.RU

РАЗДЕЛ 5^ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Актуальные вопросы организации


РАЗДЕЛ 5


^ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ


Б.Т. Величковский


Социальный стресс как фактор

жизнеспособности молодого поколения


Национальная политика в стране сейчас направлена на снижение демографических потерь, на «сбережение народа». Усилия правительства приносят свои плоды. Но, несмотря на устойчивый экономический рост и политическую стабильность, в стране наблюдается удивительный парадокс. Бедных из года в год становится меньше на 1 – 3 млн., а смертность населения снижается незначительно. Причина указанного противоречия заключается в том, что в стране неправильно определены параметры бедности.

К категории бедных сейчас относят людей, у которых величина денежных доходов ниже прожиточного минимума, равного стоимости потребительской корзины. По мысли законодателей потребительская корзина должна гарантировать рядовому россиянину «сохранение здоровья и обеспечение его жизнедеятельности». В действительности она не выполняет этих функций. Да и не может их выполнять, потому что (вопреки российской практике) потребительская корзина – не единственная и даже не главная составная часть, определяющая уровень прожиточного минимума и минимальную величину оплаты труда.

В экономически развитых странах в настоящее время законодательно установлен высокий минимальный размер почасовой оплаты труда: во Франции – €35.8 в час; в Великобритании – €34.0, в Испании – €16.6; в Словении – €13.0 в час. В России минимальный размер оплата труда (МРОТ) с 1 сентября 2007 года вырос вдвое и достиг 2300 рублей в месяц. С 1 января 2009 года он увеличится еще в два раза – до 4330 рублей. Прогресс впечатляющий. Однако в час это составит всего 290 рублей. По сегодняшнему курсу – чуть больше одного доллара или чуть меньше одного евро. Многократный разрыв сохраняется.

Совокупность патогенетических механизмов, вызвавших развитие демографического кризиса, точнее всего может быть обозначена как «социальный стресс». В наши дни понятие стресса вышло за границы сугубо профессионального использования и стало достоянием массового сознания. Однако нельзя забывать, что это понятие имеет конкретное физиологическое содержание. Стресс представляет собой однотипную нейрогормональную реакцию, которая мобилизует резервы организма для преодоления последствий экстремальных воздействий. Стресс мобилизует адаптационные процессы. Поэтому автор концепции стресса Г. Селье назвал его «общим адаптационным синдромом».

Специфическая причина возникновения социального стресса заключается в утрате населением эффективной трудовой мотивации, основанной на возможности честным трудом обеспечить достойное существование себе и своей семье. Проблема трудовой мотивации существует во всех странах мира. Высокопроизводительный труд требует большого волевого усилия работника. Длительно такое усилие может осуществляться только при сильной трудовой мотивации. Обычно трудовая мотивация остается доминирующим стимулом деятельности на протяжении всего трудоспособного периода жизни человека. Это положение подтверждают результаты социологического опроса и населения России. По данным Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в сентябре 2007 года 53.3 % женщин и 52.9 % мужчин считают работу самым важным делом жизни. Первичным толчком к зарождению любой мотивации служит возникновение какой-либо потребности и субъективная оценка необходимости её удовлетворения. Чем ярче эмоциональная окраска желания, тем выше мотивация.

Согласно данным последней переписи населения в России сложился следующий статус занятости: 95% или 58 млн человек – работают по найму, 1,5% (1 млн) – работодатели, которые привлекают наемных работников для осуществления своей деятельности, около 2 млн человек – индивидуальные предприниматели. У основной массы населения, свыше 62 млн человек, источник дохода – трудовая деятельность. Для 18 млн источником существования является подсобное хозяйство. 600 тысяч человек – рантье, существуют на доход от ценных бумаг, сбережений, от сдачи в аренду имущества. Сегодня большая часть трудоспособного населения России не может воспользоваться преимуществами трудовой мотивации, в идеале присущими рыночной экономике.

