.RU

Рабочая программа дисциплины «теория менеджмента (теория организации)» Рекомендуется для направления подготовки 080200 Менеджмент


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА (ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ)»

Рекомендуется для направления подготовки

080200 Менеджмент


Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год


1. Цели и задачи дисциплины:

Целью учебной дисциплины «Теория менеджмента (Теория организации)» является формирование основополагающих представлений о законах, принципах и механизмах функционирования и развития организационных систем.

Задачами дисциплины является изучение основных теоретических вопросов и рассмотрение существующего российского и зарубежного практического опыта по созданию, функционированию и развитию организации.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Данная учебная дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла. Учебная дисциплина является частью читаемых кафедрой дисциплин в области теории менеджмента и управления изменениями.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, умения и компетенции, сформированные при изучении следующих учебных дисциплин: философия, психология, экономическая теория, информационные технологии в менеджменте, теория менеджмента (история управленческой мысли и основы менеджмента).

Полученные в процессе обучения знания и умения могут быть использованы при изучении таких дисциплин как: организационное поведение, управление изменениями.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В соответствии с ФГОС ВПО:

В дополнение к ФГОС ВПО:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

В соответствии с ФГОС ВПО:

В дополнение к ФГОС ВПО:

    Уметь:

В соответствии с ФГОС ВПО:

В дополнение к ФГОС ВПО:

    Владеть:

В соответствии с ФГОС ВПО:

В дополнение к ФГОС ВПО:

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц семестр 4.

Вид учебной работы

Всего

часов

^ Аудиторные занятия (всего)

90

В том числе:

-

Лекции

42

Практические занятия (ПЗ)

48

^ Самостоятельная работа (всего)

90

В том числе:

-

Реферат

16

Контрольная работа 1

8

Проектно-аналитическая работа (с презентацией основных результатов)

22

Контрольная работа 2

8

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

180

5


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в теорию организации.

Место теории организации в системе научных знаний. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли. Природа и сущность организации. Субъекты организаторской деятельности.

^ Тема 2. Организация как система.

Понятие организации как системы. Организация как открытая система. Внутренняя и внешняя среда организации. Взаимодействие и адаптация к изменениям внешней среды. Жизненный цикл организаций.

^ Тема 3. Разновидности организаций.

Понятие социальной и хозяйственной организации. Государственные и муниципальные организации. Групповые организационные формы. Формальные и неформальные организации.

^ Тема 4. Законы и принципы организации.

Понятия «зависимость», «закон» и «закономерность». Законы организации: закон синергии, закон информированности – упорядоченности, закон самосохранения, закон единства анализа и синтеза, закон развития, закон композиции и пропорциональности. Специфические законы социальной организации

Понятие принципа организации. Принципы статической организации. Принципы динамической организации. Принципы рационализации.

^ Тема 5. Коммуникации в организациях.

Понятие коммуникации. Модели и типы коммуникации. Факторы эффективности коммуникации.

Тема 6. Организационная культура.

Содержание и типы организационной культуры. Методы формирования организационной культуры.

^ Тема 7. Проектирование организационных систем.

Значение и задачи организационного проектирования. Принципы проектирования структуры организации (специализация рабочих за­даний, координация, департаментализация, командная цепочка (скалярная цепь, иерархическая пирамида руководителя и подчиненных), норма управляемости, централиза­ция и децентрализация, формализация). Механистическая и органическая организационные системы. Факторы, влияющие на модель организационной схемы. Процесс формирования организационной структуры. Методы проектирования организационных структур. Оценка эффективности организационных систем. Тенденции развития организации.


^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Организационное поведение













Х

Х




2.

Управление изменениями







Х







Х

Х


^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Всего

час.

1.

Введение в теорию организации

6

6

6

18

2.

Организация как система

4

4

6

14

3.

Разновидности организаций

6

8

6

20

4.

Законы и принципы организации

8

8

10

26

5.

Коммуникации в организациях

6

6

6

18

6.

Организационная культура

4

6

8

18

7.

Проектирование организационных систем

8

10

12

30




Итого

42

48

54

144

^ 6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум по учебной дисциплине «Теория менеджмента (Теория организации)» учебным планом не предусмотрен.

^ 7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Введение в теорию организации

Эволюция взглядов на сущность организации

6

2.

Организация как система

Анализ внешней и внутренней среды организации.

Анализ жизненного цикла организаций.

4

3.

Разновидности организаций

Выбор организационно-правовой формы, наиболее соответствующей целям, задачам и условиям функционирования организации. Основные этапы создания организации.

8

4.

Законы и принципы организации

Диагностика соответствия организаций принципам развития и закономерностям функционирования

8

5.

Коммуникации в организациях

Анализ коммуникационных процессов в организации и разработка предложений по повышению их эффективности

6

6.

