.RU

Раздел IV Каббала как интегральная наука - Ii 32 Каббала и религия 32 Предисловие 33 Часть История религии 36


^ Раздел IV Каббала как интегральная наука
Бытие, или язык – это адекватный субъект каббалы… Поэтому становится ясно, что ее мудрость в особенной мере управляет всеми остальными науками».

Раймонд Луллий

Каббала не оставляет нам возможности проводить жизнь в прахе, но поднимает наш разум к вершине познания.

^ Иоганн Рейхлин «De arte cabbalistica»

Содержание

Ценность любой науки определяется тем, насколько продуктивно она используется обществом. В этом аспекте каббала должна быть наиболее востребованной наукой. Она необходима каждому человеку для того, чтобы, проясняя для себя собственную глубинную природу, он познал причины всего, что происходит с ним и вокруг него, а так же увидел их следствия. Такое постижение дает ему возможность понять цель существования и позволяет получить представление о цепочке состояний, которые необходимо пройти одно за другим до приобретения окончательной формы.
Предисловие
Современная наука определяет материю как объективную реальность, существующую вне человеческого сознания и независимо от него, а мир – совокупностью всех форм материи в земном и космическом пространстве.

В действительности такой, якобы материалистический, подход к внешнему миру сильно сужает человеческие представления о функционировании материи и подменяет частным случаем грандиозную реальность. Согласно каббалистическому методу исследований наш мир является лишь небольшой частью объективной реальности, данной нам в ощущениях.

Из школьного курса естествознания известно, что все многообразие проявлений материи делится на 4 класса: твердые тела, жидкости, газы и разряженные ионизированные газы, называемые плазмой. Очевидно, эта классификация представляет собой градацию плотности материи – от большей к меньшей (хотя в зависимости от условий бывают исключения). Далее в этот ряд можно, по-видимому, поставить свет, на котором, по сути, исчезает проявление материи – массы. Свет имеет ярко выраженную двойственную природу – корпускулярную и энергетическую. Если же внимательно всмотреться в четырехэлементный ряд, о котором идет речь, то можно, очевидно, прийти к выводу, что энергетическая форма материи по мере уменьшения плотности массы и степени взаимодействия с нашими органами ощущений и физическими приборами возрастает (за исключением опять же неких особых условий).

Затем возникает зияющая пустота, свободное и ничем не заполненное пространство. Уже давно известны фотоснимки, сделанные в камере Вильсона, где мы видим, как практически в абсолютном вакууме (при соударении двух частиц) из одной точки возникают два следа, один из которых изгибается в сторону анода, а другой – в сторону катода. Из пустоты возникает пара электрон­позитрон! Теория относительности говорит об искривлении пространства. Что же в таком случае представляют собой волны распространяющегося света и радиоволны? Не найдя себе среды в виде гипотетического эфира, они вынуждены были стать волнами пустоты.

Каббала утверждает, что исследовать это пустое пространство посредством наших пяти органов чувств и приборов, являющихся их продолжением, не представляется возможным.


Инструмент для точнейших научных исследований других миров и вселенных может быть создан только внутри самого человека. Научная методика создания такого инструмента называется каббалой.


Мы помним, как в начале двадцатого века новые идеи – теория относительности, квантовая теория, оригинальные доктрины в психологии, социологии, экономике, философии – буквально взорвали уже выстроенное и устоявшееся здание плоского механистического понимания мира. Подобную же картину мы наблюдаем и сейчас. Старое миропонимание пришло в противоречие с требованиями времени. Затихли бурные научные «разборки», когда ученые готовы были жизнями расплачиваться за свои поистине революционные идеи. Пустота заполняет мир. Это затишье перед бурей. Мир созрел и снова ждет рождения новой идеи, нового универсального знания.
^ Глава 14 Каббала и современные науки
14.1. Картина мира

14.2. Критерий ценности науки

14.3. Ценность каббалы

14.4. Причина малочисленности ученых­каббалистов

14.5. Постижение – в усилиях

14.6. Вопросы и ответы

Тест

14.1. Картина мира

Область взаимопроникновения естественных наук и каббалы наметилась 70—80 лет назад, когда, изучая строение атомов и свойства элементарных частиц, ученые обнаружили их двойственную природу: в одних случаях они ведут себя как частицы материи, а в других – как волны. Как их воспринимать, рассматривать, изучать – целиком зависит от исследователя, пользующегося тем или иным прибором. Когда это выяснилось, встал вопрос: обладают ли волны, да и вся окружающая нас материя какой-либо определенной формой или эта форма такова, какой мы ее воспринимаем? Эта дилемма поразила ученых. Каков же наш мир на самом деле?


В последние годы ученые приблизились к пониманию того феномена, которому уже давно дала объяснение каббала: вне человека не существует реальности, которую можно было бы обнаружить и исследовать иначе, чем в соответствии с информацией, доставляемой нашими органами чувств.


Каббалистам известно, что окружающая реальность – это ^ Высший свет, энергия, некое силовое поле. Картина мира, которую мы воспринимаем, зависит от того, под каким углом зрения, при каких условиях и с каким предварительным пониманием мы ее рассматриваем.

Восприятие мира меняется в зависимости от состояний исследователя, подобно тому, как голографическое изображение изменяется в зависимости от угла зрения. Каббала объясняет это так: между духовным проявлением и материальным разницы не существует. Если человек поймет, как он воспринимает картину материального мира, ему будет намного легче перейти к духовному восприятию. Тот же самый человек будет воспринимать оба мира одним и тем же способом.

Каббала утверждает, что материалом творения является желание получать. Это желание требует наполнения, которое зависит от его собственных, индивидуальных свойств. Если желание получать невелико, оно в состоянии ощутить лишь свою жизнь, свое частное существование. Это видно на примере неживой природы и растительного мира, а также животной жизни на простейшем уровне. Когда желание получать становится достаточно большим, оно развивает себе в поддержку умственную систему, помогающую достичь наполнения. Рядом с сердцем, желанием наслаждаться возникает разум.

Чем больше желание, тем изощреннее, предприимчивее делается ум в поисках способов наполнения. Чем более высокоорганизованным является творение, тем совершеннее в нем обе составляющие. Желание получать достигает состояния, когда становится способным воспринять реальность целиком, то есть получить все полагающееся ему наполнение (на предыдущих уровнях204 возможно лишь частичное наполнение).

Если в нас преобладает жажда земных наслаждений, то и разум наш занят поиском путей наполнения именно этого желания. У желания есть определенные внутренние свойства, и свет, который его наполняет, создавая совместно с ним общую картину мира.

Действительность – это не то, что находится перед нами или существует вне нас. ^ Картина действительности полностью зависит от наших свойств, в ней присутствует открытая и скрытая часть. Реальность можно разделить на уровни: неживой, растительный, животный и человеческий; на твердые тела, жидкости, газы и плазму. Все подобного рода деления определяются нашими свойствами: если мы изменим себя, иной вид примет и воспринимаемая нами реальность.

Здесь дело обстоит точно так же, как с элементарными частицами: посмотрим одним способом – увидим материю, применим другой – обнаружим волны. Все зависит от того, как смотреть. Это в полной мере касается и нас: если бы мы изменили себя, то увидели бы реальность, соответствующую нашим новым свойствам, например, обнаружили бы волновые эффекты там, где сейчас наблюдаем твердое тело.

30­40 лет назад в научной методологии наметился кризис. Ученые обнаружили, что не имеют возможности развивать те или иные направления, не принимая в расчет свойства человека, хотя наука всегда утверждала, что воспринимает мир объективно, вне зависимости от личности исследователя. Когда выяснилось, что многое зависит от того, как изменяемся мы сами, научная картина мира подверглась переосмыслению. Так начала выявляться связь между академической наукой и каббалой. Если 20­30 лет назад невозможно было даже помыслить завести с учеными речь о каббале (они вообще не воспринимали ее подход к исследованию мира), то сейчас они с готовностью принимают положение о том, что воспринимаемая нами реальность есть лишь оттиск наших свойств. Реальности самой по себе не существует. Все ощущения и действия человека обусловлены его представлениями о мире.

Сегодня мы можем говорить об этом с учеными и совместно обращаться ко всей просвещенной общественности с новым объяснением мироустройства. Это настоящий переворот в мировоззрении, последствия которого огромны и чрезвычайно важны. Все, по сути, зависит от внутреннего состояния человека: как система законов этого мира, так и наблюдаемые нами связи и соответствия между его частями.

Если объективной реальности не существует, то необходимо знать лишь одно: как нам нужно измениться, под каким углом следует рассматривать абстрактный Высший свет205, пребывающий в абсолютном покое206, чтобы он проявился в оптимальном виде и наилучшим для нас образом. Этим и занимается каббала. В противовес всем остальным наукам, она не направляет свои усилия на исследование материи вне нас, а изначально говорит о том, какие изменения должны произойти с человеком, чтобы воспринимаемый им мир стал другим.

Картина мира, какой она представляется нам сегодня, поистине ужасна. Человечество погружено в полное отчаяние, о чем свидетельствует все возрастающая зависимость от наркотиков, кризис семьи и общества в целом. Однако это происходит совсем не потому, что так устроен мир. Его современная картина – лишь слепок растущего в нас желания. Именно желание порождает картину мира, проецируя себя на свойства Высшего света.

