.RU

Рабочая программа по дисциплине «этика» Направление подготовки 033000 Культурология



Министерство образования и науки Российской Федерации Ивановский государственный химико-технологический университет


Гуманитарный факультет


Кафедра философии «УТВЕРЖДАЮ»
проректор по учебной работе

______________Рыбкин В.В.

«____»_____________ 2010 г.



Рабочая программа по дисциплине «ЭТИКА»
Направление подготовки 033000 - Культурология


Профиль подготовки Социокультурное проектирование


Квалификация (степень) Бакалавр


Форма обучения очная


Иваново 2010


^ 1. Цели освоения дисциплины


Целями изучения этики являются:

– формирование рационального системного подхода к этическим проблемам;

- формирование практических навыков решения профессиональных этических проблем на основе изучения теоретических и методологических основ этики как философской дисциплины;

- развитие у студентов моральных качеств, способствующих их самосовершенствованию и творческому росту.


^ Задачи курса:

- знакомство с основными теоретическими категориями и направлениями в этике;

- изучение особенностей развития базовых этических установок, их места в современном моральном сознании и поведении;

- всесторонняя рациональная характеристика современного морального состояния общества;

- формирование представлений о важнейших нравственных проблемах и способах их решения;

- формирование представлений об общепрофессиональных моральных ценностях и стандартах корпоративной культуры.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к базовым дисциплинам общегуманитарного цикла, основывается на результатах освоения социально-гуманитарных дисциплин.

Для успешного освоения дисциплины студент должен:

знать:

- предмет и специфику этики в качестве одной из философских дисциплин;

- методы и приёмы философского анализа проблем;

- специфику философского анализа общества, сфер общественной жизни и сознания;

- место человека в историческом процессе, в социально-политической организации общества;

- основные ценностные и моральные установки современной культуры;


уметь:

- анализировать и оценивать социальную информацию;

- теоретически и логически грамотно выражать свои оценки происходящего;

- отличать и понимать ценностные установки и нормы общественной жизни;

- совершенствовать и развивать свой научный и интеллектуальный потенциал,

- применять полученные философские знания для анализа конкретных проблем;

владеть:

- базовой научной терминологией по гуманитарным дисциплинам;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

- навыками критического восприятия информации;

- установками и ценностями рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку.


^ Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении всех последующих дисциплин социально-гуманитарного цикла и в качестве ценностной и мировоззренческой основы – дисциплин профессионального цикла.

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Студент специальности «Культурология» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО должен демонстрировать следующие компетенции:


а) универсальные:

- общенаучные:

- готовность использовать на практике теоретические знания в области этики в различных социальных обстоятельствах;

- владение навыками философско-аналитической и ценностной интерпретации конкретных моральных феноменов и фактов;

- рационально интерпретировать информацию, необходимую для формирования самостоятельных суждений по различным этическим проблемам;

- инструментальные:

- владение навыками аргументации и ведения дискуссии по вопросам этики и морали;

- способность находить нестандартные решения моральных проблем;

- социально-личностные и общекультурные:

- способность нравственно совершенствоваться;

- способность критически оценивать реальные моральные обстоятельства, адаптироваться к их изменению;

- готовность к ответственному участию в социальной жизни;

- готовность к принятию существующих в обществе нравственных приоритетов, нравственно-культурных различий;

- готовность к взаимопониманию, разрешению моральных противоречий и конфликтов;

- готовность к совместной профессиональной деятельности и сотрудничеству в профессиональной сфере.


б) профессиональные:

- научно-исследовательская деятельность:

- понимание места этики в системе гуманитарного знания; взаимосвязи этики и наук о культуре;

- осмысление морали как составляющей духовной культуры, способность использовать теоретические знания по этике в профессиональной деятельности;

- организационно-управленческая деятельность:

- владение навыками и приемами профессионального общения;

- способность применять на практике управления в социокультурной сфере знание теоретических основ профессиональной этики;

- способность ответственно и рационально оценивать последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

- культурно-просветительская деятельность:

- формирование воспитательной и этической составляющей в рамках реализуемых социально-культурных проектов;

- способность к реализации социально-культурных программ, связанных с сохранением высших моральных ценностей и совершенствованием духовно-нравственной ситуации в обществе.


^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- место этики в системе гуманитарного знания; взаимосвязи этики и наук о культуре;

- особенности морального регулирования социальной жизни;

- основные этические концепции, их достоинства и недостатки;

- основные нравственные обязанности человека;

- особенности современной моральной практики и их этическую оценку;

- специфику функционирования этических норм в сфере культуры;


уметь:

- видеть индивидуальность каждой личности и многовариантность моральной ситуации;

- всесторонне анализировать и давать нравственную оценку социальной информации,

- планировать и осуществлять свою деятельность с учетом социально-значимых нравственных критериев;

- оценивать нравственные последствия своей социальной и профессиональной деятельности;


владеть:

- базовыми этическими категориями;

- навыками и приемами профессионального общения, способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере;

- навыками аргументации и ведения дискуссии по вопросам этики и морали;

- навыками философско-аналитической и ценностной интерпретации конкретных моральных феноменов и фактов;

- способностью к организации работы коллектива и управлению им с учетом моральной ценности личности.


