.RU

«Развитие экономической мысли как процесс становления экономической науки»


Эссе по теме:


«Развитие экономической мысли как процесс становления экономической науки»


Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Зарождение экономической науки берет начало ещё с античных времен. Сам термин “экономика” происходит от греческого “ведение домашнего хозяйства”. Ещё достаточно отрывочные и наивные, они всё же способствовали прогрессивному развитию общества. Наиболее примечательными среди мыслителей древности были Ксенофонт (430-355), Платон(427-347) и Аристотель(384-322). Ксенофонт отдавал предпочтение натуральному хозяйству на земле, считая что оно делает человека здоровым, сытым и справедливым (кто больше работает, то больше получает). Он противником накопления в личном пользовании золота и серебра. Ксенофонт не был так же сторонником ремесленников, однако признавал эффективность разделения труда.

Платон, будучи величайшим философом древности, интересовался экономическими проблемами лишь в небольшой степени. Но что интересно из его трудов, так это то, что происхождение государства он связывал с потребностью людей в повседневном удовлетворении своих потребностей и с обменом. Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворять всех своих нужд...”

Платон был сторонником натурального хозяйства и ограниченного капитала, по его мнению, он не должен превышать стоимость надела в 4 раза, иначе излишек подлежит передаче государству. Закон должен устанавливать пределы колебаний цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных - считал Платон.

Философ пытался доказать, что богатство и счастье несовместимы, так как он считал часть богатства человека полученной несправедливо.

И именно идея справедливости легла в основу его сочинения “Государство”, в котором Платон изложил свою теорию идеального государства. Справедливым он называл такое общество, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени, подразделяя тем самым общество на четыре различных класса:

1)правителей;

2)воинов;

3)свободных крестьян ремесленников;

4)рабов.

Именно Платон первым выдвинул идею “социализма”, состоявшую в специфическом отношении к собственности.

Аристотель также был великим философом древности, и его мнения относительно взаимосвязи человека и государства совпадали с мнениями Платона. Однако в отличие от своего предшественника, Аристотель был безусловным сторонником частной собственности.

В теории Аристотеля проводится различие между производством с целью удовлетворения своих нужд и производством с целью обогащения. Первое он одобрял, второе порицал.

Аристотель различал потребительскую стоимость (пользу) и меновую стоимость: обмен справедлив, если каждый получает как раз столько, сколько он даёт другому. Средством, дающем возможность сравнивать различные потребности, являются деньги. Деньги являются также средством обмена, так как соизмеряет различные товары. Монета не может рождать монету, т.е. процент.

Также важное значение имеет теория золотой середины Аристотеля, по которой всякая добродетельность есть среднее между противоположными пороками.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы 1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник в преддверии и во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний (первый – до середины XVI в., второй – середины XVII – начало XVIII в.). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII – началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия.

Разложение меркантилизма и зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

Классическая буржуазная политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

Во-первых, она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.

Во-вторых, она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.

В-третьих, одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.

В-четвертых, в трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

В классической буржуазной политической экономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623-1774), главными фигурами – Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а завершителем – Джона Ст. Милля (1806-1873). Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних – в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646-1714), после которого она была представлена школой физиократов (дословно – "власть природы"). Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как "бесплодная" сфера, не создающая "чистого продукта". Кроме того, физиократы в лице Ф. Кенэ (1694-1767) сделали гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Для этого они установили баланс пропорций между натуральными и стоимостными потоками и частями совокупного общественного продукта и субъектами производственных отношений – классами общества.

В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – "пролетарскую политэкономию".

В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли:

во-первых, более умеренного, чем классики, крыла так называемых "буржуазных", или "вульгарных" (по определению К. Маркса), экономистов (Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа, Т.Р. Мальтус, Дж. Мак-Куллох, Дж. Милль), развивавших учение классиков;

во-вторых, к критике капитализма с мелкобуржуазных позиций (С. де Сисмонди, П.Ж. Прудон) – выработке направлений его видоизменения путем реформ;

в-третьих, к появлению утопического социализма в его классической форме (А. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции и Р. Оуэн в Англии) – учению о справедливом устройстве общества на социалистических началах;

в-четвертых, к появлению марксизма (пролетарского направления) – радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость устранения эксплуатации человека человеком, экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической общественно-экономической формации и ее первой фазы – социализма.

Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех этих экономистов. Особого внимания заслуживает наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, в произведениях которых дана оригинальная трактовка многих принципиальных проблем экономической науки – предмета и метода политической экономии, системы экономических отношений капитализма, закономерностей перехода от одной формации к другой, классовых взаимоотношений пролетариата и буржуазии. В дальнейшем марксистская политическая экономия развивалась в трудах В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, К. Каутского, Р. Гильфердинга и других ученых-марксистов.

В немарксистской политической экономии с конца XIX в. по настоящее время сложился ряд признанных научных экономических школ и направлений:

Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Фон Визер, Е. Бем-Баверк) – поставили в центр своего анализа человека с его потребностями, привнесли в экономику "метод робинзонад". Особая заслуга – формулирование теории предельной полезности. Идеи австрийской школы внесли весомый вклад в формирование неоклассического направления в экономической науке.

