.RU

Развитие литературных способностей у младших школьников


Развитие литературных способностей у младших школьников

Выступление на региональной педагогической конференции

Учитель начальных классов Фадеева Г. И.

«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».

Б.Асафьев


Начальная школа – это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Я думаю, что лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового.

Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.

Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности.

Я считаю, наиболее благоприятными для развития творческого потенциала ребёнка являются уроки литературного чтения. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Чтение включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через него себя как личности. Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.

Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.

Развитие детского творчества, по моему мнению, в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: 1) замечать любые творческие проявления учеников; 2) создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:

  1. познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;

  2. творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим.

  3. система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.

Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д. Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д. В своей работе я использую игры- драматизации. Ученикам предлагаю представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире. Сначала использую готовые сценарии, затем пишем их совместно с учащимися. Разработка характеров и речи героев позволяет мне лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.

Назову возможные формы драматизаций: 1)кукольный театр; 2)костюмированные представления по известным сказкам и рассказам; 3)музыкальные инсценировки сказок и рассказов; 4)спектакли по собственным сценариям; 5)драматизация сказок.

Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы. Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить свою сообразительность и смекалку позволяют литературные игры. На уроках чтения, русского языка и окружающего мира и во внеклассное время ученикам предлагаю разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность, - головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.

Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале.

Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили мне сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации. Они с большим удовольствием сочиняют рассказы, стихи, потешные сказки, сказки. К урокам окружающего мира делают интересные рефераты на разные темы. С увлечением работают над созданием книжек-самоделок.

Я считаю, что наилучшим стимулом для детского творчества. Является свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников.

Литература:

  1. Алешаева Н.П.. Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.2004. №11.

  2. Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2005. № 6.

  3. Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.

  4. Романова Л. И. Развивать у детей творчество. // Начальная школа. 1985. №10.

  5. Интернет – проект «Фестиваль – открытый урок» «Развитие творческой активности младших школьников».

  6. Сухов И. Г. Занимательные материалы: ВАКО, Москва. 2005.



19.11.2008

Задания, которые развивают творческую активность:








Литературная викторина

«Найди рифму»


1.Как у нашего. Мирона 2. – Стыдно старому реветь -

На носу сидит… Ты не рыба, а …

3.Сестрйнка ему надевала чулок, 4. Но, как чёрная железная нога,

А слава скучал и глядел в … Побежала, поскакала …

5.На брата сердится сестра: 6. Кит царапался, кусался,

Её зовут Марина, Если ж был неравен спор

А он стоит среди двора, От врагов своих спасался,

Кричит: - Ты где, … Залезая на …


Из банка творческих работ моих учеников


























Урок внеклассного чтения

Региональная научно-практическая конференция

Фадеева Г. И. - учитель начальных классов


Тема:

«Читаю стихотворение, слышу сказку. В гостях у дедушки Корнея».


Цели:







Форма урока:


урок-конкурс


Оборудование урока:


Книги К. И .Чуковского, портреты поэта, детские рисунки к произведениям Чуковского, книжки-самоделки, компьютер и диск с презентацией урока, с записями эпизодов из мультфильмов.


Эпиграф урока:


«Писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит».


Ход урока.

^ 1.Организационный момент. (звучит весёлая мелодия)


Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши весёлые сказки.


2. Объявление темы и целей урока.

- Вы, наверное, поняли, что мы сегодня продолжаем знакомство с замечательным детским поэтом – К. И. Чуковским. Что вы о нём уже знаете?

3. ^ Беседа о Чуковском

Я хочу вам ещё о нём рассказать. В русской литературе лишь два писателя получили в народе почётное звание «дедушка»: И. А. Крылов и К. И. Чуковский. Сам поэт говорил: ( текст на диске) «Конечно. Мне не очень нравится, что меня именуют одним из старейших писателей – «дедушкой Корнеем». Но ничего не поделаешь: я пишу и печатаюсь 66 лет и мне самому удивительно, что я до сих пор не бросаю пера. Но не могу представить себе, как бы я прожил хоть несколько дней без него».

Это был истинный труженик литературы, удивительный писатель. Он сочинил много стихов, сказок. Давайте вспомним, какие сказки вы знаете?

Чуковский очень любил детей – горячо, бескорыстно, нежно. Он говорил с ними на их языке. И дети ему отвечали тем же.