^ 4. Структура дисциплины «Этика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.



Вид учебной работы


Всего часов


4 семестр

Аудиторные занятия (всего)

34

34

В том числе:







Лекции

14

14

Практические занятия (ПЗ)

20

20

Самостоятельная работа (всего)

38

38

В том числе:







Рефераты, доклады

10

10

Подготовка к текущим занятиям

22

22

Подготовка к зачету

6

6

Вид промежуточной аттестации (зачет)







Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

2

72

2



^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

1. Модуль 1. Понятия этики и морали. Основные этические проблемы и концепции.


А) Распределение лекционных часов





Название темы

Кол-во часов


1.


Предмет этики и морали. Основные проблемы этической теории.


2 ч.


2.


Классические этические концепции.


2 ч.


3.


Моральный поступок: условия, цели, мотивы. Моральное качество.


2 ч.


4.


Типы этических установок. Гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм в этике.


2 ч.





Итого


8 ч.


^ Тема 1. Предмет этики морали. Основные проблемы этической теории.

Предмет этики. Этика как практическая наука. История становления этики. Научный статус этики: возможно ли рациональное системное исследование морали? Эмотивизм. Проблема определения онтологического статуса моральных категорий. Абсолютное в морали. Относительность моральных принципов. Объективность и субъективность морального регулирования. Вопрос о соотношении морали и религии. Проблема автономии морали. Самоценность морального долга.

Мораль как форма общественного и индивидуального сознания. Основания морали: разум и свобода. Добро и зло как основные моральные категории. Внеинституциональность морального регулирования. Всеобщность и универсальность моральных норм. Общезначимость моральных требований. Духовный характер моральной санкции.


^ Тема 2. Классические этические концепции.

Жизнь Сократа как пример нравственного поведения. Добродетель есть знание. Нравственное содержание сократовского диалога. Рационализм этики Сократа.

Формирование гуманизма в культуре Западной Европы. Сущность гуманизма. Индивидуалистическая направленность этики гуманистов. Стремление к наслаждению жизнью.

Этика Канта как этика долга. Понятие доброй воли. Идея автономии морали. Абсолютный характер морального закона. Категорический и гипотетический императив. Долг и свобода. Границы чистого и практического разума.

Этика В.С. Соловьева. Религиозная основа этики. Идея любви и свобода личности. Общечеловеческие начала нравственности: стыд, жалость и благоговение. Нравственность как путь к Богочеловечеству.


^ Тема 3. Моральный поступок: условия, цели, мотивы. Моральное качество.

Понятие о добродетелях и пороках. Чувство долга и ответственность как важнейшие моральные качества личности. Гуманность. Уважение. Чувство собственного достоинства. Справедливость. Честность. Феномен совести.

Моральный поступок и внеморальное действие. Многообразие мотивов поступка. Соотношение мотива и результата поступка. Морально-идеальные, морально-правильные и морально-допустимые поступки. Представление о морально-оправданном. Условия, средства и цели поступков. Эмоциональная составляющая морального действия.


^ Тема 4. Типы этических установок. Гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм в этике.

Принцип наслаждения в этике. Удовольствие и страдание. Гедонизм как этическая установка и образ жизни. Этические ограничения гедонизма.

Сущность эвдемонистической этики. Счастье и удовольствие. Счастье и власть. Счастье и богатство. Парадокс счастья. Счастье и покой.

Этика пользы. Польза личная и общественная. Польза и удовольствие. Польза как выгода и ее моральная оценка. Полезность и справедливость. Материальное и духовное измерение полезности. Прагматизм и практика разумного эгоизма. Успешность, эффективность и их моральная оценка.


^ 2. Модуль 2. Особенности современных моральных отношений. Профессиональная этика.


А) Распределение лекционных часов





Название темы

Кол-во часов


1.


Понятие о профессиональной этике.


2 ч.


2.


Этика современных деловых отношений. Этика предпринимательства.


2 ч.


3.


Этические нормы в сфере культуры и социокультурного проектирования.


2 ч.





Итого:


6 ч.


^ Тема 1. Понятие о профессиональной этике.

Предмет профессиональной этики. Возникновение и исторические этапы развития профессиональной этики. Институциональный характер профессиональной этики.