Неоклассическое направление объединяет сразу несколько школ – кембриджскую (А. Маршалл, А. Пигу), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето) и американскую (Дж. Б. Кларк). Общая особенность – широкое применение математических методов, методологии маржинализма (анализа предельных величин) в экономике.

Институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл) – характеризуется критикой монополистического капитализма, защитой интересов "среднего класса" на основе проведения экономических реформ.

Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) – в целях решения проблемы безработицы и кризисов предложена теория "регулируемого капитализма" на основе управления спросом.

Неоконсерватизм – (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) – защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.


^ Список использованной литературы



  1. Название: Политэкономия Автор: Мочерный С.В. Издательство: Приор Год издания: 2005

  2. Истоки: Экономика в контексте истории и культуры. - Кузьминов Я.И. Издательство: ГУ ВШЭ, 584 с.

  3. Национальная экономика: Учебное пособие. 2-е изд. - Градов А. П. Издательство: Питер, 240 с.

  4. Большой экономический словарь. 2-е издание - Борисов А.Б. Издательство: Книжный Мир 860 с.

  5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С. 23-25.




rabochaya-programma-disciplini-zemleustrojstvo-i-zemelnij-kadastr-napravlenie-oop-080200-menedzhment.html
rabochaya-programma-disciplini-zoologiya-kod-disciplini-po-uchebnomu-planu-opd-f-3.html
rabochaya-programma-disciplinimodulya-rpdrpm-programma-uchebnoj-praktiki-po-disciplinemodulyu.html
rabochaya-programma-dlya-10-klassa-po-predmetu-geografiya-35-chasov-v-god-1-chas-v-nedelyu-sostavitel.html
rabochaya-programma-dlya-7-klassa-po-predmetu-geografiya-70-chasov-v-god-2-chasa-v-nedelyu-sostavitel.html
rabochaya-programma-dlya-aspirantov-specialnosti-01-04-02-teoreticheskaya-fizika-podgotovleno-k-izdaniyu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/72-aktivnij-skepticizm-1-a-vi-genij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/specializirovannie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvo-obshestvo-cerkov-v-epohu-patriarha-nikona-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/telefonnij-spravochnik-stranica-14.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razdel-vii-obzhalovanie-aktov-nalogovih-organov-nalogovij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/microsoft-dilemma-essay-research-paper-the-microsoft.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poslednij-kontinent-terri-pratchett-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-analiz-effektivnosti-ispolzovaniya-osnovnih-fondov-referat-po-kursu-finansi-i-finansi-predpriyatiya-byudzhetnaya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-astana-stranica-8.html
  • essay.bystrickaya.ru/biografiya-rodilsya-v-sele-bagdadi-kutaisskoj-gubernii-otec-dvoryanin-sluzhil-lesnichim-predki-iz-kazakov-zaporozhskoj-sechi-mat-iz-roda-kubanskih-kazakov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-7-organizacionnie-vozmozhnosti-otchet-komissii-po-pravam-na-intellektualnuyu-sobstvennost-london-2003-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/object-pascal-chast-9.html
  • education.bystrickaya.ru/35-portugaliya-referenten-material.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rossiya-eto-strana-kartelej-vedomosti-09022006-22-str-a5-pervij-kanal-novosti-08-02-2006-kriskevich.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-den-biznes-obrazovaniya-i-kareri-v-sfere-gostepriimstva-marriott-moscow-royal-aurora-09-10-2011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-l-b-kucenko-barskova-predislovie-statya-tvorcheskie-zadaniya-rekomendacii-prilozheniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelej-sudov-hotyat-izbavit-ot-korrupcionnih-podozrenij-kommersant-gazeta-moskva-mariya-plyusnina-ekaterinburg-maksim-ivanov01-02-2011-14-stranica-10.html
  • school.bystrickaya.ru/ederacii-federalnomu-sobraniyu-rf-poslaniem-prezidenta-respubliki-tatarstan-gosudarstvennomu-sovetu-rt-postanovleniem-kollegii-ot-22-02-2005-goda-itogi-rabot.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-i-bezzubova-i-l-s-kavtaskina-stranica-15.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slovar-terminov-ponyatij-i-opredelenij-hozyajstvenno-bitovie-pechi-i-kamini-preimushestvenno-kirpichnie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iv-socialnaya-zashita-nur-otan.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-tema-stranica-52.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-francuzskogo-mentaliteta.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/recenzii-uchenie-zapiski-skags.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sposobi-kodirovaniya-dannih-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti-220100.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossiya-parlamentskij-chas-07102007-ryazancev-pavel-1315-gosduma-rf-monitoring-smi-6-8-oktyabrya-2007-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/poeticheskoe-slovo-kak-sredstvo-osvoeniya-istoricheskih-terminov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-zarabotnoj-plati-na-predpriyatii-chast-4.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vpasporte-programmi-a-v-pozicii-kasayushejsya-osnovnih-celevih-indikatorov-i-pokazatelej-programmi-abzac-vtoroj-izlozhit-v-sleduyushej-redakcii.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-sredstv-individualnoj-zashiti.html
  • school.bystrickaya.ru/cyrano.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-i-prakticheskoj-raboti-dlya-studentov-specialnostej-gsh-i-pgs.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-informatike-i-ikt-v-10-klassah-140-chasov-4-chasa-v-nedelyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/ubs-annotaciya.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-polozheniya-razlichnih-shkol-i-napravlenij-marzhinalizma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.