.RU

Рабочая программа По детским болезням Для специальности 060103. 65 Педиатрия


ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе


_________________________

Профессор Г.А.Буланов Г.А.

«______»_____________2005г.


Рабочая программа

По детским болезням

Для специальности 060103.65 Педиатрия

Факультет: педиатрический

Кафедра: госпитальной педиатрии

Курс: 5

Семестр: IX - X

Лекции: 18 16

Практические

(семинарские занятия) 58 54

Самостоятельная работа студентов 30 - 30


2005/2006 уч.год


^ ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе


_________________________

Профессор Г.А.Буланов Г.А.

«______»_____________2004г.


^ Рабочая программа

По детским болезням

Для специальности 060103.65 Педиатрия

Факультет: педиатрический

Кафедра: госпитальной педиатрии

Курс: 5

Семестр: IX - X

Лекции: 18 16

Практические

(семинарские занятия) 58 54

Самостоятельная работа студентов 30 - 30



2004/2005 уч.год


Рабочая программа составлена на основании

Программы по детским болезням для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000г.)

(название типовой программы, дата утверждения)


Индекс «Педиатрия»


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры госпитальной педиатрии ГОУ ВПО НижГМА Минздрава России - протокол №106 от 28.04.04г.

Заведующий кафедрой, доцент_________________ С.Л.Нестеров


Программа обсуждена и утверждена на заседании ЦМК по педиатрическим дисциплинам - протокол № 5 от «12» мая 2004г.

Председатель, проф. _________________И.Г.Шиленок.

Рабочая программа пересматривается и утверждается на заседании кафедры ежегодно перед началом учебного года (последнее утверждение — август 2010 года).

Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами и специальностями оформляется ежегодно перед началом учебного года (последнее оформление — август 2010 года).

Зав. кафедрой госпитальной педиатрии, д.м.н. ____________О.В.Халецкая


V КУРС

^ I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель дисциплины - развить у студентов клиническое мышление, подготовить их к обучению в субординатуре.

Задачи:

  1. Укрепить знания студентов, полученные по пройденным разделам педиатрии.

  2. Дать представление о физиологии новорожденного ребенка и
    сформировать клиническое мышление в диагностике, лечении и профилактике важнейших патологических состояний перинатального периода.

  3. Дать представление о проблемах гематологии в педиатрии и сформировать клиническое мышление в диагностике заболеваний, лечении и профилактике патологических состояний при гематологических заболеваниях.

  4. Обучить студентов решению ситуационных задач по изучаемым
    разделам.

  5. Отработать со студентами практические навыки по сбору и оценке
    анамнеза, клиническому обследованию, уходу за новорожденным и
    больными с гематологическими заболеваниями, интерпретации лабораторных данных и дифференциальной диагностике.

^ II. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


АНАТОМИЯ - анатомическое строение органов и систем детского организма в возрастном аспекте.

ГИСТОЛОГИЯ - гистоморфологическая картина органов и тканей.

ФИЗИОЛОГИЯ - физиология органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.

ПАТАНАТОМИЯ - патологоанатомические изменения при различных заболеваниях у детей.

ПАТФИЗИОЛОГИЯ - патофизиологические механизмы изменения систем детского организма при заболеваниях.

ФИЗИКА - основные характеристики медицинской диагностической и лечебной аппаратуры.

БИОХИМИЯ - биохимические сдвиги при различных патологических состояниях у детей.

МИКРОБИОЛОГИЯ - основные формы микробов, вирусов, их характеристика, особенности.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ - источники инфекций, пути их распространения, эпидемиологические мероприятия.

РЕНТГЕНОЛОГИЯ - основы рентгенодиагностики в детском возрасте.

ИММУНОЛОГИЯ - основы иммунологии детского организма, методы иммунодиагностики. Прививочное дело.

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ - форма выпуска, дозирование лекарственных препаратов. Механизм действия препаратов в возрастном аспекте. Фармакокинетика и фармакодиагностика.

^ ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ - детские инфекционные заболевания у детей. Клиника. Профилактика. Лечение. Дифференциальная диагностика с подобными заболеваниями неинфекционной природы.

ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ - дифференциальный диагноз болей в животе (аппендицит, инвагинация), урологические заболевания.

ТУБЕРКУЛЕЗ - туберкулез, клиника, особенности диагностики в детском возрасте. Лечение.

ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ - анатомофизиологические особенности органов и систем у детей. Функциональные показатели, методика осмотра (инструментальные и функциональные методы исследования).

ФАКУЛЬТЕТСКАЯ ПЕДИАТРИЯ - ревматизм, врожденные пороки сердца, бронхиты, острая пневмония у детей старшего возраста, гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни желчных путей, острый гломерулонефрит, пиелонефрит, гельминтозы, гипо(а)витаминозы А группы В, С, РР, рахит, детская экзема, острые расстройства пищеварения, железодефицитная анемия у детей раннего возраста, острая пневмония у детей раннего возраста.

ПОЛИКЛИНИКА - организация и содержание работы участкового педиатра детской поликлиники и врача школьно-дошкольного сектора. Организация и содержание работы врача неотложной и скорой помощи.

^ III. Содержание дисциплины


Программа по педиатрии на V курсе реализуется в условиях цикловой системы. В целом она складывается из лекционного курса и практических занятий. На самостоятельную работу студентов выделено – 60 часов.

