.RU

Рабочая программа дисциплины технология обработки ма­териалов для специальности 150411 (1701) Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования


Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Котовский индустриальный техникум"


рабочая программа

дисциплины

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ
МА­ТЕРИАЛОВ

для специальности

150411 (1701) Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования


Котовск 2008


Одобрена

Предметной

(цикловой)

комиссией 1701

Составлена в

соответствии с

Государственными

требованиями к минимуму

содержания и уровню

подготовки выпускников по

специальности 1701



Председатель

__________ Кочетков В.В.

Зам. директора по УР

_______________ Мовчко Г.И.



Автор


В.В. Никоноренков

Рецензенты






^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа учебной дисциплины «Технология обработки ма­териалов» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специально­стям / 707 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудо­вания (по отраслям), 1711 Монтаж: и техническая эксплуатация холо-дилъно-компрессорных машин и установок и является единой для всех форм обучения и всех видов и типов образовательных учреждений, реали­зующих основные профессиональные образовательные программы средне­го профессионального образования.

Примерная программа служит основой для разработки образовательным учреждением рабочей программы учебной дисциплины.

Учебная дисциплина «Технология обработки материалов» является об­щепрофессиональной.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

о взаимосвязи дисциплины «Технология обработки материалов» с другими общепрофессионалъными и специальными дисциплина­ми;

- о прикладном характере дисциплины в рамках специальности; о перспективах развития и о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

- о современных тенденциях развития обработки материалов;

- о литейном производстве; об обработке давлением;

- о сварочном производстве;

- о заготовительной обработке заготовок;

- о физических процессах и явлениях, сопровождающих стружкообразование;

- об электрохимических способах обработки деталей;

знать:

- назначение, классификацию, принцип работы и область примене­ния металлорежущих станков;

- конструкцию основных металлорежущих инструментов;

- правила безопасности при работе на металлорежущих станках;

- оснащение приспособлениями металлообрабатывающих станков; основные положения технологической документации;

- методику расчёта режимов резания;

- основные технологические методы формирования заготовок;

- устройство и принцип действия металлообрабатывающих станков;

уметь:

- выбирать рациональный способ обработки деталей;

- оформлять технологическую и другую документацию в соответ­ствии с действующей нормативной базой;

- производить расчёты;

- заполнять технологическую карту механической обработки заго­товки;

- выбирать конструкцию и геометрические параметры резца для за­данных условий обработки;

- выбирать средства и контролировать геометрические параметры инструмента;

- определять оптимальную скорость резания для заданных условий обработки;

- определять тип станка по его модели;

- определять главные и вспомогательные движения в станке;

- читать кинематическую схему станка; определять типовые механизмы станка;

- составлять перечень операций обработки, выбирать режущий ин­струмент и оборудование для обработки вала, отверстия, паза, резьбы и зубчатого колеса.

Формируемые у студентов в процессе изучения дисциплины представ­ления, знания, умения по разделам (темам) приведены в разделе «Пример­ное содержание учебной дисциплины» данной программы.

Преподавание учебной дисциплины должно иметь практическую на­правленность и проводиться в тесной взаимосвязи с общепрофессиональ­ными и специальными дисциплинами.

Использование междисциплинарных связей должно обеспечить преем­ственность в изучении материала, исключить дублирование и позволить преподавателям рационально распределять время.

В процессе изучения учебной дисциплины следует постоянно обращать внимание студентов на вопросы техники безопасности, охраны труда, про­мышленной санитарии, пожарной безопасности, экологической безопасно­сти производства и охраны окружающей среды.

При изложении материала необходимо соблюдать единство терминоло­гии, обозначений, единиц измерения в соответствии с действующими стан­дартами.

Формы проведения учебных занятий выбираются преподавателем, ис­ходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовки студентов.

Для лучшего усвоения студентами учебного материала занятия необхо­димо проводить с применением технических и аудиовизуальных средств обучения.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений программой дисциплины предусматрива­ется проведение лабораторных и практических занятий, перечень которых носит рекомендательный характер.

Примерная программа учебной дисциплины «Технология обработки ма­териалов» рассчитана на 80 часов, включая 30 ч и 18 ч на лабораторные и практические занятия для специальностей 1701 к 1711 соответственно.

