Разделы и темы для самостоятельного изучения - Учебно-методический комплекс по дисциплине ботаника 2 часть
.RU

Разделы и темы для самостоятельного изучения - Учебно-методический комплекс по дисциплине ботаника 2 часть


^ Разделы и темы для самостоятельного изучения

1. Особенности строения и функционирования растительных клеток с разным уровнем организации.

2. Способы деления клеток. Основные фазы онтогенеза растительной клетки.

3. Типы морфологической организации водорослей. Представленность в разных отделах. Пути эволюции.

4. Циклы развития водорослей разных отделов. Чередование поколений. Смена ядерных фаз.

5. Способы размножения водорослей. Типы полового процесса. Парасексуальный процесс сине-зеленых водорослей.

6. Органы бесполого размножения водорослей. Образование спор.

7. Отличие строения грибной клетки от типичной растительной.

8. Особенности способа питания, образа жизни, размножения грибов. Приспособление к паразитизму.

9. Отличия между низшими и высшими грибами.

10. Половые органы грибов различных отделов.

11. Особенности водорослевого компонента лишайников

12. Особенности грибного компонента лишайников.


3.4 ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Ботаника» 2 часть

Основными понятиями, раскрывающими содержание дисциплины «Ботаника» 2 часть: авальватные формы водорослей, автобазидиомицеты, автогамия автохория, автохоры, агар-агар, акроспора, активный мицелий, альгиновая кислота, альгология, амебоидная структура тела водорослей, антеридий, антибиотики, аскомицеты, или сумчатые грибы (ascomycetes), аэрофиты, багрянковый крахмал, базидиома, базидиомицетные лишайники (basidiolichenes), базидиомицеты (basidiomycetes), базидиоспоры, базидия, вегетативное деление, ведьмины кольца, везикулы, водоросли, галофильные водоросли, гаметы, гастеромицеты (gasteromycetes), гетероцисты, гимений, гименофор, гипотека, гифы, глеба, гликоген, грибы (fungi , mycetes, mycophyta), гумус, деструкторы, диатомовые водоросли, дискомицеты (discomycetes), дробянки (schizophyta), изидии, ингибирование, кольцо, кочующие лишайники, лигнин, лепрозный тип слоевища лишайников, лишайники (lichenophyta), лишайниковые вещества, лишайниковая манна, лихенология, мицелиальные грибы, осмос, патоген, подеции, пролификация, ризины, сапротроф, симбиотрофизм, синезелёные водоросли (cyanophyta), слоевище, соралии, соредии, сцифы, фитопатоген, хитин, хитридиомицеты (chytridiomycetes), экзоперидий, эктотрофная микориза, эндолитные водоросли, эндолитные лишайники, эндоперидий, эпигенные лишайники, эпиксильные


^ 6. 2. Материально-техническое и информационное

обеспечение дисциплины

В учебном процессе для освоения дисциплины «Ботаника 2 часть» используются следующие технические средства:

Лекции и лабораторный практикум сопровождаются демонстрациями учебных таблиц, муляжей, влажных препаратов, натуральных объектов. Используются также диапозитивы и учебные фильмы.

Лабораторный практикум оснащен оптическими приборами (микроскопы, бинокуляры, лупы), оборудованием необходимым для изготовления микропрепаратов (предметные и покровные стекла, лезвия безопасных бритв, препаровальные иглы, салфетки, набор реактивов для гистохимических реакций и фиксации препаратов), раздаточным материалом (готовыми микропрепаратами, гербарными образцами, тематическими коллекциями, живыми и фиксированными растениями). Широко демонстрируются также учебные таблицы, муляжи, коллекции фиксированных и живых объектов.

На полевой практике используется оборудование для гербаризации и коллекционирования растений (гербарные папка, сетка, копалка), справочная литература (определители, словари и т.д.), а также оптика (лупы, бинокуляры, микроскоп) и лабораторное оборудование, необходимое для определения растений и исследования их внешнего и внутреннего строения.


^ 6.3. Методические указания студентам

Методические указания студентам должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса, лабораторных работ курса, и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы. Методические указания не должны подменять учебную литературу, а должны мотивировать студента к самостоятельной работе.

Перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам, для подготовки к занятиям представлен в разделе «Учебно-методическое обеспечение. Литература»

Лекционный курс. Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится систематическое изложение современных научных материалов, освещение главнейших проблем ботаники. В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования студент делает необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, своими словами, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращения слов, что ускоряет запись. В ходе изучения зоологии особое значение имеет рисунки, поэтому в конспекте лекции рекомендуется делать все рисунки, сделанные преподавателем на доске. Вопросы, возникшие в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю.

Студенту необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к экзамену, контрольным тестам, коллоквиумам, при выполнении самостоятельных заданий.

Лабораторные занятия. Лабораторные занятия по ботаники имеют цель познакомить студентов с биоэкологическими морфофизиологическими особенностями важнейших представителей различных групп низших растений, привить навыки работы с приборами и оборудованием учебного назначения: микроскопами, бинокулярными и настольными штативными лупами, постоянными и временными препаратами, гербарными образцами, коллекциями, таблицами, схемами, препаровальными инструментами, реактивами и др.

Прохождение всего цикла лабораторных занятий является обязательным условием допуска студента к экзамену. В случае пропуска занятий по уважительной причине пропущенное занятие подлежит отработке.

В ходе лабораторных занятий студент под руководством преподавателя работает над изучением определенных групп низших растений. Результатом изучения является изображение изучаемого объекта с обозначениями его частей. Рисунки выполняются в специальном альбоме (рекомендуется формат А-4, желательный объем альбома 50-60 листов), карандашом. Для прохождения лабораторного занятия студент должен иметь альбом, простой карандаш, резинку, ручку. Пользование цветными карандашами или фломастерами возможно, но не обязательно. Специальное руководство, облегчающее работу по изучению растений - "Практикум" (см. список литературы), выдается для пользования на каждом занятии.