1. Исходя из возможностей общего расписания, на лекции по госпитальной педиатрии выделяется 18 часов в IX и 16 часов в X семестре. На них излагаются основные проблемы неонатологии и гематологии. Перечень лекций представлен в таблице 1.


2. В течение учебного года студенты проходят два цикла практических занятий: цикл «неонатлогия» (16 дней), включающий 5-дневный цикл на базе родильного дома и 11-дневный цикл на базе отделения новорожденных детской больницы и цикл «гематология» (5 дней).

Тематический план практических занятий по циклам представлен в таблице 2.

Во время обучения на практических занятиях студенты осваивают вопросы этиологии, патогенеза, клинической картины, методов диагностики, лечения, и профилактики заболеваний детей периода новорожденности, а так же детей раннего и старшего возраста с гематологическими заболеваниями. Практические занятия по вопросам физиологии и патологии новорожденных проводятся на базе роддомов №4, №6, №7, и в отделениях новорожденных №7, № 8 МЛПУ «Детская городская клиническая больница №1.

Гематологию студенты изучают на базе гематологического отделения ГУ «Нижегородская областная детская клиническая больница».

Проходя обучение на базе отделений новорожденных, студенты предоставляют учебную историю болезни, рефераты, тем самым закрепляя полученные ранее пропедевтические умения обследования ребенка, изучают основные симптомы заболевания, проводят физикальное обследование пациентов, определяют необходимый перечень диагностических исследований, сами осуществляют ряд исследований, оценивают полученные результаты, проводят дифференциальный диагноз, составляют алгоритм лечебных, реабилитационных (физиотерапевтических) и профилактических мероприятий, подбирают соответствующие медикаментозные препараты, рассчитывают дозу лекарств в зависимости от тяжести и стадии заболевания, возраста, массы и поверхности тела ребенка, назначают питание.

В начале цикла проводится тестирование студентов для уточнения исходных знаний по соответствующему разделу, а также знаний по анатомо-физиологическим особенностям детей и проблемам вскармливания. По окончанию каждого цикла и завершении всей программы проводится контрольное тестирование с учетом предлагаемых типовых тестовых заданий для итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальности 040200 «Педиатрия» (издание 4-е переработанное и дополненное, Москва ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004 год). Кроме этого, по окончанию цикла в каждой группе проводится контроль знаний и практических умений в виде зачета. Перечень необходимых умений для студентов 5-го курса представлен в таблице № 3 согласно предложению Министерства образования и науки РФ, МЗ и социального развития РФ по специальности 040200 («Педиатрия», Москва, 2004 год).

По окончании 5 курса (в X семестре) студенты сдают курсовой экзамен по педиатрии.

На кафедре имеются подробные методические разработки по каждому циклу.

Методические разработки подготовлены однотипно и отражают следующие вопросы:

  1. Темы занятий, где указан план каждого занятия с подробной расшифровкой разбираемых вопросов.

  2. Оснащение занятия.

  3. Перечень практических навыков по циклу.

  4. Рекомендуемая литература основная и дополнительная, которая пересматривается ежегодно.

  5. Рецептура.

  6. Тестовые задачи, контрольные вопросы, вопросы исходного и контрольного тестирования.



Таблица 1

^ ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКЦИЙ И СЕТКА ЧАСОВ



п/п

Название лекции

Кол-во

часов



Введение в неонатологию

2 ч.

2.

Внутриутробная гипоксия

2 ч.

3.

Родовая травма

2 ч.

4.

Задержка внутриутробного развития плода

2 ч.

5.

Врожденные инфекции

2 ч.

6.

Гемолитическая болезнь

2 ч.

7.

Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных

2 ч.

8.

Сепсис новорожденных

2 ч.

9.

Недоношенные дети

2 ч.

10.

Гемофилии в детском возрасте

2 ч.

11.

Наследственный сфероцитоз

2 ч.

12.

Лейкозы. Острые лейкозы.

2 ч.

13.

Лейкозы. Хронические лейкозы.

2 ч.

14.

Геморрагический васкулит

2 ч.

15.

Тромбоцитопении

2 ч.

16.

Тромбоцитопатии

2 ч.

17.

Апластические и гипопластические анемии.

2 ч.




Итого

34 часа


Таблица 2

^ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И СЕТКА ЧАСОВ

I Неонатология

Часы

  1. Введение в неонатологию.

5

  1. Организация медицинского обслуживания в родильном доме

5

  1. Внутриутробная гипоксия.

5

  1. Родовая травма

6

  1. Интра- и перивентрикулярные кровоизлияния.

5

  1. Задержка внутриутробного развития

7

  1. Врожденные инфекции.

5

  1. Гемолитическая болезнь

5

  1. Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных.

5

  1. Геморрагическая болезнь новорожденных

5

  1. Инфекционно-воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки.

5

  1. Заболевания пупочного канатика, пупочной раны и пупочных сосудов.

5

  1. Пневмонии новорожденных.

5
  1. ^ Сепсис новорожденных

5

  1. Недоношенные дети.

5

  1. Течение инфекционных заболеваний, гипоксии, родовой травмы у недоношенных новорожденных.

7

II Гематология




  1. Гемофилия.

5

  1. Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура.

5

  1. Геморрагический васкулит.

5

  1. Наследственный сфероцитоз.

5

  1. Лейкозы.

7

Итого

112


Таблица 3

^ ПЕРЕЧЕНЬ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ





Умения

1

Собрать анамнез жизни и заболевания ребенка.