А ещё его любили художники-карикатуристы. Его внешность давала обильную пищу для их творчества. Рассмотрите его портрет. Что вы можете о нём сказать?

Действительно, полные румяные губы, над ними «увесистый любопытный нос, смеющиеся глаза и всегдашняя непослушная прядь, свисающая на лоб. Прибавьте к этому высокий рост, длинные руки, такие же длинные ноги. Вообразите стремительную полупоходку-полубег, певуче-длинный голос и перед вами возникнет смешной, забавно-живописный образ поэта. (фото на диске).

Чуковский откликался на любую просьбу, постоянно за кого-то хлопотал, бегал, добивался, звонил по телефону, писал письма, был неравнодушным человеком. Но мог быть и ядовитым, раздавать характеристики людям налево и направо. Мог подразнивать людей. Вот, например, как советовал дразнить рёвушек. (Чтение учеником стиха «Федотка») А так дразнить обжору. Ученик читает перевод английской народной песенки «Робин Бобин Барабек».

Корней Иванович жил по своду правил, которые составил сам.(на диске).

«Не пить, не курить, вставать в 5 утра, ложиться в 9 вечера, выполнять все обещания, отвечать на все письма, никогда не хвалить того, что не нравиться, не играть в карты, не ходить в гости и т.д.»

Зачем всё это? К чему столь жестокие правила. По Чуковскому – ничто не должно отвлекать от главного – от работы. Он был и переводчиком с английского языка, и литературоведом, и исследователем- попытался найти закономерности детского мышления и чётко их сформулировать, что и сделал в знаменитой книге «От двух до пяти». (инсценирование нескольких эпизодов из книги).

А главное,Чуковский был сказочником. Он одарил нас просто со сказочной щедростью. Кто не знает его сказки? А вы знаете? Мы это сейчас проверим.

Объявляю конкурсную программу.

4.Физминутка.

«Веселая минутка» (текст в приложении)


5. ^ Конкурсная программа.

Конкурс 1- отгадай мультфильм по эпизоду. (3 фрагмента: «Доктор Айболит», « Бармалей», « Муха-Цокотха»).


Конкурс 2- « Так всё начиналось»

- Вам нужно по начальным строчкам узнать произведение.

1. Ехали медведи

На велосипеде. (« Тараканище»)

2. Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать» (« Путаница»)

3. Одеяло

Убежало

Улетела простыня..( «Мойдодыр» )

4. Муха-муха Цокотуха,

Позолоченное брюхо! ( «Муха- Цокотуха» )

5. Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало ( «Краденое солнце» )

6. Скачет сито по полям,

А корыто по лугам ( «Федорино горе» )

7. Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона. («Чудо- дерев» )

8. Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит. ( «Айболит» )

9 Маленькие дети

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

Не ходите в Африку гулять. ( «Бармалей» )


Конкурс 3. Найди рифму.

- На партах лежат листочки с четверостишиями из сказок Чуковского, в них пропущены слова, вы должны, работая в парах подобрать рифмы и их записать. Вы работаете для всей команды. Та команда, которая правильно подберет рифмы, получает жетон. ( тексты даны в приложении. )


Конкурс 4. « Отвечай не зевай»

- Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде.

1. Кто справился со страшным тараканищем? ( воробей)

2. Кто спас Муху- Цокотуху? ( комар)

3 Что у него было в руке? ( мал. Фонарик. )

4. Какое отчество было у Федоры? ( Егоровна )

5. Кого тянули из болота? ( Бегемота )

6. Что просили по телефону зайчатки ? ( перчатки)

7. Куда убежали Таня и Ваня? ( В Африку)

8. Кто их взял в плен? ( Бармалей)

9. Кто «украл» солнце? ( крокодил)

Физминутка

Показать движения героев сказки «Тараканище»:


Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд

А за ним комарики на воздушном шарике….

Вдруг из подворотни страшный великан…


Конкурс 5. «Очень страшная история»

- Один человек от каждой команды получает карточку с четверостишием, готовит его выразительное чтение, а команда, прослушав его, должна угадать кого испугались герои произведения. А пока ребята готовятся, мы попробуем отгадать загадки, которые придумал Чуковский. ( Четверостишия и загадки в приложении.)


Конкурс 6. «Торги»

- Узнайте произведение , услышав как можно меньшее количество слов.

1. Тут, букашки, и, козявки, выползают, из- под, лавки, слава, слава, Комару ( «Муха- Цокотуха»)

2. Да, здравствует, мыло, душистое, и, полотенце, пушистое, и, зубной, порошок. ( «Мойдодыр»).

