.RU

Рабочая программа дисциплины «системы расселения западной европы» Рекомендуется для направления подготовки


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ»


Рекомендуется для направления подготовки

032000 Зарубежное регионоведение


Квалификация выпускника - бакалавр зарубежного регионоведения

со знанием иностранных языков


Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов представление о расселении населения в Западной Европе. Знание особенностей расселения отдельных стран и регионов позволяют глубже понять характер происходящих в них социально-экономических, этнических и политических процессов. Наряду с конкретными сведениями о расселении в странах Западной Европы в курс в необходимых объемах включены некоторые теоретические разделы демографии, геоурбанистики, территориального планирования, географии населения. Дисциплина «Системы расселения Западной Европы» включает теоретические и прикладные разделы, предназначенные для обучения студентов навыкам научной разработки проблем, связанных с особенностями организации и развития систем расселения, воспроизводства населения Западной Европы, методикой демографического анализа, методами прогноза численности и структуры населения, анализом процессов урбанизации, оценкой демографической и экистической политик.

Основные задачи дисциплины:

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Системы расселения Западной Европы» входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки бакалавра. Дисциплина преподается на четвертом курсе обучения в седьмом семестре. Для успешного освоения учебного курса «Системы расселения Западной Европы» студенту необходимо обладать компетенциями и иметь подготовку в нижепоименованных предметных областях: Социально-экономическая география; Экономическая география Западной Европы; Демография; Введение в регионоведение; Методы регионоведческих исследований; Региональная политика; Физическая география и природные ресурсы Западной Европы; История стран зарубежной Европы; Политическая география стран зарубежной Европы.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1);

- владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7); выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации (ПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать социально-экономические, исторические, политические, демографические, физико- и экономико-географические, планировочные факторы и особенности территорий формирования и развития систем расселения Западной Европы; базовый набор терминов по предмету дисциплины, содержание основных понятий; комплекс основных индикаторов, описывающих состояние систем расселения стран региона специализации.

Уметь осуществлять подбор и обработку необходимой информации исходных материалов, составлять комплексную характеристику систем расселения региона специализации; ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации, применять полученные данные для анализа систем расселения Западной Европы и сопряженных сфер социально-экономического развития региона.

Владеть навыками разработки комплексной характеристики систем расселения; понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины; методами анализа систем расселения применительно к целям и задачам исследований.

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

^ Аудиторные занятия (всего)

72

72

В том числе:







Лекции

24

24

Практические занятия (ПЗ)

48

48

^ Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:







Контрольная работа

12

12

Эссе

12

12

Аналитическая работа

10

10

^ Другие виды самостоятельной работы

2

2

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36

36

Общая трудоемкость, час.

зач. ед.

144

144

4

4

^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание тем дисциплины

№ п/п

Наименование темы дисциплины

Содержание темы

1

Предмет и теоретические основы дисциплины

Цели, задачи, предмет и методы дисциплины

Теоретические основы демографии и географии населения

2

История формирования и развития систем расселения Европы

Исторический фактор развития систем расселения Европы.

Ранние городские поселения. Древний этап градостроительства.

Средневековый этап.

Капиталистический этап

Современный этап

История развития сельского расселения

3

Экономические, социальные и демографические основы развития систем расселения

Экономические основы развития систем расселения

Социальные основы развития систем расселения

Демографические основы развития систем расселения. Демографическая и экистическая политики. Пространственная дифференциация процессов воспроизводства населения в Западной Европе. Международные и внутригосударственные миграции населения

Расовый, этнический, конфессиональный факторы формирования систем расселения

4

Особенности развития расселения Западной Европы

Современные процессы урбанизации, дезурбанизации и рурализации в Западной Европе

Сельское расселение

Экономические основы развития систем расселения

Моделирование систем расселения

5

Государственные и региональные системы расселения Западной Европы

Система расселения Германии

Особенности системы расселения и демографических процессов во Франции

Система расселения и демографическая обстановка в Великобритании

Системы расселения и демографические процессы в малых странах Западной Европы

Системы расселения и демографическая обстановка в Италии и Испании

Системы расселения и демографическая обстановка в Северной Европе

^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1

Выпускная квалификационная работа




+

+

+

+

^ 5.3. Темы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование темы дисциплины

Лекции

Практ.