2

Провести осмотр и физикальное обследование детей различных возрастных групп от рождения до подросткового периода.

3

Назначить обследование больного.

4

Проанализировать и интерпретировать данные лабораторных и инструментальных исследовании.

5

Обосновать и поставить диагноз, сформулировав его в соответст­вии с общепринятой классификацией.

6

Провести дифференциальный диагноз.

7

Назначить питание.

8

Назначить лечение.

9

Назначить профилактические и реабилитационные мероприятия.

10

Оказать неотложную помощь при острой дегидратации, кровотечениях, гемолитическом кризе, инфекционно-токсическом шоке, гипертермии, судорогах, отеке мозга, остановке дыхания и сердечной деятельности, геморрагическом и анафилактическом шоке.

11

Владеть медицинской этикой и деонтологией.


3. Самостоятельная работа студентов на кафедре госпитальной педиатрии представлена следующими формами:

1. Подготовка рефератов в процессе обучения на циклах «Гематология» и «Родильный дом».

2. Написание учебной истории болезни.

3. Самостоятельная подготовка к практическим занятиям и лекциям.

Виды самостоятельной работы студентов и сетка часов представлены в таблице 4.


Таблица 4

^ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

И СЕТКА ЧАСОВ.


№ п/п

Формы самостоятельной работы

Часы

1.

Подготовка рефератов на цикле «Гематология» и цикле «Родильный дом»

10 час.

(по 5 часов на каждом цикле)

3.

Подготовка учебной истории болезни на цикле «Неонатология»

10 час.

4.

Самостоятельная подготовка к практическим занятиям и лекциям

40 час.




Всего

60 час.



^ IV. Содержание лекций V курс.

Неонатология

  1. Введение в неонатологию. Понятие о периодах внутриутробного развития плода, перинатальном и неонатальном периоде. Критерии живорожденности и жизнеспособности. Критерии доношенности, недоношенности и переношенности. Критерии морфофункциональной зрелости. Структура перинатальной и неонатальной заболеваемости и смертности. Ранняя неонатальноая адаптация, метаболические и клинические аспекты. Физиологические (пограничные) состояния адаптационного периода. Патогенез. Клинические проявления. Мероприятия по профилактике и коррекции.

  2. Внутриутробная гипоксия. Понятие об острой и
    хронической гипоксии плода и новорожденного. Хроническая внутриутробная гипоксия. Причины. Патогенез. Методы пренатальной диагностики и коррекции. Острая внутриутробная гипоксия. Причины. Патогенез. Клиника и диагностика острого и восстановительного периодов гипоксии. Роль нейросонографии (НСГ), ЭЭГ, биохимических и иных методов исследования в диагностике и реабилитации детей, перенесших
    внутриутробную гипоксию. Течение. Осложнения. Исходы.

  3. Родовая травма. Этиология. Патогенез. Клинические формы родовой травмы. Внутричерепная родовая травма. Клиника. Диагностика. Роль НСГ, КТГ и ЯМР в диагностике поражения мозга ребенка. Дифференциальный диагноз. Осложнения. Лечение. Показания к хирургической коррекции. Исходы. Прогноз. Родовая травма спинного мозга. Особенности клиники. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Родовая травма периферической нервной системы. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Реанимация и интенсивная терапия в остром периоде. Лечение в восстановительном периоде. Реабилитация.

  4. Задержка внутриутробного развития плода. Определение. Причины. Патогенез. Классификация. Клиника. Методы пренатальной и постнатальной диагностики. ЗВУР плода. Лечение в пренатальном и постнатальном периодах. Особенности постнатального развития с ЗВУР. Пренатальная (внутриутробная) гипотрофия, как наиболее частая форма ЗВУР. Клиника. Степени гипотрофии. Диагностика. Лечение. Профилактика.

  5. Гемолитическая болезнь. Этиология. Классификация. ГБН на почве резус-конфликта. Патогенез. Клинические формы. Пре- и постнатальная диагностика. Дифференциальный диагноз. Пренатальные и постнатальные методы лечения. Заменные переливания крови (ЗПК). Внутриутробное проведение ЗПК. Показания. Осложнения. Постнатальные ЗПК. Показания. Осложнения. Консервативные методы терапии (фототерапия, медикаментозная). Исходы. Специфическая профилактика. ГБН на почве конфликта по другим эритроцитарным антигенам. Патогенез. Клинические формы. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Особенности лечения. Осложнения. Исходы. Профилактика.

  6. Врожденные инфекции. Понятие об инфекционных эмбрио- и фетопатиях. Понятие о внутриутробном (анте- и интранальном) инфицировании.

^ Цитомегаловирусная инфекция. Эпидемиология. Патогенез. Роль иммунного ответа в формировании особенностей клинических проявлений. Диагностика. Иммуноферментный, иммунофлюоресцентный методы, полимеразная цепная реакция (ПЦР). Дифференциальный диагноз. Лечение. Этиопатогенетические и паллиативные методы терапии.
^ Врожденная герпесвирусная инфекция. Эпидемиология. Роль герпесвируса I типа и II типа. Патогенез. Клиника. Течение. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Противовирусные препараты, иммуноглобулины и интерфероны в терапии. Врожденная краснуха. Патогенез. Клиника. Течение. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Профилактика.

^ Врожденный хламидиоз. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Локальные и генерализованные формы. Течение. Иммунологические методы диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение.