Ученые согласны воспринимать эти идеи и рассматривать данный подход; они готовы к сотрудничеству с исследователями­каббалистами и понимают, что в этом – залог будущего. Ученые сами приблизились к такому подходу путем исследования реальности, они «переключили» восприятие и перенесли причины происходящего снаружи внутрь человека. Наука будущего – это каббала, поскольку именно она даст человечеству правильное отношение к миру.

Сам по себе мир не изменится. Каббала говорит нам, что это – Высший свет, пребывающий в абсолютном покое. О том же мы читаем в новейших научных публикациях. Астрофизики, например, полагают, что Вселенная – это единая мысль, действующая разумно и целенаправленно. Экологи пришли к выводу, что наша планета с ее атмосферой и природными явлениями ведет себя, как живое существо, обладающее разумом и программой действий, реагируя на нас, как живой объект.

Основываясь на определенных научных данных, ученые имеют основания считать, что и Вселенная, и земной шар, и все, что на нем существует – от самых простейших форм жизни до глобальных систем, – оттиск свойств человека. Поэтому классические науки, в конечном счете, сумели до сих пор охватить лишь очень узкую область действительности. На их место приходит каббала, с ее всеохватом, которая сотрудничает с ними и объясняет, как правильно исследовать истинную реальность. То, в каком виде предстает перед нами действительность, определяется по принципу подобия свойств207 – при сопоставлении наших свойств со свойствами света. Любое явление открывается нам только в том случае, если наши свойства подобны его свойствам.

Можно объяснить это на простом примере: звуковые волны существуют вне моего уха, но я воспринимаю их только в том случае, если у меня внутри есть система, способная воспроизводить аналогичные волны. Простейшая иллюстрация этому утверждению – радиоприемник. Если в нем имеется колебательный контур, воспроизводящий частоту волны, совпадающую с внешней, то происходит резонанс. Приемник как бы захватывает волну извне и доносит до слушателя. Таким образом, чтобы уловить волну, я должен обладать соответствующим ей свойством. Если я хочу воспринять определенную часть действительности, то должен обладать внутренними свойствами, которые ей адекватны.

Мы рождаемся с пятью органами чувств, и у каждого из них есть определенная область восприятия, в которой фиксируются наши реакции на происходящее извне. Мы воспринимаем на слух не все существующие вокруг нас волны, а только определенный их диапазон: скажем, от 15 Гц до 15 КГц. Подобно слуху устроены и остальные органы чувств.

Мы созданы таким образом, что мир открывается нам лишь в пределах пяти областей восприятия. Если бы у нас были дополнительные органы чувств с иными диапазонами, то наша картина мира выглядела бы совсем по-другому.


Картина мира – это представление, сформированное суммой наших реакций на расположенное и происходящее вне нас. Извне находятся и волны Высшего света, из которых мы улавливаем лишь незначительную часть, ограниченный набор впечатлений в определенном диапазоне частот, что создает нашу картину мира. Так мы воспринимаем и самих себя, и окружающую реальность.




Рис. 14.1. Восприятие картины нашего мира с помощью пяти органов чувств.

Разумеется, эта картина является оттиском наших свойств. Если кто-то от рождения лишен одного из органов восприятия, то его представление о мире отлично от нашего. Появись у нас дополнительный сенсор, картина мира тоже изменится.

Прогресс в науке основывается на результатах исследований. Будучи ограничен своими врожденными свойствами, человек не может исследовать то, что находится за гранью его восприятия. Для преодоления лимита своих при­родных возможностей человеку нужно развить в себе дополнительный шестой орган чувств, называемый экраном. Наука переживает определенный кризис, но ее развитие не завершено: ей необходимо перейти на более высокий, качественный уровень.

Модифицировать наши естественные органы чувств мы не в состоянии, поэтому и воспринимаем окружающий мир как единую картину. Если бы у нас появился орган восприятия, способный к изменениям, то благодаря этому нам открылся бы изменяющийся мир. Это происходит, когда мы обретаем возможность воспринимать иной – Высший мир – с помощью экрана.



Рис. 14.2. Восприятие Высшего мира с помощью экрана.

Каббала делает человека способным ощутить реальность посредством дополнительного внутреннего органа чувств – экрана, сосуда, кли, души (все это различные названия одного и того же органа чувств).

^ 14.2. Критерий ценности науки


Значимость любой науки определяется задачами, которые она перед собой ставит.


К исследованию природы нас подталкивает эгоизм: мы постоянно стремимся наполнить себя и достичь, таким образом, оптимального состояния. Развитие знаний о природе и их накопление дает нашему эгоизму определенное наполнение, и науку мы оцениваем именно по степени этого наполнения.


Не существует науки, не имеющей цели. Какова ее цель, такова и ее значимость. Наука определяется не по точности накопленных знаний, а по утилитарности и преимуществам, которые они приносят. Наука может быть в высшей степени уникальной, но если она не имеет прикладного применения, мы практически не принимаем ее во внимание.


В разные исторические периоды приоритетное значение имели различные науки. Как только человечество усматривало в определенной области исследований какую-либо конкретную выгоду, туда сразу же начинали вкладываться научные силы и средства, и отношение к такой отрасли моментально менялось. Соответственно, наука теряла всякую привлекательность, если по той или иной причине переставала приносить практическую пользу.

Несмотря на то что научные знания всегда имеют Высшую основу и определенную ценность нельзя отрицать за этим отсутствием стремления к достижению конкретных, не всегда научных результатов, чаще всего научные исследования оцениваются именно в соответствии с конечной целью, к которой они ведут. Если целью является нечто преходящее, то вместе с пересмотром ценностей исчезает и все данное направление исследований.

Существуют, конечно, теоретические науки, не приносящие, казалось бы, непосредственной пользы, однако мы развиваем их, потому что желаем понять себя и окружающий мир. Наше общее желание наполниться и устранить неизвестность (ведь неизвестность ощущается нами как страдание) заставляет нас развивать и такие отрасли, которые в ближайшей перспективе не будут иметь прикладного применения.

Однако по-настоящему мы ценим в науке лишь то, что можем использовать практически. История знает множество подобных примеров. Развивались нужные на определенном отрезке времени исследования, их ценили и превозносили, а потом интерес к ним бесследно угасал. Это хорошо иллюстрирует развитие технологий за последние пятьсот лет: паровые машины, механические двигатели... В какой-то момент они безнадежно устаревают, утрачивая всякую ценность, а вместе с ними исчезают отрасли, в которых велись их разработки. Ввиду отсутствия практической потребности исследования и производства прекращают развиваться.

^ 14.3. Ценность каббалы

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы о значимости каббалы.

1. Поскольку каббала занимается познанием Высшей силы208 и путей ее управления мирозданием, а также способствует сближению человека с этой Высшей силой и сама опирается на нее, то эта наука имеет для человека неизмеримую ценность.

Мы постигаем воздействие ^ Высшей силы, объединяющей в себе все мироздание, включая человека и все физические, ментальные и моральные состояния во всех его воплощениях. Каббала позволяет не только понять Высшую силу, но и сблизиться с ней, обнаружить способы влияния на нее. Никакая другая наука не занимается в таком объеме общим устройством мироздания и законами, определяющими его развитие.

^ 2. Поскольку предметом каббалы является вечное существование, то и саму эту науку можно считать вечной. Она зародилась за много веков до нас, существует вместе с нами и останется после нас – вне времени и пространства, в том, что можно назвать «Бесконечностью»209, несмотря на нашу полную неспособность понять смысл этой категории. Поскольку каббала занимается исследованием всех возможных состояний (а некоторые из них непреходящи), то эта наука не может прекратить свое существование и утратить значимость.

3. В силу того, что цель каббалы – в сближении с ^ Высшей силой, вплоть до полного уподобления ей и включения в нее, трудно переоценить пользу, которую данная наука приносит своим приверженцам. Ценность ее несоизмерима по своему значению с утилитарностью всех остальных научных знаний.

^ 14.4. Причина малочисленности ученых­каббалистов

Возникает естественный вопрос: если человек, овладевающий каббалой, получает столь огромное преимущество перед теми, кто ею не занимается, прилагая свои усилия к освоению других наук, то почему постичь каббалу стремятся единицы?!

Основная причина малочисленности ученых­каббалистов заключается в том, что, начиная заниматься каббалой, человек стремится как можно быстрее охватить всю науку целиком и, как следствие этого, выносит о Высшем управлении слишком поспешные суждения. Чтобы его воззрения не стали искаженными, необходимо получить фундаментальное знание, которое, однако, невозможно приобрести путем обычного изучения материала, как в остальных науках.


Прежде всего, начинающему необходимо освоить альтруистический язык Высшего мира, которым излагается каббала. Человек может постичь эту науку только в той мере, в какой входит в нее как интегральный, альтруистический элемент.


Войти в каббалу с эгоистическим желанием могут все. Однако когда выясняется, что для постижения хотя бы одной буквы нужно изменить свою природу на противоположную, в рядах исследователей остаются немногие. Они и овладевают этой наукой.

