.RU

Развитие социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта в вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования - страница 2



Для определения статистической различимости результатов был использован критерий хи-квадрат, который применялся вначале и после экспериментальной работы. Сводные результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

^ Сравнение результатов экспериментальной работы между

экспериментальной и контрольной группами


Компоненты социальной компетентности

Значения статистики критерия хи-квадрат

До эксперимента

После эксперимента

Когнитивная

1,7109

25,426

Поведенческая

1,1335

23,806

Ценностно-мотивационная

1,4199

22,028

Ткр

12,59

11,07

Прим.: Простой шрифт в ячейках означает отсутствие различий между группами по определенной характеристике (наблюдаемое значение статистики критерия меньше критического на уровне значимости 0,05), а жирный – наличие различий (наблюдаемое значение статистики критерия больше критического на уровне значимости 0,05).


При анализе характера изменений, происходящих в результате экспериментальной работы были использованы средние значения оценок по каждой компоненте и их приращения (табл. 5).

Таблица 5

^ Значения средней арифметической взвешенной до и после

экспериментальной работы

Компоненты социальной компетентности

Время эксперимента

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Значение средней оценки

Приращение средней оценки

Значение средней оценки

Приращение средней оценки

Когнитивная


в начале

4,29

0,39

4,36

1,21

после

4,68

5,57

Поведенческая

в начале

3,20

0,41

3,15

1,33

после

3,61

4,48

Ценностно-мотивационная


в начале

3,80

0,29

3,74

1,14

после

4,09

4,88



Результаты показали, что качественные изменения по всем компонентам социальной компетентности экспериментальных группах было значительно больше, чем в контрольных. На основании разработанной шкалы баллов, соответствующих уровням социальной компетентности, были определены изменения уровней исследуемой компетентности у студентов до и после эксперимента.

В заключении диссертации представлены выводы, сформулированные на основе теоретического анализа и экспериментальной работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

1. Актуальность выполненного исследования определяется кардинальными изменениями и осуществляющимися реформами на железной дороге, связанными с существенным улучшением качества услуг пассажирских перевозок и деятельности железнодорожного транспорта; выдвижением на передний план задачи кадрового обеспечения железнодорожной реформы; существенным повышением требований к профессиональной подготовке будущих специалистов железнодорожного транспорта и, прежде всего, к уровню их социальной компетентности.

2. Социальная компетентность будущих специалистов железнодорожного транспорта рассматривается как интегративная характеристика личности, которая определяет ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивает овладение социальной ситуацией и дает возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от сложившихся условий и в соответствии с принятыми в социуме и профессиональном сообществе нормами и правилами.

3. Развитие социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта трактуется как взаимосвязанный и развертываемый во времени процесс направленного изменения когнитивного, поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов социальной компетентности, которые в своей совокупности обеспечивают возможность эффективно выстраивать свою деятельность в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами.

4. Модель развития социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта базируется на положениях системного, компетентностного, личностно ориентированного и контекстного подходов и характеризует структурные, содержательные и процессуальные особенности развития социальной компетентности, определяет отбор содержания, форм, методов и средств педагогического взаимодействия студентов и преподавателей при организации и осуществлении исследуемого процесса. Модель отражает процесс развития социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта по уровням ее проявления: личность, группа, общество.

5. Педагогическими условиями успешной реализации модели развития социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта являются: 1) обеспечение направленности содержания профессиональной подготовки на развитие социального интеллекта студентов; 2) совершенствование организационных форм и методов развития умений студентов работать с социальной информацией; 3) включение студентов в практико-ориентирован-ную, социально значимую деятельность, способствующую развитию их личностных качеств; 4) применение педагогического коучинга для создания у студентов положительной мотивации к социальной активности и профессиональным коммуникациям.

6. Для оценки состояния социальной компетентности будущих специалистов–железнодорожников были разработаны соответствующие критерии и показатели, которые соответствовали выявленной структуре анализируемой компетентности. Методом педагогической экспертизы отобраны диагностические методики, позволяющие производить оценку состояния каждого элемента социальной компетентности.

7. Методика развития социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта представлена тремя этапами: индивидуально-личностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Каждый этап отличался направленностью на повышение исследуемой компетентности на соответствующем уровне проявления – личности, группы и общества. К традиционным компонентам содержания образования было предложено добавить ряд мероприятий разработанных в рамках комплекса педагогических условий, реализуемого на каждом этапе методики.