Основные категории профессиональной этики. Функции профессиональной этики. Соотношение профессиональных и общеморальных требований. Понятие о профессиональном призвании. Профессиональная и прикладная этика.


^ Тема 2. Этика современных деловых отношений. Этика предпринимательства.

Прагматизм в этике и предпринимательство. Этико-религиозный контекст «франклиновских добродетелей». Идеал протестантской этики. Протестантский образ жизни.

Мораль в системе ценностно-нормативного регулирования предпринимательской деятельности. Социально-нравственный смысл предпринимательской деятельности и проблема ее легитимации. Различные концепции этики бизнеса. Проблема доверия в бизнесе. Социальная и нравственная ответственность бизнеса. «Этический кодекс предпринимателя».


^ Тема 3. Этические нормы в сфере культуры и социокультурного проектирования.

Этика в сфере организационно-управленческой деятельности. Нравственные принципы управления. Исполнительская и функциональная моральная ответственность. Особые обязанности. Обязательство и отчетность. Ответственность, порождаемая компетентностью.

«Профессиональный капитал» менеджера в сфере культуры. Формальные и неформальные критерии профессионализма. Фактор добровольности. Индивидуальный подход. Творческое самосознание и проблема снобизма. Свобода и ответственность в творческой сфере.


^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых дисциплин

Разделы данной дисциплины

Модуль 1

Разделы данной дисциплины

Модуль 2

1.

Социология

+

+

2.

Психология

+

+

3.

Педагогика

+

+

4.

Правоведение

+




5.

Основы менеджмента




+

6.

Основы информационных технологий




+

7.

Методика преподавания культурологии




+

8.

Социология культуры

+

+

9.

Массовая культура




+

10.

Менеджмент в сфере культуры




+

11.

Межкультурные коммуникации

+

+



^ 5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Все-го

час.

1.

Модуль 1. Понятия этики и морали. Основные этические проблемы и концепции.

8

10

20

38

2.

Модуль 2. Особенности современных моральных отношений. Профессиональная этика.

6

10

18

34



^ 6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум по данной дисциплине не планируется.


7. Практические занятия (семинары)

1. Модуль 1. Понятия этики и морали. Основные этические проблемы и концепции.


А) Распределение часов





Название темы


Кол-во час.


1.


Мораль и ее роль в обществе. Функции морали.


2 ч.


2.


Развитие моральных принципов и этических установок.


4 ч.


3.


Свобода и индивидуализм в этике.


2 ч.


4.


Гедонизм и эвдемонизм как моральные установки.


2 ч.





Итого


10 ч.



^ Тема 1. Мораль и ее роль в обществе. Функции морали.

Моральное измерение общества. Мораль как характеристика человечности. Сфера распространения моральных требований. Функции морали в обществе. Роль морального идеала в воспитании и поведении.

Функции этики в гуманитарном познании. Соотношение между этическим знанием и моральным поведением.

^ Тема 2. Развитие моральных принципов и этических установок.

Содержание и нормативный контекст правила талиона. Закон талиона как принцип равного воздаяния.

Содержание «золотого правила нравственности», его трактовка в различных культурных традициях. Соотношение «золотого правила» и категорического императива Канта.

Своеобразие этико-нормативной программы Ветхого Завета. Соотношение религиозных, правовых и моральных требований Декалога.

Моральное содержание Нагорной проповеди. Смысл идеи христианской любви.

^ Вопрос для размышления: - Можно ли говорить о моральном прогрессе человечества? Если

возможно, то каковы его критерии?


Тема 3. Свобода и индивидуализм в этике.

Содержание категории «свобода». «Свобода от» и «свобода для». Границы свободы. Свобода и нравственное совершенствование.

Индивидуализм и эгоизм, их этическая оценка. Рационализм в этике и принцип личной ответственности. Личная инициатива и стандартизация поведения в современном мире.

Этика Ф. Ницше. Воля к власти как основа морального. «По ту сторону добра и зла». Смысл критики христианской морали.

Свобода и ответственность в атеистическом экзистенциализме. Человек как свобода. «Человек осужден быть свободным». Возможные границы свободы.

^ Вопрос для размышления: - Как оценивается соотношение абсолютной и относительной

свободы? Каков смысл понятия абсолютная свобода в контексте

реального поведения?


^ Тема 4. Гедонизм и эвдемонизм как моральные установки.

Гедонизм как образ жизни. Соотношение удовольствия, индивидуализма и ответственности. Современный гедонизм как культ потребления.

Представления о счастье. «Критерии» счастья. Счастье и страдания. Стремление к счастью как основа моральности.

Вопрос для размышления: - Какое место занимают стремление к удовольствию и счастью в

профессиональной деятельности?


^ 2. Модуль 2. Особенности современных моральных отношений. Профессиональная этика.