При проведении лабораторных и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее восьми человек.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образователь­ное учреждение при обязательном выполнении государственных требова­ний по специальности имеет право:

- вносить изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам);

- изменять и заменять отдельные практические и лабораторные за­нятия другими, сходными по содержанию;

- корректировать представления, знания, умения студента по разде­лам (темам) с учетом профиля подготовки, не снижая заявленного в программе уровня.

Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов следует проводить ру­бежный контроль.

Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образо­вательное учреждение.

Рабочая программа рассматривается предметной (цикловой) комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения




всего

в том числе







Лабор. занятия

Практ. занятая

Введение

1







Раздел 1. Технологические методы производ­ства заготовок

35







Тема 1.1. Технологические процессы в машино­строении

1







Тема 1.2. Основы литейного производства

6







Тема 1.3. Обработка металлов давлением

10







Тема 1.4. Термическая обработка

10

2




Тема 1.5. Основы сварочного производства

4







Тема 1.6. Технология производства неразъемных соединений

4




2

Раздел 2. Обработка металлов резанием

44







Тема 2.1. Общие сведения о резании

2







Тема 2.2. Металлорежущие станки

2







Тема 2.3. Токарная обработка

8

2




Тема 2.4. Сверление, зенкерование и разверты­вание

6

2




Тема 2.5. Фрезерование

6

2




Тема 2.6. Зубонарезание и резьбонарезание

8

2




Тема 2.7. Строгание и долбление

2







Тема 2.8. Протягивание

2







Тема 2.9. Шлифование

4







Тема 2.10. Методы химической обработки

4







Всего по дисциплине:

80

10




^ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Студент должен:

знать:

Содержание дисциплины «Технология обработки материалов», ее связь с другими учебными дисциплинами.

Перспективы развития машиностроения, станкостроения и инструмен­тальной промышленности.

Содружество науки и производства, достижения новаторов производст­ва.


Раздел 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

^ ПРОИЗВОДСТВА ЗАГОТОВОК

Тема 1.1. Технологические процессы в машиностроении

Студент должен:

знать:

Производственный и технологический процесс. Структура технологиче­ского процесса. Виды технологических процессов.

Виды технологической документации. Правила оформления технологических документов.


Тема 1.2. Основы литейного производства

Студент должен:

знать:

Классификация способов изготовления отливок. Изготовление отливок в песчаных формах. Понятие об изготовлении отливок специальными спосо­бами литья в оболочковых формах, по выплавляемым моделям, в металли­ческих формах (кокилях), центробежным литьем, литьем под давлением.


Тема 1.3. Обработка металлов давлением

Студент должен:

знать:

Холодная и горячая деформация. Пластичность металлов и сопротивле­ние деформированию. Назначение нагрева перед обработкой давлением. Понятие о температурном интервале обработки давлением. Классификация видов обработки давлением. Прокатка. Понятие о технологическом процес­се прокатки. Продукция прокатного производства.

Волочение, исходные заготовки и готовая продукция.

Сущность ковки. Основные операции, инструмент. Понятие о технологиче­ском процессе ковки. Горячая объёмная штамповка, понятие о технологи­ческом процессе горячей объёмной штамповки.


Тема 1.4. Термическая обработка

Студент должен:

знать:

уметь:

Определение и классификация видов ТО. Основное оборудование для ТО. Поверхностная закалка сталей. Термомеханическая обработка. Поверхностная пластическая деформация. Отжиг чугунов. Химико-термическая обработка. Порошковая металлургия.


Тема 1.5. Основы сварочного производства

Студент должен:

знать:

Основы сварочного производства. Применение сварки в машино­строении. Сварка плавлением: ручная дуговая сварка, полуавтоматическая дуговая сварка под флюсом, электрошлаковая сварка, в среде защитных га­зов. Сварка давлением: контактная электрическая сварка, стыковая кон­тактная сварка, точечная, шовная, конденсаторная сварка. Сварка трением, холодная сварка.


Тема 1.6. Технология производства неразъемных соединений

Студент должен:

знать:

уметь:

Пайка и склеивание деталей. Применение паяния и склеивания в маши­ностроении. Виды припоев, флюсов. Разновидности клея. Технология пая­ния и склеивания.

Контрольная работа


Раздел 2. Обработка металлов резанием

Тема 2.1. Общие сведения о резании

Студент должен:

знать:

Физические основы процесса резания. Деформация металла в процессе резания, процесс образования стружки, типы стружки. Явления наростооб-разования, причины возникновения нароста на резце. Наклеп и усадка стружки.