8. Результаты педагогического эксперимента, которые подверглись обработке методами математической статистики, позволили зафиксировать разницу между состоянием социальной компетентности у студентов экспериментальной и контрольной групп по завершении целенаправленной работы. Значимые отличия были зафиксированы по всем компонентам социальной компетентности.

Таким образом, результаты экспериментальной работы можно признать успешными, а положения выдвинутой гипотезы подтвержденными.


Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

^ Статьи в журналах, включенных в реестр ВАК РФ

1. Повесьма Н.В. Сущность и структура социальной компетентности специалистов железнодорожного транспорта / Н.В. Повесьма // Международный научный журнал: Мир науки, культуры и образования. – Горно-Алтайск. – 2010. – №6. – С. 62–63.


Статьи в сборниках научных трудов и докладов

на научно-практических конференциях


2. Повесьма Н.В. Сущность игры в обучении иностранным языкам/ Н.В.Повесьма //  Сборник научных работ. − Челябинск: изд-во «Просвещение», 2007. – С. 67–72.

3.  Повесьма Н.В. Презентация Power Point и ее роль при обучении иностранным языкам / Н.В.Повесьма //  Сборник научных работ.  − Челябинск: изд-во «Просвещение», 2008. – С. 62–67.

4.  Повесьма Н.В. Профессионально-ориентированная модель социокультурного образования личности студента технического вуза / Н. В. Повесьма // Матер. межд. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2009.

5.  Повесьма Н.В. Перспективы развития мультимедийных обучающих технологий / Н.В. Повесьма // Сборник научных трудов. −Челябинск: изд-во «Образование», 2010. − С. 113-118.

  1. Повесьма Н.В. Факторы развития социальной компетентности студентов вузов МПС / Н.В. Повесьма // Наука и современность – 2010: матер. межд.. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2010. – С. 312–215.

  2. Повесьма Н.В. Методологические подходы к развитию социальной компетентности будущих специалистов-железнодорожников / Н.В. Повесьма // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: материалы межд.. науч.-практ. конф. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2010. – С. 13–17.

  3. Повесьма Н.В. Развитие социального интеллекта как условие эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорт / Н.В. Повесьма // Психология. Социология. Педагогика. – Москва, 2011.– №1. – С. 40–42.

  4. Повесьма Н.В. Педагогический коучинг и его роль в развитии социальной активности будущих специалистов железнодорожного транспорта / Н.В. Повесьма // Мир гуманитарных наук: матер. межд.. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: изд-во «Ажур», 2011. – С. 56–57.

  5. Повесьма Н.В. Педагогические условия развития социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта / Н.В. Повесьма // Инновации в современном мире: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. – Волгоград, 2011.

  6. Повесьма Н.В. Студенческий возраст как сензитивный период развития социальной компетентности / Н.В. Повесьма // Психолого-педагогические технологии развития личности: сб. статей участ. Всерос. науч.-практ. конф. (15–20 декабря 2010 г.). – Челябинск: изд. центр ЮУрГУ, 2011. – С. 60–63.

  7. Повесьма Н. В. Особенности профессиональной деятельности специалистов железнодорожного транспорта / Н.В. Повесьма // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы IX Всерос. научно-практ. конф.: в 4 ч. Ч. 4. – М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2010. – С. 31–35.



Подписано в печать 21.03.11 г. Печать ризографическая.

Гарнитура Times. Формат бумаги 60х90/16. Объем 1,2 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ 59.

Отпечатано в типографии ООО «Тираж Сервис»

454091, г. Челябинск, ул. Свободы, 179.