В основу современного понимания поведения животных и человека легли труды И.П. Павлова по высшей нервной деятельности, дополненные открытием академика Алексея Алексеевича Ухтомского о роли доминанты, как фактора поведения, и исследования академика П.К. Анохина по физиологии функциональных систем как основы формирования целенаправленного поведения Действие каждой функциональной системы, сформировавшейся в организме, завершается оценкой полученного результата. Эта универсальная закономерность в полной мере проявляется и под влиянием трудовой мотивации. Человек оценивает достигнутый им уровень жизни, опираясь на механизмы памяти, сравнивая его со своим прежним положением и образом жизни окружающих. Поэтому с ростом социальной поляризации общества всегда связаны негативные последствия. Реакция может быть явной, «революционной» или скрытой, «болезнетворной», но в том или ином виде она всегда присутствует и угрожает стабильности популяции.

Таким образом, в реализации негативного влияния на здоровье хронического социального стресса, порожденного утратой эффективной трудовой мотивации, задействованы, как минимум, два основных патогенетических механизма: фаза истощения общего адаптационного синдрома и срыв динамического стереотипа высшей нервной деятельности. В 2005 г. в США обнародованы результаты исследования генетического здоровья населения 193 стран. По данному показателю Россия занимает высокое 5-е место. Число врожденных дефектов на тысячу детей у нас равно 42,9. Самые здоровые дети во Франции, где этот показатель равен 39,7. США занимает 20-е место. Следовательно, российский демографический кризис не обусловлен генетическими мутациями

Как известно, в ходе реформ у населения трудоспособного возраста преобладающей стала смертность от насильственных действий, травм и отравлений, при доминирующей роли алкоголя среди её непосредственных причин. Однако коэффициент смертности от внешних причин, как и общий коэффициент смертности, оказался тем больше, чем ниже доходы населения. Только в тех административно-территориальных образованиях, где покупательная способность превышает стоимость трех потребительских корзин, коэффициент смертности от внешних причин, как и общей смертности, оказался меньше, чем в целом по Российской Федерации, и составил 2.42 – 2.60. По-видимому, нельзя бороться с алкоголизмом отдельно от остальных социально-экономических проблем.

От величины покупательной способности населения зависят значения всех трех анализируемых показателей репродуктивных потерь: перинатальной смертности (с 28-й недели беременности и в течение 168 часов жизни после родов), ранней неонатальной смертности (в течение 7 суток после родов) и младенческой смертности (в течение 1 года после родов). Только в тех 14-и административно-территориальных образованиях, в которых население имеет доход, превышающий стоимость трех потребительских корзин, все три показателя репродуктивных потерь меньше, чем по Российской Федерации. В 17-и территориях-аутсайдерах, в которых покупательская способность населения меньше стоимости двух потребительских корзин, репродуктивные потери существенно выше средних по России: младенческая смертность – на 37.3%, ранняя неонатальная – на 31.1%, перинатальная – на 18.6%.

В 2006 году зависимость демографических показателей от уровня покупательной способности населения сохранилась. В этом году исчезли административно-территориальные образования с покупательной способностью меньше двух потребительских корзин, которые отличались самой высокой смертностью населения. Поэтому смертность в стране уменьшилась. Вместе с тем, критический порог средней покупательной способности повысился. Для снижения общего коэффициента смертности до уровня меньшего, чем по Российской Федерации в целом, он повысился на стоимость половины местной потребительской корзины – с 2,5 до 3,0; для повышения ожидаемой продолжительности жизни – с 3,0 до 3,5. Прежняя критическая величина покупательная способность оказалась недостаточной в связи со снижением её реальных покупательных возможностей.

Таким образом, принятая сегодня в России величина потребительской корзины не обеспечивает выживание ни населения в целом, ни людей трудоспособного возраста, ни новорожденных. Научно обоснованным критерием бедности (минимальным прожиточным уровнем) может быть только величина, не менее чем в 2,5 раза превышающая стоимость потребительской корзины в данном административно-территориальном образован. Минимальная величина оплаты труда (МРОТ) должна превышать стоимость 3.0 местных потребительских корзин. И обе эти величины необходимо индексировать в соответствие с уровнем инфляции таким образом, чтобы реальная покупательная способность беднейших слоев населения не снижалась.

