.RU

Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная психология» Для специальности «050711 Социальная педагогика»




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Социальная психология»

Для специальности «050711 – Социальная педагогика»

По циклу ДПП.Ф.12 – Дисциплины предметной подготовки

(федеральный компонент)



^ Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Курс – 3

Курс – 3

Семестр – 5, 6

Семестр – 3, 4

Объем в часах всего – 350

Объем в часах всего – 350

в т.ч. аудиторных – 170

в т.ч. аудиторных: 40

лекции – 90

лекции – 28

практические занятия – 70

практические занятия – 12

самостоятельная работа – 180

самостоятельная работа – 310

Экзамен – 6 семестр

Экзамен – 4 семестр

Зачет – 5 семестр

Зачет – 3 семестр



Екатеринбург 2011

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Социальная психология».


ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, 2007. – 32 с.


Составители: Авдюкова Алла Евгеньевна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры социальной педагогики; Казачихина Мария Викторовна.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры социальной педагогики УрГПУ

Протокол от ________ г. № _______. Зав. кафедрой ________ Б.М. Игошев


Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса

УрГПУ присвоен рег. № ____от _______г.


Начальник отдела _________ Р. Ю. Шебалов


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время социальная психология одна из наиболее динамично развивающихся областей психологического знания. Востребованность социально-психологического знания объясняется большим социальным заказом из самых различных сфер жизнедеятельности общества.

Запросы, которые поступают из различных областей социальной практики, обусловлены коллективным характером человеческой деятельности. Производные от него проблемы управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических средств воздействия требуют изучения и практического применения социально-психологических знаний.

Также невозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложнейших ее жизненных проявлений вне содержательного раскрытия того социального и психологического контекста, в котором она живет и развивается. А контекстом, или средой, являются малые и большие группы, психологические закономерности функционирования, которых являются предметом социальной психологии.

Курс «Социальная психология» читается студентам 3 курса дневного отделения специальности «Социальная педагогика» и 1 курсу специальности «Связи с общественностью», 1 курсу заочного отделения специальности «Социальная педагогика» и «Связи с общественностью» и является первым знакомством студентов с социально-психологической проблематикой, методологическими основами социальной психологии, основными теоретическими концепциями, психологическими закономерностями функционирования малых групп, управления групповыми процессами, социально-психологическими закономерностями общения и межличностного взаимодействия, социально-психологическими факторами развития и формирования личности. В результате прохождения курса у студентов, будущих специалистов социальной сферы, закладываются основы знаний социальной психологии, формируется «видение» социально-психологических проблем и умение в определенной степени их решать.

Программа курса «Социальная психология» для студентов специальности «Социальная педагогика» и «Связи с общественностью» Института социального образования Уральского государственного педагогического университета разработана в соответствии с образовательной профессиональной программой, с учетом требований Государственного образовательного стандарта 2007 г.

^ Цель курса – способствование формированию у студентов профессиональных компетенций, усвоению теоретических и практических основ функционирования социально-психологических явлений и овладению умениями и навыками прикладного социально-психологического исследования.

^ Задачи курса обеспечивают студенту возможность:

- изучить специфику теоретического, методологического и технологического обеспечения социальной психологии;

- обозначить проблематику социально-психологических явлений и исследований;

- освоить умения и навыки анализировать и прогнозировать поведение членов малой и большой группы, самих групп;

- овладеть методами и способами социально-психологических исследований и воздействия на ситуацию социального взаимодействия и общения;

- получить практический опыт проектирования и реализации частных технологии изучения и оптимизации взаимодействии и общения в коллективах.

Программа для студентов дневного отделения, специальность «социальная педагогика» рассчитана на 350 часов, из них лекции – 110 часов, практические – 64 часов, самостоятельная работа – 176 часа. Для студентов заочного отделения, специальность «Социальная педагогика», программа рассчитана на 350 часов, из них лекции – 28, практические – 12, самостоятельная работа 310 часов. На заочном отделения специальности «Связи с общественностью» программа рассчитана на 280 часов, из них лекции - 10 часов, практические – 6 часов, самостоятельная работа – 264 часа, на дневном отделении лекции – 60 часов, практические – 30 часов, самостоятельная работа – 190 часов.

В процессе изучения данного курса предусмотрены следующие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый.

Программой курса предусмотрено освоение материала дисциплины в форме лекционных занятий, семинаров-практикумов, самостоятельных заданий, контрольных и практических работ (доклады и рефераты). На занятиях по социальной психологии целесообразно применять методы интерактивного обучения: коллективного взаимодействия, проблемного обучения, проектного обучения, креативного и критического мышлении.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является успешное выполнение им учебного плана, зафиксированное в ходе работы студента на практических и семинарских занятиях.

В процессе изучения данного курса предусмотрены следующие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый.

Текущий контроль в 5 и 6 семестре представлен в форме самостоятельных работ, рефератов, небольших тестовых заданий для выявления степени усвоения компонентов знаний и умений студентов: владение понятиями, фактами, научной проблематикой, теориями, закономерностями, правилами, и социально-психологическими методам.

Рубежный контроль представлен зачетом в 5 семестре после изучения раздела № 1 «Теоретические основы социальной психологии». Цель – выявление предметной компетентности, объема усвоенного материала, степени освоения знаний, полученных при изучении данного курса.