Организационная культура

Диагностика организационной культуры, выявление ее сильных и слабых сторон, разработка предложений по ее совершенствованию

6

7.

Проектирование организационных систем

Анализ организационной структуры и разработка предложений по ее совершенствованию. Проектирование организационных систем с использованием программы ОРГ-Мастер

10







Итого

48


^ 8. Примерная тематика курсовых работ

Курсовая работа по учебной дисциплине «Теория менеджмента (Теория организации)» учебным планом не предусмотрена

^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 864 с.

  2. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: КНОРУС, 2009. – 296 с.

б) дополнительная литература

  1. Алиев В.Г.  Теория организации: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2010. – 429 с.

  2. Веснин В.Р. Теория организации: учеб. – М.: Изд-во проспект, 2008. – 272 с.

  3. Дафт Р. Теория организации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»/Ричард Л. Дафт; пер. с англ. под ред. Э.М.Короткова; предисловие Э.М.Короткова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 736 с.

  4. Иванова Т., Приходько В. Теория организации: учебник. – 3-е изд. – М: КНОРУС, 2010.- 428 с.

  5. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: учеб.-методический комплекс. – М.: Экономистъ, 2007 – 231 с.

  6. Теория организации: Хрестоматия. 2-е изд./ Пер. с англ. под ред. Т.Н.Клеминой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. - 573 с.

  7. Третьякова Е.П. Теория организации: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2009. - 224 с.

  8. Шеметов П.В. Теория организации: Учебное пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательство: Омега-Л, 2010 г. – 274 с.

в) программное обеспечение: программа ОРГ-Мастер, программные продукты: POWER POINT, EXCEL, WORD, VISIO

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для ведения лекционных и практических занятий необходимы:

1) лекционная аудитория, оборудованная видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет.

2) Компьютерный класс, оборудованный для проведения практических работ средствами оргтехники, персональными компьютерами, объединенными в сеть с выходом в Интернет.

3) Установленное лицензионное программное обеспечение офисного назначения.

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров бизнеса - ведущих российских и зарубежных компаний, организаций.

Промежуточным контролем знаний студентов в течение обучения являются две контрольные работы по ключевым темам читаемой дисциплины.

В течение семестра студентами по темам дисциплины пишется реферат и выполняется проектно-аналитическая работа (с презентацией основных результатов) .

В основу разработки балльно-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного контроля.

Расчет балльно-рейтинговой системы включает оценку работы студента в семестре – 100 баллов и оценку на экзамене – 100 баллов. При этом:

55- 70 – удовлетворительно

71-85 – хорошо

86-100 – отлично.

Итоговая оценка является средней взвешенной и определяется по формуле:


^ Rитог = 0,7 × Rсеместр + 0,3 × Rэкзамен, где

Rитог – итоговое количество баллов для определения оценки за экзамен;

Rсеместр – количество баллов, набранных студентом в течение семестра;

Rэкзамен - количество баллов, набранных студентом на экзамене.

0,7 и 0,3 – веса семестровых баллов, соответственно за семестр (70% оценки) и за экзамен (30% оценки).


Самостоятельная работа

студентов

4 семестр

Количество баллов

Зачетный минимум

Зачетный максимум

Реферат

15

25

Контрольная работа 1

5

10

Проектно-аналитическая работа (с презентацией основных результатов)

20

35

Контрольная работа 2

5

10

Посещаемость лекций

5

10

Работа на практических занятиях

5

10

Итого

55

100


Формой итогового контроля знаний студентов является письменный экзамен в форме решения задач и тестирования, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения управленческих задач в рамках вопросов, изучаемых данной дисциплиной.

^ Пример задачи для экзамена:

На четырех делянках опытного поля выращивали картофель в различных условиях: на первой (контрольной) – без удобрений, на второй – с добавлением в почву калия, на третьей – с добавлением азота, на четвертой – с добавлением смеси калия и азота в таких же количествах. Урожай составил в среднем соответственно 3, 5, 6 и 9 кг/кв.м. Оцените размер синергетического эффекта в %, т.е. на сколько % дает прибавку урожая совместное применение двух удобрений?

^ Пример теста на экзамене:

Установите соответствие между типами организаций по взаимодействию с внешней средой, взаимодействию подразделений и взаимодействию с человеком.