Каббала отличается от всех академических наук тем, что предметом ее исследования является самая внутренняя часть в человеке – его намерение, его скрытое от других отношение к миру. Если в любом другом направлении, экспериментируя над неким объектом или явлением, мы влияем на него – изменяем, измеряем показания, и все это происходит, внутренне не затрагивая нас, то, изучая каббалу, мы должны изменять себя, измеряя и исследуя. Поэтому человеку необходимо быть изначально готовым к этим переменам в себе вопреки своей исконной природе – желанию получать. Поскольку на такой шаг могут пойти лишь единицы, ученых­каббалистов очень и очень немного. Однако постепенно к ним будет примыкать все большее количество людей, потому что каждый обязан стать исследователем всего мироздания, чтобы достичь сближения с Высшей силой и полного уподобления Ей.

В том, что такой важной наукой, как каббала, во всем мире занимаются всего лишь несколько тысяч человек, нет никакого противоречия. Мы должны стремиться к тому, чтобы все люди узнали об этой системе знаний и ее целях, а также о том, что она несет человечеству спасение и возвышение. Однако несомненным остается тот факт, что собственно каббалой все равно будут заниматься единицы. Поскольку человечество можно уподобить пирамиде, верхушка которой всегда значительно меньше основания, то осуществлять исследования в области самой науки много людей не будет, так же, как и в нашем мире непосредственно наукой занимаются не более пяти процентов населения.



Рис. 14.3. Соотношение числа каббалистов к общему населению Земли.

Остальным – по мере удаления от верхушки пирамиды – это нужно все в меньшей и меньшей степени. Они могут пользоваться плодами той или иной области знаний, но погружаться в них полностью, непосредственно их разрабатывать и развивать все равно будут единицы. Собственно говоря, нет нужды всем заниматься каббалой в равной степени. Каждый человек должен использовать эти знания, чтобы исправить себя210 в той мере, какая необходима для его личного исправления. Развивать теоретическую часть самой науки, приобщать к ней человечество ради вовлечения в освоение каббалы – задача единиц. Однако это ни в коем случае не умаляет значимости участия в процессе развития каббалы остальных людей. Степень вовлеченности проистекает из свойства душ, здесь не может быть никакого предпочтения.

Итак, малочисленность ученых­каббалистов сохранится, в то время как практическая значимость каббалы для каждого человека будет постоянно возрастать. Заниматься в группах, действительно исследовать эту науку изнутри и в развитии будут немногие, однако количество интересующихся и в разной степени использующих эту методику начнет увеличиваться с каждым годом, пока не охватит все человечество.


Тот, кто изучает каббалу, совершенствует себя и одновременно развивает саму науку. Однако развитие науки не есть самоцель, а является как бы приложением. В первую очередь, каждый человек должен исправить себя и привести к состоянию подобия Творцу. Это и есть его предназначение, для этого человек рождается, ради этого существует, и потому он будет нисходить в этот мир, пока не реализует своё окончательное состояние211, пока не придет к цели.




Рис. 14.4. Путь развития человечества.

В нашем мире, чем дальше продвинулся ученый в своем познании, тем более широко он известен. В каббале это необязательно, потому что для тех, кто находится внизу, высокое постижение каббалиста – не главное. Важно, чтобы он сумел донести это знание до нас в приемлемой форме, в виде практических рекомендаций. Поэтому из всех каббалистов мы знаем, ценим и уважаем именно тех, кто доходчиво и сравнительно доступно изложил сам материал – несмотря на то, что существовало еще тысячи ученых, знавших гораздо больше.



Рис. 14.5. Каббалисты, разработавшие для человечества методику духовного постижения.

Не следует судить об известных ученых­каббалистах как о самых великих. Это особые люди, совершающие огромную работу ради нас. Так же и мы: кто-то станет ученым в этой области науки, а кто-то – просто ее приверженцем, постигающим Высший мир и стремящимся к слиянию с Творцом212.

Итак, ученые – это те, кто несет каббалистическую методику другим людям, развивает, обогащает, обобщает и описывает свои постижения.

Однако это не имеет никакого отношения к высоте постижения213, поскольку людям, находящимся внизу214, не нужны слишком глубокие постижения и обобщения. Что человеку в его обыденной земной жизни нужно от науки? То, что он может взять от нее сегодня и с успехом использовать в повседневном существовании. Поэтому совершенно не обязательно стремиться стать ученым, это особая роль. Человек находит себя естественным образом: сама душа учит и ведет его.

Бааль Сулам с особым уважением относился к материалистической психологии, потому что она, в отличие от философии, основывается на опытных данных. Эта наука занимается исследованиями того, что происходит с человеком: воздействует на него определенным образом и фиксирует его реакции, проникая, насколько возможно, в сознание, а то – и в подсознание испытуемого. Таким образом, изучается эгоизм человека, даже не называя проявление этого качества эгоизмом. В любом случае психология стремится познать эгоистическую природу этого мира, причем, с помощью абсолютно четких научных методов. На этом пути существуют, разумеется, свои ограничения и заблуждения, но, в общем, материалистическая психология основывает свои выводы исключительно на опытных данных. Это единственная область науки о человеке в нашем мире (хотя психологию можно назвать точной наукой лишь с известными оговорками), которая исследует природу человека опытным путем, а не априорным.



Рис. 14.6. Местонахождение каббалы и психологии.

Каббала тоже использует только опыт. Имея в руках могущественный инструмент – экран (масах) – она меняет человека, воздействуя на него Высшим светом, делает иными его составляющие и свойства, наблюдает за результатами этого воздействия и фиксирует их.

Таким образом, можно говорить о плавном перетекании материалистической психологии в каббалу. Та часть науки, где изучаются эгоистические механизмы проявления человеческого поведения, называется «материалистической психологией». Далее, за махсомом215, начинается область, исследующая альтруистические свойства, создаваемые в человеке с помощью Высшего света, которая и называется каббалой.

^ 14.5. Постижение – в усилиях


Существует условие, обязательное для всех наук: необходимо приложить много сил, чтобы стать ученым в той или иной области знаний. Наука постигается в мере затраченных усилий, поскольку любое наполнение эгоизма стоит немалого труда. Усилия же по своим качествам могут быть как корыстными, так и альтруистическими.


Зачем Творец устроил все именно таким образом? Он постепенно сократил Себя216 во всех мирах сверху вниз217, чтобы создать в нас условия сокрытия. Исходя из этих условий, мы должны искать, чем и как наполнить себя.

Если бы наполнение не стоило нам никаких затрат, эгоизм никогда не поднялся бы выше неживого уровня218: он был бы постоянно наполнен, ничего больше не желая и не развиваясь. Лишь то обстоятельство, что эгоизм постоянно стремится к наполнению, развивает рядом с ним разум, голову, рош парцуф219.

Мы видим это на примере мира Бесконечности, где есть только тох – внутренняя часть кли, наполненная светом.



Рис. 14.7 Взаимодействие света с экраном в рош парцуфа.

Необходимо развивать рош, то есть постижения, осознание, осмысление, ведь именно эту часть нужно создать в творении, чтобы оно уподобилось Творцу, поскольку только голова творения становится равной Ему.



Рис. 14.8.


Мы не принимаем во внимание эгоистическое желание или желание с экраном, а рассматриваем исключительно расчеты, постижения. Для этого творению нужно каждый раз создавать состояния опустошенности. Чем сильнее ему необходимо развивать рош парцуфа (то есть подобие Творцу), тем раз за разом всё большее опустошение творение должно ощущать.


Люди, стремящиеся к наслаждениям, а не к исправлению, не выбирают путь каббалы и не приближаются к духовному мироощущению. Поэтому так незначительно число истинных каббалистов: идти этой стезей приходится вопреки своему опустошенному состоянию.

^ 14.6. Вопросы и ответы

Вопрос: Необходимо ли при изучении каббалы знать остальные науки?

Получается, что человек, изучающий каббалу, интуитивно разбирается и в других науках. Он, разумеется, не знает их на уровне специалиста в нашем мире, потому что у него отсутствует соответствующий язык, который присущ той или иной области знаний, набор специальных терминов.

Например, когда я беседовал со своим Учителем о волнах, об их взаимном наложении, свойствах дифракции, о состояниях, возникающих в волновых средах, о теориях, существующих по этому поводу, он прекрасно понимал суть вопроса, исходя из природы творения. Однако объяснить ему это научным языком я не мог, потому что он не знал специальной терминологии. Каббалисты чувствуют источники и основные понятия, которые знает любой ученый, и, может быть, намного глубже, но они объясняют и описывают те или иные явления на своем уровне постижения и своим языком. Поэтому, раскрыв труд «Учение Десяти Сфирот»220 и будучи одновременно, допустим, и каббалистом, и физиком, человек обнаружит там изложение основных законов мироздания, включающих в себя все то, что физика когда-либо открыла или еще откроет в нашем мире.



Рис. 14.9. Ощущение мироздания через пять органов чувств. Их сумма (Σ) дает нам картину нашего мира.