А) Распределение часов





Название темы


Кол-во час.


1.


Особенности современных моральных отношений.


2 ч.


2.


Этика и этикет.


2 ч.


3.


Профессиональные качества менеджера и мораль. Моральные качества в деловых отношениях.


2 ч.


4.


Корпоративная этика. Профессиональная солидарность.


2 ч.


5.


Этические нормы в сфере культуры.


2 ч.





Итого:


10 ч.


^ Тема 1. Особенности современных моральных отношений.

Утилитаризм как ведущий принцип современных моральных отношений. Полезность, успешность, эффективность и их соотношение с классическими моральными установками. Этические ограничения прагматизма.

Моральные характеристики массового общества. Стандартизация и стадность поведения. Индивидуализм и кризис автономии личности. Риск выбора и личная моральная ответственность. Мнимая свобода и рост безответственности. Размывание границ морально дозволенного.


^ Тема 2. Этика и этикет.

Этикет как знаковое, символическое, ритуализированное действие. Этикет как система табу, иерархий, конвенций и т.д. Мораль и обычай. Ритуал и моральное взаимодействие. Нравственное содержание норм этикета. Нравственные проблемы в этикетном общении. «Приличное» и «неприличное» с точки зрения морали и этикета.


^ Тема 3. Профессиональные качества менеджера и мораль. Моральные качества в

деловых отношениях.

Особенности деловых отношений. Моральная оценка экономических отношений. Справедливость и экономические отношения. Формы деловой коммуникации. Нравственные основы деловых отношений. Виды нравственной ответственности в деловых отношениях. Долг и ответственность в деловых отношениях. Доверие и конкуренция.

Управленческая этика. Функциональная моральная ответственность. Лидерство.
Нравственные принципы управления. Институциональная этика и индивидуальная этика.

^ Вопросы для размышления: - Каково должно быть оптимальное сочетание моральной и

утилитарной составляющих в деятельности менеджера?

- Насколько обоснованно требование следовать моральным

ориентирам в предпринимательской деятельности?


^ Тема 4. Корпоративная этика. Профессиональная солидарность.

Корпоративизм и корпоративная этика. Функции профессиональных и корпоративных кодексов. Институты и процедуры контроля. Взаимодействие институциональных и внеинституциональных требований. Оправдывающие обстоятельства. Деловая репутация и ее основания.

Соотношение корпоративных стандартов и классических моральных норм поведения. Профессиональная солидарность и «круговая порука». Уровни профессиональной солидарности. Самоидентификация личности в профессии, ее основания.

^ Вопросы для размышления: - Из каких критериев складывается Ваша профессиональная

репутация? Что может ее разрушить?

- Насколько зависит репутация работника от оценки профессии

обществом и ее финансовой обеспеченности?


^ Тема 5. Этические нормы в сфере культуры.

Профессиональные качества менеджера в сфере культуры. Элитарность и массовость в свете данной профессии. Проблема толерантности в творческой среде. Свобода и ответственность менеджера в сфере культуры. Долг и творческая самостоятельность. Индивидуализм и сотрудничество. Фактор незаменимости.

^ Вопросы для размышления: - Существуют ли в Вашей профессии особые моральные правила?

- Каковы достоинства и недостатки Вашей профессии? Есть ли в

ней «профессиональный риск»?

- С какими конкретными моральными проблемами Вы можете

столкнуться в профессиональной деятельности? Знаете ли

Вы вероятные пути их решения?


^ 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые проекты или работы данной дисциплине не планируются

9. Образовательные технологии и методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Чтение лекций по данной дисциплине предполагает большой объем теоретического материала, включающего значительное количество абстрактных категорий, поэтому в структуре лекционного материала необходимо уделять внимание определениям понятий, развитию точности мышления, позволяющего всесторонне осмыслить практические проблемы в сфере морали. В силу исторической обусловленности и ценностной направленности всего философского знания целесообразно указывать на специфику социальных условий формирования этических теорий и направлений, представлять неоднозначность теоретических оценок как необходимую особенность развития этики.

Отдельные темы курса, содержащие большее количество конкретного материала, целесообразно читать с использованием мультимедийных презентаций. Они позволяют четко структурировать объем лекционного материала, иллюстрировать лекцию схемами и таблицами, предоставляя возможность их копирования студентами для самоподготовки и подготовки к экзамену. Слайд-конспект курса лекций включает более 40 слайдов. Презентация позволяет преподавателю экономить время, затрачиваемое на написание на доске терминов, имен, схем, что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Кроме того, презентация позволяет очень хорошо иллюстрировать лекцию не только схемами и рисунками, которые есть в учебном пособии, но и полноцветными фотографиями, рисунками, портретами и т.д. Электронная презентация позволяет отобразить материал в динамике, что позволяет улучшить его восприятие.