^ Врожденный микоплазмоз. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Локальные и генерализованые формы. Течение. Методы диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение.

^ Врожденный листериоз. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Течение. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение.

  1. Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных. Этиология СДР. Роль системы сурфактанта и системы альвеолярных макрофагов в патогенезе СДР. Клиника отечно-геморрагического синдрома, рассеянных ателектазов, болезни гиалиновых мембран. Использование шкалы Сильвермана. Диагностика. Рентгенографические признаки СДР. Дифференциальный диагноз. Течение. Осложнения. Лечение. Естественные и синтетические сурфактанты. Особенности искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Осложнения терапии СДР. Исходы. Прогноз. Пренатальная профилактика. Массивная аспирация легких. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Роль дренажа бронхиального дерева, ИВЛ. Показания к назначению антибиотиков. Прогноз.

  2. Сепсис новорожденных. Определение. Этиология. Патогенез. Влияние системы цитокинов на формирование клинических вариантов сепсиса. Классификация. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Лечение. Принципы рациональной антибиотикотерапии. Терапия иммуноглобулинами, принципы иммунокоррекции и детоксикации. Прогноз. Профилактика.

  3. Недоношенные дети. Понятие о недоношенности. Причины недонашивания. Критерии недоношенности. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка в зависимости от гестационного возраста. Факторы, способствующие повышенной заболеваемости и летальности недоношенных. Физическое и нервно-психическое развитие недоношенных детей.


Гематология

  1. Гемофилии в детском возрасте. Классификация. Этиология. Патогенез. Критерии тяжести гемофилии. Клинические проявления в разные возрастные периоды. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Лечение (препараты факторов свертывания, подходы к лечению гемартрозов). Неотложная помощь при кровотечениях. Осложнения. Прогноз.

  2. Наследственный сфероцитоз. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Неотложная помощь при гемолитическом кризе. Показания к спленэктомии, рентгеноэндоваскулярной окклюзии сосудов селезенки. Осложнения. Прогноз.

  3. Лейкозы. Современные представления об этиопатогенезе злокачественных заболеваний кроветворной системы. Классификация. Диагностика лейкозов (морфологические, цитохимические, цитогенетические методы, метод иммунофенотипирования). Острые лейкозы. Острый лимфобластный лейкоз. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Осложнения. Лечение (программная полихимиотерапия, лучевая и сопроводительная терапия). Профилактика и лечение нейролейкоза. Показания к трансплантации костного мозга (ТКМ). Прогноз. Острый миелобластный лейкоз. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Осложнения. Лечение. Особенности терапии. Прогноз.

  4. Лейкозы. Хронические лейкозы. Хронический миелолейкоз. Клиника в зависимости от стадии заболевания. Диагностика. Генетический маркер ХМЛ. Дифференциальный диагноз. Течение. Лечение. Показания к ТКМ. Прогноз. Хронический миеломоницитарный лейкоз. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Лечение. Прогноз.

  5. Геморрагический васкулит. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника в зависимости от формы геморрагического васкулита. Капилляротоксический нефрит. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Осложнения. Лечение.

  6. Тромбоцитопении. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Лечение. Неотложная помощь при кровотечениях. Показания к спленэктомии. Другие методы хирургической коррекции. Прогноз.

  7. Тромбоцитопатии. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Лечение. неотложная помощь при кровотечениях.

  8. Апластические и гипопластические анемии. Этиология. Классификация. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз.


Содержание практических занятий


^ I. Неонатология:


  1. Введение в неонатологию. Понятие о периодах внутриутробного развития плода, перинатальном и неонатальном периоде. Критерии живорожденности и жизнеспособности. Критерии доношенности, недоношенности и переношенности. Критерии морфофункциональной зрелости. Структура перинатальной и неонатальной заболеваемости и смертности. Ранняя неонатальная адаптация, метаболические и клинические аспекты. Физиологические (пограничные) состояния адаптационного периода. Патогенез. Клинические проявления. Мероприятия по профилактике и коррекции.




  1. Организация медицинского обслуживания в родильном доме. Оценка состояния новорожденного при рождении. Шкала Апгар, Дубовитца, Баллард. Оценка степени зрелости. Первичный туалет и последующий туалет новорожденного. Вскармливание новорожденных в родильном доме. Неонатальный скрининг на ФКУ и гипотиреоз. Выписка из родильного дома, сроки, показания. Показания и противопоказания к проведению БЦЖ.




  1. Внутриутробная гипоксия. Понятие об острой и хронической гипоксии
    плода и новорожденного. Хроническая внутриутробная гипоксия. Причины. Патогенез. Методы пренатальной диагностики и коррекции. Острая внутриутробная гипоксия. Причины. Патогенез. Клиника и диагностика острого и восстановительного периодов гипоксии.




  1. Интра- и перивентрикулярные кровоизлияния. Роль нейросонографии (НСГ), ЭЭГ, биохимических и иных методов исследования в диагностике и реабилитации детей, перенесших перинатальную гипоксию. Течение. Осложнения. Исходы.




  1. Родовая травма. Этиология. Патогенез. Клинические формы родовой травмы. Внутричерепная родовая травма. Клиника. Диагностика. Роль НСГ, КТГ и ЯМР в диагностике поражения мозга ребенка. Дифференциальный диагноз. Осложнения. Лечение. Показания к хирургической коррекции. Исходы. Прогноз. Родовая травма спинного мозга. Особенности клиники. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Родовая травма периферической нервной системы. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Реанимация и интенсивная терапия новорожденных с родовой травмой в остром периоде. Лечение в восстановительном периоде. Реабилитация.