Вопрос: В чем состоит необходимость изучения наук, ремесел, иностранных языков и т.д., если в духовном мире эти знания не понадобятся?

Этот мир предстает перед нами таковым благодаря информации, доставляемой с помощью пяти органов чувств, как копия мира духовного – ощущения в шестом органе чувств.

Отличие состоит только в материале, на почве которого возникает ощущение: на эгоистическом (подложке, матрице, экране) или альтруистическом. Поэтому развитие шестого органа чувств возможно лишь из нашего мира, то есть из состояния, когда человек опирается на ощущения пяти органов чувств. Только благодаря и вопреки им мы можем правильно развить шестой орган восприятия, потому что отношения между пятью органами чувств и шестым – взаимообратные.



Рис. 14.10. Ощущение мироздания в шестом органе чувств.

Вопрос: Существуют ли другие разумные существа, кроме человека?

Разум является порождением желаний, он развился именно для достижения желаемого. Поскольку нет более эгоистического существа, чем человек, постольку нет и более разумного. По мере развития шестого органа чувств в человеке претерпевают изменения также и его естественные желания – именно для того, чтобы взрастить на их почве шестой сенсор. Человек, изучающий каббалу, становится большим эгоистом и более разумным существом, однако лишь потому, что продвигается выше своего эгоизма и вопреки ему. В этом смысле можно сказать, что нет существа более разумного, чем каббалист, познающий все мироздание – от низов нашего мира до вершин мира Высшего.

^ Вопрос: Каббала говорит, что на других планетах существует только животная и растительная природа. Откуда это известно – каббалисты ведь туда не летают?

Возможно существование всех видов жизни в рамках нашей Вселенной, вплоть до существ интеллектуально и биологически подобных нам. Исключение составляет лишь наша духовная суть, точка в сердце, зародыш души, сосуд подобия Творцу. Это присуще только человеку, обитающему на планете Земля.

Вопрос: Должен ли человек, занимающийся каббалой, развиваться исключительно в этом направлении? Должны ли уйти на задний план понятия карьерного роста и профессионализма?

Любое занятие человека в этом мире оценивается по целесообразному для общества результату. Поскольку все действия человека обусловлены его эгоизмом, ничего полезного в них нет, кроме того, что в итоге человек обнаружит их бесполезность и придет к решению о необходимости исправления. Отсюда следует, что максимальную пользу миру дает каббалист, ибо своими исправлениями он притягивает в наш мир Высший свет221, несущий благо и изобилие.


Каббала призывает человека выполнять свой гражданский долг в рамках нашего мира, работать, иметь семью, служить обществу. Однако основным своим устремлением, первостепенной задачей человек должен ставить духовное возвышение до цели творения, до первопричины своего появления в нашем мире. Достигнув этой цели, человек более не нуждается в том, чтобы нисходить в этот мир.

Вопрос: В книге «Гармония хаоса или фрактальная реальность» (В.Ю. и Т.С. Тихоплав) приведен краткий обзор научных работ, раскрывающих гармонию в воде. Вода, содержащаяся в клетках организма, подвергается воздействию энергии информационного поля Вселенной. Если человек не живет в гармонии с природой, с самим собой и окружающими людьми, он ослабляет воздействие Вселенной на свой организм и расплачивается за это различными неприятностями, в том числе и болезнями. Ваше отношение к такому утверждению?

Утверждение, само по себе, абсолютно правильное. Наблюдения авторов верны. В духовном мире они тоже подтверждаются исследованиями каббалы.

Мы учим, что человек создан Творцом для того, чтобы достичь полного Ему подобия, быть с Ним в абсолютном равновесии. ^ Творцом называется общий закон мироздания. В мере соответствия человека этому закону он оказывается в более комфортном состоянии, чувствует свою принадлежность реальности, подчиняющейся этому закону, то есть находится в ощущении вечности и совершенства. В мере же несоответствия ему человек испытывает дискомфорт и страдания.

Воздействие энергетического информационного поля Вселенной на человека, о котором пишут авторы книги, действительно, имеет место. Равновесие с окружающей средой и обществом нам всегда идет во благо – как в нашем мире, так и в духовном.

^ Вопрос: Каково будущее классических наук?

Классические науки в итоге окажутся в тупике, обнаружив, что не могут развиваться далее в понимании законов природы, лишь приспосабливая их к потребностям практической жизни. Науки сами обнажат тщетность упования на свои методы исследования.

Жизнь становится настолько тяжелой, что, не получая от той или иной системы знаний ожидаемых результатов, мы перестаем в ней нуждаться. Поэтому сегодня гуманитарные науки утрачивают поддержку и уважение: в практической жизни их результаты просто не согласуются с нашим возросшим эгоизмом. Сегодня людям нужны психологи все в большем количестве – чтобы у каждого был личный психоаналитик и до некоторой степени его успокаивал. Больше ничего от гуманитарных наук мы не ждем.

В конце концов, люди придут к тому, что займутся теорией достоверности, как этого требует каббала. Тогда они обнаружат, что любая наука – это знания о нашем естестве, изначально базирующиеся на свойствах человека, хотя предметом их исследований, якобы, является внешний мир. Человек проецирует себя на окружающий его простой Высший свет.

Ученые начнут понимать, что этого мира не существует, что он является проекцией наших свойств на белый свет и все данные зависят от человека. Тогда возникнет вопрос: если мы видим тот или иной мир в зависимости от своих параметров, что же нужно изменить внутри нас, чтобы увидеть этот мир другим, скажем, «в розовом цвете?». Для чего еще существует наука, как не для того, чтобы познавать и практически применять знания для нашей пользы? Что мне следует сделать, чтобы моя проекция на белый свет была «розовой с цветочками»? Если наука мне конкретного решения не предлагает, а я продолжаю страдать, и меня уже душит мой развивающийся эгоизм, то мне эта наука не нужна.

Вот тогда от частных направлений люди придут к каббале, потому что она дает решение: объясняет, что нужно изменить в человеке, чтобы окружающий мир воспринимался как позитивный – в качестве проекции его улучшенных, исправленных внутренних свойств на абсолютно простой, аморфный свет.

Тест

^ 1. По каким критериям человек определяет ценность той или иной науки?

а. точность выводов;

б. обширность и глубина исследований;

в. практическая польза и ценность;

г. уникальность предмета исследований.

^ 2. Какова основная цель пребывания человека в этом мире?

а. пережить высокие духовные состояния;

б. исправить себя и довести до состояния полного подобия Творцу;

в. забота о процветании своей семьи;

г. служение обществу.

^ 3. Что является предметом исследования каббалы?

а. Высшая сила;

б. внутренний мир человека;

в. мироздание;

г. буквы и символы.

^ 4. Что представляет собой окружающая реальность по мнению каббалистов?

а. Вне человека находится Высший свет, пребывающий в абсолютном покое;

б. Реальности вне нас не существует;

в. Картина мира является отпечатком наших свойств;

г. Все ответы верны.

^ 5. Как, согласно каббалистическому методу исследований, формируется картина мира?

а. материальный мир существует независимо от человеческого сознания;

б. мир является совокупностью всех форм материи в земном и космическом пространстве;

в. картина мира формируется внутри человека, в соответствии с проекцией Высшего света на его органы чувств;

г. нет правильных ответов.
^ Глава 15 Каббала – корень всех наук
15.1. Методика каббалы

15.2. Необъективность картины мира

15.3. Каббала – корень всех наук

15.4. Вопросы и ответы

Заключение

Тест

Дополнительный материал

«Такие науки, как теология, философия и математика, берут свои принципы и корни из нее [каббалы]. Поэтому все эти науки (scientiae) подчинены этой мудрости (sapientia); и их принципы и правила подчинены ее принципам и правилам; поэтому без нее их аргументация недостаточна».

Джордано Бруно «Реформация небес»

^ 15.1. Методика каббалы

У многих вызывает сомнение, является ли каббала наукой в истинном значении этого понятия. Следует ли относить ее к категории естественных наук, исследующих природу окружающего мира (как физика, химия, биология), или гуманитарных (как философия, психология и пр.)? Не является ли она отдельной системой знаний, поскольку требует от исследователя обладания особым приобретенным свойством, не заложенным в человека от рождения?

Под наукой мы подразумеваем такие исследования окружающего мира, результаты которых можно записать, передать, воспроизвести посредством возможностей природных органов чувств и приборов, расширяющих диапазон их чувствительности. Каббалисты утверждают, что занятия по определенной, разработанной ими методике позволяют обрести шестой орган чувств, помимо пяти естественных, с помощью которого можно исследовать получаемые в нем возбуждения. Они называют его экран или душа. Ощущения, воспринимаемые посредством этого дополнительного сенсора, фиксируются, анализируются, суммируются и сводятся в единое целое. Причем, наблюдения, производимые таким способом, как и в естественных науках, велись веками и подтверждались тысячами исследователей­каббалистов.

Что же делает каббалу уникальной наукой, кардинально отличающейся от остальных методов познания, используемых человеком?


Особенность каббалы состоит в том, что она позволяет познать Высшую часть мироздания, откуда к нам поступает информация, облачающаяся в пять органов чувств, которую исследователь начинает ощущать и воспринимать так же, как реальность этого мира, используя шестой орган чувств наравне со способностью, данной ему от рождения.


