.RU

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ - Развитие высших психических процессов 6


^ РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Вначале было дело. Гете

Становление психических процессов

В этой книге будут рассматриваться различные пси­хические процессы человека. Полезно начать с уяснения того, в чем специфика высших психических процессов, к которым обычно относят восприятие, внимание, память, мышление, эмоции и речь. Она состоит, во-первых, в том, что ни один высший психический процесс не является следствием только возрастного раз­вития и созревания. Непременное условие их форми­рования — воспитание и другие формы социальных кон­тактов [71]. Другая их принципиальная особенность состоит в том, что преобразования сигналов, совершаю­щиеся в мозгу — органе психических процессов, воспри­нимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его. Они представляются происходящими во внешнем пространстве, не совпадающем с пространством мозга. Еще Карл Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз» [6, с. 82]. Иными словами, специфика психических процессов заключается в том, что они в конечных осознаваемых параметрах определяются свойствами внешних объектов.

Несмотря на то, что физическое существование внеш­них объектов никак не связано с мозгом, характеристики психических процессов представляются нам как свойства и отношения внешних объектов, составляющих их содер­жание. Так, мысль раскрывается в признаках тех объек­тов, отношения между которыми она отражает, а эмо­ция — в терминах, обозначающих отношения к тем со­бытиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Таким образом, психический процесс и его результат отнесены к разным объектам: первый — к мозгу, второй — к внешним предметам и явлениям. Для физиологического процесса, например, нет такого разделения: и сам процесс, и его результат относятся нами к одному и тому же объекту — органу, который его реализует.

10

Важной особенностью психических функций является то, что их физиологический компонент, т. е. те изменения в работе центральной нервной системы, которые обеспе­чивают соответствующий психический процесс, человеком совершенно не воспринимается. Нейрофизиологические составляющие психических процессов оказываются прак­тически недоступными для самонаблюдения [68].

Возникает парадокс: события, развивающиеся в нас самих, в нашем мозгу, мы не ощущаем, а свойства вещей, находящихся вне нас, ощущаем. Это противоречие между реально существующими характеристиками психи­ческих процессов и их воспринимаемыми характеристика­ми породило различные способы его разрешения. Сильно упрощая, можно сказать, что в домарксистской философии оно сводилось к двум крайним позициям: упрощенно-материалистической, отрицающей существование образа и признающей реальным внутренний мир как состоящий из вещественных микродубликатов внешних объектов (Эмпедокл, Демокрит), и субъективно-идеалистической, отрицающей существование материальных объектов внеш­него мира, утверждающей мир образов как единственную реальность (Беркли, Юм [по 68]).

Согласно диалектическому материализму, при взаимо­действии человека с окружающей средой она порождает в структуре его мозга процессы, отражающие свойства этой внешней среды. Таким образом, как причины воз­никновения, так и особенности развития психических про­цессов оказываются лежащими вне организма. Отсюда понятно, почему характеристики психических процессов принципиально не могут быть выведены только из зако­номерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Для понимания их особенностей надо вклю­чить в рассмотрение все многообразие социальных связей, внешних по отношению к данному индивиду, что пока представляет непреодолимую трудность. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независи­мости протекания психического и физиологического про­цессов — психофизиологический параллелизм [319]. Осо­бенность психики, связанная с тем, что физиологическая составляющая психических процессов в восприятии прак­тически совершенно не представлена, явилась, вероятно, следствием эволюции приспособительных свойств психики. Если бы мы ощущали физиологическую сторону своих психических процессов, то это только искажало бы картину внешнего мира и мешало его правильному восприятию и пониманию. Таким образом, в психических процессах физические изменения, разыгрывающиеся в ограниченном пространстве органов восприятия и мышления, пред­стают перед нами как происходящие вне нас в неогра­ниченном внешнем пространстве и времени. Отмеченные особые качества психических процессов и лежат в основе выделения предмета психологии.

Важнейшая проблема психологии — изучение разви­тия психических процессов. В последующих разделах мы рассмотрим специфику проявления отдельных психиче­ских функций, а здесь попытаемся определить то общее, что обнаруживается в их развитии. Но прежде всего остановимся на вопросе: развиваются ли вообще психи­ческие процессы в течение человеческой жизни или просто с возрастом последовательно проявляются наследственно заданные качества?

По этому поводу существует несколько точек зрения. Так, представители гештальт-психологии придерживают­ся мнения, что психические процессы в течение жизни не развиваются, а обнаруживаются как следствие по­степенно проявляющихся врожденных задатков [365]. Для такой точки зрения есть некоторые основания. Уста­новлено, что психические процессы не полностью зависят от опыта: существуют и врожденные первичные структуры связей, необходимые, в частности, для осуществления первых контактов ребенка с окружающим миром [214].

