.RU

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ - Развитие высших психических процессов 6


^ РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Вначале было дело. Гете

Становление психических процессов

В этой книге будут рассматриваться различные пси­хические процессы человека. Полезно начать с уяснения того, в чем специфика высших психических процессов, к которым обычно относят восприятие, внимание, память, мышление, эмоции и речь. Она состоит, во-первых, в том, что ни один высший психический процесс не является следствием только возрастного раз­вития и созревания. Непременное условие их форми­рования — воспитание и другие формы социальных кон­тактов [71]. Другая их принципиальная особенность состоит в том, что преобразования сигналов, совершаю­щиеся в мозгу — органе психических процессов, воспри­нимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его. Они представляются происходящими во внешнем пространстве, не совпадающем с пространством мозга. Еще Карл Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз» [6, с. 82]. Иными словами, специфика психических процессов заключается в том, что они в конечных осознаваемых параметрах определяются свойствами внешних объектов.

Несмотря на то, что физическое существование внеш­них объектов никак не связано с мозгом, характеристики психических процессов представляются нам как свойства и отношения внешних объектов, составляющих их содер­жание. Так, мысль раскрывается в признаках тех объек­тов, отношения между которыми она отражает, а эмо­ция — в терминах, обозначающих отношения к тем со­бытиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Таким образом, психический процесс и его результат отнесены к разным объектам: первый — к мозгу, второй — к внешним предметам и явлениям. Для физиологического процесса, например, нет такого разделения: и сам процесс, и его результат относятся нами к одному и тому же объекту — органу, который его реализует.

10

Важной особенностью психических функций является то, что их физиологический компонент, т. е. те изменения в работе центральной нервной системы, которые обеспе­чивают соответствующий психический процесс, человеком совершенно не воспринимается. Нейрофизиологические составляющие психических процессов оказываются прак­тически недоступными для самонаблюдения [68].

Возникает парадокс: события, развивающиеся в нас самих, в нашем мозгу, мы не ощущаем, а свойства вещей, находящихся вне нас, ощущаем. Это противоречие между реально существующими характеристиками психи­ческих процессов и их воспринимаемыми характеристика­ми породило различные способы его разрешения. Сильно упрощая, можно сказать, что в домарксистской философии оно сводилось к двум крайним позициям: упрощенно-материалистической, отрицающей существование образа и признающей реальным внутренний мир как состоящий из вещественных микродубликатов внешних объектов (Эмпедокл, Демокрит), и субъективно-идеалистической, отрицающей существование материальных объектов внеш­него мира, утверждающей мир образов как единственную реальность (Беркли, Юм [по 68]).

Согласно диалектическому материализму, при взаимо­действии человека с окружающей средой она порождает в структуре его мозга процессы, отражающие свойства этой внешней среды. Таким образом, как причины воз­никновения, так и особенности развития психических про­цессов оказываются лежащими вне организма. Отсюда понятно, почему характеристики психических процессов принципиально не могут быть выведены только из зако­номерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Для понимания их особенностей надо вклю­чить в рассмотрение все многообразие социальных связей, внешних по отношению к данному индивиду, что пока представляет непреодолимую трудность. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независи­мости протекания психического и физиологического про­цессов — психофизиологический параллелизм [319]. Осо­бенность психики, связанная с тем, что физиологическая составляющая психических процессов в восприятии прак­тически совершенно не представлена, явилась, вероятно, следствием эволюции приспособительных свойств психики. Если бы мы ощущали физиологическую сторону своих психических процессов, то это только искажало бы картину внешнего мира и мешало его правильному восприятию и пониманию. Таким образом, в психических процессах физические изменения, разыгрывающиеся в ограниченном пространстве органов восприятия и мышления, пред­стают перед нами как происходящие вне нас в неогра­ниченном внешнем пространстве и времени. Отмеченные особые качества психических процессов и лежат в основе выделения предмета психологии.

Важнейшая проблема психологии — изучение разви­тия психических процессов. В последующих разделах мы рассмотрим специфику проявления отдельных психиче­ских функций, а здесь попытаемся определить то общее, что обнаруживается в их развитии. Но прежде всего остановимся на вопросе: развиваются ли вообще психи­ческие процессы в течение человеческой жизни или просто с возрастом последовательно проявляются наследственно заданные качества?

По этому поводу существует несколько точек зрения. Так, представители гештальт-психологии придерживают­ся мнения, что психические процессы в течение жизни не развиваются, а обнаруживаются как следствие по­степенно проявляющихся врожденных задатков [365]. Для такой точки зрения есть некоторые основания. Уста­новлено, что психические процессы не полностью зависят от опыта: существуют и врожденные первичные структуры связей, необходимые, в частности, для осуществления первых контактов ребенка с окружающим миром [214].