Силы резания, тепловыделение при резании. Работа, совершаемая при резании. Источники образования тепла. Мощность, затрачиваемая при ре­зании.

Скорость и факторы, влияющие на скорость резания. Определение оп­тимальной скорости при помощи формул и таблиц.

Нормирование станочных работ. Определение времени, затрачиваемого на обработку детали.


Тема 2.2. Металлорежущие станки

Студент должен:

знать:

Классификация станков по степени универсальности. Группы и типы станков по системе ЭНИИМС. Значение букв и цифр в марках станков. Движения в станках: главные, вспомогательные. Передачи в станках. Кине­матические схемы станков, кинематические цепи. Настройка кинематиче­ской цепи.

Паспортные данные станков.


Тема 2.3. Токарная обработка

Студент должен:

знать:

уметь:

Процесс токарной обработки. Виды и конструкция резцов для токарной обработки. Основные элементы резца. Поверхности обрабатываемой рез­цом заготовки. Исходные плоскости для определения углов. Углы резца. Конструкции резцов в зависимости от их назначения и видов обработки. Расширение номенклатуры резцов за счет оснащения отдельными пласти­нами. Способы крепления пластин к державкам резца.

Основные показатели резания: глубина резания, подача, скорость реза­ния.

Износ резцов, стойкость резца, критерии износа резца.

Токарные станки: винторезные, револьверные, лобовые и карусельные, токарные автоматы и полуавтоматы, принцип их работы. Общие сведения о станках, назначение и область их применения, рассмотрение кинематики данных станков.

Лабораторное занятие

Измерение геометрических параметров резцов.


Тема 2.4. Сверление, зенкерование и развертывание

Студент должен:

знать:

уметь:

Процесс сверления, зенкерования и развертывания. Основные движения, особенности процессов. Элементы конструкций сверл, зенкеров и развер­ток, геометрические параметры. Особенности элементов конструкции ин­струментов. Силы, действующие на сверло, крутящий момент. Последова­тельность расчета режимов резания при сверлении, зенкеровании и развер­тывании.

Разновидности сверлильных и расточных станков. Назначение, характе­ристика, основные узлы, кинематическая схема, выполняемые работы.

Лабораторное занятие

Измерение геометрических параметров сверл.


Тема 2.5. Фрезерование

Студент должен:

знать:

уметь:

Процесс фрезерования. Назначение, разновидности, конструкция и гео­метрические параметры фрез. Особенности процесса фрезерования.

Схемы резания при фрезеровании. Силы, действующие на фрезу.

Особенности торцового фрезерования. Нормирование фрезерных работ.

Фрезерные станки. Их назначение и область применения. Горизонталь­но-фрезерные, вертикально -фрезерные, продольно -фрезерные, карусельно-фрезерные, копировально-фрезерные станки. Движения в станках. Основ­ные узлы и кинематические схемы.

Делительные головки, их виды и устройство. Настройка делительной головки на различные виды работ.

Лабораторное занятие

Измерение геометрических параметров фрез.


Тема 2.6. Зубонарезание и резьбонарезание

Студент должен:

знать:

уметь:

Методы нарезания зубчатых поверхностей. Зубонарезные инструменты, работающие по методу копирования: дисковые и концевые модульные фре­зы, головки для контурного долбления, область их применения. Зубонарез­ные инструменты, работающие по методу обкатки. Инструменты для наре­зания цилиндрических колес: зуборезные гребенки, червячные модульные фрезы, зуборезные долбяки, шеверы. Инструменты для нарезания кониче­ских колес: парные строгальные резцы, парные фрезы, резцовые головки. Инструменты для обработки червячных колес: червячные фрезы, червяч­ные шеверы. Основные сведения о зубонакатывании.

Процесс резьбонарезания. Способы образования резьбы и резьбонарез­ные инструменты: метчики и плашки, машинно-ручные метчики, ручные метчики, гаечные метчики, резьбонарезные резцы и гребенки, гребенчатые фрезы, шлифовальные круги.

Элементы режима резания при зубонарезании и резьбонарезании. Об­щие сведения о резьбонакатывании.

Зубообрабатывающие и резьбообрабатывающие станки. Их классифика­ция. Зубофрезерный станок, зубошевинговальный станок.