Гештальт-психологи считают, что способности, в отли­чие от знаний и навыков, основаны на врожденных задатках и поэтому их развитие слабо зависит от обучения. При такой позиции исследование способностей у детей обычно направлено только на их выявление, а не на их формирование. Проблема направленного изменения и пре­образования самих психических функций в процессе обучения при таком взгляде, естественно, не может даже ставиться. Из этого непосредственно вытекает непра­вильный и реакционный вывод, что обучать детей, лишен­ных соответствующих наследственных качеств, беспо­лезно.

Но это одна из крайних позиций в вопросе о механизме развития высших психических функций. Существует про­межуточная позиция, представители которой признают

12

прижизненное развитие, но ограничивают этот период временем морфологического и функционального созрева­ния, а источник развития помещают внутрь организма без учета влияния внешней среды. Основоположник дан­ного подхода Пиаже [214] считает, что прижизненное развитие высших психических функций человека опреде­ляется последовательными фазами физического созрева­ния и овладения определенными логическими структура­ми, но этот процесс завершается с окончанием физио­логических изменений. Такое представление о развитии психических процессов в детском и юношеском возрасте базируется на основательном экспериментальном фунда­менте. Но нельзя согласиться с представителями этого направления в следующем: неправомерно отводить основ­ную роль в развитии психики ребенка физиологическому созреванию, сводя влияние среды к минимуму и утверж­дая, будто факторы среды только поддерживают прояв­ляющиеся формы поведения и не порождают новых форм. С этой точки зрения нет необходимости проводить строгое разграничение между физическим и умственным разви­тием. Умственный рост, так же как и рост физический,— лишь процесс морфологической организации [201].

Наиболее правомерной является концепция, согласно которой развитие психических функций связано с особен­ностями взаимодействия человека с внешней средой, не ограничено завершением морфологических изменений и продолжается всю жизнь. Ее обосновали советские психологи, продолжатели идей Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. Г. Анань­ев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко [15, 70, 108, 110, 159, 173] и др. Ведущим в ней является положение о том, что высшие психические функции формируются в деятельно­сти, а врожденными могут быть только задатки, пони­маемые как предпосылки или условия развития способ­ностей.

За счет каких же механизмов и структур осуществля­ется развитие психических функций после завершения морфологического созревания? За счет функциональных органов. Исследованиями школы А. Н. Леонтьева [159] показано, что при обучении формируются, так называемые функциональные органы — система нервных центров, между которыми в процессе многократной совместной работы устанавливаются особо прочные связи. Это позво-

13

ляет такой системе в дальнейшем работать как единому целому. Совершенно ясно, что заканчивающееся с воз­растом морфологическое развитие нервной системы (по­нимаемое как организация системы связей) не препят­ствует изменению проводимости внутри наследственно заданной системы фиксированных связей, и, следователь­но, функциональные органы могут формироваться всю жизнь и быть основой развивающихся способностей к обу­чению и творчеству и после окончания морфологиче­ского созревания. Поскольку такая структура далее функ­ционирует как единый орган, то процессы, которые она реализует, кажутся с субъективной точки зрения прояв­лением врожденных способностей. Таковы, например, непосредственность и одномоментность схватывания пространственных, количественных или логических отноше­ний. Обнаружена большая устойчивость функциональных органов. Например, у людей, потерявших зрение, спо­собность зрительного представления осязательно воспри­нимаемых форм сохраняется десятки лет, хотя прямое возбуждение соответствующих связей в условиях слепоты невозможно [200].

Что в большей мере влияет на развитие психических процессов: наследственно заданная структура или те из­менения в ней, которые вносит практический опыт данного человека? Если принять за основу, что решающее зна­чение имеет только исходная, наследственно заданная структура, то мы придем к позиции гештальт-психологии. Если считать определяющими изменения структуры, свя­занные только с морфологическим созреванием, а не с развитием и обучением, то мы встанем на позицию школы Пиаже. Советская психология строго обосновала существенное влияние практики и обучения, показав воз­можность развития высших психических функций и после завершения физиологического созревания. Взгляды шко­лы Пиаже и советских психологов значительно различают­ся и в вопросе о движущих силах психического раз­вития. Пиаже рассматривает умственное развитие ребенка как спонтанный, не зависящий от обучения процесс, ко­торый подчиняется биологическим законам, сводит влия­ние среды к задержке или стимуляции умственного раз­вития, а сам источник помещает внутрь человека. В про­тивоположность этой концепции советские психологи под­черкивают важную роль социальной среды, считая, что

14

умственное развитие ребенка определяется взаимодействи­ем его внутренних потенций с социальными влияниями. Теперь обратимся к общим моментам в развитии выс­ших психических функций: погружению, свертыванию, произвольности.