Гештальт-психологи считают, что способности, в отли­чие от знаний и навыков, основаны на врожденных задатках и поэтому их развитие слабо зависит от обучения. При такой позиции исследование способностей у детей обычно направлено только на их выявление, а не на их формирование. Проблема направленного изменения и пре­образования самих психических функций в процессе обучения при таком взгляде, естественно, не может даже ставиться. Из этого непосредственно вытекает непра­вильный и реакционный вывод, что обучать детей, лишен­ных соответствующих наследственных качеств, беспо­лезно.

Но это одна из крайних позиций в вопросе о механизме развития высших психических функций. Существует про­межуточная позиция, представители которой признают

12

прижизненное развитие, но ограничивают этот период временем морфологического и функционального созрева­ния, а источник развития помещают внутрь организма без учета влияния внешней среды. Основоположник дан­ного подхода Пиаже [214] считает, что прижизненное развитие высших психических функций человека опреде­ляется последовательными фазами физического созрева­ния и овладения определенными логическими структура­ми, но этот процесс завершается с окончанием физио­логических изменений. Такое представление о развитии психических процессов в детском и юношеском возрасте базируется на основательном экспериментальном фунда­менте. Но нельзя согласиться с представителями этого направления в следующем: неправомерно отводить основ­ную роль в развитии психики ребенка физиологическому созреванию, сводя влияние среды к минимуму и утверж­дая, будто факторы среды только поддерживают прояв­ляющиеся формы поведения и не порождают новых форм. С этой точки зрения нет необходимости проводить строгое разграничение между физическим и умственным разви­тием. Умственный рост, так же как и рост физический,— лишь процесс морфологической организации [201].

Наиболее правомерной является концепция, согласно которой развитие психических функций связано с особен­ностями взаимодействия человека с внешней средой, не ограничено завершением морфологических изменений и продолжается всю жизнь. Ее обосновали советские психологи, продолжатели идей Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. Г. Анань­ев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко [15, 70, 108, 110, 159, 173] и др. Ведущим в ней является положение о том, что высшие психические функции формируются в деятельно­сти, а врожденными могут быть только задатки, пони­маемые как предпосылки или условия развития способ­ностей.

За счет каких же механизмов и структур осуществля­ется развитие психических функций после завершения морфологического созревания? За счет функциональных органов. Исследованиями школы А. Н. Леонтьева [159] показано, что при обучении формируются, так называемые функциональные органы — система нервных центров, между которыми в процессе многократной совместной работы устанавливаются особо прочные связи. Это позво-

13

ляет такой системе в дальнейшем работать как единому целому. Совершенно ясно, что заканчивающееся с воз­растом морфологическое развитие нервной системы (по­нимаемое как организация системы связей) не препят­ствует изменению проводимости внутри наследственно заданной системы фиксированных связей, и, следователь­но, функциональные органы могут формироваться всю жизнь и быть основой развивающихся способностей к обу­чению и творчеству и после окончания морфологиче­ского созревания. Поскольку такая структура далее функ­ционирует как единый орган, то процессы, которые она реализует, кажутся с субъективной точки зрения прояв­лением врожденных способностей. Таковы, например, непосредственность и одномоментность схватывания пространственных, количественных или логических отноше­ний. Обнаружена большая устойчивость функциональных органов. Например, у людей, потерявших зрение, спо­собность зрительного представления осязательно воспри­нимаемых форм сохраняется десятки лет, хотя прямое возбуждение соответствующих связей в условиях слепоты невозможно [200].

Что в большей мере влияет на развитие психических процессов: наследственно заданная структура или те из­менения в ней, которые вносит практический опыт данного человека? Если принять за основу, что решающее зна­чение имеет только исходная, наследственно заданная структура, то мы придем к позиции гештальт-психологии. Если считать определяющими изменения структуры, свя­занные только с морфологическим созреванием, а не с развитием и обучением, то мы встанем на позицию школы Пиаже. Советская психология строго обосновала существенное влияние практики и обучения, показав воз­можность развития высших психических функций и после завершения физиологического созревания. Взгляды шко­лы Пиаже и советских психологов значительно различают­ся и в вопросе о движущих силах психического раз­вития. Пиаже рассматривает умственное развитие ребенка как спонтанный, не зависящий от обучения процесс, ко­торый подчиняется биологическим законам, сводит влия­ние среды к задержке или стимуляции умственного раз­вития, а сам источник помещает внутрь человека. В про­тивоположность этой концепции советские психологи под­черкивают важную роль социальной среды, считая, что

14

умственное развитие ребенка определяется взаимодействи­ем его внутренних потенций с социальными влияниями. Теперь обратимся к общим моментам в развитии выс­ших психических функций: погружению, свертыванию, произвольности.