Итоговый контроль представлен экзаменом в 6 семестре. Цель экзамена – выявление уровня владения научно-понятийным аппаратом изучаемой дисциплины, а также способности студентов осуществлять целенаправленный комплекс профессиональных компетенций, на базе полученных знаний, умений и навыков. Поэтому экзамен состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть представлена устным собеседованием по теоретическим вопросам курса, а практическая – социально-психологическим исследованием по проблеме, цель исследования – получение данных для разработки алгоритма действий по решению проблемы.


^ 2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2.1.Учебно-тематический план очной формы обучения



п/п



Наименование темы, раздела

Всего

трудоём-кость

Аудиторные часы

Само-

стоя-

тельная работа

Всего

Лек-ции

Прак-

тичес-

кие

Лабо-раторные

1

2

3

4

5

6

7

8

2

Раздел 1. Теоретические основы социальной психологии


230


130


70


60


-


100

3

1.1. Исторические и современные тенденции в социальной психологии.


40


16


10


6


-


24

4

1.2. Социально-психологическая характеристика личности


40


28


14


14


-


12

5

1.3. Основные категории социальной психологии


60


36


20


16


-


24

6


1.4. Психология групп. Малые группы и феномен большой группы


90


50


26


24


-


40

7

Раздел 2. Основы прикладной социальной психологии


120


50


20


30


-


70




^ Всего часов

350

170

90

70

-

180


^ 2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения



п/п



Наименование темы, раздела

Всего

трудоём-кость

Аудиторные часы

Само-

стоя-

тельная работа

Всего

Лек-ции

Прак-

тичес-

кие

Лабо-раторные

1

2

3

4

5

6

7

8

2

Раздел 1. Теоретические основы социальной психологии


230


22


16


6


-


208

3

1.1. Исторические и современные тенденции в социальной психологии.


40


2


2


-


-


38

4

1.2. Социально-психологическая характеристика личности


40


4


2


2


-


36

5

1.3. Основные категории социальной психологии


60


8


6


2


-


52

6

1.4. Психология групп. Малые группы и феномен большой группы


90


8


6


2


-


82

7


Раздел 2. Основы прикладной социальной психологии


120


18


12


6


-


84




^ Всего часов

350

40

28

12

-

310


^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. Теоретические основы социальной психологии.

1.1. Исторические и современные тенденции в социальной психологии.

Тема 1.Социальная психология как наука в системе научного знания

План:

  1. Понятие и структура социальной психологии.

  2. Место социальной психологии в структуре научного знания.

  3. Эволюция представлений о предмете социальной психологии.

  4. Функции и задачи социальной психологии в общей системе наук.


Тема 2. История становления и развития социальной психологии.

План:

  1. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.

  2. Первые социально-психологические теории. Этапы развития социальной психологии.

  3. Основные теоретические ориентации современной социальной психологии.


Тема 3. Методология научного социально-психологического исследования.

План:

  1. Основные требования к фундаментальному исследованию в социальной психологии.

  2. Проблема соотношения теории и эмпирического материала в социально-психологическом исследовании.

  3. Проблема качества социально-психологической информации.

  4. Классификация методов социальной психологии. Соотношение методологии и методики исследования.



^ 1.2. Социально-психологическая характеристика личности

Тема 1. Социально-психологический подход к рассмотрению личности в социальной психологии

План:

  1. Проблема личности в социальной психологии. Личность и группа.

  2. Специфика социально-психологического подхода.

  3. Социально-психологические качества личности.

  4. Перспектива исследования личности в социальной психологии.


Тема 2. Социализация личности как процесс и результат

План:

  1. Понятие социализации и адаптации.

  2. Содержание процесса социализации. Основные этапы социализации индивида.

  3. Институты социализации.

  4. Социализация и детерминация как механизмы социального поведения личности.



Тема 3. Роль социальных установок в регулировании поведения человека

План:

  1. Исследование социальной установки в школе Д.Н. Узнадзе. Категории: «отношение», «направленность», «ценностные ориентации».

  2. Традиции и этапы изучения социальных установок.

  3. Методы измерения социальных установок (аттитюдов). Структура социальной установки.

  4. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.

  5. Феномен «каузальной атрибуции».


^ 1.3. Основные категории социальной психологии

Тема 1. Общение как психологическая категория.

План:

  1. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.

  2. Особенности содержания понятия «общение» в отечественной психологии.

  3. Сущность, структура (уровни) и функции общения. Содержание, цели и средства общения.

  4. Формы и виды общения. Основные закономерности общения.


Тема 2. Общение как обмен информацией

План:

  1. Коммуникативная сторона общения.

  2. Специфика межличностного коммуникативного процесса.

  3. Использование различных знаковых систем; виды коммуникации.

  4. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.


Тема 3. Общение как взаимопонимание и взаимопознание людьми друг друга

План:

  1. Понятие и типы социальной перцепции.

  2. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Роль межличностного восприятия в процессе общения.

  3. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия, эмпатия). Понятие социальной дистанции.

  4. Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен аттракции.


Тема 4. Общение как интеракция

План:

  1. Проблема взаимодействия людей в социальной психологии.

  2. Типы взаимодействия.

  3. Проблема самоподачи и обратной связи.