При работе в малоконтингентной группе целесообразно использовать диалоговую форму ведения лекций с использованием элементов практических занятий, постановкой и решением проблемных задач и т.д.


^ Проведение практических занятий целесообразно строить следующим образом:

  1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

  2. Беглый опрос пройденного и текущего лекционного материала.

  3. Обсуждение вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение.

  4. Обсуждение докладов и рефератов, подготовленных студентами.

  5. Проверка знаний студентов путем тестирования или письменного ответа на вопросы (при необходимости).

  6. Формулирование и закрепление основных теоретических и практических выводов из рассматриваемого материала.


Проведение 50 % практических занятий предусматривает активные формы обучения. Среди них могут быть формы научно-теоретического творчества (коллоквиумы, конференции, творческие задания и эссе), игровые творческие технологии обучения (диспуты, сократические диалоги, «мозговой штурм», «защита идей», и т.д.). Они позволяют выявить и раскрыть творческий потенциал студентов, реализовать индивидуальный подход к обучению, максимально содействовать формированию навыков самостоятельного мышления, личностному пониманию морально-этических проблем.

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк вопросов и проблемных заданий для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. По результатам опроса следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на некоторых занятиях каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

По материалам модуля или раздела целесообразно подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку за текущую работу.


^ При организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие ее формы:

10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов


Всего по текущей работе студент может набрать 50 баллов, в том числе:

- практические занятия – 26 баллов;

- контрольные работы по каждому модулю – 10 баллов;

- доклад или реферат – 14 баллов.

Зачет проставляется автоматически, если студент набрал по текущей работе не менее 26 баллов. Минимальное количество баллов по каждому из видов текущей работы составляет половину от максимального.


Примерные темы рефератов:

1. Моральное измерение личности.

2. Закон талиона и «золотое правило нравственности».

3. Парадокс моральной оценки.

4. «Добродетель есть знание»?

5. Роль воспитания и ритуала в этике Конфуция.

6. Самосовершенствование в буддийской этике.

7. Особенности нормативной программы Декалога.

8. Десять заповедей и идея общечеловеческих ценностей.

9. Нравственное содержание Нагорной проповеди.

10. Своеобразие исламской этики.

11. Свобода в этике Эпикура.

12. Долг и свобода в этике Канта.

13. Добро и польза утилитаризма.

14. Переоценка моральных ценностей в этике Ницше.

15. Идея непротивления злу в этике Л. Толстого.

16. Идеал с системе моральных ценностей.

17. Природа и содержание добра и зла.

18. Проблема «меньшего зла».

19. Стыд и совесть в моральном измерении.

20. Свобода и своеволие.

21. Свобода действий и свобода воли.

22. Счастье и власть.

23. Моральный смысл несчастья.

24. Общее и личное благо: проблема согласования.

25. Сущность идеи справедливости.

26. Справедливость и месть.

27. Этические корни и проблемы благотворительности.

28. «Добро с кулаками»: сущность проблемы.

29. Справедливость и прощение.

30. Этика «разумного эгоизма».

31. Основы экологической этики.

32. Проблема морального прогресса человечества.

33. Моральные проблемы этики предпринимательства.

34. Репутация и ее роль в профессиональном развитии.


Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего, промежуточного и итогового контроля

Контроль знаний студентов на всех этапах осуществляется путем тестирования. Комплект тестовых заданий по дисциплине состоит из 200 заданий – в основном закрытого типа. Выдаваемый каждому студенту индивидуальный тест включает 18 заданий по каждому модулю и генерируется с помощью специальной программы. Время проведения тестирования рассчитывается исходя из двух минут на одно задание.


Варианты тестовых заданий для контроля учебных достижений студентов

1. Что является особенностью морального регулирования?

а) внеинституциональность б) символичность

в) субъективность г) теоретичность

2. Кто создает моральные нормы?

а) каждый член общества б) государство

в) культурная традиция г) религия

3. Проблема соотношения добра и зла – составная часть проблематики философской дисциплины, которая называется… а) этика б) эстетика

в) онтология г) антропология

4. «Человек осужден быть свободным. Однажды брошенный в мир, он отвечает за все, что

делает». Какое направление западной философии 20 века отстаивало эту идею?

а) экзистенциализм б) неопозитивизм

в) философская антропология г) философия жизни

5. Философ, создавший этическое учение, построенное на понимании долга и автономии

морали… а) И. Кант б) О. Конт в) Ф. Ницше г) Ж.-П. Сартр

6. «Поступай так, чтобы максима твоей воли стала принципом всеобщего законодательства».