rabochaya-programma-romanovoj-natali-vladimirovni-uchitelya-1-kvalifikacionnoj-kategorii-po-uchebnomu-kursu-fizicheskaya-geografiya-korrekcionnaya-shkola-viii-vida.html
rabochaya-programma-russkie-bilini-kak-sredstvo-priobsheniya-detej-k-ustnomu-narodnomu-tvorchestvu-i-istorii-rossii-dlya-raboti-s-detmi-6-7-let.html
rabochaya-programma-russkij-yazik-sistema-l-v-zankova-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-russkij-yazik-dlya-2-klassa-stranica-4.html
rabochaya-programma-saprikinoj-svetlani-ivanovni-visshaya-kvalifikacionnaya-kategoriya-po-uchebnomu-predmetu-biologiya.html
rabochaya-programma-sd-disciplini-sd-07-avtomatizaciya-konstruktorskogo-i-tehnologicheskogo-proektirovaniya.html
rabochaya-programma-sertifikacionnogo-cikla-obshego-usovershenstvovaniya-po-specialnosti-hirurgiya-fakultet-povisheniya-kvalifikacii-i-professionalnoj-perepodgotovki-specialistov-stranica-7.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/patogenez.html
  • doklad.bystrickaya.ru/veniamin-kaverin-pered-zerkalom-roman-stranica-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-o-studentah-nahodyashihsya-na-socialnom-obespechenii-otchet-o-rabote-medicinskogo-kolledzha-2-po-itogam.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-politicheskoe-flesh-mob-dvizhenie-programmi-obucheniya-repressirovannih-36-11-iniciativi-v-sfere-molodezhnoj-politiki.html
  • control.bystrickaya.ru/brak-po-semejnomu-pravu-poryadok-i-usloviya-zaklyucheniya-i-prekrasheniya-braka-chast-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/poluchit-vsyo-ot-zhizni-7-glava-chudo-golodaniya-9.html
  • essay.bystrickaya.ru/bozhij-proekt-schastlivoj-semi-lester-samral-vstuplenie-stranica-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-59-sostav-i-dvizhenie-debitorskoj-zadolzhennosti-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya.html
  • education.bystrickaya.ru/231-vsemirnie-tendencii-urbanizacii-kurs-lekcij-dlya-studentov-1-kursa-vseh-form-obucheniya-specialnostej-030504.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervoe-sobornoe-poslanie-apostola-ioanna-bogoslova-sobornie-poslanie.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-den-braun-angeli-i-demoni.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-gruppi-im-21.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-proekt-organizaciya-nauchnogo-obshestva-uchashihsya-yunij-issledovatel-soderzhanie.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-dou-detskij-sad-segodnya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-o-byudzhete-voronezhskoj-oblasti-na-2010-god-napravlen-na-nulevoe-chtenie.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-topograficheskoj-semke-v-masshtabah-1-5000-1-2000-1-1000-i-1-500.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-mordovskomu-respublikanskomu-fondu-obyazatelnogo-medicinskogo-strahovaniya-obespechit-finansirovanie-okazaniya-medicinskoj-pomoshi-v-obemah-sredstv-predusmotrennih-programmoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/buhgalterskij-uchet-i-audit-ch2-232-103-voprosa-90-rublej-ishite-testi-ne-tolko-po-nazvaniyam-no-i-po-soderzhaniyu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nformacjn-sistemi-v-ekonomc.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-predmetu-informatika-i-informacionno-kommunikacionnie-tehnologii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-i-pravila-provedeniya-dopolnitelnogo-profilnogo-ekzamena-anglijskij-yazik.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vladimir-bogolyubovo-gorohovec-cheboksari-raifa-kazan-nizhnij-novgorod-suzdal.html
  • universitet.bystrickaya.ru/syuzheti-vtorogo-etapa-zhenskoj-samorealizacii-tak-chto-zhe-takoe-skazkoterapiya-pervoe-chto-prihodit-v-golovu-terapiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/normativnie-urovni-veroyatnosti-proyavleniya-otdelnih-vidov-riska-ip-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/motostrelkovij-tankovij-batalon-i-artillerijskij-divizion-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/fakti-narusheniya-ssha-svoih-obyazatelstv-v-sfere-nerasprostraneniya-oruzhiya-massovogo-porazheniya-i-kontrolya-nad-vooruzheniyami.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-sistema-upravleniya-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-tehnikuma-na-01-09-2011-g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-10-a-a-a-vot-ti-gde-rodimij-zasekla.html
  • writing.bystrickaya.ru/gosduma-prinyala-obrashenie-k-predsedatelyu-pravitelstva-rf-mihailu-fradkovu-s-prosboj-uskorit-zaklyuchenie-s-estoniej-soglasheniya-o-statuse-voinskih-zahoronenij.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-programma-konvencii-sites-po-kontrolyu-peremeshenij-i-torgovli-obektami-dikoj-flori-i-fauni-traffic-international-sibirskoe-tamozhennoe-upravlenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-temi-i-ee-soderzhanie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-uchebnoj-deyatelnosti-po-predmetam-gumanitarnogo-cikla-krasnogvardejskoj-specshkoli-internata-vi-vida-za-2011-2012-uchebnij-god.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-prevoshodstvo-papskoj-vlasti-predislovie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-fiziologiya-centralnoj-nervnoj-sistemi-dlya-napravleniya-521000-psihologiya-podgotovki-bakalavra.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-domashnej-kontrolnoj-raboti-dlya-uchashihsya-zaochnikov-po-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.