Для построения оптимальной стратегии снижения демографических потерь принципиально важно, что базовой ценностью для дееспособного человека является заработок, а не пособие. Поэтому социальная политика государства, направленная на сбережение народа, должна опираться не только на бюджетные дотации (национальные проекты). Необходимо повышение оплаты труда, чтобы дать людям шанс самим выбраться из нищеты. Только достойная оплата труда формирует эффективную трудовую мотивацию, которая, вместе с уверенностью в завтрашнем дне, служит основой повышения жизнеспособности нации. Уровень заработной платы определяет ряд факторов. С позиции «сбережения народа» наибольший интерес представляет анализ стоимости рабочей силы и производительности труда. Стоимость рабочей силы характеризует минимальный размер средств, необходимых для обеспечения жизни и трудоспособности работника. Сюда входят затраты на удовлетворение основных материальных и духовных потребностей самого работника и его семьи.

Зависимость жизнеспособности нации от уровня трудовой мотивации её трудоспособных членов, по-видимому, представляет собой тот эволюционно выработанный биологический механизм, который не позволяет развитию вида Homo sapiens повернуть вспять. Чтобы не остановить эволюционный процесс, жертвуется та популяция, которая не сумела обеспечить реализацию указанного условия. Обвал демографических показателей в России в первый период преобразований подтверждает справедливость этого положения.

В экономике общепринятым считается правило: «повышение заработной платы не может опережать рост производительности труда». В противном случае, увеличение доли оплаты труда в себестоимости продукции повысит её цену и снизит конкурентоспособность предприятия.

Однако медицина вынуждена сформулировать свое непреложное правило: «заработная плата не может быть меньше величины, необходимой для формирования эффективной трудовой мотивации». В противном случае, возникает высокая и ранняя смертность лиц, занятого наемным трудом, сокращается численность населения и, в конечном итоге, ухудшаются условия развития экономики всей страны. Поэтому экономическому правилу можно следовать только после реализации правила медицинского.

Международный опыт показывает, что государственное правление становится более успешным, когда осуществляется с учетом особенностей национального характера. Опора на национальный характер особенно необходима на первом этапе политических и экономических преобразований. Позднее на помощь приходит сформировавшийся динамический стереотип высшей нервной деятельности.

Изучение жизнеспособности нации и условий сбережения народа требует привлечения данных экономики, социологии, демографии, физиологии, психологии, патологии, генетики. Возможно, это указывает на потребность создания новой интегральной науки – социальной биологии человека.

Итог проведенных исследований сводится к выводу о зависимости жизнеспособности нации от двух главных эволюционно сложившихся биологических факторов. Один из них – физиологический, обуславливает формирование трудовой мотивации, а при её нарушении – развитие социального стресса. Условия формирования эффективной трудовой мотивации определяют минимально допустимую величину оплаты труда, необходимую для устойчивого развития общества.

Другой – генетический, обуславливает повышенный уровень основного обмена при избыточной гетерозиготности генома, свойственной российской нации. Этот фактор определяет характер развития потомства в зависимости от условий питания и качества жизни беременных женщин и новорожденных.

Принятая сегодня в России величина потребительской корзины не обеспечивает выживание ни населения в целом, ни людей трудоспособного возраста, ни новорожденных. Научно обоснованным критерием бедности (минимальным прожиточным уровнем) может быть только величина, не менее, чем в 2,5 раза превышающая стоимость потребительской корзины в данном административно-территориальном образован. Минимальная величина оплаты труда (МРОТ) должна превышать стоимость 3.0 местных потребительских корзин. И обе эти величины необходимо индексировать в соответствие с уровнем инфляции таким образом, чтобы реальная покупательная способность беднейших слоев населения не снижалась.


Н.В. Золотарева


Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения

юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся

без попечения родителей


Юное материнство, т.е. рождение детей у девушек младше 20 лет, одна из актуальных медико-социальных проблем нашего времени. Особую остроту она приобретает в отношении девушек-подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом случае ранняя беременность делает очень вероятным отказ от ребенка, а значит повторение сиротской судьбы матери.

В г. Екатеринбурге уже накоплен определенный опыт социальной поддержки женщин, в том числе юных, оказавшихся в кризисной ситуации в связи с рождением ребенка (известный пример - деятельность общественной организации «Аистенок»). Но это разовая, непродолжительная помощь, осуществляемая в рамках кризис-интервентной модели социальной работы; тогда как для полноценной поддержки матерей и профилактики отказничества необходимы долгосрочные стратегии работы, позволяющие создать такие условия, в которых девочки имели бы возможность сочетать беременность и последующее материнство с обучением таким образом, чтобы к 19-20 годам получить профессию и необходимые социальные навыки, позволяющие организовать свою дальнейшую жизнь.