3. И, ответила, посуда, было, нам, у, бабы, худо, не любила, нас. ( « Федорино горе» )


Конкурс 6. «Театральный» (работа в группах)

- Прочитать отрывок из любого произведения в книгах на партах и инсценировать его.


Конкурс 7. Кроссворд – тест «Именинница».

(В приложении и на диске)


^ Подведение итогов конкурсов.


Вручение самоваров- сувениров ученикам.


Сценка – сюрприз. Играют заранее подготовленные дети.

Отрывок из ст. «Путаница»


Ведущий Воробышек прискакал

И коровой замычал?


Воробышек Му – у – у !


Ведущий Прибежал медведь

И давай реветь:


Медведь Ку – ка – ре – ку !


Ведущий Только заинька

Был паинька.

Не мяукал

И не хрюкал –

Под капустою лежал,

По заячьи лопотал

И зверюшек неразумных уговаривал:


Заинька Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлакать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком.


  1. Итог урока.

- Ну вот и закончился наш урок. Кому понравился? Чему учат нас произведения Чуковского? Чем они все заканчиваются.? Чтение строк В. Берестова о Чуковском на диске.


19.11.2008 Фадеева Г. И.


Кроссворд – тест «Именинница»




































































































































































  1. Блошки подарили Мухе-цокотухе: тапочки, сапожки, чемодан?

  2. Именинницу поймал: клещ, грач, паук?

3. Бабушка-пчела принесла Мухе: лук, сок, мёд?

4. Выручил именинницу из беды: петух, шмель, комар?

5. После победы над злодеем с муравьихой плясал: слепень, муравей, сверчок?

6. С жуками отплясывали: бабочки, сверчки, червячки?

7. Под диваны спрятались: гусеницы, тараканы, обезьяны?


Сапожки, паук, мёд, комар, муравей, бабочки, тараканы.


Подбери рифму


Взял и клюнул таракана

Вот и нету ____________.

Поделом великану досталося,

И усов от него не _________.


Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату ________

Умывальники __________.


Вот обрадовались звери

Засмеялись и _________.

Ушками захлопали,

Ножками ____________.


«Страшная история»

Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа.


«Милый, милый Людоед,

Смилуйся над нами,

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями!»


Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду.

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.


Загадки, которые придумал К. И. Чуковский.



  1. Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня. (Крапива)


2. Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная. (Коньки)


3. Лежу у вас я под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне.

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)


4. Я лаю со всякой собакой,

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревёт,

Я тоже реву:

«У-у!» (Эхо)


5. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж)


6. Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)


Федотка

Бедный Федотка – сиротка.

Плачет несчастный Федотка:

Нет у него никого,

Кто пожалел бы его.

Только мама, да дядя. Да тётка,

Только папа да бабушка с дедушкой.


Барабек


Робин бобин барабек

Скушал сорок человек.

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу.

Скушал башню, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

« у меня живот болит!»


Весёлая минутка

Физминутка


На каждый вопрос дети отвечают хором «Вот так!» и жестом показывают нужное действие.

- Как живёшь?

- Вот так! (показать большой палец)Как идёшь?

-Вот так (прошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой)

- А бежишь?

- Вот так! ( согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге).

- Ночью спишь?

- Вот так! (руки лодочкой под щёку и положить на них голову)

-Как берёшь?

- Вот так!

- А даёшь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так! ( надуть щёки и разом стукнуть по ним)

- А грозишь?

- Вот так! (погрозить пальцем своему соседу).