  1. Задержка внутриутробного развития. Определение. Причины. Патогенез. Классификация. Клиника. Методы пренатальной и постнатальной диагностики. ЗВУР плода. Лечение в пренатальном и постнатальном периодах. Особенности постнатального развития с ЗВУР. Пренатальная (внутриутробная) гипотрофия, как наиболее частая форма ЗВУР. Клиника. Степени гипотрофии. Диагностика. Лечение. Профилактика.




  1. Врожденные инфекции. Понятие об инфекционных эмбрио- и фетопатиях. Понятие о внутриутробном (анте- и интранальном) инфицировании. Цитомегаловирусная инфекция. Эпидемиология. Патогенез. Роль иммунного ответа в формировании особенностей клинических проявлений. Диагностика. Иммуноферментный, иммунофлюоресцентный методы, полимеразная цепная реакция (ПЦР). Дифференциальный диагноз. Лечение. Этиопатогенетические и паллиативные методы терапии. Врожденная герпесвирусная инфекция. Эпидемиология. Роль герпесвируса I типа и II типа. Патогенез. Клиника. Течение. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Противовирусные препараты, иммуноглобулины и интерфероны в терапии. Врожденная краснуха. Патогенез. Клиника. Течение. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Профилактика. Врожденный хламидиоз. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Локальные и генерализованные формы. Течение. Иммунологические методы диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение. Врожденный микоплазмоз. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Локальные и генерализованные формы. Течение. Методы диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение. Врожденный листериоз. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Течение. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение.




  1. Гемолитическая болезнь. Этиология. Классификация. ГБН на почве резус-конфликта. Патогенез. Клинические формы. Пре- и постнатальная диагностика. Дифференциальный диагноз. Пренатальные и постнатальные методы лечения. Заменные переливания крови (ЗПК). Внутриутробное проведение ЗПК. Показания. Осложнения. Постнатальные ЗПК. Показания. Осложнения. Консервативные методы терапии (фототерапия, медикаментозная терапия). Исходы. Специфическая профилактика. ГБН на почве конфликта по другим эритроцитарным антигенам. Патогенез. Клинические формы. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Особенности лечения. Осложнения. Исходы. Профилактика.




  1. Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных. Этиология СДР. Роль системы сурфактанта и системы альвеолярных макрофагов в патогенезе СДР. Клиника отечно-геморрагическогр синдрома, рассеянных ателектазов, болезни гиалиновых мембран. Использование шкалы Сильвермана. Диагностика. Рентгенографические признаки СДР. Дифференциальный диагноз. Течение. Осложнения. Лечение. Естественные и синтетические сурфактанты. Особенности искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Осложнения терапии СДР. Исходы. Прогноз. Пренатальная профилактика. Массивная аспирация легких. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Роль дренажа бронхиального дерева, ИВЛ. Показания к назначению антибиотиков. Прогноз.




  1. Геморрагическая болезнь новорожденных. Этиология. Патогенез. Представление о становлении витамин-К-зависимого звена коагуляции. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика.




  1. Инфекционно-воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки. Везикулопустулез, пузырчатка, абсцессы, эксфолиативный дерматит, панариций, паронихий, флегмона. Этиология. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Рациональный выбор антибиотиков. Профилактика.




  1. Заболевания пупочного канатика, пупочной раны и пупочных сосудов. Свищи и кисты. Этиология. Клиника. Диагностика. Лечение. Показатели к хирургической коррекции. Омфалит, тромбофлебит, артрит пупочных сосудов, гангрена пупочного канатика. Этиология. Клиника. Диагностика. Лечение.




  1. Пневмонии новорожденных. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Особенности врожденной и постнатальной пневмоний. ИВЛ-ассоциированные постнатальные пневмонии. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика.




  1. Сепсис новорожденных. Определение. Этиология. Патогенез. Влияние системы цитокинов на формирование клиническихвариантов сепсиса. Классификация. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Лечение. Принципы рациональной антибиотикотерапии. Терапия иммуноглобулинами, принципы иммунокоррекции и детоксикации. Особенности противошоковой терапии у новорожденных. Прогноз. Профилактика.




  1. Недоношенные дети. Понятие о недоношенности. Причины недонашивания. Критерии недоношенности. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка в зависимости от гестационного возраста. Факторы, способствующие повышенной заболеваемости и летальности недоношенных. Выхаживание и вскармливание в родильном доме и на втором этапе выхаживания. Физическое и нервно-психическое развитие недоношенных детей.




  1. Течение инфекционных заболеваний, гипоксии, родовой травмы у недоношенных новорожденных. Онтогенетические особенности иммунной системы недоношенных детей в зависимости от гестационного возраста, влияющие на течение инфекционного процесса. Особенности клиники течения, диагностики и лечения инфекционных заболеваний (врожденных инфекций, пневмоний, гнойно-септических заболеваний). Особенности клиники. Течения перинатальной гипоксии и родовой травмы у недоношенных. Выхаживание и вскармливание больных недоношенных новорожденных, наблюдение за ростом и развитием.