  4. Взаимодействие как форма организации совместной деятельности.

  5. Сработанность как показатель оптимальности взаимодействия.


Тема 5. Социально-психологический подход к пониманию конфликта и психология напряженности

План:

  1. Социальная напряженность: понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряженности. Формы проявления социальной напряженности.

  2. Социально-психологическая характеристика конфликта: функции, структура и динамика.

  3. Виды конфликтов, их особенности.

  4. Способы регуляции и разрешения межличностных конфликтов



^ 1.4. Психология групп. Малые группы и феномен большой группы

Тема 1. Большие социальные группы

План:

  1. Понятие и классификация групп общностей и социальных институтов.

  2. Основные характеристики групп. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп.

  3. Социально-психологическая характеристика преступных сообществ.

  4. Психология социальных классов.

  5. Психологические особенности этнических групп.

  6. Психология наций.


Тема 2. Стихийные группы и массовые социальные движения.

План:

  1. Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика; их особенности.

  2. Способы воздействия на личность.

  3. Большие социальные группы и социальные движения.

  4. Формы и уровни социальных движений.

  5. Механизмы присоединения к социальным движениям


Тема 3. Массовое сознание.

План:

  1. Состав и структура массового сознания.

  2. Формы массового сознания как предмет социально-психологического анализа.

  3. Понятие общественного настроения. Содержание и типы общественного настроения.

  4. Проблема источников и границ массового сознания.

  5. Проблемы управления массовыми явлениями психики.


Тема 4. Социальная виктимология.

  1. Человек как жертва социализации в современном мире.

  2. Социальные факторы виктимизации.

  3. Феноменологические факторы виктимизации.

  4. Деструктивное поведение.


Тема 5. Сущность социально-психологического подхода к изучению малых групп.

План

  1. Понятие «малая группа». Классификация малых групп. Структура малой группы.

  2. Положение индивида в группе. Позиция, статус, роль личности в группе.

  3. Групповые нормы и ценности. Понятие санкций.

  4. Основные теоретические ориентации исследования психологии малых групп (теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический подход, деятельный подход, теория систем).


Тема 6. Динамические процессы в малой группе.

План:

  1. Общая характеристика динамических процессов в малых группах: образование, групповые решения, эффективность деятельности.

  2. Стадии и уровни группового развития. Механизмы формирования малых групп.

  3. Феномен группового давления.

  4. Современные исследования и критический анализ конформного поведения.

  5. Феномен групповой сплоченности. Уровни сплоченности.

  6. Психологическая теория коллектива Уровни развития группы.

  7. Межгрупповое взаимодействие как проявление групповой динамики (М. Шериф).


Тема 7. Феномены лидерства и руководства.

План:

  1. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства (эксперимент К. Левина).

  2. Лидерство как групподинамический процесс. Лидерство как результат ценностного обмена (Р.Л. Кричевский).

  3. Методы выявления лидеров в группах. Стиль лидерства и эффективность деятельности группы (Ф. Фидлер).

  4. Стиль руководства и способы его измерения. Функции руководства. Типы социальной власти.



Раздел 2. Основы прикладной социальной психологии

Тема 1. Теоретические и методические проблемы прикладной психологии

План:

  1. Понятие о прикладной и практической психологии (Андреева Г.М.). Цели и задачи прикладной психологии.

  2. Статус прикладного исследования в современной науке и его особенности.

  3. Проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии.


Тема 2. Социально-психологическая диагностика и основные методы воздействия

План:

  1. Характеристика методов социально-психологической диагностики.

  2. Эксперимент и наблюдение как основные методы исследования.

  3. Методы опроса: анкетирование и интервьюирование.

  4. Нетрадиционные методы исследования: фокус-группы как качественный метод в социально-психологических исследованиях.

  5. Понятие, виды и организация социально-психологического тренинга.

  6. Социально-психологическое консультирование.

  7. Саморегуляция как метод коррекции поведения.


Тема 3. Управление и развитие организации.

План:

  1. Социально-психологическая диагностика социальных организаций.

  2. Организационное консультирование и тренинг делового общения.

  3. Формирование позитивного имиджа организации.


Тема 4. Групповое и личностное развитие.

План:

  1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи, личности и социальных групп.

  2. Семейное консультирование и групповая психотерапия.

  3. Тренинг личностного роста.


Тема 5. Сферы применения прикладных исследований.

План:

  1. Прикладные исследования в политике, экономике и провой сфере.

  2. Образование и наука.

  3. Массовая коммуникация, мода и реклама.

  4. Прикладные исследования в сфере образования и здравоохранении.

  5. Экстремальная прикладная социальная психология.



Практические занятия

Практическое занятие 1. Становление и развитие социальной психологии как науки

План:

  1. Структура социально-психологического знания.

  2. Критерии деления социальной психологии на этапы.

  3. Особенности становления (основные теоретические концепции) социальной психологии за рубежом и в России.

  4. Перспективы развития социальной психологии.


Практическое занятие 2. Социальное восприятие и его роль в общении

План:

Понятие, структура и виды социального восприятия.

2.Факторы, влияющие на формирование социального восприятия.

3.Применение методов фокусированного интервью и ранжирования при исследовании социального восприятия.


Практическое занятие 3. Коммуникативный аспект общения.

