.RU

Психология предварительного следствия - страница 7


Судебно-психологическая экспертиза. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. СПЭ имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования. Совокупность источников научных знаний, объектов и методов образуют специфическую сущность судебно-психологической экспертизы, как самостоятельного вида экспертного исследования. В предмет СПЭ входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания. Другими словами, предметом судебно-психологической экспертизы являются компоненты психической деятельности (психики) в ее целостности и единстве, устанавливаемые на основе исследования психической деятельности человека и имеющие значение для органов правосудия.
Многообразие предмета СПЭ предполагает дифференцированный подход к компетенции эксперта. Наряду с профессиональными знаниями в сфере общей психологии, необходимы также знания в отраслевой, в том числе юридической психологии.
Объектами СПЭ служат источники информации - как материальные, так и идеальные. Главным объектом этого вида экспертизы является психика человека как особое свойство его мозга, недоступное непосредственному чувственному познанию. К числу материализованных источников информации о психической деятельности человека могут относиться вещественные доказательства, протоколы допросов, документы, продукты психической деятельности (дневники, письма и пр.), зафиксированные результаты экспериментально - психологического обследования участников уголовного процесса.
Важнейшим методологическим принципом СПЭ является системный подход к исследуемым явлениям психики - каждое явление отражательной деятельности должно рассматриваться как элемент единой системы активного отражения действительности личностью. Методы СПЭ в большинстве случаев заимствуются из общей психологии, однако некоторые из них специально разрабатываются для целей соответствующей экспертизы. Характерным является использование в рамках конкретной СПЭ комплекса методов, так как будучи взятыми по отдельности ни один из них не может самостоятельно решить поставленный перед экспертом вопрос. Поэтому именно комплексность, обеспечивающая многостороннее изучение психической деятельности подэкспертного, является важнейшей характеристикой методики любого направления СПЭ.
В компетенцию СПЭ входит установление фактических данных, характеризующих психику субъекта, процессы отражения им объективной реальности, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение.
УПК предусматривает некоторые случаи обязательного проведения экспертизы, когда необходимо участие эксперта-психолога. В частности, это случаи, зафиксированные в п.п. 2,3,4 ст. 79 УПК (психическое состояние; способность правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания; установление ”умственного возраста” несовершеннолетнего). Значительно расширил сферу применения СПЭ Уголовный кодекс 1996г., в том числе за счет исследования случаев неполной способности к управлению поведением или ее отсутствия с связи с особыми эмоциональными, психофизиологическими состояниями.

В связи с отсутствием специальных психологических экспертных учреждений назначение эксперта производится следователем и судом в индивидуальном порядке, с учетом научного и практического стажа, а также узкой специализации. Здесь обязательно требование базового психологического образования.

(О.Д. Ситковская.)

Литература: Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. Автореферат докт. дис. М.1991; Ситковская. О.Д. Судебно-психологическая экспертиза. / Прикладная юридическая психология…..2001.; Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. - М.1999.

Судебно-психологическая экспертиза психического воздействия. Подвид экспертно-психологических исследований, направленный на выявление следов противозаконного вторжения в сферу психической деятельности личности, результатом которого являются негативные последствия для ее здоровья, социального статуса и/или финансово-имущественного положения. Частными случаями ПВ, в терминах УК РФ, являются уговор, угроза, психологическое принуждение, шантаж и обман.Поскольку СПЭ ПВ всегда происходит после события, оцениваемого как криминальное, выявление возможного противозаконного ПВ. происходит ретроспективно, на основе анализа совокупности материалов, составляющих содержание уголовного дела. Основным критерием такого неправомерного ПВ. на личность служит ограничение ее свободы осознанного выбора поведения. Объектом СПЭ ПВ, в частности, являются тексты, аудио- и/или видеоматериалы, отражающие деятельность лиц или организаций, которым инкриминируется применение ПВ, а также участники уголовного или гражданского процесса. Предметом – сфера психической деятельности этих лиц: их установки, мотивы, убеждения, самооценка, др.; а также техники и методики психологического воздействия. В целом СПЭ ПВ. исследует психологическое воздействие, которое всегда осознанно, целенаправленно и подготовлено и является только частным случаем психического воздействия вообще. На разрешение СПЭ ПВ выносятся следующие вопросы: 1). Имеются в представленных на экспертизу материалах дела признаки психического воздействия? 2) Если да, то каково его формы и содержание? Наиболее разработанным является направление СПЭ ПВ, которое изучает документально запечатленные на различных носителях следственные действия с участием подозреваемого, обвиняемого либо свидетеля (допрос, выход на место преступления, следственный эксперимент и т.п.) на предмет определения неправомерного ПВ. на них со стороны следователя или третьих лиц. Можно указать на следующие критерии такого ПВ.: А. Вопросы: 1) наводящие; 2) включающие в себя ответ; 3) подавляющие волю подозреваемого; 4) призывающие что-либо вспомнить; 5) включающие утверждения разных лиц по одной проблеме; Б. Поведение: 1) предписывающие действия (указание направления движения или конкретного места, сопровождение впереди или «в коробочке», прикасание); 2) демонстрирующие действия (приведения примеров); 3) подавляющие действия (физического превосходства, угрозы); 4) подача условных сигналов. В последнее время получает активное развитие еще одно направление СПЭ П.В., объектом которой служат материалы различных организаций с признаками деятельности финансовых пирамид. Необходимо отметить, что поскольку общение без П.В. при живом контакте почти никогда не встречается, разграничение правомерного и неправомерного П.В. может быть произведено только при системном анализе всей совокупности представленных материалов.