  1. Гематология

  1. Гемофилия. Классификация. Этиология. Патогенез. Критерии тяжести гемофилии. Клинические проявления в разные возрастные периоды. Диагностика. Течение. Дифференциальный диагноз. Лечение (препараты факторов свертывания, подходы к лечению гемартрозов). Неотложная помощь при кровотечениях. Осложнения. Прогноз.




  1. Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура. Классификация. Этиология. Патогенез. Критерии тяжести. Клинические проявления в разные возрастные периоды. Диагностика. Течение. Дифференциальный диагноз. Лечение.




  1. Геморрагический васкулит. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника в зависимости от формы геморрагического васкулита. Капилляротоксический нефрит. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Лечение. Осложнения.




  1. Наследственный сфероцитоз. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальны диагноз. Лечение. Неотложная помощь при гемолитическом кризе. Показания к спленэктомиии, рентгеноэндоваскулярной окклюзии сосудов селезенки. Осложнения. Прогноз.




  1. Лейкозы. Современные представления об этиопатогенезе злокачественных заболеваний кроветворной системы. Классификация. Диагностика лейкозов (морфологические, цитохимические, цитогенетические методы, метод иммунофенотипирования). Острые лейкозы. Острый лимфобластный лейкоз. Клиника. Диагностика. Дифференциальны диагноз. Течение. Осложнения. Лечение (програмная полихимиотерапия, лучевая и сопроводительная терапия). Профилактика и лечение нейролейкоза. Показания к трансплантации костного мозга (ТКМ). Прогноз. Острый миелобластный лейкоз. Клиника. Диагностика. Дифференциальны диагноз. Течение. Осложнение. Особенности терапии. Прогноз. Хронические лейкозы. Хронический миелолейкоз (ХМЛ). Клиника в зависимости от стадии заболевания. Диагностика. Генетический маркер ХМЛ. Дифференциальны диагноз. Течение. Лечение. Показания к ТКМ. Прогноз. Хронический миеломоноцитарный лейкоз. Клиника. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Течение. Лечение. Прогноз.



^ V. ПЕРЕЧЕНЬ учебно-наглядных пособий к практическим занятиям и лекциям для студентов V курса.


1 Цикл "Неонатология"

  1. Шкала Апгар

  2. Шкала Сильвермана

  3. Классификация перинатальных повреждений нервной системы (РАСПМ, 2000 г.)

  4. Классификация причин синдрома дыхательных расстройств

  5. Дифференциальная диагностика желтух у новорожденных

  6. Дифференциальная диагностика геморрагических синдромов у новорожденных

  7. Дифференциальная диагностика внутриутробных инфекций у новорожденных

  8. Сдвиги кислотно-щелочного равновесия

  9. МАКЕТ - шейный отдел позвоночника и позвоночные артерии

  10. Набор рентгенограмм (шейный отдел позвоночника, кефалогематома, СДР, БЛД)

  11. Архив историй болезни (сепсис, ВДКН).

  12. Учебные фильмы по питанию новорожденных, по безусловным рефлексам и реанимации новорожденных.

  13. Методические рекомендации по выполнению манипуляций в неонатологии, комплект методических рекомендаций (РАСПМ, 2002 г.)

  14. Мультимедийная презентация «Диагноз в цвете»

  15. Мультимедийная презентация по рентгенографии ШОП, органов грудной и брюшной полости

  16. Мультимедийная презентация по нейросонографии

  17. Презентация «Архивы патологии (штат Юта)»

  18. Ситуационные задачи по неонатологии.

  19. Исходные и контрольные тесты по циклу неонатология (компьютерный и письменный варианты).

  20. Мультимедийная презентация к лекции «Введение в неонатологию».

  21. Мультимедийная презентация к лекции «Внутриутробная гипоксия».

  22. Мультимедийная презентация к лекции «Родовая травма».

  23. Мультимедийная презентация к лекции «Задержка внутриутробного развития плода».

  24. Мультимедийная презентация к лекции «Врожденные инфекции».

  25. Мультимедийная презентация к лекции «Гемолитическая болезнь».

  26. Мультимедийная презентация к лекции «Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных».

  27. Мультимедийная презентация к лекции «Сепсис новорожденных».

  28. Мультимедийная презентация к лекции «Недоношенные дети».


2 Цикл «Гематология»

  1. Классификация острых лейкозов.

  2. Дифференциальная диагностика геморрагических диатезов.

  3. Дифференциальная диагностика вариантов болезни Виллебранда.

  4. Сопроводительная терапия острого лимфобластного лейкоза

  5. Протокол лечения острого лимфобластного лейкоза.

  6. Классификация гемолитических анемий.

  7. Архив историй болезней.

  8. Исходные и контрольные тесты по циклу гематология (компьютерный и письменный варианты).

  9. Мультимедийная презентация к лекции «Гемофилии в детском возрасте».

  10. Мультимедийная презентация к лекции «Наследственный сфероцитоз».

  11. Мультимедийная презентация к лекции «Острые лейкозы».

  12. Мультимедийная презентация к лекции «Хронические лейкозы».

  13. Мультимедийная презентация к лекции «Геморрагический васкулит».

  14. Мультимедийная презентация к лекции «Тромбоцитопении».

  15. Мультимедийная презентация к лекции «Тромбоцитопатии».

  16. Мультимедийная презентация к лекции «Апластические и гипопластические анемии».


Материалы по пунктам 1.1-1.8, 1.11, 1.13, распечатанные в формате А4, находятся в 3 папках с учебно-методическими рекомендациями.

