.RU

Рабочая программа дисциплины «Археология»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Институт истории и международных отношений

УТВЕРЖДАЮ
Ректор СГУ им. Н.Г. Чернышевского

профессор Л.Ю. Коссович
_______________________
"_____"__________________200__ г.


Рабочая программа дисциплины

«Археология»


Направление подготовки

030600 – История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Саратов

2010

  1. Цели освоения дисциплины

Изучение «Археологии», одной из общепрофессиональных учебных дисциплин по специальности 030600 «История» проходит по очной форме обучения в 1 семестре. Процесс изучения построен на усвоении лекционного курса и выполнении заданий семинарских занятий. Полученные студентами знания оцениваются в конце семестра на академическом зачете.

Целью изучение дисциплины является освоение студентами 1 курса, в самом начале обучения в ИИиМО СГУ, глубоких знаний в области археологии, процедуре и методике археологических исследований, антропогенеза, зарождении и развитии материальной культуры, о закономерностях становления и многообразном развитии археологических культур каменного, медно - каменного, бронзового и железного веков, и средневековья.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина представляет базовую часть профессионального цикла ООП Б3: («Археология»). В указанных специальных исторических дисциплинах рассматриваются теоретическое основы происхождения человечества, мировой культуры и цивилизации, исторические реконструкции древних обществ, различные периоды и археологические культуры дописьменной истории человечества, особенности типологии археологических памятников. Получаемые знания дополняют такие дисциплины, как «История первобытного общества», «Этнология», «История Древнего Востока», «История Древней Греции и Рима», а также предваряют дисциплины: «История России», «Историческая география России», «История средних веков», «Историческое краеведение», «История Саратовского края», закрепляются во втором семестре прохождением учебной археологической практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны приобрести следующие рабочие и практические навыки и умения: четко и грамотно усваивать лекционный материал, регулярно выполнять методические требования при подготовке к семинарским занятиям с использованием необходимой обязательной и дополнительной литературы, научиться анализировать источники и получать конструктивные выводы.

Кроме того, студенты должны приобрести различные профессиональные компетенции. Из них к (универсальным) общекультурным компетенциям (ОК) относятся:

– овладение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

– готовность к кооперации с коллегами, работе с коллективами (ОК-3);

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, и обретение высокой мотивации к занятию профессиональной деятельностью (ОК-8);

– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

К профессиональным компетенциям (ПК), которые должны быть усвоены студентами, относятся:

– способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований (ПК-10).
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Структура курса «Археология» представлена следующими тематическими разделами: «Предмет, источники и методы археологии», «Каменный век», «Энеолит и бронзовый век», «Ранний железный век», «Средневековье по данным археологии», «Методика полевых археологических исследований».

Каждый раздел охватывает как общие понятия, так и конкретно-исторические проблемы курса «Археология». Особое внимание уделяется терминологическим и понятийным вопросам. Среди важных в теоретико-методологическом плане вопросов следует отметить проблему археологических и исторических источников, их междисциплинарный характер, информативные возможности их комплексного использования.