Тип организации по взаимодействию с внешней средой:

1. Органические

2. Механистические

Тип организации по взаимодействию подразделений:

1. Традиционные

2. Матричные

Тип организации по взаимодействию с человеком:

1. Индивидуалистская

2. Корпоративная


Разработчики:

СПбГУЭФ

________________

(место работы)


Доцент кафедры УиПСЭП

_____________________

(занимаемая должность)


О.В.Русецкая

_____________________

(инициалы, фамилия)


СПбГУЭФ

________________

(место работы)


Доцент кафедры УиПСЭП

_____________________

(занимаемая должность)


Е.Э.Колчинская

_____________________

(инициалы, фамилия)


Эксперты:

АНО «МЦСЭИ

«Леонтьевский центр»

________________

(место работы)


Генеральный директор

_____________________

(занимаемая должность)


Л.Э.Лимонов

_____________________

(инициалы, фамилия)


________________

(место работы)


____________________

(занимаемая должность)


_____________________

(инициалы, фамилия)




rabochaya-programma-disciplini-pravovedenie-napravlenie-oop.html
rabochaya-programma-disciplini-pravovedenie-specialnosti.html
rabochaya-programma-disciplini-pravovie-osnovi-bankovskogo-nadzora.html
rabochaya-programma-disciplini-pravovoe-obespechenie-professionalnoj-deyatelnosti.html
rabochaya-programma-disciplini-pravovoe-regulirovanie-v-turizme.html
rabochaya-programma-disciplini-predstavlenie-znanij-v-informacionnih-sistemah-opd-f-14.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-strategicheskoe-upravlenie-chelovecheskimi-resursami-dlya-specialnosti-080507-65-menedzhment-organizacii-podgotovki-specialista-avtor-programmi-sviridova-lyudmila-vasilevna.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soyuz-demokraticheskih-sil-turkmenistana-sdst-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-5b050200-politologiya-pavlodar.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-obrazovatelnih-zadach.html
  • school.bystrickaya.ru/lechenie-kishechnih-zabolevanij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sravnitelnie-pokazateli-zabolevaemosti-i-boleznennosti-po-narkomaniyam-v-rossijskoj-federacii-i-hanti-mansijskom-avtonomnom-okruge-v-1996-2008-gg.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shag-13-obekt-err-shag-1-pervij-makros.html
  • znanie.bystrickaya.ru/abramov-f-a-pryaslini.html
  • literature.bystrickaya.ru/bza-bank-dnnih-kniga-eta-ne-bila-izdana-sergej-ostavil-ee-v-rukopisi-yaobrashayus-s-prosboj-ko-vsem-kto.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhile-plyus-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/danilenko-v-n-vladimir-izmajlov-edet-na-yug.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pervaya-kniga-1-psihologiya-narodov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-prednaznacheno-dlya-rukovoditelej-i-specialistov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-sostavitel-t-g-borisova-pedagog-psiholog-otdela-addiktivnogo-povedeniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-razvitie-umeniya-analizirovat-poluchennuyu-informaciyu-sintezirovat-vivodi-razvitie-sposobnosti-k-voobrazheniyu-formirovanie-akkuratnosti-i-esteticheskogo-vkusa.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-26-harakteristika-metodov-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pedagogika-dlya-specialnosti-050102-pimno.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ugrozi-okruzhayushej-srede-mirovaya-politika-v-usloviyah-krizisa.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/apk-ukrani.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskoe-gosudarstvo-v-samie-otdalennie-vremena-kotorie-nam-drevnie-istoriki-izvestnimi-uchinili-bilo-silno-sosedam-strashno-mnogimi-narodami-uvazhaemo-on.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-raboti-pervogo-astrahanskogo-mezhregionalnogo-promishlennogo-foruma.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-m-rutkevich-proshloe-istorika.html
  • college.bystrickaya.ru/-61-yasalishi-buencha-almashliklarni-trlre-morfologiyase.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predlagaem-vashemu-vnimaniyu-razdel-sajta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-professionalno-vazhnie-kachestva-i-sposobnosti-v-trudovoj-deyatelnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/radio-9-mayak-17-11-2004-novosti-12-00-00-evteeva-natalya-9.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolnenie-nakazaniya-v-vide-lisheniya-svobodi-nesovershennoletnih.html
  • control.bystrickaya.ru/departament-obrazovaniya-administracii-g-samari-samarskij-dvorec-detskogo-i-yunosheskogo-tvorchestva.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-7-prognoz-chislennosti-naseleniya-bolsheselskogo-municipalnogo-rajona-territorialnogo-planirovaniya-grad.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-odolet-drakona-muchenichestva-priruchi-svoih-drakonov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-konkursnaya-dokumentaciya-stranica-13.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-tema-stranica-53.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sushnost-i-prichini-mirovogo-energeticheskogo-krizisa-kurs-lekcij-4-e-izdanie-stereotipnoe-minsk-2006-udk-620-9076-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervaya-vstrecha-s-belim-medvedem-ya-na-shkolnij-bal-poslednij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/beznalichnij-denezhnij-oborot-chast-6.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-i-vvedenie-obshie-svedeniya-o-russkom-yazike-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-2-prinuditelnij-ili-obyazatelnij-trud.html
  • college.bystrickaya.ru/2004-2005-osnovnie-itogi-realizacii-programmi-razvitiya-mou-alyabevskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-za.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.