Таблицы по гематологии находятся на базе отделения гематологии ГУ «Нижегородская областная детская клиническая больница»..


^ Схема написания учебной истории болезни.



  1. Паспортная часть (с указанием ФИО больного, возраста, даты госпитализации, диагноза направившего учреждения, клинического диагноза)




  1. Анамнез жизни, анамнез заболевания (с указанием данных первичного осмотра в стационаре и жалоб больного на момент поступления)




  1. Жалобы на момент курации больного




  1. Данные объективного осмотра (на момент курации больного)




  1. Данные лабораторных и инструментальных исследований с оценкой результатов




  1. Обоснование диагноза (основного и сопутствующих)




  1. Дифференциальный диагноз основного заболевания




  1. Лечение больного с обоснованием (согласно истории болезни)




  1. Дневники курации




  1. Прогноз заболевания




  1. Эпикриз (выписной либо динамический)

^ VI. Самостоятельная работа студентов 5 курса педиатрического факультета.

Темы рефератов по циклам:

    1. Неонатология

  1. Заменное переливание крови: показания, техника проведения, осложнения.

  2. Врожденные инфекции герпетической этиологии.

  3. СДР: принципы дифференцированной респираторной и инфузионной терапии.

  4. Синдром персистирующей фетальной циркуляции.

  5. Особенности системы свертывания крови и фибринолиза в период новорожденности.

  6. Дифференциальный диагноз инфекционно-воспалительных заболеваний кожи и подкожной клетчатки у новорожденных.

  7. Врожденные заболевания пупочного канатика, пупочной раны и пупочных сосудов.

  8. Легочные и внелегочные осложнения неонатальной пневмонии.

  9. Особенности иммунного статуса в перинатальном периоде.

  10. Переходные состояния у недоношенных детей.




    1. Гематология:

      1. Миелодиспластический синдром.

      2. Трансплантация костного мозга у детей.

      3. Неходжкинские лимфомы.

      4. Гемолитический криз: диагностика и лечение.

      5. Гистоцитозы.

      6. Компонентные гемотрансфузии у детей.

      7. Применение цитокинов в гематологии.

      8. Дифференциальная диагностика лимфаденопатий.

      9. Коагулопатии: дифференциальная диагностика и лечение.

      10. Особенности кроветворения и периферической крови у детей.



^ Учебно – методическая карта дисциплины (Детские болезни) пятого курса педиатрического факультета.




Наименование темы лекции

Используемые наглядные и методические пособия

Самостоятельная работа

Содержание Часы

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

1

Введение в неонатологию

V 1.20

VII 2. Б1-13







2

Внутриутробная гипоксия

V 1.21

VII 2. Б1-13







3

Родовая травма

V 1.22

VII 2. Б1-13







4

Задержка внутриутробного развития плода

V 1.23

VII 2. Б1-13







5

Врожденные инфекции

V 1.24

VII 2. Б1-13







6

Гемолитическая болезнь

V 1.25

VII 2. Б1-13







7

Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных

V 1.26

VII 2. Б1-13







8

Сепсис новорожденных

V 1.27

VII 2. Б1-13







9

Недоношенные дети

V 1.28

VII 1. Б1-7







10

Гемофилии в детском возрасте

V 2.9

VII 1. Б1-7







11

Наследственный сфероцитоз

V 2.10

VII 1. Б1-7







12

Лейкозы

V 2.11

VII 1. Б1-7







13

Лейкозы

V 2.12

VII 1. Б1-7







14

Геморрагический васкулит

V 2.13

VII 1. Б1-7







15

Тромбоцитопении

V 2.14

VII 1. Б1-7







16

Тромбоцитопатии

V 2.15

VII 1. Б1-7







17

Апластические и гипопластические анемии.

V 2.16

VII 1. Б1-7














Наименование темы семинарского занятия


Используемые наглядные и методические пособия

Самостоятельная работа студентов




контроль

содержание

часы



Неонатология










V 1.19

1


Введение в неонатологию.

V 1.12, V 1.14, V 1.17

Написание учебной истории болезни.


10 часов




2

Организация медицинского обслуживания в родильном доме

V 1.1, V1.12, V 1.13







3

Внутриутробная гипоксия.

V1.1, V 1.8, V 1.13, V 1.18







4

Родовая травма

V 1.3, V 1.8, V 1.9, V1.10, V 1.12, V 1.14, V 1.15, V 1.16, V 1.18







5

Интра- и перивентрикулярные кровоизлияния.

V 1.3, V 1.8, V 1.9, V1.10, V 1.13, V 1.14, V 1.15, V 1.16, V 1.18







6

Задержка внутриутробного развития

V 1.14, V 1.18







7

Врожденные инфекции.

V 1.7, V 1.14, V 1.18







8

Гемолитическая болезнь

V 1.5, V 1.14, V 1.18

Работа с дополнительной литературой по циклу Неонатология .

VII 2. Б1-13

20 часов




9

Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных.

V 1.2, V 1.4, V1.8, V 1.10, V 1.12, V 1.13, V 1.14, V 1.15, V 1.18







10

Геморрагическая болезнь новорожденных

V 1.6, V 1.18







11

Инфекционно-воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки.

V 1.14, V 1.18







12

Заболевания пупочного канатика, пупочной раны и пупочных сосудов.

V 1.14, V 1.18







13

Пневмонии новорожденных.