План:

1.Психологическая обратная связь и коммуникативные барьеры.

Феномены межличностного восприятия.

Каналы восприятия и передачи информации.


Практическое занятие 4. Интерактивный аспект общения.

План:

  1. Понятие, уровни совместимости и функциональная единица интеракции.

  2. Критерии выделения и условия реализации стратегий взаимодействия.

  3. Типология конфликтных ситуаций и их функции.


Практическое занятие 5. Социометрический метод как инструментарий исследования межличностных отношений в группе

План:

Применение социометрического метода исследований для анализа межличностных отношений в группе. Границы применения социометрического метода.

Социометрический инструментарий.

Сплоченность как важнейшая характеристика малой группы. Измерение групповой сплоченности.


^ Практическое занятие 6. Психологическая саморегуляция личности и ее роль в повышении эффективности общения

План:

  1. Применение методов социально-психологической концентрации и релаксации в процессе общения.

  2. Аутогенная тренировка как базовый социально-психологический тренинг: основные принципы и границы применения.

  3. Аффирмационное обеспечение делового общения.


Практическое занятие 7. Роль психологических защит в регулировании поведения личности в ситуациях социального взаимодействия и общения

План:

  1. Понятие, сущность и виды психологических защит.

  2. Факторы, влияющие на формирование психологических защит.

  3. Механизм формирования психологических защит.


Семинарские занятия

Тема 1. Наблюдение как один из методов социальной психологии

  1. Основные теоретические положения.

  2. Метод наблюдения при изучении групповой динамики.

  3. Заполнение карты наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога и студентов.


Тема 2. Терминальные ценности личности

  1. Основные теоретические положения.

  2. Методика исследования терминальных ценностей.


Тема 3. Социальная ответственность личности

  1. Основные теоретические положения.

  2. Методика УСК (уровень субъективного контроля).


Тема 4. Влияние индивидуальных особенностей характера на межличностные отношения.

  1. Основные теоретические положения.

  2. Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальда


Тема 5. Межличностное восприятие индивида в группе

  1. Основные теоретические положения.

  2. Методика «Восприятие индивидом группы»


Тема 6. Динамические процессы в малой группе

  1. Теоретические подходы к изучению групповой сплоченности. Групповое давление.

  2. Методики изучения сплоченности группы (определение ценностно-ориентационного единства группы; выявление степени эталонности группы в восприятии ее отдельных членов)


Тема 7. Лидерство и руководство

  1. Лидерство в малой группе. Лидерство и руководство.

  2. Стиль руководства и способы его измерения. Методики «Колесо лидерства», «Ваш стиль руководства»


Тема 8. Социально-психологический климат

    1. Социально-психологический климат группы. Понятие. Факторы формирования.

    2. Методика социально-психологической аттестации группы как коллектива.

    3. Социометрическое исследование группы.


Тема 9. Конфликт в межличностном взаимодействии

  1. Конфликт. Понятие. Типология конфликта. Функции конфликта. Структура конфликтной ситуации. Динамика конфликта.

  2. Методики исследования доминирующих стратегий поведения в конфликте.

  3. Управление конфликтом. Тренинг преодоления конфликта.


Тема 10. Психология общения

  1. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Средства коммуникации.

  2. Методика социально-коммуникативной компетентности.

  3. Тренинг невербальных средств общения.

  4. Методика интерперсональной диагностики Т. Лири


Тема 11. Социальные установки личности

  1. Проблема социальной установки в социальной психологии. Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты социальной установки.

  2. Методика исследования социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной.


Тема 12. Направления прикладных исследований в социальной психологии

  1. Основные теоретические положения.

  2. Социально-психологический тренинг «Самоутверждающее поведение»


Тема 13. Проблема адаптации личности и ее реакция на фрустрацию.

  1. Основные теоретические положения.

  2. Тест Розенцвейга.


^ 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


4.1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Вклад ведущих психологических школ в развитие социальной психологии.

Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фром, Э. Эриксон).

Поведенческая психология (Э.Л. Торндайк, И.П. Павлов, Д.Б. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура).

Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мей).



^ 2. История формирования социально-психологических идей.


3. Социальная психика как предмет социальной психологии.

Структура и основные элементы социальной психики. Социальные ценности и социальные установки как системообразующие элементы социальной психики.


^ 4. Структура социальных ценностей.


5. Социальный контроль.

Признаки социального контроля. Виды санкций. Формы социального контроля. Переход внешней социальной регуляцию во внутреннюю.


^ 6. Психология межгрупповых отношений.

Особенности межгрупповых отношений в больших и малых группах.

История исследований проблемы в социальной психологии: интеракционистский подход М. Шерифа; когнитивистские концепции (А. Тэшфел, В. Дуаз). Психология межгруппового восприятия (В.С. Агеев).

Изучение межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности групп. Значение параметров успеха и неудачи в совместной деятельности для межгруппового восприятия. Феномены «внутригруппового фаворитизма» и «внегрупповой враждебности».

Основные направления изучения межгруппового восприятия: горизонтальное (рядоположенные группы: однотипные и соподчиненные) и вертикальное (иерархия групп).

Практическое значение исследований психологии межгрупповых отношений.


^ 7. Особенности прикладного исследования и практической работы в социальной психологии

Статус прикладного исследования в современной науке и специфика этого статуса у социальной психологии.