Что это за правило? а) категорический императив Канта

б) главная заповедь христианства

в) золотое правило нравственности

г) основной принцип буддийской этики

7. В каком направлении восточной философии главной добродетелью провозглашается сыновняя почтительность? а) даосизм б) индуизм в) конфуцианство г) буддизм

8. В чем стоицизм видит высшее благо?

а) в отрицании цивилизации б) в невозмутимости

в) в воздержании от окончательных суждений г) в удовольствии

9. Что гуманисты считали достоинствами человека?

а) его духовные качества б) его телесные свойства

в) его творческие качествах г) все его свойства и способности

10. На чем основывается моральное действие в этике Канта?

а) на давлении обстоятельств б) на знании

в) на внутреннем предписании воли г) на стремлении к достижению цели

11. Что означает жить полноценно?

а) выбрать одну ценность и ориентироваться на нее

б) ориентироваться в основном на материальные ценности

в) ориентироваться в основном на духовные ценности

г) уметь отличать главные (высшие) ценности от неглавных

12. Что такое мораль? Это:

а) форма общественного сознания б) форма индивидуального сознания

в) форма индивидуального поведения г) форма общественной деятельности

13. Цель морали – это гармония между:

а) разумом и чувствами личности б) личностью и обществом

в) личностью и государством г) обществом и государством

14. Какие функции выполняет мораль в обществе?

а) логико-гносеологическую б) воспитательную

в) регулирующую г) методологическую д) образовательную

15. Как формируются моральные нормы?

а) естественно-историческим путем

б) путем принятия закона государством

в) путем всеобщего соглашения

г) личным решением каждого

16. Природа рассматривается в экологической этике как моральная ценность, т.к.:

а) позволяет человеку развивать себя б) является продуктом для использования

в) выступает как источник жизненных благ и человека


^ Итоговый контроль (зачет) по дисциплине предусматривает:

- письменную работу (одну или две – по каждому модулю), которая включает один вопрос, целиком раскрывающий суть какой-либо проблемы, и четыре вопроса на определение понятий и персоналии (возможно в тестовом варианте). Ответ на каждый вопрос оценивается в 3-10 баллов. Студент может набрать до 26 баллов. Итоговый результат по дисциплине (максимум 50 баллов) определяется как сумма текущего рейтинга и баллов за письменную работу. При желании студент может получить оценку за текущую работу в качестве итоговой.


Вопросы к зачету по этике:

Модуль 1. Понятия этики и морали. Основные этические проблемы и концепции.

1. Предмет этики. Основные проблемы этической теории.

2. Понятие морали.

3. Особенности морального регулирования.

4. Моральный поступок: условия, цели, мотивы.

5. Моральные качества личности.

6. Этика Сократа.

7. Сущность гуманистической этики.

8. Этика Канта как этика долга.

9. Этика В.С. Соловьева.

10. Гедонизм как этическая установка и образ жизни.

11. Сущность эвдемонистической этики.

12. Этика пользы. Прагматизм в этике.

13. Функции морали в обществе.

14. Сущность «золотого правила нравственности».

15. Свобода и нравственное совершенствование.


Модуль 2. Особенности современных моральных отношений. Профессиональная этика.

1. Моральные характеристики массового общества.

2. Этика и этикет.

3. Моральные особенности деловых отношений.

4. Корпоративизм и корпоративная этика.

5. Долг и творческая самостоятельность в сфере культуры.

6. Предмет и функции профессиональной этики.

7. Особенности бизнес-этики.


^ 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


А) основная литература:

- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2000.

- Де Джордж Р.Т. Деловая этика. СПб., 2001.

- Жизнь в профессии/ Под ред. В.И. Бакштановского. Тюмень, 2001.

- Профессиональная этика/ Под ред. М.Н. Росенко. СПб., 2006.

- Психология и этика делового общения/ Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997.

- Этика/ Под ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 2004.

- Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М., 2001.

- Этика и психология профессиональной деятельности. М., 2004.


Б) дополнительная литература:


- Агапова И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. М., 2002.

- Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995.

- Апресян Р.Г. Императивно-ценностная динамика морали. М., 2002.

- Апресян Р.Г. Понятие общественной морали// Вопросы философии. 2006. № 5.

- Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов//

Вопросы философии. 2001. № 3.

- Арендт Х. Vita active, или о деятельной жизни. СПб., 2000.

- Аристотель. Никомахова этика// Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1984. Т. 4.

- Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Честная игра: нравственная философия и этика

бизнеса. Томск, 1992.

- Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика и этос воспитания. Тюмень, 2002.

- Бауман З. Свобода. М., 2006.

- Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

- Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

- Бродский А.И. Нормативная этика: от объективизма к конструктивизму// Этическая

мысль. М., 2000.

- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер М. Избранные произведения.

М., 1990.

- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

- Гартман Н. Этика. М., 2002.

- Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988.

- Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали// Вопросы философии. 2003. № 3.