Резьбофрезерный станок.

Лабораторное занятие

Измерение геометрических параметров метчика.


Тема 2.7. Строгание и долбление

Студент должен:

знать:

Процесс строгания и долбления. Геометрия строгальных и долбежных резцов.

Режимы резания при строгании и долблении, их особенности. Опреде­ление силы и мощности резания при строгании и долблении. Нормирование строгальных работ. Техника безопасности.

Разновидности строгальных и долбежных станков, их кинематика. Ос­новные узлы и кинематическая схема.


Тема 2.8. Протягивание

Студент должен:

знать:

Процесс протягивания, его особенности и область применения. Класси­фикация протяжек, элементы конструкции и геометрические параметры протяжек.

Схемы протягивания. Прошивка, ее отличие от протяжки. Нормирова­ние работ при протягивании.

Назначение и типы протяжных станков, их применение. Кинематика, гидропривод и принцип действия протяжного горизонтального станка.


Тема 2.9. Шлифование

Студент должен:

знать:

Процесс шлифования, его особенности и область применения. Характе­ристика абразивного инструмента, классификация абразивных материалов. Основные виды шлифования, режим резания при плоском шлифовании.

Процесс хонингования.

Шлифовальные станки, их классификация. Плоскошлифовальные, круглошлифовальные, бесцентрово-шлифовальные, внутришлифовальные стан­ки, их основные узлы, назначение, гидрокинематическая схема станков. Основные узлы, принцип работы.

Доводочные станки. Движения в станках. Устройство хонинговальных головок. Притирочные станки, работа на них. Сущность суперфиниширо­вания.


Тема 2.10. Методы электрохимической обработки металлов

Студент должен:

иметь представление:

знать:

Сущность методов. Электрохимическое полирование и шлифование. Метод обработки электронным и световым лучом.


Перечень лабораторных работ

Тема 1.4. – “Изучение техпроцесса проведения закалки и отпуска стальных деталей”

Тема 2.3. – “Измерение геометрических параметров токарных резцов”

Тема 2.4. – “Измерение геометрических параметров спиральных сверл”

Тема 2.4. – “Измерение геометрических параметров спиральных сверл”

Тема 2.5. – “Измерение геометрических параметров фрез”

Тема 2.6. – “Измерение геометрических параметров метчиков”


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Данилевский В.А. Технология машиностроения. - М.: Высшая шко­ла, 1982.

  2. Гапонкин В.А., Лукашов Л.К., Суворова Т.Г. Обработка резанием, металлорежущий инструмент и станки. - М.: Машиностроение, 1980.

  3. Нефедов Н.А., Осипов К.А. Сборник задач и примеров по резанию металлов и режущему инструменту. - М.: Машиностроение, 1984.

  4. Чернов Н.Н. Металлорежущие станки. - М.: Машиностроение, 1987.

  5. Справочник технолога - машиностроителя: В 2 т./Под ред. Косиловой А.Г., Мещерякова Р.К. - М.: Машиностроение , 1985.

  6. Технология машиностроения: В 2 т./Под ред. А.М.Дальского. - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2001.

  7. Николаев А А., Герасименко А. И. Электрогазосварщик. -Ростов-на - Дону: Феникс, 2001.

  8. Справочник слесаря-инструментальщика /Башкин В.И. - М.: Высшая школа, 1997.

  9. Приспособления для металлорежущих станков: Справочник/А. К. Го-рошкин. - М.: Машиностроение, 1979.

  10. Ермаков Ю.М., Фролов Б.А. Металлорежущие станки. - М.: Маши­ностроение, 1985.

  11. Схиртладзе А.Г., Ярушин С.Г. Технологические процессы машино­строительного производства: Учебное пособие/Под ред. Ю.М. Соломенцо-ва. - М.: Мастерство, 2001.

  12. Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование ма­шиностроительных производств: Учебное пособие/Под ред. Ю.М. Соло-менцова. - М.: Мастерство, 2002.

  13. Воронин Ю.Н., Поздняков Н.В. Методы профилактики и ремонта промышленного оборудования: Учебник. - М.: Академия, 2003.