programma-uchebnoj-disciplini-antroponimika-modeli-imenovaniya-lyudej-u-narodov-mira-speckurs-po-viboru-na-specializacii-sociolingvistika.html
programma-uchebnoj-disciplini-avtomatizaciya-buhgalterskogo-ucheta-351400-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
programma-uchebnoj-disciplini-b-12-elektronika-i-elektrooborudovanie-tittmo.html
programma-uchebnoj-disciplini-bankovskoe-delo-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika.html
programma-uchebnoj-disciplini-bhagavadgita-c-interpretiruyushim-kommentariem-specialnost-031401-kulturologiya.html
programma-uchebnoj-disciplini-biznes-planirovanie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-konkursnij-otbor-i-zachislenie-v-sostav-studentov-pravila-priema-studentov-v-altgtu-v-2008-g-proekt-obshie-polozheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-okanchivayushih-nachalnuyu-shkolu-avtomatizirovannij-testovij-kontrol-znanij-obuchayushie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-matematika-konflikta-i-prinyatiya-politicheskih-reshenij-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra-avtori-d-t-n-prof-f-t-aleskerov-aleskhse-ru.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/55-klassifikaciya-po-tipu-ispolzuemogo-processora-konspekt-lekcij-dlya-specialnosti-100100-zo-sokrashennoj-formi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/andrej-savelev-finansirovanie-edinoj-rossiej-svoego-kosmicheskogo-turista-eto-prestuplenie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-tarifnoe-regulirovanie-estestvennih-monopolij-i-vliyanie-na-effektivnost-ii-analiticheskaya-chast-17.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11odinochestvo-velikogo-kulturistaarnold-shvarcenegger-samotnost-yak-tema-smert-potana-dlya-nasho.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-podgotovke-proekta-pravil-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-ermolinskogo-selskogo-poseleniya-utverzhdenii-sostava-i-poryadka-deyatelnosti-komissii-po-podgotovke-proekta-pravil-zemlepolzovaniya-i-zastrojki.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-temu-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/turok-aleksandr-ivanovich-feldsher-muz-stanciya-skoroj-medicinskoj-pomoshi-g-kirov.html
  • education.bystrickaya.ru/2-harakteristika-socialno-ekonomicheskogo-potenciala-doklad-glavi-goroda-pokachi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/materiali-pesochnoj-terapii-chast-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-biznes-kurs-anglijskogo-yazika-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/priroda-sdelala-ranshe-uchebniki-i-v-drozdova-udivitelnaya-biologiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-alternativnoj-obrazovatelnoj-sistemi-sadberi-veli-skul.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-dokumentov-dlya-polucheniya-ipotechnogo-kredita-dlya-rabotnikov-po-najmu.html
  • student.bystrickaya.ru/070000-kultura-i-iskusstvo-16-noyabrya-2007g-33907-na-ot-200-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-bakalavriata-realizuemaya-fgbou-vpo-tuvinskij-gosudarstvennij-universitet-po-napravleniyu-podgotovki-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki.html
  • writing.bystrickaya.ru/biblioteka-vsemirnoj-literaturi-seriya-pervaya-tom-10-pesn-o-rolande-koronovanie-lyudovika-nimskaya-telega-pesn-o-side-romansero-stranica-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/prolog-kostyor.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bronzino-anolo-17-11-1503-sejchas-etot-den-otnositsya-k-skorpionu-no-togda-eto-bil-strelec-italyanskij-zhivopisec-predstavitel-florentijskogo-manerizm-stranica-9.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-so-ramn-2008-s-120-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/r1-knigi-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-2504-240404-pererabotka-nefti-i-gaza-krasnodar-2008.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-himiya-okruzhayushej-sredi-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programm.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xi-okna-v-budushee-1-nezakritie-voprosi-ili-voprosi-bez-otvetov-geneticheskie-faktori.html
  • school.bystrickaya.ru/deklaraciya-o-missii-gostinichnogo-i-turisticheskogo-biznesa.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-tema-nir.html
  • bystrickaya.ru/vzaimodejstviya-i-sili-v-prirode.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xxxv-temnie-istorik-kniga-eta-napisana-po-raznim-prichinam-no-mozhet-bit-glavnim-obrazom-kak-otvet-na-voprosi.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-oftalmologii-koroev-o-a-kurs-lekcij-po-glaznim-stranica-12.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trofimov-v-n-iskusstvennij-intellekt-dobro-i-zlo-kak-zapretnij-plod-v-n-trofimov-e-v-trofimova-stranica-14.html
  • urok.bystrickaya.ru/problema-istini-v-filosofii-voprosi-dlya-obsuzhdeniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-materialovedenie-dlya-studentov-msf-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xiv-dzhordano-bruno-i-germeticheskaya-tradiciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-vodnij-krizis-i-vodnij-stress.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.





    п/п


    Раздел

    Дисциплины

    Семестр

    Неделя семестра

    Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

    Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

    Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

    Лек

    ции

    Практи-ческие

    занятия

    Само-стоя-тельная

    работа




    1

    Введение в археологию: предмет, источники, периодизация, хронология и методы.

    1

    1

    2




    2




    Собеседование

    2

    Основные этапы развития археологии

    2

    2




    2




    Собеседование

    3

    Основные этапы и проблемы антропогенеза по данным археологии

    3

    2




    2




    Собеседование

    4

    Палеолит: олдувайская и ашельская эпохи

    4

    2

    2

    2




    Собеседование

    5

    Палеолит: мустьерская эпоха

    5

    2

    2

    2




    Собеседование

    6

    Верхний палеолит

    6

    2

    2

    2




    Собеседование

    7

    Мезолит

    7

    2

    2

    2




    Собеседование

    8

    Неолит

    8

    2

    2

    2




    Собеседование

    9

    Энеолит и бронзовый век

    9

    2

    2

    2




    Собеседование

    10

    Ранний железный век: общая характеристика, закономерности и особенности археологии

    10

    2

    4

    2




    Устный опрос

    11

    Культура античных государств Северного Причерноморья по данным археологии

    11

    2

    2

    2




    Коллоквиум

    12

    Ранний железный век степной Евразии: киммерийцы, скифы, сарматы по данным археологии

    12

    2

    4

    2




    Устный опрос

    13

    Восточная Европы в раннем средневековье по данным археологии: восточные славяне, финно-угры, кочевники.

    13

    2

    4

    2




    Устный опрос

    14

    Древняя Русь и Волжская Болгария по археологическим данным

    14

    2

    2

    2




    Устный опрос

    15

    Золотоордынские города Нижнего Поволжья по данным археологии

    15

    2

    2

    2




    Коллоквиум

    16

    Русь во второй половине XIII – XV вв. по археологическим данным

    16

    2

    2

    2




    Устный опрос

    17

    Методика археологических раскопок древних поселений

    17

    2

    2

    2




    Коллоквиум

    18

    Методика археологических раскопок древних могильник

    18

    2

    2

    2




    Устный опрос




    Итого







    36

    36

    36




    108