занятия

СРС

Всего

час.

1

Предмет. Теоретические основы дисциплины

2

2

2

6

2

История формирования и развития систем расселения Европы

6

8

6

20

3

Демографические и социальные основы развития систем расселения

6

12

10

28

4

Особенности развития расселения Западной Европы

6

10

8

24

5

Государственные и региональные системы расселения Западной Европы

4

16

10

30

^ 6. Лабораторный практикум

Программой дисциплины не предусматривается.

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ темы дисциплины

Тематика практических занятий

Трудо-емкость

(час.)

1

1

Источники информации по дисциплине. Обзор

2

2

2

Периодизация и характеристика этапов формирования и развития систем расселения Европы

8

3

3

Анализ абсолютных показателей демографических процессов в Западной Европе

4

Анализ относительных показателей демографических процессов в Западной Европе

4

Демографические факторы формирования систем расселения Западной Европы

2

Расовый, этнический, религиозный состав населения Западной Европы

2

4

4

Процессы урбанизации в Западной Европе

4

Методы анализа и моделирования систем расселения

6

5

5

Структура, идентификация и делимитация региональных систем расселения стран Западной Европы

2

Комплексная характеристика систем расселения стран Западной Европы

14

^ 8. Курсовые работы

Программой дисциплины курсовые работы не предусматриваются.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Клупт М. Демография регионов Земли. СПб: Изд-во ПИТЕР, 2008.

2. Перцик Е.Н. Геоурбанистика: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

б) дополнительная литература

1. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник – М.: Издательский центр «Академия». 2008.

2. Государства в таблицах. Краткий статистический справочник. СПб: ИД «КОМИЛЬФО». 2010.

3. Иодо И.А., Потаев Г.А. Градостроительство и территориальная планировка. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 тт. – М.: Дрофа. 2007.

5. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В двух частях. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2009.

6. Махновский Д.Е. Сборник заданий и методические указания по учебной дисциплине «Системы расселения Западной Европы». – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.

7. Махновский Д.Е. Методические указания по проведению практических занятий по курсу «Системы расселения Западной и Северной Европы». – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

8. European Regional and Urban Statistics – Reference guide. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2007.

9. Feldmann B. The Urban Audit — measuring the quality of life in European cities// Eurostat. 82/2008 — Statistics in focus.

10. Town and country in Europe. 1300-1800/ Ed. By S.R.Epstein. Cambridge. 2001.

в) программное обеспечение: лицензионные пакеты прикладных программ.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. http://www.edu.ru

2. http://www.e-exam.ru

3. Сайт ООН - http://www.un.org

4. Сайт Всемирного банка - http://www.worldbank.org

5. Сайт о Европейском Союзе - http://europa.eu.int

6. Сайт статистических данных по ЕС - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/

7. Сайт всемирной Ассоциации европейских исследований - http://www.ecsanet.org

8. Сайт ОЭСР - http://stats.oecd.org

9. Сайт мировой статистики - http://www.xist.org/default.aspx

10. Сайт статистики населения - http://www.world-gazetteer.org

^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудио- и видеоаппаратура, компьютерный класс, периферийное оборудование – принтеры, копировальные аппараты, сканеры.

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Система оценки успеваемости студентов, применяемая в рамках курса «Системы расселения Западной Европы» основана на балльно-рейтинговой системе. В ее основу положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Достигается это путем использования совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины и итогового экзамена. Соответственно, осуществляется разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного контроля с последующей сдачей экзамена. Наименование видов контроля и диапазон набираемых студентом баллов указаны в нижеприведенной таблице.