Этой идее отвечает деятельность отделения профессионального образования и социального становления для молодых матерей, возникшее в 2008 г. благодаря Министерству общего и начального профессионального образования Свердловской области на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Социально-профессиональный лицей «Строитель» (Екатеринбург, ул. Артинская 31-а).

В отделении созданы хорошие материальные условия для проживания беременных девочек, юных матерей и их детей в специально оборудованном блоке общежития лицея. Помещение рассчитано на 16 воспитанниц (не считая их детей).

Право на проживание в данном учреждении имеют несовершеннолетние одинокие беременные и уже состоявшиеся матери из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основанием для приема служит: 1) Направление Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. 2) Пакет сопроводительных документов, утвержденных Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, подтверждающих, что девушка относится к категории «дети-сироты» или «дети, оставшихся без попечения родителей», а так же имеет статус «мать-одиночка» (если, ребенок уже родился).

Отделение начало функционировать с сентября 2008 года. За прошедший период в него поступило 6 беременных и 4 уже родивших из образовательных учреждений различных муниципальных образований Свердловской области. На настоящий момент все беременности закончились благополучными родами, поэтому в отделении проживает 10 юных матерей и 10 детей младенческого возраста, которые находятся на полном государственном обеспечении.

Опыт всесторонней и систематически осуществляемой социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи такой категории детей-сирот, рассчитанной на несколько лет, в нашем регионе отсутствует, поэтому деятельность отделения во многих отношениях, на наш взгляд, носит экспериментальный характер.

Целью данного учреждения является организация комплексного сопровождения беременных, одиноких матерей (из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), имеющих малолетних детей, для получения профессионального образования, а также формирования устойчивой привязанности к ребенку и освоения материнских ролей.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: 1) Создание необходимых материальных условий для проживания беременных девочек и молодых мам с маленькими детьми. 2) Осуществление индивидуально – ориентированной социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи воспитанницам и их детям в период пребывания в Отделении. 3) Осуществление взаимодействия с территориальными службами занятости по организации трудоустройства одиноких матерей, завершивших программу начального (среднего) профессионального образования, по месту постоянного жительства (места закрепленного жилья). 4) Осуществление взаимодействия с руководителями муниципальных образований, органами социальной защиты населения по вопросам предоставления жилья для матерей и их детей по окончании срока пребывания в отделении. 5) Обучение и повышение квалификации специалистов с учетом конкретного содержания их функциональных обязанностей в данном учреждении. 6) Разработка методических пособий, позволяющих осуществлять в других регионах РФ эффективную работу с беременными девочками-сиротами и юными матерями на основе опыта работы Отделения профессионального образования и социального становления молодых матерей» в лицее «Строитель».

К настоящему времени эту работу осуществляют 8 специалистов: руководитель отделения (Золотарева Н.В.), социальный педагог, 2 дневных и 2 ночных воспитателя, психолог, медсестра; их функции определены должностными инструкциями. Все работники Отделения несут ответственность за жизнь, здоровье, развитие юной матери и ее ребенка.

Деятельность Отделения ведется в тесном контакте с районными и городскими службами социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи матери и ребенку, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В частности медико-социальным аспектам в процессе комплексного сопровождения юных матерей уделяется значительное внимание. В функциональные обязанности медсестры входят следующие задачи:

  1. Наблюдение за состоянием здоровья беременных и уже родивших девушек, а также их детьми, и, при необходимости, оказание первой доврачебной помощи.

  2. Обучение девушек: санитарно-гигиеническим навыкам по уходу за собой и ребенком; навыкам поддержания грудного кормления; общеукрепляющего массажа для ребенка; введения прикорма, организации искусственного кормления по мере развития ребенка или медицинской необходимости; информирование о методах контрацепции с учетом готовности к рождению других детей.

  3. Контроль за соблюдением режима дня, питания, выполнением рекомендаций врачей; соблюдение графика контрольных посещений медицинских учреждений в связи с наблюдением в период беременности или в послеродовой период, а также соблюдение сроков прививания детей.