Эта наука позволяет постичь корни мироздания, а не просто еще одну дополнительную его часть, на уровне, предшествующем воспринимаемой человеком реальности.


Данный способ не означает примитивного получения сведений о том, что через какое-то время станет реальностью, – в таком случае неотвратимость надвигающегося события не оставит человеку никакого выбора и не в его власти будет что-либо изменить.

Получение с помощью методики каббалы знаний о высшем уровне, о том, что еще не проявилось в действительности нашего мира, позволит исследователю управлять Высшей реальностью, изменять ее посредством личного включения в сам процесс. Человек словно поднимается в центр управления, откуда осуществляется контроль над окружающей действительностью, – с уровня творения на уровень Творца.

Происходит как бы возвышение человека над самим собой, подъем туда, откуда нисходят силы, облачающиеся затем в материю нашего мира и проявляющиеся как конкретные действия и события. Изменение отношения к ним в самом их источнике (не самих сил, а именно отношения к ним) приведет к тому, что в нашем мире они станут восприниматься совершенно по-иному. Вместо того чтобы раз за разом возникало ощущение пустых келим, будет чувствоваться их постоянное накопление, рост и наполнение светом. Все зависит от того, как каббалист в своем шестом органе чувств относится к тому, что должно раскрыться перед ним.


Таким образом, отличие исследователей­каббалистов от ученых, пользующихся традиционными способами исследования, заключается только в том, что они проникают в мироздание посредством дополнительного органа чувств, который, в принципе, может обрести любой желающий.


Несколько непривычно вдруг узнать о том, что в человеческих силах приобрести еще один орган ощущения, дающий дополнительную информацию о мире, рамки которого уже очерчены возможностями пяти органов чувств. Однако, как только возникает готовность принять такое предположение, все остальное начинает выглядеть абсолютно естественно.


Исследование мира посредством дополнительного органа восприятия, безусловно, называется наукой, как и использование для этой цели тех сенсоров, с которыми мы рождаемся.


Ученый­некаббалист ограничен в своих исследованиях врожденными возможностями мировосприятия. Он даже не может вообразить, что ожидает его за их пределами.

^ 15.2. Необъективность картины мира

В последнее время ученые соглашаются с тем, что картина мира не является объективной, а целиком определяется наблюдателем. Как утверждал Нильс Бор, исследователь изучает не окружающий мир, а лишь свои реакции на него. Если это так, то знания, накапливаемые естественными науками, можно квалифицировать, как получаемые с помощью пяти врожденных органов чувств, а каббалу – как науку, диапазон познания которой находится над традиционными возможностями восприятия. С этой точки зрения каббала является «сверхъестественной» наукой: ее постигают, предварительно обретя дополнительный сенсор.

^ 15.3. Каббала – корень всех наук

Мы раскрываем наш мир и расчетливо пользуемся тем, что обнаруживаем в нем, прикидывая, насколько можем приспособить и преобразовать его для себя, чтобы наша жизнь изменялась в соответствии с этими открытиями. В нашем мире мы расширяем возможность более комфортного и безопасного существования. Однако нам следует постигать совершенно новое мироздание, новый объем, новый порядок. Раскрытие следующего, более Высокого мира приведет нас к совершенно иным постижениям – к ощущению вечности и совершенства, к осознанию того, чего в нашем мире не существует. Объединение с Высшей управляющей силой, в мере отождествления себя с ней, даст человеку освобождение от страха за свое настоящее и будущее существование.

Для этого нам следует, прежде всего, освоить науку об альтруистическом развитии и уподоблении Творцу, и она является поистине чудесной. Нет ни одной системы знаний, которая не была бы в нее включена. Каждая из наук нашего мира представляет собой лишь достаточно узкую область исследования нашего мира, изучающую его под тем или иным углом зрения, с помощью набора определенных инструментов и соответствующих методов. Совокупность данных, полученных в результате одного способа исследования, мы называем физикой. Изучение нашего мира другим образом мы называем химией. Третий – именуем биологией и т.д. Любая наука возникает на базе того, что мы собираем данные в строго фиксированном ракурсе, с помощью определенных инструментов и программ отношения к нашему миру. Эти данные иногда пересекаются между собой. Когда видим взаимосвязь между ними, то можем работать на стыке двух или более наук – физики и химии, биологии и физики, механики и математики и т.д. Однако, как правило, мы дифференцируем науки о нашем мире. Кроме того, они применимы только в той области нашего мира, где мы существуем и ощущаем себя.


Основой каббалы является общее, совокупное знание всех уровней (неживого, растительного, животного и человеческого) и всех их частных проявлений, включенных в замысел Высшей управляющей силы.


Каббала занимается постижением всего сотворенного Творцом. Она изучает как сам материал творения, так и все, что с ним происходит: воздействие и его законы, возможность их освоения человеком, способ, каким образом управлять собой и достичь наивысшего состояния, включить в себя все мироздание и стать единственным творением, созданным Творцом.

Каббала рассматривает все метаморфозы, происходящие с желанием насладиться, – материей творения. Она также объединяет в себе все частные науки, которые мы развили на базе своего небольшого опыта взаимодействия с материалом нашего мира. Поскольку каббала занимается исследованием материи на наивысшем и глубочайшем уровне, то эта система знаний включает в себя не только все науки, но также и все законы мироздания.

Каббала выстраивает науки в едином для всех порядке так, что каждая из них получает соответствующее ей место в системе каббалистического знания, подводя их к общему знаменателю. Однако каббала при этом нисколько не принижает значимость всех существующих наук, не умаляет их достижения, а, напротив, дает возможность каждой раскрыться полностью. Что может предъявить физика сверх того, что возможно постичь путем эгоистического отношения к материалу? То же самое касается химии, биологии и других естественных наук.

Физика точно соответствует порядку миров и сфирот, как, скажем, астрономия или музыка. Это свидетельствует о том, что все они взаимосвязаны, то есть каббала содержит в себе остальные науки, которые, в свою очередь, зависят от нее. Соответственно, прогресс наук состоит в совмещении с каббалой, как изначально включающей их в себя.

Мы можем проследить, что в течение последних десятилетий различные области знаний во всем мире практически не развиваются. Речь идет о тупиковой ситуации. Дальнейшее их развитие, как утверждают сами ученые, зависит от того, как будет изменяться наблюдатель, то есть сам исследователь.

Ученый должен изменить средства исследования, начать изучать материал, уподобляя его себе, пропуская через себя, а не просто рассматривать абстрактно, безотносительно к себе. Исследователю пришла пора начать приобретать альтруистические свойства, изыскивать возможность выхода из собственного эгоизма. Все, что можно было изучить, накапливая и поглощая информацию об окружающем мире, уже исследовано. Разумеется, можно продолжать развитие в том же духе, но ничего нового мы уже не получим.


Дополнительное знание о мире можно получить, привнося в них личностный элемент, а не собирая механически информацию, изолируясь от изучаемых объектов и действий. Поэтому, прежде чем начинать исследования, нужно обрести свойство отдачи. Эпоха науки, построенная на поглощении и потреблении, закончилась. Начинается следующий этап, пришло время альтруистической науки.




Рис. 15.1. Ступени постижения духовного мира.

Слияние естественных наук с каббалой способствует их развитию, которое возможно исключительно в интеграции с этой системой знаний. На сегодняшний день исчерпаны все возможности изучения окружающего мира путем поглощения – эгоистическим методом.

Развитие эгоистического желания вынуждало человека мигрировать, внутренне меняться, расти в постижениях и открытиях. В итоге эгоистическое желание возросло до своего максимума, то есть оно уже не служит продвижению. Мы достигли такого состояния, когда это желание необходимо подводить под альтруистическое намерение222. Только тогда будет возможно дальнейшее продвижение, восхождение по 125 ступеням223 в мир Бесконечности. В нашем мире мы находимся уже на вершине использования эгоизма.

Мы можем лишь продолжать наращивать свои достижения, но это не пойдет нам на пользу, а будет причинять вред. Как сказано во всех каббалистических трудах и с чем сегодня соглашается академическая наука, в формировании человечества намечается новый этап. Оно начинает осознавать порочность эгоистического, направленного исключительно на собственное наполнение развития. Следующим этапом будет выход вовне.

Наш эгоизм исчерпал свои возможности – способствовать новым открытиям. Столетие с 1850 г. до 1950 г. Было эпохой великих озарений в естествознании, и она завершилась. Мы ещё будем некоторое время «подбирать крохи»данных, но ничего кардинально нового больше не произойдет на этом поприще. Исследователи естественных направлений прекрасно понимают сложившуюся ситуацию.

Став альтруистом, ученый начнет изучать этот мир в отрыве от себя, в его внешнем проявлении, и это будет называться постижением духовного мира. Если прежде мы считали, что наше отношение к окружающей среде не вносит в нее никаких изменений, то позже выяснилось, что это далеко не так. Эйнштейн утверждал, что все обусловлено скоростью света, от которой мы, якобы, не зависим, потому что находимся в зоне ограниченных перемещений, но абсолютные законы мироздания этого феномена не подтверждают.