Особенности прикладного социально-психологического исследования. Взаимоотношения исследователя и заказчика – планирование, сроки, график работ. Критерии эффективности прикладного социально-психологического исследования.

Практическая социальная психология как непосредственное вмешательство ученого в определенную область практики.

Возможные уровни вмешательства и их отражений в социальных ролях практика: эксперт, консультант, обучающий. Специфика функций при исполнении каждой роли.


^ 8. Организация социально-психологического исследования

Программное обеспечение социально-психологической диагностики. Планирование и проведение социально-психологической диагностики. Анализ и структурирование результатов социально-психологического исследования.


^ 9. Проблема прогнозирования социального поведения личности

Соотношение понятий: антиципация, прогнозирование, ожидание, вероятностное прогнозирование, опережающее отражение действительности, прогностическая способность.

Системно-уровневая концепция антиципации Б.Ф. Ломова и Е.Н.Суркова.

Функции прогнозирования: регулятивная, коммуникативная и когнитивная.

Модель прогнозируемого результата. Анализ результатов антиципации. Модификация исходной модели.


^ Примерные темы контрольных работ

Задания для самостоятельной работы

Контрольная работа № 1. «Карта диагностики конфликтной ситуации»

1. Дайте характеристику конфликтной ситуации (используйте отрывок кинофильма, художественного произведения, свой жизненный опыт и т.д.). Дайте рекомендации для выбора стратегии разрешения конфликта.

2. Опишите структуру социальной ситуации на конкретном примере (используйте отрывок кинофильма, художественного произведения, свой жизненный опыт и т.д.).

Литература: Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] : учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Е.В.Андриенко; под.ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 378 с.– 10 шт.


Контрольная работа № 2. «Социально-психологическое исследование»

1. Разработайте программу социально-психологического исследования.

2. Проведите исследование в «полевых» условиях.

Литература: Социальная психология [Текст]: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений / А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; под.ред.А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 650 с.

^ График выполнения самостоятельных работ

№№

^ Тема/Контрольная работа

Срок

выполнения

1.

Вклад ведущих психологических школ в развитие социальной психологии

Сентябрь

2.

История формирования социально-психологических идей

Октябрь

3.

Социальная психика как предмет социальной психологии

Ноябрь

4.

Структура социальных ценностей

Декабрь

5.

Контрольная работа «Карта диагностики конфликтной ситуации»

Декабрь

6.

Социальный контроль

Январь

7.

Социальная виктимология

Февраль

8.

Роль социальных установок в регулировании поведения человека

Апрель

9.

Стихийные группы и массовые социальные движения

Май

10.

Контрольная работа «Социально- психологическое исследование»

Май


Примерные темы курсовых работ для студентов очной формы обучения

  1. Современные проблемы социальной психологии за рубежом.

  2. Проблематика социально-психологических исследований в России.

  3. Дискуссионные проблемы социально-психологических исследований.

  4. Коммуникативные аспекты педагогического общения.

  5. Феномен лидерства в большой социальной группе.

  6. Социально-психологические методы воздействия.

  7. Особенности взаимодействия в студенческой группе.

  8. Социально-психологические методы исследования.

  9. Психологическая основа функционирования малых групп.

  10. Общение как основная категория социальной психологии.


Примерные темы курсовых работ для студентов заочной формы обучения

  1. Проблемы социальной психологии за рубежом и в России: современный и исторический аспекты.

  2. Социально-психологические возможности конфликта в процессе формирования коллектива.

  3. Дискуссионные проблемы социально-психологических исследований.

  4. Коммуникативные аспекты педагогического общения.

  5. Феномен лидерства в большой социальной группе.

  6. Социально-психологические методы воздействия.

  7. Особенности взаимодействия в детском коллективе.

  8. Социально-психологические методы исследования в социальной педагогике.

  9. Психологическая основа функционирования малых групп.

  10. Социально-педагогический аспект общения как основной категории социальной психологии.


^ 4.2. Примерные темы выпускных квалификационных работ

  1. Особенности прогнозирования социального поведения учащихся.

  2. Практические средства оптимизации межличностного восприятия.

  3. Формирование социальных установок у студентов старших курсов.

  4. Возможности социально-психологических методов исследования в практической деятельности социального педагога.

  5. Социальные технологии групповой работы с подростковыми коллективами.

  6. Соотношение лидерства и руководства в малой группе.

  7. Использование метода социометрии в практике работы с социального педагога.

  8. Профессиональное самоопределение студентов - будущих специалистов по социальной работе.

  9. Оптимизация конфликтных отношений в школьном коллективе.

  10. Формы психосоциальной работы с дезадаптированными подростками в реабилитационном центре.

  11. Модернизация управления персоналом в социальных учреждениях.

  12. Партнерские отношения как основа социального взаимодействия в работе с персоналом социального учреждения (на выбор).

  13. Технологии социально-психологического сопровождения коллектива.

  14. Социализация личности в общеобразовательном учреждении.


^ 4.3 Вопросы к зачету по курсу «Социальная психология»

  1. Социальная психология в системе научного знания.

  2. Методологические проблемы в социально-психологических исследованиях.

  3. Предмет и задачи социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии.

  4. Основные теоретические ориентации в социальной психологии. Необихевиоризм в социальной психологии.