  4. Сопровождение в процессе обращения за медицинской помощью в силу несовершеннолетнего возраста воспитанниц и ограниченного опыта социальных взаимодействий, характерных для воспитанников домов-интернатов, тем более, что все девушки прибыли из области и плохо ориентируются в большом городе.

Перечень этих обязанностей наглядно свидетельствует, что медсестра выполняет ряд функций, присущих социальному работнику, оказывая педагогическую и посредническую помощь, выполняя контролирующие функции и функцию «персонального ассистента» в отношении воспитанниц. Следует отметить, что за прошедший период нашему коллективу удалось наладить успешное взаимодействие с детской больницей (№16) и женской консультацией (МУ ЦГБ №3), где персонал, оказывая медицинскую помощь, учитывает специфику психологического и социального положения юных матерей.

Таким образом, хотя отделение профессионального образования и социального становления молодых матерей является структурным подразделением учреждения профессионального образования, его цель и задачи выходят далеко за рамки традиционного поля деятельности образовательных учреждений, по сути, это реабилитационный центр, реализующий стационарную, срочную и консультативную формы социального обслуживания, обозначенные в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения» (1995). С учетом биосоциальной природы материнства, особое значение в процессе комплексного сопровождения приобретает медико-социальная помощь, обеспечивающая необходимые условия для сохранения здоровья юных мам и благополучного развития их детей.


С.А. Канева


Социально-медицинская работа как важнейшее направление

в охране здоровья детей и подростков

(в условиях детской поликлиники)


Охрана материнства и детства является приоритетной проблемой во всех странах мира. Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи, с чем растет число детей, которым необходима специализированная медицинская, психолого-педагогическая, социальная помощь. Здоровье детей и подростков не может быть ведомственной проблемой только медиков, что зафиксировано множеством правовых документов и документами различных ведомств как федерального, так и регионального уровня.

По мнению Е.Н. Назарова и Ю.Д. Жилова «в последние годы становится все более очевидным, что существующая в нашей стране система охраны здоровья населения, а в частности детей и подростков не всегда в состоянии улучшить наблюдаемое в некоторых регионах ухудшении детского здоровья»[2]. Изменить это положение одной реформой здравоохранения без решения комплекса экономических и социальных вопросов практически невозможно.

Детский контингент в условиях кризисного развития современного общества становится одной из наиболее социально-уязвимых групп населения. Особенно обостряется эта проблема в связи с ростом числа отрицательно влияющих на подрастающее поколение факторов, формирующих социальный риск, а также отклонений в психическом здоровье, нарушение репродуктивной сферы и др. Национальным бедствием становится распространение среди детско-подросткового контингента так называемых саморазрушающих форм поведения (наркомании, алкоголизма, курения, токсикомании), инфекций передаваемых половым путем, СПИДа, безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, что представляет серьезную угрозу безопасности страны.

Определяющими факторами развития и сохранения здоровья человека являются социально-значимые мероприятия. Социально-медицинское направление социальной работы может быть представлено как практическое воплощение социальных технологий по обеспечению общественного здоровья на разных уровнях и в разных формах.

Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. П.И. Сидоров отмечает, что «социальные работники в здравоохранении – это неиспользованный резерв профилактической медицины»[1]. Главная задача социальной работы в охране здоровья детей и подростков не восстановление их здоровья, т.к. это задача медицинских работников, а профилактическая направленность – сохранение и укрепление здоровья детей. Специалисты по социальной работе, обладая знаниями в области медицины, психологии, педагоги, права в социальной сфере, изучая теоретические и практические основы здорового образа жизни, охраны материнства и детства, планирования семьи могут научно обоснованно и целенаправленно проводить социально-медицинскую работу в области охраны здоровья детей и подростков. Оказание социально-медицинских услуг рассматривается как одна из первоочередных задач социальной работы по воплощению основных принципов охраны здоровья.