Целесообразно размещать не более двух рисунков на одной странице альбома. Это позволяет дать достаточно крупное, отчетливое изображение, свободно разместить заголовки и поясняющие надписи. Над рисунком обязательно размещается название животного и его систематическое положение, под рисунком - подпись. Работа над рисунком завершается обозначениями. Обозначения можно размещать на концах выносных линий, а если обозначений много - более 10, то около выносных линий лучше проставить числовые обозначения, а под рисунком или справа от него колонкой выписать соответствующие названия

Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Необходимо также анализировать материал для выделения общего в частном и, наоборот, частного в общем.


^ 6.4. Методические рекомендации для преподавателя

Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и лабораторных занятий.

Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

-изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

-логичность, четкость и ясность в изложении материала;

-возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

-опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

-тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывают, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

Лабораторные занятия проводятся по узловым и наиболее важным темам, разделам учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании нескольких лекции. Главная и определяющая особенность любого лабораторного занятия - наличие эксперимента, исследования, а также диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке лабораторных занятий желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе;

- определение целей и задач занятия;

- выбор методов, приемов и средств, для проведения семинара, подготовка объектов исследования и оборудования;

-при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и. преподавателя:

-составление плана лабораторного занятия из 3-4 вопросов и предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к нему;

-предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники, статистические данные и др.);

-создание набора наглядных пособий;

- подготовка оборудования, объектов исследования и материала.

Подводя итоги занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

-полнота и конкретность ответа;

-последовательность и логика изложения;

-связь теоретических положений с практикой;

-обоснованность и доказательность излагаемых положений;

-наличие качественных и количественных показателей;

-наличие иллюстраций к ответам в виде рабочих тетрадей, с выполненными на лабораторных занятиях рисунками, таблицами и схемами;

-уровень культуры речи:

-использование наглядных пособий и т.п.

В конце занятия рекомендуется дать оценку всего лабораторного занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

-качество подготовки;

-результаты выполненной работы;

- степень усвоения знаний;

-активность;

-положительные стороны в работе студентов;

-ценные и конструктивные предложения;

-недостатки в работе студентов и пути их устранения.

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.


Модуль 1. Водоросли

Тесты к модуль 1.

  1. Водоросли представляют собой

а) класс растений;

б) отдел растений;

в) несколько отделов растений;

г) отдельное царство


  1. У водорослей не бывает

а) стебля;

б) листьев;

в) корней;

г) всех этих органов.

.

  1. Ризоиды водорослей служат для:

а) дыхания;

б) вегетативного размножения;

в) прикрепления к субстрату;

г) фотосинтеза.


  1. Хроматофор – это

а) оболочка клетки водоросли;

б) хлоропласт водоросли;

в) орган размножения водоросли;

г) листовая пластинка бурых водорослей.


  1. Выберите правильные утверждения:

а) водоросли относятся к высшим растениям

б) ламинария живет в северных морях

в) ламинария прикрепляется ко дну ризоидами

г) красные водоросли способны к фотосинтезу

д) в морских водорослях накапливается йод

е) у спирогиры кольцеобразный незамкнутый хроматофор

ж) водоросли размножаются вегетативным, бесполым и половым способами


  1. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:

а) ризоидами

б) листьями

в) корнями

г) всем телом


  1. Какой органоид присутствует в клетке сине-зеленых водорослей?

а) ядро;

б) рибосомы;

в) митохондрии;

г) хроматофор.


  1. Какое вещество, входящее в состав клеточной стенки сине-зеленых водорослей имеет бактериальное происхождение?

а) муреин;

б) пектин;

в) гемицеллюлоза;

г) слизь.


  1. Как называется водоросль, имеющая гомоцитные нити?

а) носток;

б) анабена;

в) глеокапса;

г) осциллятория.


  1. Для какого класса отдела сине-зеленые водоросли характерны виды, размножающиеся с помощью эндо- и экзоспор?

а) хроококковые;

б) хамесифоновые;

в) гормогониевые.


  1. Какая водоросль обладает поступательным движением и имеет

под микроскопом стеклянный блеск?

а) носток;

б) анабена;

в) глеокапса;

г) осциллятория.


  1. Какое явление вызывается массовым развитием сине-зеленых

водорослей в водоемах?

а) цветение воды;

б) похолодание воды;

в) очистка водоема;

г) свечение воды.


  1. Какое размножение характерно для ностока?

а) эндоспорами;

б) зооспорами;

в) акинетами;

г) гормогониями.


  1. Чем наполнены газовые вакуоли сине-зеленых водорослей?

а) кислородом;

б) углекислым газом;

в) азотом;

г) слизью.


  1. Как называется участок протоплазмы сине-зеленых водорослей, несущий генетический аппарат?

а) хромотоплазма;

б) центроплазма;

в) мезоплазма;

г) тонопласт.


  1. К пигментам сине-зеленых водорослей относятся

а) хлорофилл А;

б) хлорофилл С;

в) каротиноиды;

г) фикобилины.


  1. При фотосинтезе у сине-зеленых водорослей откладывается

а) гликоген;

б) крахмал;

в) масла;

г) волютин.


  1. Разрыв нитей ностока происходит по специальным клеткам. которые называются?

а) акинеты;

б) гетероцисты;

в) споры;

г) гормогонии.


  1. Запасным веществом зеленых водорослей является

а) гликоген;

б) крахмал;

в) масла;

г) волютин.


  1. Какая нитчатая зеленая водоросль имеет дифференцировку клеток в талломе?