rabochaya-programma-romanovoj-natali-vladimirovni-uchitelya-1-kvalifikacionnoj-kategorii-po-uchebnomu-kursu-fizicheskaya-geografiya-korrekcionnaya-shkola-viii-vida.html
rabochaya-programma-russkie-bilini-kak-sredstvo-priobsheniya-detej-k-ustnomu-narodnomu-tvorchestvu-i-istorii-rossii-dlya-raboti-s-detmi-6-7-let.html
rabochaya-programma-russkij-yazik-sistema-l-v-zankova-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-russkij-yazik-dlya-2-klassa-stranica-4.html
rabochaya-programma-saprikinoj-svetlani-ivanovni-visshaya-kvalifikacionnaya-kategoriya-po-uchebnomu-predmetu-biologiya.html
rabochaya-programma-sd-disciplini-sd-07-avtomatizaciya-konstruktorskogo-i-tehnologicheskogo-proektirovaniya.html
rabochaya-programma-sertifikacionnogo-cikla-obshego-usovershenstvovaniya-po-specialnosti-hirurgiya-fakultet-povisheniya-kvalifikacii-i-professionalnoj-perepodgotovki-specialistov-stranica-7.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vsya-eta-knigaeres-ot-nachala-i-do-konca-no-eto-daleko-ne-polnoe-sobranie-eresej-kotorie-mogut-prijti-na-um-lyudyam-esli-im-udarili-v-golovu-misli-o-dobre-i-zle-stranica-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samokontrolya-pervij-urok-pervaya-programma-8-sohranenie-i-zapusk-proekta-na-vipolnenie-11-sohranenie-proekta-11.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-izvestnij-lingvist-g-stepanov-utverzhdal-slovar-yazika-svidetelstvuet-o.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/buddijskaya-skulptura-v-koree.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shpargalki-po-russkomu-yaziku-za-9-klass.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroka-biologii-po-teme-vzaimootnosheniya-mezhdu-organizmami.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-1-vvodnaya-lekciya-prodolzhitelnost-2-chasa.html
  • znanie.bystrickaya.ru/63-reproduktivnoe-povedenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-otdelenij-dlya-specialnosti.html
  • school.bystrickaya.ru/kontrol-za-dvizheniem-proizvodstvennih-zapasov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/povedenie-cheloveka-v-kriticheskih-i-ekstremalnih-situaciyah-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/scenicheskoe-iskusstvo-anglii-rubezha-xix-xx-vekov-tvorchestvo-genri-irvinga-ellen-terri-edvarda-gordona-krega.html
  • books.bystrickaya.ru/biznes-za-stabilnost-vrazvitii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nastavlenie-po-organizacii-professionalnoj-podgotovki-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/13-dlya-gruppovih-operacij-s-fajlami-ispolzuyutsya-maski-imen-fajlov-instrukciya-po-vipolneniyu.html
  • institute.bystrickaya.ru/gazprom-obyavil-konkurs-po-otboru-auditora-na-2011g-potolok-ceni-prezhnij-8-mln.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izbrannie-raboti-kbezelget-mediaobrazovani-e-v-vedushih-stranah-zapada.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-tematika-kontrolnih-rabot-i-metodicheskie-ukazaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080401-tovarovedenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/nepomnyashij-n-n-stranniki-vselennoj-stranica-30.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vklad-na-pokritie-i-operacionnij-richag-chast-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stepanova-i-partneri.html
  • znanie.bystrickaya.ru/adresat-reklami-problema-uyazvimih-grupp-fedotova-l-n-sociologiya-reklamnoj-deyatelnosti-uchebnik.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-predostavlyaetsya-po-adresu-s-aksarka-ul-pervomajskaya-24-3-etazh-komitet-po-ekonomike-investicionnoj-politike-i-municipalnomu-zakazu-kabinet-311-telefon-34993-22-252-22-6-13-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bashennie-krani-chast-5.html
  • student.bystrickaya.ru/23-sostavlenie-obshego-plana-audita-osnovnih-sredstv-podgotovka-i-planirovanie-auditorskoj-proverki-osnovnih-sredstv.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-421.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii2-rektifikaciya-po-sobitiyam-izraitel-b-polnoe-rukovodstvo-po-rektifikacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskaz-shestoj-o-bibliotekah-srednevekovya-i-vozrozhdeniya-o-knizhnoj-torgovle-togo-vremeni-a-takzhe-o-tom-kak-skazalos-otkritie-universitetov-na-bibliotechnom-dele.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sovershenstvovanii-processa-fizicheskogo-vospitaniya-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-rossijskoj-federacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/najdish-v-m-n20-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-uchebnik-izd-2-e-pererab-i-dop.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vneshnyaya-lolitika-rossii-v-80-90-e-godi-xix-v-istoriya-rossii-ot-drevnejshih-vremen-do-nachala-xx-v-uchebnik-istorii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-lv-kniga-pervaya-.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ugolovnoe-pravo-zarubezhnih-stran-rekomenduetsya-po-napravleniyu-podgotovki-030900-yurisprudenciya.html
  • writing.bystrickaya.ru/kurbskij-semyon-fyodorovich.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-istoriya-detskogo-doma-posyolka-novoasbest-v-1941.html
  • notebook.bystrickaya.ru/individualno-psihologicheskie-i-lichnostnie-osobennosti-lzhivoj-lichnosti-klassifikaciya-obmanov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.