Отделение медико-социальной помощи в детской поликлинике имеет своей целью реализацию медико-социальных мероприятий, учитывающих специфические особенности детей, в т.ч. подросткового возраста и направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков; их социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни. В целях оптимизации деятельности специалиста по социальной работе по решению медико-социальных проблем детского населения необходима разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление здоровья и социальную поддержку детства, семьи. В связи с этим важно осуществить совершенствование государственной политики в области охраны здоровья и прав детей и подростков, гарантирующей на практике полноценную реализацию эффективных мер защиты обществом здоровья матери и ребенка, интересов семьи. Необходимо внедрение и дальнейшее развитие медико-социального компонента в процессе организации лечебно-профилактической помощи на уровне первичного звена здравоохранения, включая учет семей с позиции социального риска, медико-социальный патронаж семей, мер по укреплению их психического и физического здоровья. Важно обеспечить эффективное межведомственное сотрудничество разрозненных до сих пор усилий органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования, внутренних дел и других заинтересованных ведомств, общественных организаций средств массовой информации для решения медико-социальных проблем детского населения.

Большинство отечественных авторов, обращаясь к особенностям деятельности социальных работников в лечебно-профилактических учреждениях, заключают, что именно социальные работники информируют врачей о факторах хронизации патологии, препятствующих эффективности лечения, снижающих ориентацию семьи и индивидуума на здоровый образ жизни, нарушающих социальный статус пациента[1]. Значительная роль отводится социальным работникам в профилактике возникновения факторов медико-социального риска, обеспечении эффективного и рационального выполнения репродуктивной функции, рождении здорового потомства, формировании здорового образа жизни.

Для эффективного решения медико-социальных проблем специалист по социальной работе в детской поликлинике должен уметь применять простые и понятные технологии, обеспечивающие в условиях семьи санитарно-гигиеническое просвещение и нравственное (включая половое) воспитание детей, подростков, родителей. На сегодняшний день крайне необходимо плановая пропаганда здорового образа жизни среди молодых родителей, включение в планы работы комнат здорового ребенка детских поликлиник, разделов, посвященных данной проблеме. Семьи, имеющие детей раннего возраста должны быть одним из основных объектов медико-социальной работы. В программу диспансеризации должны быть включены скрининговые методы обследования для выявления не благополучных семей и семей группы риска. Эти семьи должны углубленно, посемейно обследоваться с разработкой конкретных мер медико-социальной помощи.

Рекомендуется создавать семейные центры (клубы, кабинеты) отдыха, оздоровления и восстановления молодых семей, а также организовывать Родительские клубы (встречи, лектории), ведущий цикл бесед о правильном воспитании детей, профилактики заболеваний, здоровом образе жизни. Заинтересованность и активное участие в проводимых на территории обслуживания амбулаторно-поликлинических учреждений мероприятиях должны развиваться не только у родителей, но и у самих детей, особенно подросткового возраста по типу движения тинэйджеров, «школ здоровья», общественных организаций.

Таким образом, среди стратегических направлений по совершенствованию социально-медицинской помощи детям и подросткам, главным должно стать усиление профилактического направления работы. Формирование понимания необходимости позитивных изменений в образе жизни, создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умений и навыков здорового образа жизни – вот насущные задачи социальной работы для улучшения состояния здоровья детей.


Библиографический список


  1. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. М.: Наука, 1999. С.40.

  2. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы социальной медицины. М.: Академия, 2007. С.205.



Л.И. Коваленко


Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи


Исследования в области семейных отношений, направленные на выявление определенных приоритетов и жизненных ценностей молодой семьи за период с 1990г. по 2008г. показывают, что произошли значительные изменения в общественном сознании по вопросу семьи и брака. Современные тенденции в формировании семьи в разных европейских странах сводятся к повышенному росту нерегистрируемых браков, именно поэтому возникает острая необходимость в рассмотрении причин и мотивов нежелания молодежи узаконить отношения. Помимо этого, проблемными являются: 1) отношение респондентов к созданию семьи, 2) отношение к вопросам о том, обязательны ли для нормального роста и развития ребенка оба родителя; 3) можно ли оправдывать женщину, желающую воспитывать ребенка без отца. 4) отношение к разводу.

Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении, прежде всего, вытекает из системы ценностей, которая сама базируется на системе потребностей. Принимая решение о расторжении брака, человек, прежде всего, мотивирует его тем, что не удовлетворяются, с его точки зрения, важные потребности. [2].

По результатам исследований, проводимых в европейских странах, семья в системе важнейших жизненных ценностей занимает лидирующее место. Так, к примеру, оценку "очень важно" семье в жизни человека поставили 91-95% респондентов Польши, Ирландии, Исландии и Мальты и 67-72% опрошенных в Литве, Эстонии и Латвии, 76% - в России, Германии. [5]. В Украине этот показатель в 2008г составил - 90% среди женщин и 80% среди мужчин.