  14. Допуски, посадки и технические измерения: Учебное пособие. - М.: Мастерство, 2001.

rabochaya-programma-disciplini-modulya-kultura-nauchnoj-rechi-v-professionalnoj-kommunikacii.html
rabochaya-programma-disciplini-modulya-matematicheskij-analiz.html
rabochaya-programma-disciplini-modulya-metodologiya-i-metodi-arheologicheskih-issledovanij-naimenovanie-disciplini-modulya-naimenovanie-magisterskoj-programmi-arheologiya.html
rabochaya-programma-disciplini-modulya-naimenovanie-disciplini-modulya.html
rabochaya-programma-disciplini-modulya-ohrana-okruzhayushej-sredi.html
rabochaya-programma-disciplini-modulya-opublikovana-na-sajte-tyumgu-fiziologiya-fizicheskoj-kulturi-elektronnij-resurs-rezhim-dostupa.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arkticheskaya-krugosvetnaya-ekspediciya-polyarnoe-kolco-startuet-17-fevralya-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-08022011.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stomatologiya-i-chelyustno-licevaya-hirurgiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2007-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-4-klass-po-teme-literaturnaya-skazka-xix-veka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/94istochnik-izmerenij-measurementsource-vdokumente-predstavleno-opisanie-profilya-edinoj-informacionnoj-modeli.html
  • abstract.bystrickaya.ru/20-let-nezavisimosti-respubliki-kazahstan-v-svete-formirovaniya-grazhdanskogo-obshestva.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/valaamskij-monastir.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervichnimi-umstvennimi-potenciyami-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-uchashihsya-tehnikumov-dlya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specializaciya-obogashenie-poleznih-iskopaemih.html
  • uchit.bystrickaya.ru/telepatiya-moskva-misl-stranica-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-rabochij-plan-po-napravleniyu-130500-neftegazovoe-delo-kvalifikaciya-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompyuternoe-matematicheskoe-modelirovanie-v-ekonomike.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-avtomatiki-i-elektromehaniki-fae.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obshie-predstavleniya-o-yazike-java-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-i-filosofiya-fiziki-i-matematiki-voprosi-i-programmi-kandidatskogo-ekzamena-literatura-i-rekomendacii-po-podgotovke-k-ekzamenu.html
  • reading.bystrickaya.ru/lingvisticheskaya-i-pragmaticheskaya-cennost-edinic-semanticheskogo-polya-pisha-na-materiale-sovremennogo-russkogo-diskursa.html
  • studies.bystrickaya.ru/apteker-gerbert.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-25.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glik-desyatij-nasedkin-nikolaj-nikolaevich.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respublikanskij-nauchnij-centr-ekstrennoj-medicinskoj-pomoshi-5-6-noyabrya-200-9-g-sbornik-tezisov-tashkent-2009-mundarizha.html
  • spur.bystrickaya.ru/lazeri-osnovi-ustrojstva-i-primenenie-ih-v-voennoj-tehnike.html
  • spur.bystrickaya.ru/mediagramotnost-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-taganrog-2007.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-razvitie-turistskogo-rinka-v-sankt-peterburge-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/to-hsbp-ukr-net-iskusstvennaya-evolyuciya-transgennij-chelovek.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-to-li-est-elementanie-chatici-to-li-net-kvantovij-paradoks-zenona.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtorskaya-programma-kursa-zlnlentariayamatshatim-s-praktikumom-po-resheniyu-zadach-dlya-specialnosti-p-01-01-00.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnie-predmeti-professionalnogo-cikla.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-osnovnie-etapi-formirovaniya-vospriyatiya-muzikalnogo-proizvedeniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-nikolaevich-alyabev-stranica-14.html
  • bystrickaya.ru/vii-pioneri-samoinstrumentalizacii-vida-habermas-yu-budushee-chelovecheskoj-prirodi-per-s-nem.html
  • college.bystrickaya.ru/2010-god-god-uchitelya-prezentaciya-programmi-neprerivnogo-obrazovaniya-bibliotekarej-v-2010-godu-biblioteka-oknami-v-budushee.html
  • shkola.bystrickaya.ru/soveti-devstvennikam-svyatitel-grigorij-bogoslov-pesnopeniya-tainstvennie-chast-1-2000.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prestuplenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-ugolovno-pravovih-disciplin.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-pervij-kanal-28-10-2004-vremya-21-00-00-novosti-18-00.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-carstva-gruzinskogo-stranica-16.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologicheskie-processi-izgotovleniya-n-v-sherbakova-k-t-n-docent-kafedri-tik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.