^ Самостоятельная работа студентов и точки контроля

7 семестр

Количество баллов

Зачетный минимум

^ Зачетный максимум

Контрольная работа

15

30

Эссе

25

40

Аналитическая работа

15

20

Итого:

55

100

Экзамен

55

100

Итоговая оценка успеваемости студента определяется на основе суммы баллов, полученных за работу по всем разделам самостоятельной работы при условии, что студент по каждому виду набрал количество баллов не менее зачетного минимума. Студент получает допуск к экзамену или удовлетворительную оценку по дисциплине при условии, если сумма набранных баллов по итогам работы в течение семестра составит 55 и более. Итоговое количество баллов определяется как средневзвешенная величина баллов, набранных в течение семестра и баллов, полученных на экзамене. При этом, в итоговой сумме баллов за дисциплину весовая доля работы студента в течение семестра составляет 0,7 и весовая доля баллов по итогам сдачи экзамена – 0,3.

Соответствие рейтинговой оценки по стобалльной шкале пятибалльной шкале:

0-54 балла – «неудовлетворительно», 55-69 баллов – «удовлетворительно», 70-85 баллов – «хорошо», 86-100 баллов – «отлично».

Примеры вопросов к экзамену

1. Понятие системы расселения. Структура системы расселения. Основные системообразующие связи.

2. Понятие расселения. Расселение как процесс и как результат. Расселение как распределение населения по территории и по поселениям разного типа.

3. Особенности городского расселения.

4. Особенности сельского расселения.

5. Факторы неравномерности размещения населения (на примерах стран Западной Европы).

6. Главные особенности размещения населения в Западной Европе и в мире.

7. Понятие народонаселения. Социальные и природные факторы развития народонаселения.

8. Взаимосвязь и взаимообусловленность социально-экономических и демографических процессов (на примерах стран Западной Европы).

9. Закономерности развития народонаселения в докапиталистических и капиталистической формациях.

10. Численность, состав и размещение населения древней и средневековой Западной Европы.


Разработчик:


СПбГУЭФ доцент кафедры РЭиП Д.Е.Махновский


Эксперты:


СПбГУ проф.кафедры европейских исследований Н.М.Межевич


СПбГУ зав. кафедрой экономической

и социальной географии А.А.Анохин

rabochaya-programma-disciplini-bioindikaciya-napravlenie-020200-biologiya.html
rabochaya-programma-disciplini-biologiya-lesnih-ptic-i-zverej-specialnost-250201-lesnoe-hozyajstvo-i250203-sadovo-parkovoe-i-landshaftnoe-stroitelstvo.html
rabochaya-programma-disciplini-biotehnologiya.html
rabochaya-programma-disciplini-brend-menedzhment-napravlenie-podgotovki-42-03-01-reklama-i-svyazi-s-obshestvennostyu.html
rabochaya-programma-disciplini-buhgalterskij-finansovij-uchet-napravlenie-podgotovki.html
rabochaya-programma-disciplini-buhgalterskij-uchet-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-14-maya-2012-g-n-239-ob-utverzhdenii-metodiki-provedeniya-konkursnih-procedur-na-zaklyuchenie-dogovora-na-obuchenie-mezhdu-federalnoj-sluzhboj-gosudarstvennoj.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kant-osnovopolozhnik-nemeckoj-klassicheskoj-filosofii.html
  • desk.bystrickaya.ru/pod-nauchnoj-redakciej-professora-n-a-kornetova-izdatelstvo-tomskogo-universiteta-tomsk-2003.html
  • college.bystrickaya.ru/2-marketing-v-torgovoj-deyatelnosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/diskussiya-sekciya17okolozemnoe-kosmicheskoe-prostranstvo-radiofizika-i-ionosfera.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-17-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnost-030501-65-021100-yurisprudenciya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/210-vodnij-bassejn-analiz-ranee-vipolnennih-dokumentov-territorialnogo-planirovaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/112-kodeks-rossijskoj-federacii-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-ot-30122001-n-195-fz.html
  • klass.bystrickaya.ru/78-zakritie-proceduri-zakupki-konkurs-provedenie-otkritogo-odnoetapnogo-konkursa-2-informacionnoe-obespechenie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samij-rokovoj-konspekt-knigi-nicshe-f-po-tu-storonu-dobra-i-zla-sb-minsk-m-harvest-2005-879s-prodolzhenie-soderzhaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/28-neskolko-idej-iz-1977-goda-besedi-ob-iskusstve-prevrasheniya-zhemchuga-v-almaz.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchenij-sekretar-st-nauch-sotr-na-chizhov-yu-k-fetisova-v-v-vinogradova.html
  • writing.bystrickaya.ru/5-gosudarstvennoe-upravlenie-vo-vtoroj-polovine-xix-v.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-2-metodika-prepodavaniya-himii-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-050100-estestvennonauchnoe.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-travmatologiya-3-tema-povrezhdenie-sosudov-krovotechenie-i-krovopoterya-shok-i-sindrom-dlitelnogo-sdavlivaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-soprotivleniyu-materialov-dlya-specialnostejtpe-t-e-p-htbt.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennij-russkij-yazik-stilistika-onamastika-dokladchik.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-mezhdunarodnoe-pravo-naimenovanie-disciplini-stepen-vipusknika-bakalavr-forma-obucheniya-zaochnaya-2013-g-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-mezhdunarodnoe-pravo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gumanitarno-ekonomicheskij-fakultet-kafedra-finansi-i-kredit-politika-uprvleniya-vneoborotnimi-aktivami-predpriyatiya-na-primere-oao-melnik-kursovuyu-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-podgotovka-polunin-aleksandr-ivanovich-shkola-bega-vyacheslava-evstratova.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-zam-direktora-centralnoj-biblioteki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agentstvo-politicheskih-novostej-06072010-yurij-solozobov-epoha-nazarbaeva-zasedanie-mezhgossoveta-evrazes-5-agentstvo-kabar.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-nachalnik-rpsb-neset-otvetstvennost-spravochnik-dispetchera-ovd.html
  • tasks.bystrickaya.ru/211-chelovek-podverglis-razlichnogo-roda-repressiyam-iz-nih-literatura-ukazatel-imen.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-v-6-klasse-razrabotannogo-v-ramkah-okruzhnogo-konkursa-molodih-pedagogov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5sovremennie-filosofskie-problemi-socialno-gumanitarnih-nauk-programma-kandidatskogo-minimuma-istoriya-i-filosofiya-nauki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-6-shkola-svobodnogo-prava-uchebnik-pod-red-o-e-lejsta-m-yuridicheskaya-literatura-1997-c-dobavleniem.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izuchenie-vliyaniya-reaktiva-dlya-opredeleniya-oksidaznoj-aktivnosti-na-zhiznesposobnost-i-biohimicheskie-svojstva-koliformnih-bakterij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mehanizmi-psihicheskogo-regressa.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-spontannost-agressii-odin-moj-drug-vzyavshij-na-sebya-trud-kriticheski-prochitat-rukopis.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/x-x-x-chelovek-yavlenie-slishkom-chastnoe-dusha-slishkom-obshee-x-x-x-pol-valeri-ob-iskusstve.html
  • education.bystrickaya.ru/-fiziko-matematicheskie-nauki-stranica-12.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozheniya-o-celyah-nastolnoj-knigi-dramaticheskogo-artista-k-s-stanislavskij-rabota-aktera-nad-soboj.html
  • institut.bystrickaya.ru/torgovo-promishlennaya-palata-rossijskoj-federacii-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-organizatorov-krusheniya-rossii-zhivoj-pretendent-na-tron-eto-katastrofa-kto-dobil-rossiyu-mifi-i-pravda-o-grazhdanskoj-vojne.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.