Характерной чертой формирования семьи в течение последнего десятилетия был рост числа нерегистрируемых браков. Это подтверждается и данными ИЕЦ (европейского исследования ценностей). В двадцати европейских странах в 2001 году 14% респондентов одобрительно отнеслись к мнению, что брак стал пережитком. В 2005 году таких было уже 20%.

Так, во Франции доля респондентов согласных с мнением, что официальный брак стал пережитком времени, составила 35%, в Англии – 27%, в Швеции 20% . [5].

В Украине более 75 % респондентов считает, что незарегистрированный брак может быть позитивным явлением, но только при определенных условиях: если это общее решение обоих партнеров (37% опрошенных), или это только предыдущий этап перед официальным браком (22%), или это возможность для сожительства, когда в семье еще нет общих детей (13%). В целом общество Украины не отбрасывает возможности жить в незарегистрированном браке, но относится к такой форме семейных отношений достаточно осторожно. Интересно, что откровенно предпочитают незарегистрированные браки только 4% опрошенных, остальные или сразу регистрируют брак (более 50%) или выбирает форму незарегистрированного брака как определенный испытательный этап перед бракосочетанием.[6].

Следующим важным показателем, характеризующим отношение к формированию семьи, является увеличение числа респондентов, считающих, что для того, чтобы ребенок рос и развивался, нет необходимости в обоих родителях, а желание иметь детей люди во все меньшей степени связывают с созданием семьи. В Швеции число сторонников «одного родителя» возросло на 26% (в 2005 году их поддерживали 40% шведов). В Португалии - на 21%, Англии - на 15%. В 2005 году 41% финнов и 40% шведов считали, что для развития ребенка не нужны оба родителя, в то время как в Польше, в Украине и в Болгарии так полагали только 3% . [1].

Растет и одобрение респондентами женщин, которые хотят воспитывать ребенка без отца. Особенно заметен рост таких мнений в Латвии (с 24% в 2001 до 55% в 2005 годах) и Польше (соответственно с 12 до 42%). В Литве одобрение женщин, желающих самостоятельно растить ребенка, возросло только на 9%. В России и Украине мать-одиночку, желающую воспитывать ребенка самостоятельно, одобряли 53% респондентов. Менее всего такое поведение одобряют респонденты на Мальте (15%), в Словакии (23%), Италии (28%), Эстонии и Ирландии (по 29%), Северной Ирландии и Германии (по 30%). [3].

О роли брака в совместной жизни людей в определенном смысле можно судить на основании данных официальной статистики о динамике зарегистрированных браков и разводов (хотя известно, что растет число нерегистрируемых браков и разводов). В рассматриваемый период в большинстве стран Европы удельный вес разводов по отношению к заключаемым бракам заметно возрос. Если в Литве в 2001 году на 100 браков приходилось 35,1 разводов, то в 2005 - уже 63,7, а в 2007 году - 69,9. Число разводов на 1000 жителей относительно снизилось, поскольку снизилось и количество браков. В 2001 году в Литве было зарегистрировано 36310 браков (на 1000 жителей приходилось 9,8 браков) и 12747 разводов (3,4 - на 1000 жителей), а в 2005году - 17868 браков (на 1000 жителей - 4,8) и 11390 разводов (соответственно - 3,1).

Таким образом, взгляды на создание семьи и брак в период 2001-2005 годов претерпели существенные изменения, свидетельствующие о девальвации традиционной формы совместной жизни - семьи, сформировавшейся на основе брака. В этот период все большую поддержку получает мнение о том, что для нормального роста и воспитания ребенка нет необходимости иметь обоих родителей, а также оправдывается намерение и поведение женщины, желающей воспитывать ребенка без отца. Однако, по ответам респондентов - семья все еще остается на первом месте среди таких важных для человека жизненных ценностей, как работа, друзья, свободное время, политика и религия.