а) ульва;

б) улотрикс;

в) спирогира;

г) десмидиум.


  1. Какой тип таллома имеет ульва?

а) колониальный;

б) трихальный;

в) пластинчатый;

г) сифональный.


  1. Выберите представителя зеленых водорослей с изоморфной сменой поколений?

а) ульва;

б) улотрикс;

в) спирогира;

г) десмидиум.


  1. Перед прорастанием в зиготе происходит

а) митоз;

б) мейоз;

в) оогамия;

г) хологамия

д) конъюгация.


  1. Клетки, служащие для вегетативного размножения у вольвокса называются

а) гаметы;

б) споры;

в) партеногонидии;

г) антеридии

д) оогонии.

  1. Какие типы таллома характерны для класса вольвоксовые?

а) гетеротрихальный;

б) монадный;

в) колониальный;

г) нитчатый;

д) пластинчатый;

е) харальный.


  1. Какое вегетативное размножение характерно для вольвокса?

а) почкование;

б) деление клетки пополам;

в) гонидиальными клетками;

г) клубеньками.


  1. Половое размножение не обнаружено у

а) спирогиры;

б) хлореллы;

в) хламидомонады;

г) всех этих водорослей.


  1. Цветение пресневодных водоемов вызывает

а) спирогира;

б) плеврококк;

в) хламидомонада;

г) улотрикс.


  1. Какие части можно выделить в клетке хламидомонады?

а) чашевидный хромотофор;

б) ложноложки;

в) стигма;

г) панцирь, пропитанный кремнеземом;

д) центральная вакуоль;

е) сократительные вакуоли;

ж) центроплазма;

з) жгутики.


  1. Хламидомонада имеет

а) один жгутик на переднем конце;

б) один жгутик на заднем конце;

в) два жгутика на переднем конце;

г) два жгутика на заднем конце.


  1. При бесполом размножении хламидомонады она образует

а) две зооспоры;

б) четыре зооспоры;

в) восемь зооспор;

г) неопределенное большое количество зооспор.


  1. Какие типы полового процесса характерны для класса вольвоксовые и хлорококковые?

а) оогамия;

б) изогамия;

в) конъюгация;

г) гетерогами;

д) хологамия.


  1. Какие признаки характеризуют клетку колонии водяной сеточки?

а) многоядерность;

б) наличие жгутиков;

в) сетчатый хроматофор;

г) крупная центральная вакуоль;

д) один крупный пиреноид;

е) наличие пульсирующей вакуоли;

ж) множество пиреноидов;

з) спиральный хроматофор.


  1. Где складывается новая колония при бесполом размножении водяной сеточки?

а) в окружающей среде;

б) внутри материнской клетки;

в) внутри материнской колонии;

г) в пространстве между ячейками.


  1. Половой процесс водяной сеточки называется

а) оогамия;

б) изогамия;

в) конъюгация;

г) гетерогамия;

д) хологамия


  1. Выберите представителей класса хлорококовые:

а) вольвокс;

б) хлорелла;

в) спирогира;

г) протококк;

д) хламидомонада;

е) водяная сеточка.



  1. Хламидомонада имеет

а)один жгутик на переднем конце

б)один жгутик на заднем конце

в)два жгутика на переднем конце

г)два жгутика на заднем конце


  1. К нитчатым водорослям относится

а)плеврококк

б)хламидомонада

в)хлорелла

  1. Какое вещество пропитывает зиготу и придает ей красный цвет?

а) валютин;

б) фикоэритрин;

в) гематохром;

г) ламинарин.


  1. Запасным веществом хлорококковых является:

а) крахмал;

б) масло;

в) багрянковый крахмал;

г) гликоген.


  1. Где происходит редукционное деление в цикле развития

хламидомонады?

а) при образовании спор;

б) при образовании гамет;

в) в зиготе при образовании зигоспор.


  1. Бесполое размножение с помощью 4-жгутиковых зооспор

характерно для:

а) улотрикса;

б) ульвы;

в) спирогиры;

г) зигнемы.


  1. К нитчатым водорослям относится

а) плеврококк;

б) хламидомонада;

в) хлорелла;

г) спирогира.


  1. Хлорофилл в клетках спирогиры расположен в

а) многочисленных пластидах;

б) шаровидном хроматофоре;

в) ленточном хроматофоре;

г) цитоплазме в растворенном виде.


  1. Какой тип хроматофора и какое количество пиреноидов характерны для спирогиры?

а) пластинчатый с одним пиреноидом;

б) браслетовидный со многими пиреноидами;

в) спиральный с одним пиреноидом;

г) спиральный со многими пиреноидами.


  1. Таллом дифференцирован на бесцветную базальную клетку и вегетативные окрашенные:

а) спирогира;

б) ульва;

в) улотрикс;

г) десмидиум.


  1. У спирогиры в цикле развития:

а) отсутствуют подвижные стадии;

б) имеется чередование изоморфных поколений;

в) имеются 2-х жгутиковые зооспоры;

г) взрослые особи способны передвигаться.


  1. Как называется половой процесс космариума?

а) изогамия;

б) хологамия;

в) конъюгация;

г) оогамия.


  1. Сколько пиреноидов имеет хроматофор спирогиры?

а) один;

б) пять;

в) шесть;

г) много.


  1. Что характерно для десмидиевых?

а) чередование изоморфных поколений;

б) двусторонняя симметрия таллома;

в) 4-жгутиковые зооспоры;

г) пластинчатый таллом.


  1. Половой процесс у спирогиры называется:

а) изогамия;

б) конъюгация;

в) оогамия;

г) гетерогамия.


  1. Ядро находится в центре клетки на тяжах цитоплазмы у :

а) улотрикса;

б) ульвы;

в) спирогиры;

г) зигнемы.