rabochaya-programma-po-discipline-ekonomika-i-organizaciya-proizvodstva.html
rabochaya-programma-po-discipline-ekonomika-nedvizhimosti.html
rabochaya-programma-po-discipline-ekonomika-otrasli.html
rabochaya-programma-po-discipline-ekonomika-ssha-specialnosti-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
rabochaya-programma-po-discipline-elektrodinamika-i-antenno-fidernie-ustrojstva-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-210800-avtonomnie-informacionnie-i-upravlyayushie-sistemi-fakultet-avtomatiki-i-vichislitelnoj-tehniki.html
rabochaya-programma-po-discipline-elektronnie-izdaniya-po-specialnosti-030901-65-izdatelskoe-i-redaktirovanie.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-chetvertom-razdele-stroitelnaya-keramika-na-osnove-tehnogennogo-grubodispersnogo-sirya-05-23-05-stroitelnie.html
  • student.bystrickaya.ru/4-god-obucheniya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-shkoli-internata-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uprazhnenie-36-opredelite-predlozheniya-v-sostav-kotorih-vhodit-a-infinitiv-opredelenie-b-infinitiv-chast-slozhnogo-dopolneniya-pri-zatrudneniyah-smotrite-tablici-2-5-6-i-prochitajte-poyasneniya-posle-uprazhneniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannaya-versiya-yavlyaetsya-demo-versiej-dlya-priobreteniya-dannoj-raboti-vi-mozhete-sdelat-zayavku-na-sajte-pokrovsk-diplom-narod-ru-ili-po-e-mail-pokrovsk-diplom-yandex-ru.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-13-kak-igrat-navernyaka-kniga-istorii-uspeha-uchenikov-bogatogo-papi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-programmi-direktor-respublikanskogo-nauchno-prakticheskogo-centra-travmatologii-i-ortopedii-doktor-medicinskih.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-tvorcheskoj-deyatelnosti-po-socializacii-i-socialnoj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variant-1-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-po-discipline-cenoobrazovanie-dlya-studentov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-mozhno-priblizitsya-k-skazannomu-absolyutu-tehnikoj-nelzya-naukoj-zemnoj-nelzya-iskusstvom-izobrazitelnim-nelzya-mozhno-lish-rasshireniem-soznaniya-kogda-stranica-47.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-mou-pirochinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-na-period-s-2005-g-po-2010-g-struktura-programmi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-yazik-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-rassmotrena-na-zasedanii-ciklovoj-komissii-gumanitarnih-disciplin.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/izbrannie-raboti-dkonsidajna-monografiya-chast-1.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poziciya-rossii-v-svyashennom-soyuze-chast-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-studentov-biologicheskih-specialnostej-selskohozyajstvennih-vuzov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vpoiskah-chudesnogo-fragmenti-neizvestnogo-ucheniya-perevod-n-v-fon-boka-c-izdatelstvo-chernisheva-spb-1992-stranica-26.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-sostoyaniya-rabot-po-formirovaniyu-elektronnogo-pravitelstva-regiona-i-razvitiyu-informacionnogo-obshestva-stranica-22.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imehanizmi-operacionnoj-integracii-vestnik-integrativnoj-psihologii.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-na-luchshuyu-razrabotku-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-irkutskovedenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kultura-ssha-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-vipolnenie-rabot-po-sborke-i-ustanovke-detskogo-igrovogo-oborudovaniya-v-kolichestve-31-edinici-komplektnogo-oborudovaniya-na-territoriyah-mikrorajonov-goroda.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-v-gladkov-zamestitel-generalnogo-direktora-po-ekonomike-stranica-7.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvernutij-tematicheskij-plan-3-klass-pp.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-obuchayushihsya-literatura-i-eyo-rol-v-duhovnoj-zhizni-cheloveka-shedevri-rodnoj-literaturi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciya-kostromskaya-oblastnaya-duma-postanovlenie-ot-29-oktyabrya-2004-g-n-2854-o-programme-razvitiya-lesopromishlennogo-kompleksa-kostromskoj-oblasti-na-period-do-2010-goda-stranica-21.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponyatie-proizvodstvenno-sbitovih-sistem-kompleks-uchebno-metodicheskih-materialov-nizhnij-novgorod-2010-pechataetsya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/badarlamasi-1-basilim-08-09-2016-zh-tadau-komponentn-ou-badarlamasi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b-istoriya-zapadnih-birzh-koksharov-aleksandr-puzir-ili-net1.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-02-istoriya-yazika-celi-i-zadachi-disciplini-predmetom-disciplini.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-tehnologicheskogo-processa-tr-toplivnoj-apparaturi-avtomobilya-kamaz-5320.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-narodnij-komissariat-rossii-proekt-preobrazheniya-rossii-put-k-zhiznestroyu-razumnogo-chelovechestva-dobroj-voli.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osmotr-mesta-proisshestviya-kak-sledstvennoe-dejstvie-pri-rassledovanii-krazh.html
  • writing.bystrickaya.ru/datchiki-potoka.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-maj-2006-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zoopark-kniga-vklyuchaet-neskolko-rubrik-v-kotorih-predstavleni-igri-razvivayushie-opredelennij-poznavatelnij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.