  5. Отечественные исследования в социальной психологии.

  6. Основные этапы становления социальной психологии. История формирования социально-психологических идей.

  7. Гуманистическая ориентация в социальной психологии.

  8. Методы социально-психологического исследования.

  9. Когнитивизм в социальной психологии.

  10. Интеракционизм в социальной психологии.

  11. Понятие группы в социальной психологии.

  12. Формирование стереотипов.

  13. Малая группа. Структурные характеристики. Виды. Функции.

  14. Динамические процессы в малой группе.

  15. Лидерство и руководство.

  16. Психологические факторы эффективности групповой деятельности

  17. Авторитарный стиль руководства. Сущность. Сильные и слабые стороны. Сферы и ситуации применения

  18. Демократический стиль руководства. Сущность. Сильные и слабые стороны. Сферы и ситуации применения.

  19. Социальная психология межгрупповых отношений.

  20. Либеральный стиль руководства. Сущность. Сильные и слабые стороны. Сферы и ситуации применения

  21. Социально-психологическое взаимодействие социальной среды и личности.

  22. Межгрупповая дискриминация (фаворитизм) как социально-психологическое явление.

  23. Межгрупповое восприятие. Структурные характеристики.

  24. Межличностные отношения в группе.

  25. Групповые нормы и ценности.

  26. Конформизм. Понятие. Проявления. Виды. Негавитизм. Исследования.

  27. Лидерство как групповой феномен. Функции лидерств.

  28. Групповая сплоченность как социально-психологический феномен. Механизмы формирования.

  29. Социально-психологический климат группы. Понятия. Факторы формирования и изменения.

  30. Положение индивида в структуре группы. Иерархия статусов в группе.

  31. Психологическая сущность аттитюда. Измерение аттитюдов.

  32. Психология больших групп. Их специфика. Социально-психологические явления, свойственные большим социальным группам. Иррационализм, заражение, подражание, сдвиг в сторону риска.

  33. Лидерство как групповое явление. Основные теории лидерства.

  34. Социально-психологические методы коллективного решения проблем.

  35. Психоаналитическая интерпретация в социальной психологии.

  36. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

  37. Социометрический статус человека в малой группе. Методика определения.

  38. Основные проблемы социальной психологии.

  39. Социализация личности. Содержание процесса социализации. Основные этапы социализации индивида.

  40. Общение как взаимопознание людьми друг друга. Перцептивная сторона общения.

  41. Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения.

  42. Социально-психологические характеристики больших социальных групп типа «толпа»: иррационализм, заражение, подражание, сдвиг в сторону риска.


^ 4.4. Вопросы к экзамену по курсу «Социальная психология»

    1. Социальная психология как наука. Социальная психология в структуре научного знания.

    2. Теоретические и социальные предпосылки возникновения социальной психологии как науки.

    3. Основные этапы развития социальной психологии.

    4. Роль психоанализа в развитии социальной психологии.

    5. Основные идеи К.Юнга и их роль в развитии социальной психологии.

    6. Особенности и основные этапы развития социальной психологии в России.

    7. Основные подходы к пониманию предмета социальной психологии.

    8. Структура социальной психологии и основные направления исследований.

    9. Социальная психика как предмет социальной психологии.

    10. Структура и основные элементы социальной психики.

    11. Социальные ценности и социальные установки как системообразующие элементы социальной психики.

    12. Основные методы социальной психологии.

    13. Основные характеристики социального контроля.

    14. Роль экспериментальных исследований в развитии социальной психологии. Экспериментальная психология В. Вундта.

    15. Прикладные социально-психологические исследования.

    16. Основные функции социальной психологии.

    17. Социально-психологические знания в работе социального педагога.

    18. Культурно-историческая психология как перспективное направление в развитии социальной психологии.

    19. Психология личности как теоретический фундамент социальной психологии.

    20. Основные подходы к изучению личности в социальной психологии.

    21. Представления З. Фрейда о структуре личности. Современные представления о структуре личности.

    22. Роль Я-концепции в организации социально ориентированного поведения личности.

    23. Самосознание личности как основа социального поведения. Механизмы социальной идентификации и самоидентификации.

    24. Основные формы персональной и социальной динамики личности.

    25. Основные социально значимые психологические характеристики личности. Основные социально-психологические подходы к типологии личности.

    26. Особенности восприятия и структурирования личностью социального времени и социального пространства как социально-психологический фактор.

    27. Понятие, виды и основные формы социализация личности.

    28. Этапы социализации личности в концепциях ученых. (Э. Эриксона, Г.М. Андреевой и др.)

    29. Социально-психологическая структура социального действия.

    30. Социальные ориентации личности. Концепция продуктивной ориентации личности Э. Фромма.

    31. Психологические роли личности, их проявление в социальной деятельности.

    32. Структура социальных ценностей личности.

    33. Социальная группа как объект социально-психологических исследований. Типология групп.

    34. Малая группа как продукт межличностных социальных взаимодействий.

    35. Социально-психологические особенности поведения личности в малой группе.

    36. Основные стадии формирования и развития малой группы (на основе анализа концепции А.В. Петровского).

    37. Социально-ролевая дифференциация в малой группе.

    38. Социально-функциональная и социально-ролевая структуры малой группы. Моделирование взаимоотношений в малой группе.