  1. Хроматофор улотрикса имеет вид:

а)извитой ленты

б)сеточки

в)пояска


  1. Улотрикс обитает:

а) на дне соленых водоемов;

б) на коре деревьев;

в) на поверхности водоемов; на дне пресных водоемов.


  1. Способны к медленному передвижению за счет выделяемой слизи:

а) ульва;

б) спирогира;

в) десмидиум;

г) улотрикс.


  1. Из зиготы образуются 4 гаплоидных ядра, 3 из которых отмирают, а одно прорастает в нить:

а) ульва:

б) улотрикс:

в) десмидиум;

г) спирогира.

  1. Какой симметрией обладают представители класса центрические?

а) двусторонней;

б) радиальной;

в) ассиметричны.


  1. Какая фаза развития диатомовых водорослей является гаплоидной?

а) взрослая особь;

б) гаметы;

в) зигота;

г) ауксоспора;


  1. Какой тип таллома имеет хара?

а) монадный;

б) трихальный;

в) пластинчатый;

г) харальный;

д) сифональный.


  1. Чем у хары покрыты центральные бесцветные клетки, составляющие междоузлия?

а) корой;

б) панцирем;

в) сплетенными ветвями- ассимиляторами;

г) ничем не покрыты;


  1. Как называются половые органы у хары?

а) антеридии;

б) оогонии;

в) яйцеклетки;

г) сперматозоиды


  1. Сколько клеток покрывает яйцеклетку, составляя стенку оогония?

а) 3 ;

б) 4;

в) 5;

г) 6.

  1. Какие талломы характерны для дитомовых?

а) одноклеточные;

б) многоклеточные;

в) колониальные;

г) трихальные.


  1. С помощью чего передвигаются диатомеи?

а) ложноножек;

б) жгутиков;

в) выделения слизи;

г) двигаются на живом хозяине.


  1. Половое размножение хары?

а) изогамия;

б) оогамия;

в) хологамия;

г) гетерогамия.

  1. Половые органы многоклеточные у:

а) пинулярия;

б) мелозиры;

в) табелярия;

г) хары.


  1. Каким веществом пропитаны створки диатомовых?

а) лигнин;

б) кутин;

в) кремнезем;

г) альгиновая кислота.


  1. У пиннулярии тело покрыто:

а) эпитекой и гипотекой

б) целлюлозно-пектиновой оболочкой;

в) корой;

г) слизистой капсулой.


  1. Сколько яйцеклеток образуется в оогонии хары?

а) множество;

б) одна;

в) две;

г) четыре.


  1. Окраска диатомовых водорослей определяется наличием пигмента:

а) хлорофилла;

б) ксантофилла;

в) фукоксантина;

г) фикоэритрина.


  1. Нарастание таллома хары осуществляется:

а) вставочной меристемой;

б) верхушечными клетками;

в) основанием;

г) делением любой клетки таллома.


  1. Выберите пигменты, характерные для бурых водорослей:

а) фукоксантин;

б) хлорофилл «а»;

в) каротин;

г) хлорофилл «б»;

д) фикоэритрин;

е) хлорофилл «с»;


  1. Выберите типы размножения, характерные для бурых водорослей:

а) оогамия:

б) конъюгация:

в) зооспорами:

г) хологами:

д) тетраспорами:

е) изогамия.


  1. Отберите представителей бурых водорослей с изоморфным чередованием поколений:

а) ламинария;

б) диктиота;

в) фукус;

г) цистозира;

д) эктокарпус;

е) хорда.


  1. Из многоклеточных водорослей в морях растут:

а) только бурые и красные водоросли

б) зеленые, бурые и красные водоросли

в) только зеленые и красные водоросли


  1. Тело многоклеточных морских водорослей:

а) не имеет ни корней, ни стеблей, ни листьев

б) имеет небольшие корни и листья

в) имеет листья и может иметь небольшие нитевидные корни


  1. В скафидиях фукуса развиваются

а) двужгутиковые зооспоры;

б) оогонии;

в) антеридии;

г) тетроспоры



  1. Какие типы таллома не характерны для бурых водорослей:

а) монадный;

б) гетеротрихальный;

в) колониальный;

г) пластинчатый;

д) коккоидный;

е) харальный.


  1. Красные водоросли преобладают на глубинах:

а) до 50 м;

б) до 100 м;

в) до 200 м;


  1. Чем глубже находятся в морях красные водоросли, тем они:

а)становятся светлее;

б)становятся краснее;

в)становятся зеленее;


  1. На какие части делится тело ламинарии?

а) корни;

б) цветы;

в) когтевые ризоиды;

г) пластинка;

д) побег;

е) черенок.


  1. Где происходит редукционное деление у изогенератных водорослей?

а) на спорофите перед образованием зооспор;

б) на гаметофите перед образованием гамет;

в) в зиготе;

г) на спорофите перед образованием гамет.


  1. Какие ткани имеются на срезе черешка ламинарии?

а) ассимиляционные;

б) механические;

в) запасающие;

г) покровные;

д) проводящие;

е) образовательные.


  1. Где формируются спорангии у ламинарии?

а) на черешках в коровой части;

б) на пластинках в глубинных бесцветных клетках;

в) на пластинках на коре;

г) на когтевидных ризоидах.


  1. Какие вещества запаса характерны для бурых водорослей?

а) крахмал;

б) гликоген;

в) ламинарин;

г) маннит;

д) багрянковый крахмал;

е) масла.


  1. Какую водоросль называют морской капустой?

а) эктокарпус;

б) диктиота;

в) макроцистис;

г) фукус;

д) ламинария;

е) падина.


  1. Какую водоросль из класса бангиевых употребляют в пищу

а) порфиридиум;

б) астероцитис;

в) бангия;

г) порфира.