V 1.2, V 1.8, V 1.14, V 1.15, V 1.18







14
^ Сепсис новорожденных
V 1.8, V 1.11, V 1.14, V 1.15, V 1.18, V 1.28

Подготовка и написание реферата VII 2. Б1-13

5 часов




15

Недоношенные дети.

V 1.14, V 1.16, V 1.18







16

Течение инфекционных заболеваний, гипоксии, родовой травмы у недоношенных новорожденных.

V 1.3, V 1.4, V1.7, V 1.9, V1.10, V 1.14, V 1.15, V 1.18







Гематология










V 2.8

1

Гемофилия.

V 2.2, V 2.3, V 2.7

Написание реферата. VII 1 Б1-7

5 часов




2

Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура.

V 2.2, V 2.7

Работа с дополнительной литературой по циклу Гематология VII 1 Б1-7







3

Геморрагический васкулит.

V 2.2, V 2.7

20 часов




4

Наследственный сфероцитоз.

V 2.6, V2.7







5

Лейкозы.

V 2.1, V 2.4, V2.5, V 2.7





















radio-rossii-etot-den-sobitiya-i-mneniya-17112005-chirkova-irina-2200-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
radio-rossii-vesti-02092008-lajkov-eduard-1900-novosti-sluhi-15.html
radio-rossii-vesti-03072008-lajkov-eduard-1400-gosduma-pyatogo-soziva-stavit-rekordi-v-pervuyu-sessiyu-9.html
radio-rossii-vesti-04062008-grishin-stepan-1100-gosduma-rf-monitoring-smi-5-iyunya-2008-g.html
radio-rossii-vesti-07062008-borisov-dmitrij-1800-gosduma-rf-monitoring-smi-8-9-iyunya-2008-g.html
radio-rossii-vesti-09042008-sidelnikova-taisiya-0600-gosduma-rf-monitoring-smi-10-aprelya-2008-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-raspolozhen-v-sosnovom-lesu-na-beregu-reki-zhizdri-160-km-ot-moskvi-po-kievskomu-shosse-vnomere-razmeshenie-v-sanatorii-.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri-200-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-venchurnogo-biznesa-1-risk-v-usloviyah-rinochnoj-ekonomiki-klyuchevoj-element-predprinimatelstva.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-semke-i-sostavleniyu-planov-podzemnih-kommunikacij-utverzhdena-glavnim-upravleniem-geodezii-i-kartografii-pri-sovete-ministrov-sssr.html
  • studies.bystrickaya.ru/4-klass-33-chasa-programma-tehnologiya-1-4-klassi-poyasnitelnaya-zapiska-predmet-tehnologiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-metodicheskie-ukazaniya-k-rabote-nad-rodoslovnoj-ivanovo-2007.html
  • student.bystrickaya.ru/1-terminologiya-vethogo-i-novogo-zavetov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukazatel-normativnih-dokumentov-po-stroitelstvu-stranica-30.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13obshaya-harakteristika-magisterskoj-programmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativnij-shtat-kniga-faktov-kimep.html
  • education.bystrickaya.ru/179-v-trude-professora-styuarta-180-avtor-posvyashaet-etot-trud.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zayavka-na-uchastie-v-seminarah-g-moskva-5-8-iyunya-2012-goda-5-ya-vserossijskaya-seriya-iz-4-h-prakticheskih-seminarov-novij-etap-razvitiya-rinkov-elektricheskoj-i-t.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-programm-tehnologij-posobij-ispolzuemih-v-rabote-s-detmi-rannego-vozrasta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/14-dogovornaya-politika-kak-instrument-realizacii-nalogovogo-planirovaniya-politehnik.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uvedomlenie-o-provedenii-otkritogo-zaprosa-cen-na-postavku-vodyanogo-ekonomajzera-ii-stupeni-kotloagregata-st-3-membrannogo-tipa-zakupka-600013-gkpz-2011-goda.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-organizacionnie-meropriyatiya-v-a-trufakin-2009-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ispolnyayushij-obyazannosti-predsedatelya-komiteta-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-radiotehnicheskie-sistemi-dlya-studentov-specialnosti-210302-radiotehnika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transports-na-tureckom-yazike.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-uchashihsya-8-9-klassov-sostavitel.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-10-raschet-na-prochnost-truboprovoda-ukladivaemogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-obsuzhdeniya-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-regionovedenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-upravlenie-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-zashiti-prav-potrebitelej-i-blagopoluchiya-cheloveka-po-bryanskoj-oblasti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-u-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iv-sotrudnichestvo-s-organizaciej-obedinennih-nacij-i-drugimi-kompetentnimi-organami.html
  • exam.bystrickaya.ru/zhan-batist-zhozef-fure.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viktorina-na-temu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kriticheskoj-tehnologii-snizheniya-energoza.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatie-i-plani-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-neistoricheskih-specialnostej-oglavlenie.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-iiskandha-meditaciya-issledovanie-osoznannogo-sushestvovaniya-i-osoznannogo-umiraniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskie-rekomendacii-placentarnaya-nedostatochnost-pri-giperandrogenii-novie-aspekti-patogeneza-14-01.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-informacionno-izmeritelnih-sistem-i-fizicheskoj-elektroniki-elektronnoe-pereklyuchenie-v-legirovannih-oksidah-vanadiya-magisterskaya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sensornie-ekrani.html
  • grade.bystrickaya.ru/nlo-kak-predmet-sluhov-k-g-yung-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.