    39. Социально-ценностная структура малой группы. Применение методик ранжирования для изучения структуры групповых ценностей.

    40. Применение методик самонаблюдения при исследовании межличностных отношений.

    41. Социометрическое моделирование взаимоотношений в малой группе.

    42. Социально-психологические характеристики коллектива.

    43. Влияние группы на поведение и социально-психологические характеристики личности.

    44. Психодрама и социодрама как методы коррекции поведения личности в малой группе.

    45. Психология стихийных групп и массовых движений.

    46. «Психология толпы» как направление исследований конца XIX - начала XX века.

    47. Социально-психологические особенности поведения в толпе.

    48. Психология межгрупповых отношений.

    49. «Психология народов» как классическое направление в социальной психологии.

    50. Факторы, влияющие на их формирование национального темперамента, национального характера и национального менталитета. Социально-психологические особенности русского национального характера.

    51. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения.

    52. Социально-психологический анализ социальной ситуации.

    53. Уникальное восприятие ситуации как характеристика личности.

    54. Эффект социального научения (А. Бандура).

    55. Особенности поведения в ситуациях риска.

    56. Общение как предмет социальной психологии. Виды и средства общения.

    57. Социально-психологическая структура общения.

    58. Социальная перцепция: понятие, виды, основные механизмы.

    59. Социально-психологические эффекты социального восприятия и их роль в межличностном общении.

    60. Исследование структуры интеракции как метод диагностики проблем общения.

    61. Типы символического трансакта и их социально-психологические характеристики.

    62. Состояние фрустрации. Конструктивные и деструктивные эффекты фрустрации.

    63. Социальная аддикция как следствие процесса виктимизации.

    64. Социально-психологическая структура конфликтных ситуаций.

    65. Социально-психологические признаки назревания конфликта в группе.

    66. Социальная агрессия: понятие; причины возникновения; факторы, оказывающие влияние на рост и ослабление агрессии.

    67. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Конструктивные и деструктивные стратегии поведения, их психологические особенности.

    68. Роль защитных психологических механизмов в управлении поведением в ситуации конфликта.

    69. Социальная установка на сотрудничество как основа формирования продуктивного поведения.

    70. Социальная антиципация как процесс формирования дезадаптированного поведения человека.

    71. Понятие «аттитюд». Структура и функции аттитюда.

    72. Взаимосвязь социальной установки и поведения

    73. Изменение социальных установок в теории самовосприятия и когнитивного диссонанса.


^ 4.5. Перечень тестов

Тест текущего контроля к разделу «Теоретические основы социальной психологии».

Тест текущего контроля к разделу «Практические аспекты социальной психологии».


^ 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ


Студент, изучивший дисциплину, должен знать:


Студент, изучивший дисциплину должен уметь:



^ 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Рекомендуемая литература
Основная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М., 2006.

  2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 420 с.

  3. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 378 с.

  4. Ефимова, Н.С. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Ефимова. – М., 2008.

  5. Журавлев, А.Л. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / А.Л. Журавлев, В.Л. Соснин, М.А. Красников. – М., 2006.

  6. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2003. – 570 с.

  7. Немов, Р.С. Социальная психология [Текст]: краткий курс / Р.С. Немов, Н.Р. Алтунина. – СПб., 2008.

  8. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – М., 2005.

  9. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов [и др.]; под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 650 с.

  10. Социальная психология. Хрестоматия [Текст]: учеб. пособие для вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 470 с.

  11. Социальная психология образования [Текст] / под ред. А.Н. Сухова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 520 с.

  12. Сухов, А.Н. Социальная психология [Текст] / А.Н. Сухов. – М., 2005.

  13. Шахматова О.Н. Практикум по социальной психологии [Текст] /О.Н. Шахматова. – Екатеринбург, 2008.


Дополнительная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология в современном мире [Текст]/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 376 с.

  2. Андреева, Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия [Текст]: Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 278 с.

  3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. – Ростов н/Д: «Феликс», 2000. – 412 с.

  4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди Психология человеческих взаимоотношений. Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. – 572 с.

  5. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения [Текст]: практикум / Т.Г. Григорьева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2000. – 120 с.

  6. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения [Текст]: метод. пособие для педагогов-психологов / Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2000. – 120 с.

  7. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения [Текст]: метод. пособие для педагогов-психологов / Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2000. – 120 с.

  8. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг [Текст] / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики, 2003. – 245 с.

  9. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика семьи [Текст]: метод. рекомендации / Г.А. Карпова. – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2000. – 45 с.

  10. Кривцов, С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками [Текст] / С.В. Кривцов, Е.А. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2000. – 265 с.

  11. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 490 с.

  12. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 320 с.

  13. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа [Текст]: учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 420 с.

  14. Роббер, М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы [Текст] / М.-А. Роббер, Ф. Тильман. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 360 с.

  15. Руденский, Е.В. Социальная психология [Текст]: курс лекций / Е.В. Руденский. – М.: Инфра-М. – Новосибирск, 1999.

  16. Андреева, Г.М. Социальная психология в современном мире [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева [и др.]; под.ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 270 с.

  17. Степанов, С. Язык внешности [Текст] / С.Степанов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 370 с.