  1. Гаплоидные споры бесполого размножения у красных водорослей называются

а) карпоспоры;

б) тетроспоры;

в) моноспоры;

г) полиспоры

  1. Какие пигменты из группы хлорофилла характерны для красных водорослей

а) хлорофилл «а»;

б) хлорофилл «в»;

в) хлорофилл «d»;

г) хлорофилл «с».

  1. Как называется женский половой орган красных водорослей?

а) карпогон;

б) оогоний;

в) антеридий;

г) сперматангий.


  1. Какой признак характеризует отдел красные водоросли?

а) чередование изоморфных поколений;

б) чередование гетероморфных поколений;

в) полное отсутствие жгутиковых стадий;

г) диплоидный гаметофит.


  1. Какие хроматофоры характерны для класса бангиевых?

а) зернистые;

б) лопастные;

в) пластинчатые;

г) звездчатые.


  1. Хроматофоры немалиона имеют

а) линзовидный;

б) лентовидный;

в) звездчатый;

г) спиральный.


  1. Выберите представителей класса бангиевые?

а) батрохоспермум;

б) порфира;

в) бангия;

г) немалион;

д) церамиум;

е) каллитамнион.


  1. Что образуется при прорастании карпоспор?

а) диплоидный гаметофит;

б) диплоидный тетроспорофит;

в) гаплоидный гаметофит;

г) гаплоидный спорофит.


  1. Где располагаются половые органы у красных водорослей?

а) на спорофите;

б) на гаплоидном гаметофите;

в) на карпоспорофите;

г) тетроспорофите.


  1. Куда растут ообластемные нити в цикле развития у немалиона?

а) к карпогону;

б) к трихогине;

в) к ауксилярным клеткам;

г) к вегетативным клеткам.


  1. Половой процесс у батрахоспекрмума

а) изогамный;

б) гетерогамный;

в) оогамный;

г) конъюгация.


  1. Выберите представителей класса флоридеи?

а) батрохоспермум;

б) порфира;

в) бангия;

г) немалион;

д) церамиум;

е) каллитамнион.


  1. Где располагается карпоспорофит?

а) на гаметофите;

б) тетроспорофите;

в) на ообластемных нитях;

г) самостоятельный организм.


  1. Какие споры для бесполого размножения характерны для красных водорослей?

а) тетраспоры;

б) зооспоры;

в) апланоспоры;

г) моноспоры.


  1. Какая красная водоросль употребляется в пищу?

а) церамиум;

б) бангия;

в) немалион;

г) порфира.


Модуль2. Грибы


Тесты к модуль 2.


  1. С растениями грибы объединяет

а) неподвижность;

б) синтез витаминов;

в) наличие пищеварительного сока;

г) гетеротрофный тип питания.


  1. С животными грибы объединяет

а) отсутствие пластид;

б) способ размножения;

в) наличие внутреннего скелета;

г) наличие клеточных стенок.


  1. Мицелий гриба образован

а) хитиновыми волокнами;

б) гифами;

в) спорами;

г) ризоидами.

  1. Основным веществом запаса грибов является

а) крахмал;

б) гликоген;

в) масла;

г) ламинарин.


  1. Какие органоиды не содержатся в клетках грибов?

а) рибосомы;

б) пластиды;

в) митохондрии;

г) ядро.


  1. Основу строения организма грибов составляет

а) склероции;

б) слоевище;

в) ризоморфы;

г) мицелий.


  1. Ложная ткань гриба, состоящая из переплетенных нитей, называется

а) плодовое тело;

б) склероций;

в) плектенхима;

г) ризоморфы.


  1. Половой процесс гаметангиогамия харктерен для классов

а) хитридиомицеты;

б) оомицеты;

в) зигомицеты;

г) аскомицеты.


  1. Бесполое размножение сапролегнии осуществляется с помощью

а) конидиоспор;

б) зооспор;

в) спорангиоспор;

г) апланоспор.


  1. Половой процесс сапролегнии называется

а) оогамия;

б) соматогамия;

в) зигогамия;

г) гетерогамия.


  1. Зигота у мукора образуется при слиянии

а) спор;

б) гамет;

в) гаметангиев;

г) дикарионов.

  1. Явление депланетизма характерно для?

а) мукора;

б) фитофтора;

в) сапролегнии;

г) плазмопары.

  1. К классу оомицетов относятся

а) полифагус;

б) целомицес;

в) фитофтора;

г) синхитриум

д) сапролегния

е) ольпидиум.


  1. Какой представитель класса оомицетов обитает в водной среде

а) лагена;

б) сапролегния;

в) фитофтора;

г) питиум.


  1. Какой углевод преобладает в клеточной стенке сапролегнии?

а) глюканы;

б) хитин;

в) целлюлоза;

г) манноза.


  1. Род сапролегния является сапрофитом и паразитом

а) высших растений;

б) водорослей;

в) молоди рыб и икры;

г) человека и животных.


  1. На каком овощном растении паразитирует гриб фитофтора?

а) капусте;

б) картофеле;

в) моркови;

г) свекле.


  1. Как называется половое размножение оомицетов?

а) соматогамия;

б) хологамия;

в) гаметенгиогамия;

г) гаметогамия.


  1. Зооспоры оомицетов снабжены жгутиками:

а) двумя одинаковыми;

б) одним перистым, а другим гладким;

в) одним гладким;

г) одним перистым.


  1. Какие признаки грибов сближают их с растениями?

а) адсорбтивное питание;

б) продукт распада – мочевина;

в) наличие клеточной стенки;

г) синтез клетками витаминами;

д) неограниченный верхушечный рост;

е) вещество – гликоген.



  1. Где может обитать мукор?

а) на сухой почве;

б) на старом влажном хлебе;

в) на коре деревьев;

г) на камнях;

д) на навозе;

е) на снегу.