- Гусейнов А.А. Ценности и цели: как возможен моральный поступок// Этическая мысль.

Вып. 3. М., 2002.

- Дробницкий О.Г. Моральная философия. М., 2002.

- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

- Дятлов А.Н., Плотников М.В. Этика бизнеса// Дятлов А.Н., Плотников М.В. Общий

менеджмент: курс лекций. М., 2004.

- Зубец О.П. Профессия в контексте истории ценностей// Этическая мысль. Вып. 4. М.,

2003.

- Зубец О.П. Ценностное границеполагание и мораль// Этическая мысль. Вып. 4. М., 2003.

- Иванов В.Н. Человек. Культура. Город. М., 2002.

- Интернет. Культура. Этика. М., 2006.

- Ильин И.А. О сопротивлении злу силою// Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

- Ионас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.,

2004.

- Кант И. Критика практического разума// Кант И. Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4 (1).

- Кант И. Основы метафизики нравственности// Кант И. Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4 (1).

- Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалов В.Г. Этика деловых отношений. М., 2004.

- Кобзева В. Игра по правилам (корпоративные стандарты)// Кадровое дело. 2004. № 2.

- Конфуций. Суждения и беседы. Ростов н/Д., 2004.

- Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2002.

- Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998.

- Максимов Л.В. О субъективистских течениях в современной философии морали//

Этическая мысль. Вып. 5. М., 2004.

- Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: логико-когнитивные аспекты. М., 1991.

- Мамина Р.И. Современный деловой этикет. СПб., 2002.

- Милль Дж. О свободе// Антология западноевропейской классической либеральной

мысли. М., 1995.

- Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

- Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.

- Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

- Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996.

- Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990.

- Оболонский А.В. Этика публичной сферы// Общественные науки и современность. 2008.

№ 2.

- Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М., 1987.

- Перцев А.В. Душа в дебрях технологий. М., 2004.

- Пост Э. Этикет. М., 2002.

- Рахманкулова Н.Ф. Духовное общение, свобода и ненасилие// Вестник Московского

университета. Серия 7. Философия. 2004. № 6.

- Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

- Савельева И.С. Нравственные принципы массового общества в свете принципов

индивидуализма и любви// Кредо. 2006. № 3.

- Савицкий И. Кодекс корпоративного поведения: проблемы разработки и внедрения//

Вопросы экономики. 2002. № 4.

- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сумерки богов. М., 1989.

- Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.

- Соловьев В.С. Оправдание добра// Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М., 1988. Т. 1.

- Супоницкая И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском

обществе// Вопросы философии. 2003. № 5.

- Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

- Толстой Л.Н. Религия и нравственность// Толстой Л.Н. В чем моя вера? М., 1989.

- Философия желания. Сборник статей/ Под ред. И.В. Кузина. СПб., 2005.

- Франклин Б. Автобиография// Франклин Б. Избр. произв. М., 1956.

- Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия// психология бессознательного. М.,

1989.

- Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса. М., 2002.

- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

- Фромм э. Иметь или быть? М., 1990.

- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

- Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.

- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

- Хайдеггер М. Письмо о гуманизме// Проблема человека в западной философии. М., 1988.

- Хэар Р. Как решать моральные вопросы рационально// Мораль и рациональность. М.,

1995.

- Швейцер А. Культура и этика// Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

- Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992.

- Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000.

- Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

- Эпикур. Письмо к Менекею// Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях

знаменитых философов. М., 1986.

- Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994.


в) программное обеспечение


^ Электронные учебные ресурсы:

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- Библиотека философских текстов на сайте Института философии РАН (сектор этики)

(http://www.philosophy.ru/ lib/ethics)

- Электронная библиотека по философии (http://filosof.historic.ru/books/c033_1.shtml)

- Этика. Образовательный ресурсный центр (http://www.ethicscenter.ru)

- (http://nehudlit.ru/books/subcat 338.html)

- Библиотека Гумер (http://gumer.info.ru)


12. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Лекции по дисциплине проводятся в аудитории, оснащенной видеопроектором. Практические занятия при осуществлении тестирования проводятся в дисплейном классе (10 ПЭВМ типа Pentium).


Автор (к. ф. н., Палей Е.В.)

Заведующий кафедрой _______________ (д. ф. н., проф. Кудряшова Т.Б.)

Рецензент (ы) (д. ф. н., Ерофеева К.Л.)

(подпись, ФИО)


Программа одобрена на заседании научно-методического совета гуманитарного факультета ИГХТУ от «_____» ________ 201__ года, протокол № ____.