  18. Субботина, Л.Ю. Конфликты [Текст] / Л.Ю.Субботина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 87 с.


6.2. Информационное обеспечение дисциплины

1.www. Elibrary.ru

2.www. Flogiston.ru

3.http//library.rtvsu.ru

4.www.psychology.ru


^ 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Электронные материалы лекций по тематике курса:

1. Азбука жестов: азбука успеха [Электронный ресурс]: электронная книга. М: «Новый диск», 2006. – 1 электронный диск (CD-ROM).

2. Лучинин А.С. История психологии. [Электронный ресурс]: учебное пособие. М: «Равновесие-медиа», 2006. – 1 электронный диск (CD-ROM).


^ 8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ

Авдюкова Алла Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики Института социального образования УрГПУ.

Тел.235-76-40

^ Казачихина Мария Викторовна


Для заметок

Для заметок


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Социальная психология»

для специальности «050711 – Социальная педагогика»

по циклу ДПП.Ф.12 – Дисциплины предметной подготовки

(федеральный компонент)


Подписано в печать _________. Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. ____

Уч.-изд. л._____ Тираж _______экз. Заказ ________

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.


rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-f-01-nachertatelnaya-geometriya-inzhenernaya-grafika-dlya-specialnosti-140104-promishlennaya-teploenergetika.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-f-03-buhgalterskij-uchet-stranica-3.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-f-08-nadezhnost-tehnicheskih-sistem-i-tehnogennij-risk-dlya-specialnosti-280103-zashita-v-chrezvichajnih-situaciyah-280101-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-v-tehnosfere.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-f-ekonomika-predpriyatiya-shifr-i-naimenovanie-disciplini-po-rabochemu-uchebnomu-planu-oop.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-v-metodi-konechnih-elementov-shifr-i-naimenovanie-disciplini-po-rabochemu-uchebnomu-planu-oop-dlya-specialnosti.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-orenburg-2009-bbk-f-obsuzhdena-na-zasedanii-kafedri-socialno-gumanitarnie-disciplini.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-primernoe-raspredelenie-tem-specialnoj-podgotovki-dlya-osnovnih-neshtatnih-avarijno-spasatelnih.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kreditno-denezhnaya-politika-v-respublike-uzbekistan.html
  • studies.bystrickaya.ru/ammonizaciya-kormov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdayu-24-marta-2011g-federalnie-zakoni.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mehanizm-obzora-torgovoj-politiki.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/414-licenzionnij-disk-po-izucheniyu-evolyucii-tehnicheskaya-specifikaciya-na-doukomplektovanie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-metodika-prepodavaniya-russkoj-literaturi-v-vuze-dlya-napravleniya-filologiya-magistratura-fakultet-filologicheskij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vshkole-razrabotana-programma-razvitiya-v-kotoroj-opredeleni-cel-zadachi-shkoli-cel-programmi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksej-german-mladshij-gosudarstvo-podderzhivaet-ne-teh-kto-luchshe-a-teh-kto-umeet-veshat-lapshu-na-ushi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibl-bolshoj-enciklopedicheskij-slovar-moskva-1993-stranica-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/faculty-of-veterinary-medicine-department-of-physics-and-biophysics-belgrade.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnogo-zakona-ot-4-aprelya-2005-g-n-32-fz-stranica-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-istoriya-nauki-matematiki-mehaniki-informatiki-sostavitel-kand-fiz-matem-nauk-docent-nalbandyan-yu-s.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prisuzhdaemaya-uchenaya-stepen-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-rektora-31-avgusta-2006g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/05-nauchnaya-novizna-raboti-diplomnaya-rabota.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poslednie-dni-v-moskve-lekciya-o-krasote.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vse-rossijskie-shkoli-sootvetstvuyut-trebovaniyam-pozharnoj-bezopasnosti-mchs-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-22112011.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-obshee-obrazovanie-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-mozhet-ispolzovatsya-v-prakticheskoj-deyatelnosti-biznesmenov-lic-otvetstvennih-za-prinyatie-kompleksnih-reshenij-v-biznese-tehnike-nauchnih-issledovaniyah-i-drugih-oblastyah-deyatelnosti.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pyataya-voprosi-zhizni-i-smerti-pogovorka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravoru-pravoru-16092011-pervij-nacionalnij-pensionnij-fond-prodolzhit-spor-s-fsfr-iz-za-deneg-molchunov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pervaya-shkola-risovaniya-na-urale-i-ee-uchebnie-posobiya-1735-1750-e.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-kishinev-2002-stranica-29.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radiotelemetricheskie-sistemi-s-vremennim-razdeleniem-kanalov.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-na-temu-uchitel-visshej-kategorii.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-poluchala-ponyatnoe-delo-iz-peredach-si-en-en-a-si-en-en-starayas-zakonov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sport-bez-granic.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vibor-publiki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-distancionnogo-obrazovaniya-s-prilozheniem-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-dlya-specialnosti-351200-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/monografiya-taganrog-stranica-16.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-i-didakticheskoe-obespechenie-uchebnogo-predmeta-istoriya-rossii-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglamen-t-sorevnovanij-po-yunosheskomu-avtomnogoboryu-posvyashyonnih-dnyu-kosmonavtiki-v-g-cherepanovo-novosibirskoj-oblasti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-geografiya-specialnost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.