  1. Споры у мукора созревают

а) в специальных шариках на концах вертикальных гифов;

б) по всему мицелию;

в) в кистевидных разветвлениях;

г) муор спор не образует.


  1. Как называется половой процесс мукора?

а) изогамия;

б) гетерогамия;

в) зигогамия;

г) оогамия.


  1. Сколько слоев имеет оболочка зиготы мукора?

а) один слой;

б) два слоя;

в) три слоя;

г) много слоев.


  1. Мицелий сапролегнии:

а) маловетвистьый неклеточный;

б) сильноветвитсый клеточный;

в) одноклеточный;

г) маловетвистый клеточный.


  1. В оогониях сапролегнии образуется?

а) одна крупная яйцеклетка;

б) много ядер;

в) несколько яйцеклеток;

г) одно ядро.


  1. В процессе зигогамии происходит слияние:

а) гамет;

б) соматических гиф;

в) зооспор;

г) гаметангиев.


  1. Зооспоры оомицетов снабжены жгутиками:

а) двумя одинаковыми;

б) одним перистым, а другим гладким;

в) одним гладким;

г) одним перистым.


  1. Какой углевод преобладает в клеточной оболочке сапролегнии?

а) хитин;

б) целлюлоза;

в) хитозан;

г) манноза.


  1. Какой мицелий характерен для высших грибов?

а) неклеточный;

б) клеточный;

в) псевдомицелий;

г) ризомицелий..


  1. Половой процесс у аскомицетов называется

а) изогамия;

б) зигогамия;

в) хологамия;

г) гаметангиогамия.


  1. Как называется женский половой орган аскомицетов?

а) оогоний;

б) архегоний;

в) архикарп;

г) антеридий.


  1. Выберите верное название полового процесса аскомицетов:

а) изогамия;

б) гаметогамия;

в) соматогамия;

г) оогамия.


  1. Как называются споры полового размножения у аскоспор?

а) базидиоспоры;

б) аскоспоры;

в) зооспоры;

г) тетроспоры.


  1. К какому порядку относятся дрожжи?

а) протомицетовые;

б) тафриновые;

в) эндомицетовые;

г) аскосферовые..


  1. Дрожжи по типу питания относятся к

а) фототрофам;

б) хемотрофам;

в) гетеротрофам;

г) имеют разный тип питания..


  1. Сколько аскоспор развивается в сумках дрожжей?

а) 1;

б) 2;

в) 4;

г) 6.

  1. Как размножаются дрожжевые грибы при благоприятных условиях?

а) почкованием;

б) фрагментацией мицелией;

в) зооспорами;

г) делением клетки пополам.


  1. Какой газ выделяется в процессе брожения и способствует разрыхлению теста в хлебопечении?

а) кислород;

б) азот;

в) углекислый газ;

г) аммиак.


  1. Где живут в природе сапрофитные голосумчатые?

а) на гниющих растениях;

б) на мертвых животных;

в) в воде;

г) в сахаристых выделениях.


  1. Основной способ размножения дрожжей?

а) изогамия;

б) почкование;

в) оогамия;

г) гетерогамия.


  1. Какой мицелий характерен для пеницилла?

а) септированный;

б) одноклеточный;

в) спорангиоспоры;

г) хламидоспоры.


  1. Бесполое размножение у пеницилла происходит

а) спорангиоспорами;

б) конидиеспорами;

в) зооспорами;

г) хламидоспорами..



  1. Каких дрожжей не бывает?

а) винных;

б) спиртовых;

в) хлебных;

г) пивных.


  1. Назовите споры бесполого размножения аспергилла?

а) зооспоры;

б) конидиспоры;

в) спорангиоспоры;

г) хламидоспоры.


  1. Какое плодовое тело характерно для пеницилла и аспергилла?

а) клейстотеций;

б) апотеций;

в) перитеций.


  1. Какая стадия является преобладающей в жизненном цикле аскомицетов?

а) диплоидная;

б) ообластемные нити;

в) аскогенные гифы;

г) парафизы.


  1. Как называются нити, отрастающие от брюшка архикарпа?

а) мицелий;

б) ообластемные нити;

в) аскогенные гифы;

г) парафизы.


  1. Как распространяются аскоспоры из сумок пиреномицетов и аскомицетов?

а) после разрушения перидия;

б) выбрасываются активно;

в) высыпаются пассивно;

г) прорастают внутри сумки.


  1. Как называется зимующая стадия спорыньи?

а) головчатая строма;

б) склероций;

в) перитеций;

г) аска.


  1. На растениях какого семейства паразитирует спорынья?

а) зонтичных;

б) сложноцветных;

в) со сменой хозяев;

г) злаковых.


  1. Плодовое тело спорыньи называется?

а) апотеций;

б) клестотеций;

в) перитеций;

г) плектенхима.


  1. Какую форму имеют аскоспоры спорыньи?

а) нитевидную;

б) звездчатую;

в) округлую;

г) почковидную.


  1. Какими спорами распространяется спорынья в летний период?

а) апланоспорами;

б) конидиеспорами;

в) зооспорами;

г) аскоспорами.


  1. Как распространяется гриб склеротиния, вызывающий белую гниль фруктов?

а) жук-казаркой;

б) ветром;

в) водой;

г) человеком.


  1. Какой тип плодового тела у пецицы?

а) апотеций;

б) перитеций;

в) клейстотеций;

г) плектенхима.


  1. Плодовое тело типа апотеций характерно для

а) сморчки;

б) эризифа;

в) спорынья;

г) сордария.



  1. Какой гриб не относится к порядку пецицевых7

а) сморчок;

б) шампиньон;

в) пецица;

г) строчок.