Впоследствии ученые осознали, что воспринимаемый нами мир сугубо субъективен и зависит от свойств наблюдателя. Меняются свойства исследователя – претерпевает изменения наблюдаемая им картина мира, поэтому необходимо думать о духовном уровне самого исследователя, его отношении к мирозданию, к себе, ко всему окружающему. Это настолько изменит его мировосприятие, что перед ним возникнет совершенно иной мир.

^ 15.4. Вопросы и ответы

Вопрос: Каким образом всем раскроется мудрость каббалы, пребывавшая в сокрытии в течение веков?

Поскольку каббала – это наука обо всем творении, она проявится абсолютно во всех областях человеческой деятельности. Чем бы человек ни занимался, о чем бы ни думал, что бы ни совершал в своем земном существовании – у него начнет возникать необходимость относиться к своим замыслам, поступкам, решениям по-другому, не так, как раньше. Все в жизни человека будет направлять его к обретению свойства отдачи, вынуждать изменить свою эгоистическую природу на альтруистические свойства Творца.Вопрос: Если ученый, исследующий реальность с помощью пяти органов чувств, ощущает, что в нем происходят изменения, отражается ли это на результатах его деятельности? Что же он, в таком случае, исследует?

Сегодня ученый исследует действительность посредством пяти органов чувств, изучая свои реакции на ее воздействие. Он сопоставляет результаты, чтобы лучше понять взаимодействие одного материала с другим.

Что произойдет, если мы как бы поднимемся над исследованием, попытаемся превзойти свои естественные физические возможности, перейдя на более высокий уровень, и постигнем первопричину? Мы обнаружим, в силу чего этот материал вообще существует и почему подчиняется определенным законам.

Если я знаю корни материала (почему он сейчас будет создан и начнет существовать в соответствии с конечным замыслом), то мне нет нужды экспериментировать с ним. Ведь ученые пытаются на экспериментальной основе вывести законы поведения материала, достичь понимания его корней, представить некое состояние, предшествующее его возникновению, найти исток. Я же напрямую поднимаюсь к корню этого материала и вижу, в силу какой необходимости он был создан в таком виде. Поскольку я узнаю свойства элемента в его корне, то мне не нужно тратить время и средства на проведение бесчисленного количества опытов, как это делают ученые. В сущности, все результаты подобных исследований верны только в очень ограниченном диапазоне и работают при определенных предположениях и допущениях.

Я знаю душу каждой частицы реальности, ее внутреннюю суть, и поэтому мне становится известно о ней все! Наука в том виде, какой она имеет на сегодняшний день, не будет более существовать. Когда ученые начнут исследовать материю шестым органом чувств, все направления поиска поднимутся на другой уровень. Человеку не нужно будет копаться в молекулах и атомах с помощью громоздких и дорогостоящих приборов. Ведь почему мы этим занимаемся? Мы движимы желанием постичь корень! Раскрыть, кто Он – стоящий за этим материалом! В чем причина создания того или иного элемента? Какова его конечная функция? Человек хочет постичь Творца – к этому в итоге сводятся все науки.

Почему именно после жажды обладать знаниями в человеке возникает желание духовного постижения, стремление к Творцу? Почему желание поднимается в своем развитии именно по этой цепочке: богатство, почести и власть, знания и после него – духовное? Потому что в результате этих исследований я хочу понять самую суть. Эйнштейн сказал, что мечтает открыть закон, который объединил бы в себе все мироздание, все его составляющие. Не просто: Е=mc2, а вывести единую формулу, которая включала бы в себя все. Возникает желание раскрыть духовный закон.

^ Вопрос: Должен ли каждый ученый стать каббалистом и иметь духовное постижение, чтобы подняться на более высокий уровень исследования?

Все должны будут стать каббалистами! Однако именно у исследователей, поскольку они жаждут познать материю, это стремление поднимется и преобразится в желание постичь Творца. Многие ученые уже сегодня понимают это и приветствуют помощь каббалистов. Есть среди них и такие, кто пока остается в рамках традиционной науки в качестве обычных исследователей узкой области действительности. Им достаточно знать: одно минус другое влияет на третье, чтобы получился такой­то результат. Они не хотят подниматься выше этого уровня.

Однако взгляните, например, на исследования в области онкологии: если бы ученые могли понять, что вместо того чтобы искать истину среди тысяч гипотез и идей, тратить миллиарды долларов на разработки препаратов и аппаратуры, можно подняться в корень проблемы, и тогда не понадобятся ни колоссальные средства, ни десятки лет, потраченных на исследования! Важно понять предмет в его корне.

Конечно же, исследователи будут учеными­каббалистами. Что они в итоге откроют? Они поймут, какой недостаток желания отдавать вызывает ту или иную отрицательную реакцию в материале на всех его уровнях: неживом, растительном, животном и человеческом.

Безусловно, наука будет развиваться в направлении исследования свойств отдачи, и мы увидим такое же описание этого состояния, как в «Учении Десяти Сфирот» Бааль Сулама, только в более доступной, подробной форме. Это будет объяснение того, как за счет шестого органа чувств на уровнях ощущений всех пяти врожденных сенсоров человеку раскрывается Творец.

Это единственное, чего нам недостает. Бааль Сулам пишет, что в нашем мире нам не хватает только одного – раскрытия Творца. Если бы человек, живший в пещере тысячи лет тому назад, мог с самого начала раскрыть Творца, он был бы счастлив и достиг конечного исправления. Мы же должны прийти к этому вследствие ощущения пустоты, приняв самостоятельное решение. Поэтому мы достигаем этого состояния после тысяч лет исследований и поисков, развития науки и прочих сфер деятельности. В итоге мы оказываемся перед необходимостью понять, что в нашем мире не хватает только раскрытия Творца. Таким образом, добравшись до конца, мы, словно по кругу, возвращаемся к исходной точке нашего пути.

^ Вопрос: Есть ли различие между ученым, исследующим действительность путем простого созерцания, и тем, кто изменяет реальность в процессе своего исследования?

Мы не можем изменить реальность в рамках нашей жизни. Мы начинаем ощущать иную реальность только в том случае, если вносим в наше существование Творца – как его наполнение, как первопричину, следствием которой является наш мир. Мы чувствуем, что у него есть корень, присутствует цель, и ощущаем, в соответствии с этим, что находимся выше нашего мира, используя его для достижения цели. С одной стороны, как пишет Бааль Сулам в статье «Последнее поколение»224, больших изменений не произойдет. Человек будет воспринимать своими пятью органами чувств то же самое, что окружает его сегодня. Это никуда не исчезнет. Однако вследствие того, что Творец облачается в естественные органы ощущения, мир принимает совершенно иные очертания. Это выражается только двумя словами: совершенство и вечность.

^ Вопрос: Каков критерий достоверности результата?

Сказано мудрецами в Вавилонском Талмуде225: «Нет у судьи больше того, что видят его глаза». Что значит: «видят»? Видением называется максимальное постижение – то, которое я считаю абсолютно достоверным, которое затем проходит проверку и перепроверку мною и другими исследователями, получая подтверждение своей достоверности, как в любой академической науке.

Это совершенно практический подход. Если я открыл какой-то закон, явление, которое могу повторить несколько раз, то я передаю эту информацию другим людям. Они могут воплотить ее и увидеть то же самое. В итоге это явление становится неопровержимым фактом. Так принято поступать в любой науке. До появления Эйнштейна существовала одна теория, после него – теория изменилась. Это произошло не сразу: он развивал ее, домысливал, а в результате ряда опытов остальные исследователи убедились в правильности его выводов и приняли их как факт.

^ Вопрос: Как духовное ощущение может породить материальное восприятие?

На первый взгляд, трудно понять, как духовное ощущение может порождать и поддерживать нечто материальное. Однако трудность возникает, только если считать, что они никоим образом не связаны между собой. Если же взять за основу мнение каббалистов, считающих, что любое качество духовного подобно качеству материального, получится, что между ними нет различий, кроме как в материи: у духовного материя духовная, у материального – вещественная. Однако качества, действующие в духовной материи, действуют и в материи вещественной.



Рис. 15.2. Строение кли.

В понимании этой связи присутствуют три ошибочных утверждения. Первое состоит в том, что сила человеческой мысли и есть его бессмертная душа, его суть. Это заблуждение, которого некогда придерживались философы, давно отмерло. Полагали, что все наши знания – то, что мы постигаем, чему обучаемся, что приобретаем – являются вечными и составляют основу нашей души.

Знания, говорит каббала, это наполнение искусственного кли, которое мы создаем рядом с душой, с желанием. Поскольку мы чего-либо желаем, то образуем рядом с желанием еще некую систему – блок, помогающий нам наполнить это желание. Такой дополнительный блок, вспомогательная система и называется разумом.

При уменьшении или возрастании наших желаний соответственно этому ведет себя и разум. Если человеку выпадает больше страданий, он вынужден развивать эту систему, чтобы найти способ избежать их. Есть такая поговорка: «За одного битого двух небитых дают». Потому что «битый» умнее – он знает, как себя наполнить, как использовать заложенные в нем качества.


