na-rusi-ix-nachala-xiii-veka-v-dorevolyucionnoj-otechestvennoj-istoriografii-izhevsk-2007-stranica-10.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-urovnya-razvitiya-mladencev-desyataya-vserossijskaya-mediko-biologicheskaya-konferenciya-molodih-issledovatelej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/trebovaniya-zakonodatelstva-k-etiketke-sovremennie-vidi-etiketki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-32-ispolnenie-obyazatelstva-i-sposobi-ego-obespecheniya-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-prakticheskih.html
  • books.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-22-maya-2007-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-professionalnom-konkurse-uchitel-goda-goroda-krasnoyarska.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-doklada.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/segment-32-etapi-razvitiya-zhizni-na-zemle-i-sovremennoe-bioraznoobrazie-a-p-anisimov-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-biologiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-25-yakutskaya-mat-valerij-tihomirov-legenda-o-yakutse-ili-nezolotoj-telenok-valerij-tihomirov-i-sergej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-psiholingvistika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.