raspisanie-peredach-iyul-2011-stranica-6.html
raspisanie-peredach-iyun-2011-stranica-2.html
raspisanie-peredach-iyun-2011-stranica-7.html
raspisanie-peredach-stranica-2.html
raspisanie-peredach-stranica-7.html
raspisanie-pervoj-ekzamenacionnoj-sessii-2010-2011-uchebnogo-goda-dlya-zaochnogo-otdeleniya-epds-vremya-provedeniya-s-2.html
  • write.bystrickaya.ru/gazeta-chernogorskij-rabochij-znamenatelnie-i-pamyatnie-dati.html
  • studies.bystrickaya.ru/4-mehanizmi-monitoringa-plan-realizacii-strategii-regionalnogo-razvitiya-avtonomnoj-respubliki-krim.html
  • education.bystrickaya.ru/2-ischeznoveniya-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-professionalno-ekologicheskoj-kompetentnosti-studentov-budushih-specialistov-truboprovodnogo-transporta-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-prinimaem-racionalizatorskie-i-novatorskie-predlozheniya-oplatu-garantiruem.html
  • tests.bystrickaya.ru/mashini-i-mehanizmi-graficheskoe-predstavlenie-i-modelirovanie-4-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/poluchenie-i-ispolzovanie-elektricheskoj-energii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-oficialno-delovoj-perevod.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tajnite-koito-vinagi-ste-iskali-da-znaete-no-sa-bili-skrivani-ot-vas-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-52-konkursi-granti-konferencii-dekabr-2009g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-koronnij-razryad-na-provodah-vozdushnih-linij-elektroperedachi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-realizacii-osnovnih-napravlenij-razvitiya-arhivnogo-dela-v-respublike-tatarstan-za-2011-god-gosudarstvennoe-regulirovanie-razvitiya-arhivnogo-dela.html
  • education.bystrickaya.ru/2-vodnij-zheleznodorozhnij-i-aviacionnij-transport-konspekt-lekcij-po-ekologii-lekciya-1.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/muzei-vladimirskoj-oblasti-chast-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/utv-postanovleniem-gosstandarta-sssr-ot-20-dekabrya-1982-g-n-4909.html
  • uchit.bystrickaya.ru/titulnij-list-programmi-obucheniya-po-discipline-syllabus-forma-stranica-4.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatij-v-otraslevom-razreze-puti-eyo-povisheniya-chast-17.html
  • tasks.bystrickaya.ru/28-30-iyunya-2012-g-kislovodsk-v-programme-sekciya-kosmetologiya-i-esteticheskaya-medicina-master-klass-po-permanentnomu-makiyazhu-slozhnie-pigmenti-novogo-pokoleniya-i-ih-kachestvo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-dlya-studentov-specialnosti-090800-burenie-neftyanih-i-gazovih-skvazhin-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-cel-izucheniya-bzhd.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-rabochij-fajl-s-rezultativnimi-tablicami-i-grafikami-otchet-o-rezultatah-vipolneniya-kompyuternoj-laboratornoj.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/valerij-lejbin-slovar-spravochnik-po-psihoanalizu-izdatelstva-stranica-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-sovmestnoe-ozhidanie-rasskazi-o-luchshem-druge.html
  • klass.bystrickaya.ru/40-let-azimov-a-sami-bogi1972.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnie-posobiya-naznachennie-naseleniyu-so-storoni-gosudarstva-so-statyami-16-i-17-pakta.html
  • spur.bystrickaya.ru/lichnostno-orientirovannij-podhod-ma-pri-obuchenii-inostrannomu-yaziku-v-visshej-shkole-materiali-nauchno-prakticheskoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-zakonodatelstva-altajskogo-kraya.html
  • writing.bystrickaya.ru/epizootologiya-chast-22.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-tekushem-kontrole-znanij-v-hakasskom-politehnicheskom-kolledzhe.html
  • letter.bystrickaya.ru/minekonomrazvitiya-vneslo-novuyu-redakciyu-federalnogo-zakona-o-licenzirovanii-na-rassmotrenie-v-gosudarstvennuyu-dumu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/37-pedagogicheskie-rabotniki-uchrezhdeniya-imeyut-pravo-na-fizicheskaya-kultura.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-podgotovki-uchebnih-posobij-na-2008-god-plan.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-komponenti-mezhsetevih-ekranov-zadachi-disciplini.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-smetanin-pravda-severa-1989-23-dek-s-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-osnovnie-napravleniya-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-tyumenskoj-oblasti-na-2008-2010godi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.