Председатель НМС _______________ (д. фил. н., проф. Иванова Н.К.)

rasporyazhenie-glavi-novoanninskogo-municipalnogo-rajona-volgogradskoj-oblasti-ot-01-fevralya-2012-g-134-r.html
rasporyazhenie-glavi-novoanninskogo-municipalnogo-rajona-volgogradskoj-oblasti-ot-2-aprelya-2012-g-342-r.html
rasporyazhenie-glavi-novoanninskogo-municipalnogo-rajona-volgogradskoj-oblasti-ot-30-marta-2012-g-314-r.html
rasporyazhenie-gubernatora-kostromskoj-oblasti-ot-2011-g-g-kostroma-oprovedenii-oblastnogo-legkoatleticheskogo.html
rasporyazhenie-kollegii-administracii-kemerovskoj-oblasti-ot-21-07-2005-n-691-r-o-realizacii-meropriyatij-po-dopolnitelnomu-lekarstvennomu-obespecheniyu-otdelnih-kategorij-grazhdan-oms-stranica-10.html
rasporyazhenie-komiteta-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya-leningradskoj-oblasti-ot.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ul-postnikova-27-g-orenburg-460000.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-obrabotki-tekstovoj-informacii-zakoni-logiki-18.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-dopolnitelnoe-obrazovanie-zasedaniem-pedagogicheskogo-soveta-7-ot-17-iyunya-2010-goda.html
  • lecture.bystrickaya.ru/69prilozhenie-9-model-mezhvedomstvennogo-vzaimodejstviya-mert-fns-po-organizacii-dostupa-v-ogir.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-po-anglijskomu-yaziku-uchitel-kozireva-o-s.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pechataetsya-po-postanovleniyu-stranica-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/53-meropriyatiya-po-zashite-naseleniya-inzhenernie-po-obespecheniyu-sredstvami-individualnoj-zashiti-medicinskie-i-protivoepidemicheskie-evakuacionnie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-kazhdoj-temi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-linejnaya-algebra-dlya-specialnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postavku-pechatnih-izdanij-dlya-komplektovaniya-bibliotechnogo-fonda-nngasu-v-4-kvartale-2009-goda-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-fedor-mihajlovich-dostoevskij.html
  • credit.bystrickaya.ru/pedagogicheskih-issledovanij-stranica-11.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-finansovij-otchet-14-prilozhenie-5-16-kodi-zhenskih-i-muzhskih-imen-16-prilozhenie-6-17-perechen-kodov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stereometriya-resursi-seti-internet-dlya-pedagogov-i-uchashihsya-annotirovannij-katalog-obrazovatelnih-resursov-seti-internet.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-zdravoohranenie-v-rossii-2010-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-dokladov-i-referatov-g-novosibirsk-2012-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/biografiya-kandidata-obzor-centralnoj-rossijskoj-pressi-po-socialnoj-tematike.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-chelovek-i-noosfera-v-i-vernadskij-neskolko-slov-o-noosfere.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-temu-vliyanie-istoricheskih-sobitij-na-razvitie-modi-v-rossii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/normativnij-srok-osvoeniya-programmi-4-goda-obshaya-trudoemkost-osvoeniya-oop-8968-chasov-240-zachetnih-edinic-annotacii-primernih-programm-uchebnih-disciplin-b1-gumanitarnij-socialnij-i-ekonomicheskij-cikl.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vtoroj-etap-realizacii-programmi-programma-razvitie-atomnoj-otrasli-v-respublike-kazahstan-na-2010-2014-godi.html
  • studies.bystrickaya.ru/lekcii-po-teorii-funkcij-kompleksnogo-peremennogo-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/brezhnevism.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-windows--71preimushestva-win-kurs-lekcij-po-discipline-operacionnie-sistemi-studentka-gruppi-sp-02.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kim-gennadij-ivanovich-abramova-liliya-mihajlovna.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-gastro-2007.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-issledovanie-golos-skripki-v-pustote.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-ovodno-turisticheskom-pohode-iv-u-k-s-po-r-chuya-gornij-altaj-sovershennom-s-08-po-11-08-2007g-stranica-13.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-organizacii-pitaniya-shkolnikov-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-krasnoyarskogo-kraya.html
  • bystrickaya.ru/zhizn-i-deyatelnost-svante-arreniusa.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-orenburgskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-pasport-programmi-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-19-goroda-lipecka-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/afinskij-sud-i-ugolovnij-process-chast-4.html
  • school.bystrickaya.ru/hudozhnik-v-bondar-perumov-n-d-p-26-vojna-maga-tom-konec-igri-chast-pervaya-cikl-hranitel-mechej-kniga-4-nik-perumov-stranica-16.html
  • report.bystrickaya.ru/indeks-tarifov-na-uslugi-svyazi-dlya-yuridicheskih-lic-vdoklade-prinyati-uslovnie-oboznacheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/010406-pribori-sistemi-remikont-lomikont-k-bazovim-cenam-na-raboti-po-remontu-energeticheskogo-oborudovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.