  1. Как называется наружный слой пецицы, где расположены сумки и парафизы?

а) гимениальный;

б) плектенхима;

в) субгимениальный;

г) глеба.


  1. Какие вещества в составе спорыньи опасны для человека?

а) дубильные вещества;

б) глюкоза;

в) алкалоиды;

г) сапонины.


  1. Отберите съедобных представителей дискомицетов

а) монилиния;

б) сомрчок;

в) пецица;

г) трюфель;

д) ботриния.


  1. Как распространяются летние конидиеспоры спорыньи?

а) ветром;

б) дождем;

в) насекомыми;

г) животными.


  1. Базидиоспоры образуются на базидиях

а) эндогенно;

б) экзогенно;

в) экзо-эндогенно.


  1. Какая стадия преобладает в жизненном цикле базидиомицетов?

а) гаплоидная;

б) диплоидная;

в) дикарионтическая;


  1. Как называется половой процесс базидиомицетов?

а) зигогамия;

б) хологамия;

в) гетерогамия;

г) соматическая.


  1. Сколько спор образуется в результате полового процесса базидиомицетов?

а) одна;

б) три;

в) четыре;

г) много.


  1. Сколько клеток входит в состав холобазидии?

а) одна;

б) две;

в) три;

г) четыре.


  1. К какому семейству относится семейство трутовиковых?

а) афиллофоровые;

б) пориевые;

в) кониофоровые;

г) агариковые.


  1. Как называется внутренняя часть плодового тела гастеромицетов?

а) эксципул;

б) строма;

в) глеба;

г) гимений.


  1. Выберите представителей порядка гастеромицетов?

а) трутовик;

б) кортиция;

в) дождевик;

г) бовица;

д) телеофора;

е) веселка.


  1. Как называются зимующие споры у головневых?

а) конидиеспоры;

б) хламидоспоры;

в) телейтоспёоры;

г) базидиоспоры;

д) аскоспоры.

  1. Какая стадия преобладает в цикле развития головневых грибов?

а) гаплоидная;

б) диплоидная;

в) дикарионтическая.


  1. Куда должна попасть споры спорыньи, чтобы произошло заражение растения-хозяина?

а) на листья;

б) на плоды;

в) на тычинки;

г) на рыльце пестика.


  1. Какой тип мицелия преобладает в жизненном цикле твердой головни пшеницы?

а) дикарионтический;

б) гаплоидный;

в) диплоидный;


  1. На каком органе прорастает мицелий пыльной головни пшеницы?

а) на листья;

б) на рыльце пестика;

в) на зерновку;

г) на тычинки.


  1. Сколько времени занимает полный цикл развития пыльной головни пшеницы?

а) один год;

б) два года;

в) три года;

г) четыре года.


  1. В виде чего переносит неблагоприятный период твердая головня пшеницы?

а) базидиоспор;

б) аскоспор;

в) хламидоспор;

г) уредоспор.


  1. Что происходит у твердой головни пшеницы перед образованием дикарионтического мицелия?

а) слияние двух клеток однозаряженного гаплоидного мицелия;

б) слияние двух гаплоидных клеток одной базидии;

в) разрушение перегородок между соседними базидиями;

г) копуляция двух гетероталличных базидиоспор.


  1. Как называются зимующие споры с толстой оболочкой у головневых грибов?

а) хламидоспоры;

б) базидиоспоры;

в) конидиоспоры;

г) пикноспоры.


  1. Что является источником распространения телейтоспор пыльной головни пшеницы?

а) листья барбариса;

б) зараженное зерно;

в) пылящие спорами злаки;

г) зараженное насекомое.

  1. Какое растение является промежуточным хозяином в цикле развития гриба пукцинии?

а) клен;

б) барбарис;

в) кукуруза;

г) сосна.


  1. Как называется заболевание злаков, вызванное грибов пукцинией?

а) пыльная головня;

б) линейная ржавчина;

в) стеблевая ржавчина;


  1. Каким образом разносятся пикноспоры пукцинии?

а) ветром;

б) дождем;

в) насекомыми;

г) животными.


  1. Во что прорастает двухклеточная телейтоспора хлебной ржавчины?

а) в головчатую строму;

б) в мицелий;

в) в четырехклеточную базидию;

г) в одноклеточную базидию.


  1. Как называются споры линейной ржавчины, разносимые насекомыми?

а) хламидоспоры;

б) пикноспоры;

в) базидиоспоры;

г) уредоспоры.


  1. Как называются зимующие споры, вызывающие линейную ржавчину?

а) конидиеспоры;

б) пикноспоры;

в) телейтоспоры;

г) зооспоры.


  1. Куда должны попасть эцидиоспоры, чтобы произошло заражение злаков?

а) на листья;

б) на рыльце пестика;

в) на зерновку;

г) на тычинки.


  1. Какой мицелий образуется при прорастании пикноспор?

а) диплоидный;

б) гаплоидный;

в) неклеточный;

г) дикарионтический.


  1. Грибковые заболеваеия животных и человека называются

а) микозами;

б) лейшманиозами;

в) анемией;

г) все эти заболевания вызываются грибами.

Модуль 3 Лишайники

  1. Лишайники имеют

а) корни, стебли и листья;

б) стебель и ризоиды;

в) только ризоиды;

г) не имеют ни одного из этих органов.


  1. Какие основные типы слоевища встречаются у лишайников?

а) лепрозные;

б) корковые;

в) накипные;

г) кустистые;

д) ареолированные.


  1. Какой процент составляют грибы от всего объема лишайника?

а) 10 %;

б) 20%;

в) 40%;

г) 50%.


  1. Какой процент составляют водоросли от всего объема лишайника?

а) 10 %;

б) 20%;

в) 40%;

г) 50%.