Желание является сутью творения, а разум – лишь вспомогательный механизм рядом с желанием. Поэтому говорить о том, что сила разумной мысли в человеке и есть его душа, его суть, совершенно неверно.


Второе ошибочное представление состоит в том, что тело – это продолжение души.

Наша биологическая плоть никоим образом не связана с душой. Тело растет, умирает, в нем можно делать любые пересадки органов, но это совершенно не отражается на душе. Душа проходит свои изменения. Тело от нее не зависит.

Третье ошибочное представление состоит в том, что духовные сущности являются простыми.

Мы изучаем, что творение состоит из одного пятиступенчатого кли (кетэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут226), наполненного светом НАРАНХАЙ227.

Затем кли, это изначально созданное единственное творение, разбивается, делится на десятки, сотни, миллиарды частиц. То есть духовная суть – составная, и таким образом она раскрывается относительно нас. Конечно, о ней самой мы говорить не можем. Мы имеем возможность только рассуждать о том, как мы ее постигаем, ощущаем, исследуем и определяем.

Современный человек, желающий постичь Высшую управляющую силу, может осуществить это, приложив свои усилия в методике ее постижения – каббале.

^ Вопрос: Как ученые воспринимают идеи каббалы?

Наука, наконец-то, пришла к выводу, приближающему ее к методу духовного познания: все, что человек исследует, он исследует внутри своего кли. Наука признает, что за любыми приборами, компьютерами, вычислениями и сенсорами стоит тот, кто ведет исследование.

Можно сделать сложнейший механизм, хоть с галактику величиной, но кто будет анализировать полученные данные, кто станет оценивать их? Разумеется, не сам механизм, а создавший его человек. Результаты измерений тоже оценивает относительно себя человек – извне он этого сделать не сможет. Все устройства и системы он создает для своего использования, что называется, «под себя», исходя из собственной сути. Поэтому любое наше впечатление, восприятие и постижение субъективно.

То же самое можно сказать о духовном мире. Наше желание разбито на пять частей. Мы воспринимаем в них нечто и говорим об этом ощущении, а о том, что происходит вне кли, мы говорить не можем, ибо не понимаем этого.

Бааль Сулам в «Учении Десяти Сфирот» перечисляет лишь 12 основных видов света, находящихся вне кли, а можно назвать еще 12 тысяч. Однако все эти виды света, якобы существующие вне кли, ощущаются самим кли, внутри него, а не вовне. Вне кли невозможно ничего ощутить – просто наши впечатления делятся на внешние и внутренние.

Наше кли по своим мерам исправления является составным, и поэтому мы ощущаем в нем столько различных деталей, впечатлений. Поэтому нам кажется, что окружающий нас мир тоже является составным. На самом деле, нас ничего не окружает, это только наши внутренние ощущения.



Рис. 15.3. Виды света в парцуфе: прямой, отраженный и внутренний.

Мы различаем в окружающем мире семь основных цветов, семь звуков гаммы, которые в свою очередь делятся на множество оттенков и нюансов: это наше кли создано таким образом, что мы общее впечатление градуируем на множество частных. Все они внутренние – ничего внешнего нет. Так они делятся потому, что подобно этому наше кли, по мере своего исправления, подразделяется на относительно внутренние и относительно внешние части.

Например, как мы различаем виды света – внешний и внутренний? Мы говорим, что свет, который после зивуг дэ­акаа228 кли может принять в себя (наполниться от пэ229 до табура230), – это внутренний свет.



Рис. 15.4. Окружающий свет в парцуфе.

Как я это чувствую? Некто, с кем я соединился в рош парцуфа, наполняет меня, или я наполняю его, или мы вместе наполняемся друг другом. Где это ощущается? В тох парцуфа231, внутри кли. Та часть, в которой мы еще не наполняем друг друга, не контактируем друг с другом, не в состоянии соединиться, остается снаружи, вне нас. Где ощущается это «снаружи»? Внешний окружающий свет, ор макиф232, ощущается относительно соф233, потому что если мы исправим соф, мы уже получим этот свет как внутренний.

Как я могу ощутить что-либо вне себя, снаружи? Посмотрим на самую первую стадию распространения света234.



Рис. 15.5. Нулевая и первая стадии распространения света.

Когда возникает кли? Когда оно способно внутри себя ощутить свет. Когда у него появляется способность к ощущению внешнего света? Когда кли начинает осознавать, понимать, что хочет ощутить свет по-другому – как находящийся вне его, внешний, то есть на отдачу. Когда кли хочет его ощутить таким образом (это не значит, что оно его так ощущает), другое отношение к тому же свету превращает его во внешний. Это как в нашем, так и в духовном мире происходит абсолютно одинаково.

Заключение

Сегодня человечество вступает в период разочарований как в сфере общественного развития, так и в области внутреннего формирования личности. Такой вид человеческой деятельности, как наука, также демонстрирует неспособность к дальнейшему развитию.

Состояние, которого человечество достигло в настоящее время, является совершенно уникальным. Утрачено понимание общего направления развития. Проблемы в сферах общественных отношений, экологии, культуры, воспитания, просвещения и науки поставили нас на край пропасти. Становится ясно, что дальнейшее продвижение при отсутствии правильной тенденции, которая является движущей энергией, сутью материи, тем, что ею управляет и наполняет изнутри, более не представляется возможным.

Прежде кризисы наблюдались в какой-то отдельной области: в науке, культуре, религии, общественных отношениях и т.д. Наступавший коллапс, тем не менее, служил стимулом для развития новых направлений в той или иной сфере человеческой деятельности или кардинальной модернизации прежних, что считалось переворотом, а порой даже приравнивалось к революции. Теряла свои позиции религия – ее сменял расцвет науки и новых технологий. Наступал технологический упадок – начиналась культурная революция. Ветшали культурные ценности – им на смену приходило бурное развитие промышленности. Однако всегда крах одного приводил к возникновению другого.

Сегодня человечество достигло такого состояния, когда на всех направлениях своей деятельности человек получает абсолютно негативные результаты, означающие полное истощение.

Не имеют под собой реальной почвы также и надежды на возникновение синтеза религии и науки, который помог бы избавиться от ощущения бессилия и беспомощности. Человечество подошло к завершению развития, тысячелетиями происходившего на основе получающих келим.


Все движется в одном направлении: к раскрытию Творца. Однако если этот процесс происходит вопреки желанию творения уподобиться Творцу, то развитие ощущается им как негативное и угрожающее. Оно погружает во мрак всю реальность, которую человек воспринимает посредством пяти органов чувств. Когда же раскрытие происходит по доброй воле творения и его желание соответствует желанию Творца (то есть осуществляется в процессе уподобления друг другу), оно ощущается как сближение с Высшим светом, и связь эта постоянно укрепляется и расширяется.


Тест

^ 1. Как называется инструмент исследования в каббале?

а. экран;

б. махсом;

в. свет;

г. кли.

2. Завершите предложение: «Картина мира является не объективной, а полностью субъективной, то есть целиком определяется...»

а. Высшим светом;

б. шестым органом чувств;

в. наблюдателем и его свойствами;

г. природой.

^ 3. Завершите предложение: «Человечество подошло к окончательному итогу своего развития, тысячелетиями происходившего на основе ...»

а. научных исследований и открытий;

б. религий и верований;

в. постепенного развития эгоизма;

г. альтруистических законов природы.

^ 4. Почему необходимо слияние естественных наук с каббалой?

а. каббала помогает получить дополнительные знания о мире;

б. наука, построенная на поглощении, закончилась, и теперь для дальнейших исследований необходимо обрести экран;

в. такое слияние способствует дальнейшему развитию наук;

г. потому что развитие эгоистического желания в человеке вынуждает его продвигаться, чтобы наполнить себя.

^ 5. В чем состоит главная причина кризиса современной науки?

а. наука не принимает в расчет личные свойства человека­исследователя;

б. отсутствие практической пользы большинства научных исследований;

в. отсутствие принципиально новых идей (развитие науки завершается);

г. никакого кризиса в науке нет.

^ Дополнительный материал

Е. Вахромов235

Интегральная культура236

С позиции научной психологии диалектика «мира действительности» и «картины мира» определяется тем, что мир как таковой бесконечен в пространстве и времени. Фундаментальным его свойством является изменчивость; картина мира, представленная артефактами, текстами, составленными из исчисляемого количества знаков и символов по конечному числу правил. Текст, понятие, теория делаются, таким образом, «посредниками» между бесконечным миром и человеком – «конечным» существом – как в пространстве, так и во времени. Через слово, текст бесконечное потаенное открывается пониманию. Фиксированная в текстах система представлений о мире более «статична», чем мир­сам­по­себе. Когда человек, предпринимая «здесь­и­сейчас» какое­либо действие, соответствующее его представлениям, основанным на теории и прошлом успешном опыте взаимодействия с действительностью, получает удивительный, неожиданный результат, «статичность» становится для него проблемой. Однако, по мнению Аристотеля, такого рода «удивление» лежит в основе науки и научной деятельности, вынуждая человека и все человечество постоянно не только строить, но и перестраивать свою «картину мира». Это является основой выделения исследовательской деятельности в науку. Перед наукой, в свою очередь, встает задача поиска и систематизации нового знания, сопоставления его с накопленным ранее в других отраслях, проверки на практике.