rabochaya-programma-po-muzike-dlya-5-7-klassov-poyasnitelnaya-zapiska.html
rabochaya-programma-po-muzike-dlya-6-klassa-na-2013-2014-uchebnij-god.html
rabochaya-programma-po-muzike-dlya-8-9-klassa-uchitel-ignatyuk-olga-vladimirovna.html
rabochaya-programma-po-muzike-klass-4.html
rabochaya-programma-po-muzike-poyasnitelnaya-zapiska-obshaya-harakteristika-uchebnogo-predmeta.html
rabochaya-programma-po-muzike-sostavlena-na-osnove-federalnih-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-vtorogo-pokoleniya-i-sistemi-uchebnikov-nachalnaya-shkola-xxi-veka.html
  • report.bystrickaya.ru/isklyuchitelnosti-specializacii-i-uslugah-konkretnih-kurortno-turistskih-obrazovanij.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xxiii-eshafot-shevale-de-mezon-ruzh-dyuma.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-obrazovaniya-i-pedagogicheskoj-misli.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fondovij-portfel-opredelenie-formirovanie-upravlenie-modeli-optimalnih-portfelej.html
  • books.bystrickaya.ru/bolee-chem-na-30-procentov-podorozhaet-zhile-v-chelyabinskoj-oblasti-v-etom-godu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/servisnie-tehnologii-vzaimodejstviya-kontragentov-v-sisteme-ipotechnogo-obsluzhivaniya-potrebitelej-finansovih-uslug.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-psihologo-mediko-pedagogicheskoj-komissii-polozhenie-semej-imeyushih-detej-invalidov-v-rossii-v-rossijskoj.html
  • institute.bystrickaya.ru/fizo-pokrovskij-tom-2.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-postanovlenie-uchenogo-soveta-fgou-vpo-sibirskij-federalnij-universitet.html
  • nauka.bystrickaya.ru/volnovaya-teoriya-stroeniya-elementarnih-chastic-adres-v-internete.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennie-teorii-proishozhdeniya-zhizni.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-11-proekt-osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-proektami-specialnost.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-dominirovanie-enciklopediya-metodov-propagandi-kak-nas-obrabativayut-smi-politiki-i-reklama.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-13-makroekonomicheskoe-ravnovesie-sovokupnij-spros-i-sovokupnoe-predlozhenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-33-osobuyu-blagodarnost-virazhayu-bajronu-prajsu-i-richardu-kurtisu-za-to-chto-imenno-oni-v-pervuyu-ochered.html
  • desk.bystrickaya.ru/pometki-i-znaki-gore-i-skorb-44-luchshe-v-kompanii-ili-luchshe-kogda-odin-47.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prezident-povernulsya-licom-k-prirode-gosduma-rf-monitoring-smi-4-iyunya-2008-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soobsheniya-otpravlennie-napryamuyu-na-elektronnij-adres-rassilki-blokiruyutsya-segodnya-28-yanvarya-2009-g-v-etom-vipuske.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2261-iii32-protokol-publichnih-slushanij-2-ot-26-avgusta-2009-goda-po-proektu-aktualizirovannij-generalnij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shizoanaliz-stranica-16.html
  • student.bystrickaya.ru/10ispolzovanie-vozobnovlyaemih-istochnikov-energii-i-mestnih-vidov-topliva.html
  • composition.bystrickaya.ru/pnn-ou-dstemelk-keshen-adam-ekologiyasi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-8-eshyo-mnogoe-predstoit-ustanovit-yurij-dojkov-pamyatnaya-knizhka-krasnij-terror-v-sovetskoj-arktike.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ivan-innokentevich-serebrennikov-zhiznennij-put-i-evolyuciya-vzglyadov-sibirskogo-intelligenta-1882-1920-gg.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-mirovogo-iskusstva-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-350400-svyazi-s-obshestvennostyu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-metodicheskie-ukazaniya-ivanovo-2007-udk-65-011-56075-8.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-a-link-font-family-arial-cyrarial-tahoma-verdana-text-decoration-none-.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-sokrata-i-platona-est-virazhennoe-v-ponyatiyah-naukoobraznoe-mirovozzrenie-baziruyusheesya-na-obobshenii-sovokupnih.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-obsuzhden-na-zasedanii-kafedri.html
  • books.bystrickaya.ru/chuzhoj-gorod-pochemu-desyatki-tisyach-invalidov-boyatsya-vihodit-u-bolshinstva-zhenshin-deti-zhelannie-nachalas-podgotovka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/goszakaz-neopredelennoe-ponyatie-nedostizhimij-rezultat.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-politicheskaya-regionalistika-moskva-200-8-razrabotchik-programmi-d-p-n-professor-busigina-i-m-razdel-organizacionno-metodologicheskij.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-k-prakticheskim-zanyatiyam-dlya-aspirantov-ugmu-vseh-specialnostej-po-discipline-istoriya-i-filosofiya-nauki-medicinskie-nauki.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahovoj-rinok-rf-chast-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/nekotorie-voprosi-praktiki-vekselnogo-obrasheniya-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.