  1. Бесполое размножение лишайников осуществляется при помощи

а) конидий;

б) стилоспор;

в) зооспор;

г) пикноконидий.


  1. Вегетативное размножение у лишайников осуществляется

а) фрагментацией;

б) соредиями;

в) изидиями;

г) артроспорами;

д) хламидоспорами.


  1. Продолжительность жизни лишайников составляет около

а) 1-2 лет;

б) 20-30 лет;

в) 50-100 лет;

г) 200-300 лет.


  1. К сумчатым лишайникам относятся

а) одонтия;

б) ателия;

в) требуксия;

г) цетрария.


  1. Лишайники для нормального роста нуждаются

а) в обилии перегноя;

б) в присутствии азотистих и калийных солей;

в) в присутствии света, воды и чистого воздуха;

г) в присутствии всех этих факторов.


  1. Грибы и водоросли, составляющие слоевище лишайника, способны размножаться

а) только порознь;

б) как единое целое, так и порознь;

в) грибы самостоятельно, а водоросль – только вместе с грибами;

г) водоросли самостоятельно, а грибы – только вместе с водорослями.


  1. К базидиальным лишайникам относятся

а) геосифон;

б) лепрария;

в) адонтия;

г) корисциум.


programmoj-sborov-doroga-v-leto.html
programmu-razvitiya-elektroenergetiki-na-32-milliarda-prinyali-v-udmurtii-susnin.html
programnoe-obespechenie-avtomatizaciya-rabochego-mesta-sekretarya.html
progress-kak-problema.html
progressivnaya-relaksaciya-seriya-mastera-psihologii-pereveli-s-anglijskogo-l-gitelman-m-potapova.html
progressivnie-sposobi-realizacii-prava-cheloveka-na-svobodnij-reproduktivnij-vibor.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vii-obsuzhdenie-rezultatov-konservativnoj-terapii-adenom-gipofiza-v-kompleksnom-lechenii-adenom-gipofiza.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dzhentlmeni-serri-moreni-i-chudesnaya-istoriya-dona-bernardo-de-sunigi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-v-gavanyah-afinskogo-porta-pirej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/oruzhie-massovogo-porazheniya-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bolshe-da-menshe-britanskaya-blagotvoritelnaya-organizaciya-plan-uk-razmestila-na-avtobusnih-ostanovkah-interaktivnuyu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/po-sociologii-i-zhurnalistike-primenenie-kontent-analiza-v-sociologii-smi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravovoj-status-inostrannih-grazhdan-mestnoe-samoupravlenie-v-respublike-belarus.html
  • education.bystrickaya.ru/24-metodologicheskie-osnovi-viyavleniya-zakonomernih-svyazej-v-izuchaemih-yavleniyah-i-viyavlenie-protivorechij.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-2-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhangelskie-mladenci-predlozhili-ogranichit-vlast-mera-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-hudozhestvennogo-opita-podrostkov-na-urokah-muziki-i-vneklassnih-zanyatiyah.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-149-kniga-pyataya.html
  • education.bystrickaya.ru/227-udovletvoryonnost-roditelej-kachestvom-predostavlyaemih-obrazovatelnih-uslug.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/letnyaya-zanyatost-publichnij-otchet-o-rabote-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-47-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obzornaya-spravka-politicheskij-arhiv-xx-veka-voprosi-istorii-1994-10-12-1995-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/ya-soznanie-v-dvuh-knigah.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zvon-kolokolov-hatini-mi-ne-zabudem-nikogda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/idei-dzhekoba-levi-moreno-v-kontekste-razvitiya-zapadnoevropejskoj-i-severoamerikanskoj-psihologii-hh-stoletiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/transgennie-rasteniya-kak-bioproducenti-belkov-medicinskogo-naznacheniya.html
  • books.bystrickaya.ru/bozhovich-l-i-b76-problemi-formirovaniya-lichnosti-pod-redakciej-d-i-feldshtejna-vstupitelnaya-statya-d-i-feldshtejna-2-e-izd-stranica-18.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-n-tolstoj-petya-rostov-prochitat-otrivok-iz-romana-vojna-i-mir-portret-peti-rostova-pismenno-i-s-turgenev-mumu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshevoinskie-ustavi-ih-osnovnie-trebovaniya-i-soderzhanie-chast-16.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-arbitrazhnoj-praktiki-po-osparivaniyu-postanovlenij-o-privlechenii-k-administrativnoj-otvetstvennosti-predusmotrennoj-statej-15-25-koap-rf.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-po-predostavleniyu-municipalnoj-uslugi-peredacha-municipalnogo-imushestva-v-bezvozmezdnoe-polzovanie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-ekologicheskoe-vospitanie-detej-na-nravstvenno-patrioticheskoj-osnove.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sverhmetkij-vistrel-nikolaj-nepomnyashij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-postanovleniyu-verhovnoj-radi-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-francisk-i-vaclav-tanya-grotter-i-proklyatie-nekromaga.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krug-idej-i-evolyuciya-sibirskoj-prozi-nachala-xx-veka-imeet-nauchnie-raboti-po-istorii-regionalnoj-literaturnoj-tradicii-v-sibiri.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rekomendovano-smolenskim-oblastnim-ekspertnim-sovetom-k-ispolzovaniyu-v-kachestve-fakultativnogo-kursa-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-smolensk.html
  • student.bystrickaya.ru/1-mehanizmi-formirovaniya-regionalnoj-politiki-v-sfere-uslovij-i-ohrani-truda-regionalnij-doklad.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-chast-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebno-proizvodstvennoj-praktiki-studentov-specialnost-350800-dokumentovedenie-i-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-irkutsk.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vid-obucheniya-deyatelnost-uchitelya-programma-uchebnoj-disciplini-didaktika-sevastopol.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.