Понимание необходимо отличать от знания, в том числе научного. Понимание – понятие более широкое, здесь имеется в виду единство знания и действия на его основании. Однако знание и понимание не являются «привилегией» человека, они, в определенных формах, присущи растительному и животному миру. Так, в этологии и зоопсихологии известно о наличии у животных двух функциональных систем, первая из которых «отвечает» за определение типа ситуации (знание), а вторая «запускает» имеющийся в репертуаре ответ, реакцию. Б.Рассел писал: «Знание не следует определять так, чтобы этим подразумевалась непроходимая пропасть между нами и нашими предками, не пользовавшимися языком».

Существенное отличие знания и понимания в животном и растительном мире от человеческого заключается в том, что его истинность проверяется логикой естественного отбора. Отсутствие необходимой поведенческой реакции, «поступка» или ошибочная оценка ситуации чреваты гибелью особи, вымирание критического числа представителей означает исчезновение рода, вида. Поэтому для индивида проблема выживания, приспособления есть, прежде всего, вопрос исключения ошибок, который состоит в отказе от форм поведения, не приносящих успеха в достижении цели. В жизни человечества просматривается попытка «заменить» чреватый гибелью естественный отбор выбором тех или иных теорий (эволюционная эпистемология). Метафорически говоря, пусть вместо нас вымирают те, кто не выдержал проверки практикой и временем теории.

Создавая образ мира, человечество все менее соотносит свое существование с ним и все более – с его культурным образом. Человек всегда пребывает в конкретной ситуации и решает прежде всего вызванные ею проблемы и задачи. Ситуация предоставляет сделать в настоящем определенный выбор в форме поступка, действия или бездействия. Совокупность актуализованных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены только его интерпретации. «Будущее» есть сумма потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем. В связи с этим будущее открыто, поэтому разные варианты ожидаемого в будущем имеют различную мотивирующую притягательность.

Отметим ключевые закономерности, выявленные философией и методологией науки.

Во-первых, современный человек все в большей степени должен ориентироваться при выборе решений не столько на личный опыт, сколько на обобщенный, накопленный семьей, группой, культурой, цивилизацией и хранящийся в форме текстов. Отсюда следует, что возрастает и будет возрастать роль общения, коммуникации на всех уровнях – от межличностного до межкультурного. Эффективность этого взаимообмена будет связана с пониманием каждым субъектом (личностью, группой) цели приобретения знаний, границы применяемых теорий, меры, в которой полученные познания используются без ущерба для других.

Во-вторых, каждая языковая культура в целях самосохранения заинтересована в успехах и росте своих носителей­индивидов. В силу этого она непосредственно зависит от максимальной интеграции знаний, накопленных в иных культурах. Человеческая цивилизация в рамках, доступных исторической науке, развивалась из нескольких очагов, слабо связанных между собой и породивших разные знаково­символические системы – языки. В связи с различиями в конкретных исторических судьбах народов и культур соответствующие языки являются носителями различного, во многом не пересекающегося знания и опыта. Важное значение в этой связи приобретает трансляция, взаимообмен накопленного человечеством в различных культурах знания, так как адаптация и возможность выбора для актуализации будущего зависят от того, насколько широко и полно в данном языке представлено собранное человечеством знание. Исключительную важность при этом несет в себе проблема взаимопонимания и доверия между культурами.

В-третьих, реальный успех индивидов и культур требует, чтобы интеграция и использование иного знания, накопленного другими, не нарушало собственной психологической целостности выше критического уровня; позволяло добиваться практических результатов. История знает немало примеров, когда неумеренное потребление продуктов иной культуры приводило к размыванию смыслового ядра собственной. Следствием такого процесса является «психическая инфляция» на уровне малых групп (особенно опасно это для семьи) и индивида, приводящая к потере чувства самоидентичности. Тяжелым является положение малых народов и бедных стран, не имеющих возможности ассимилировать достижения мировой науки и культуры, следствие чего есть исход носителей интеллектуального потенциала в высокоразвитые и богатые страны.

В проблеме построения позитивного образа будущего и определения пути к нему – основной вызов нашей эпохи. Это имеет отношение как к человеку, так и к семье, группе, культуре, цивилизации, человеческому познанию.

На каждом уровне этот вызов ощущается все острее.

Неприятие вызова, принимающее как форму «упрощенного оптимизма», что выражается в «трескотне» о скорой и легкой победе над трудностями, так и вид «упрощенного пессимизма», проявляющийся в смирении, отказе от борьбы и ведет к гибели.

Принятие вызова требует «экзистенциальной» реакции, заключающейся в трезвом и беспощадном анализе, диалектической конфронтации негативного и позитивного аспектов социальных и культурных проблем, и систематической творческой работы по проверке истинности теорий всех уровней. Причем, необходимо ясное понимание того, что «последний» ответ может дать только практика.

referat-oglavlenie-stranica-2.html
referat-op-discipline-grazhdanskoe-pravo-na-temu-sdelki-ponyatie-i-vidi.html
referat-opredelenie-ponyatiya.html
referat-organizaciya-diskovogo-prostranstva.html
referat-osnovi-visshej-nervnoj-deyatelnosti.html
referat-osnovnie-ponyatiya-filosofii-daosizma.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-zhestovie-yaziki.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadolzhennosti-stran-tretego-mira-i-bremeni-mobilizaciya-mezhdunarodnih-finansovih-institutov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xxxvi-vid-na-malahitovuyu-luzhu-ilya-ilf-i-evgenij-petrov-dvenadcat-stulev-1956g.html
  • essay.bystrickaya.ru/chetverg-4-avgusta-2005-g-na-sever.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-ventilyaciya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prajs-list-2-marta-2009-godavnimanie-chlenam-maashna-naimenovaniya-otmechennie-simvolom.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-informacionno-kommunikativnoe-prostranstvo-shkoli-na-period-2010-2013-g.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-professionalnih-prob-s-uchashimisya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-i.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotirovannij-spisok-nauchno-metodicheskoj-literaturi-i-materialov-pedagogicheskogo-opita.html
  • lesson.bystrickaya.ru/soglashenie-po-tehnicheskim-bareram-v-torgovle-m-v-mehonoshina-materiali-sistematizirovani-regionalnim-innovacionnim.html
  • university.bystrickaya.ru/fridman-a-vi-ili-vas-professionalnaya-ekspluataciya-podchinennih-aleksandr-fridman-stranica-23.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viktorina-ot-sostavitelya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-za-choveshkoto-razvitie-1994-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-registracii-aktov-grazhdanskogo-sostoyaniya-statya-semejnoe-zakonodatelstvo-i-ego-zadachi-semejnoe-zakonodatelstvo.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritaya-kulisa-2010.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-aktualnie-problemi-teoreticheskoj-i-prikladnoj-psihologii-dlya-napravleniya-030300-psihologiya-podgotovki-magistra-030300-68-avtor-semenov-i-n.html
  • crib.bystrickaya.ru/iq-kognitivnij-stil-i-kreativnost-chast-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrabotka-rezultatov-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-aspirantov-prepodavatelej-uchebnoe-posobie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grejs.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-rossijskoj-gosudarstvennoj-statistiki-chast-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vladimir-pershanin-mi-pol-evropi-po-plastunski-propahali-stranica-24.html
  • student.bystrickaya.ru/2-prafenomen-r-shtajner-estestvenno-nauchnie-trudi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-ochen-korotkaya-istoriya-bpemehu-scheznovenie-vselennoj.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-sovet-direktorov-obshestva-o-rekomendacii-k-primeneniyu-kodeksa-korporativnogo-povedeniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-discipline-funkcionalnoe-i-logicheskoe-programmirovanie.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-i-etapi-vipolneniya-raboti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/71-bazovaya-model-organizacii-raboti-mou-kryukovskoj-oosh-po-formirovaniyu-u-obuchayushihsya-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/1-banktk-marketingt-teoriyali-aspektler.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g0-tipovaya-tehnologicheskaya-karta-ttk-elektroprogrev-betona.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-i-funkcii-sistemnogo-operatora-na-raznih-ierarhicheskih-urovnyah-upravleniya-edinoj-energeticheskoj-sistemoj-modeli-i-algoritmi-resheniya-zadach-upravleniya-rezhimami-elektroenergeticheskih-sistem-ees.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2018-zhildara-arnalan-azamatti-byudzhet-sinilip-otir-onda-oblisti-byudzhett-negzg-parametrler-oni-aliptastiru-parametrler-zhne-byudzhettk-arazhatti-zhmsau-baittari-turali-aparat-amtilan-szderd-nazarlariiza-2016.html
  • letter.bystrickaya.ru/muhina-i-g-organizaciya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-po-istorii-s-ispolzovaniem-multimedijnoj-tehnologii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/masoni-protiv-dekabristov.html
  • crib.bystrickaya.ru/gou-dpo-belgorodskij-regionalnij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.