(В.Ф. Енгалычев)

Литература: Доценко Е.Л. Психология манипуляции - М.,1996; Енгалычев В.Ф. Диагностика психического воздействия в процессе судебно-пси­хологической экспертизы. // Методы психологии. Материалы II Всероссийской научной конференции по психологии РПО. Ростов-на-Дону, 1997, С. 96-98; Пушков В.Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике. // Психологический журнал, Том 18, №1, 1997, С. 146-156; Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей - М., 1967, сС163.

^ Тактики допроса на предварительном следствии психология. Представляет собой систему тактико-психологических приемов, способствующих получению уполномоченным на то государством должностным лицом (оперуполномоченным, следователем) от участника уголовного процесса правдивых показаний по обстоятельствам, имеющим значение по делу.

Первые отечественные исследования психологической тактики допроса осуществлялись в рамках юридической науки и сводились к выводу о том, что свидетельские показания могут успешно использоваться в правосудии, но они должны психологически анализироваться, подвергаться определенной оценке с точки зрения изучения особенностей внимания и памяти допрашиваемых лиц (Е.М. Кулишер - 1911, А.Ф. Кони - 1922).

Вопрос о системе тактических средств получения максимальной правдивости в свидетельских показаниях стал центральным в юридических исследованиях 20-х – 30-х гг. ХХ в. (М.М. Гродзинский -1927, А. Е Брусиловский, М.С. Строгович – 1934), и получил дальнейшее развитие в рамках юридической психологии с середины 60-х гг. в работах Н.И. Порубова (1966), А.Р. Ратинова (1967), Г.Г. Доспулова (1976), М.И. Еникеева (1990) и др.

Выбор тактико-психологических приемов допроса определяется: характером ситуации на допросе (конфликтная, бесконфликтная, смешанная); стадией допроса (вводная, свободный рассказ, вопросно-ответная (детализирующая); процессуальным положением допрашиваемого (потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый); особенностями личности допрашиваемого, его психологическим состоянием в момент допроса.

rabochaya-programma-po-literature-dlya-9-klassa-sozdana-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-i-programmi-po-literaturi-dlya-5-9-klassov-pod-redakciej-v.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-uchashihsya-6-klassa-sozdana-na-osnove-sleduyushih-normativnih-dokumentov-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html
rabochaya-programma-po-literature-naimenovanie-uchebnogo-predmeta.html
rabochaya-programma-po-literature-predstavlyaet-soboj-celostnij-dokument-vklyuchayushij-devyat.html
rabochaya-programma-po-literature-razrabotana-na-osnove-avtorskoj-programmi-po-literature-v-5-11-klassah-avtori-v-ya-korovina-v.html
rabochaya-programma-po-literature-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-obshego-obrazovaniya-utverzhdennogo-prikazom-minobrazovaniya-rossii-obyazatelnogo-minimuma-soderzhaniya-obrazovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-gruppoj-stranica-14.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublika-saha-yakutiya-respublikanskij-centr-dopolnitelnogo-obrazovaniya-i-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-detej-oktemskij-licej-hangalasskogo-rajona.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-chast-19.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vedomstvennaya-celevaya-programma-razvitie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-kaliningrade-i-pasport.html
  • urok.bystrickaya.ru/princip-raboti-radiostancij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-izdanie-vtoroe-dopolnennoe-i-pererabotannoe-kazan-2005-udk-616-15-053-2-bbk-57-33-stranica-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sergej-alekseev-stranica-14.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-mezhdunarodnoe-pravo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-a-musku-2012g-utverzhdayu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/valyutnie-birzhi-chast-4.html
  • school.bystrickaya.ru/chast2-12-tem-marketing-21-veka-eta-kniga-o-marketinge-budushego-primeti-kotorogo-mi-vidim-na-kazhdom-shagu-avtor.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regionalnij-perechen-uchebnoj-literaturi-dlya-vklyucheniya-v-zayavku-na-priobretenie-uchebnikov-iz-sredstv-oblastnogo-byudzheta-na-2007-2008-uchebnij-god-stranica-7.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchyot-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-permskij-zoopark.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-dostizhenij-sovremennoj-yadernoj-fiziki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dispepsiya-novorozhdennih-telyat.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaregistrirovannie-korporacii-i-obshie-zakoni-o-korporaciyah-n-rozenberg-l-e-birdcell-ml-kak-zapad-stal-bogatim.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-1-metod-mineralizacii-rekomendacii-respubliki-kazahstan-r-rk-oboznacheniya-gosudarstvennih-klassifikatorov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nekotorie-osobennosti-pedagogicheskoj-raboti-s-nachinayushim-uchenikom.html
  • college.bystrickaya.ru/14-utilizaciya-kometnogo-veshestva-a-a-barenbaum-kratko-izlagayutsya-osnovnie-polozheniya-galaktocentricheskoj-paradigmi.html
  • report.bystrickaya.ru/hohma-2-kto-izobryol-katapultu-ili-yumorist-leonardo-georgij-kostilev.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-voprosi-k-zachetu-i-ekzamenu-po-discipline-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-informatika-i-matematika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/minenergo-rossii-podderzhalo-innovacionnuyu-smenu-vserossijskogo-molodezhnogo-foruma-na-seligere.html
  • klass.bystrickaya.ru/74-obrazovatelnie-15-mag-33000-36-et-seredina-32-kv-m-kuhnya-8-kv-m-lodzhiya-6-m-53-68-99-8-777-412-14-94.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-i-metodi-nalogovih-proverok.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dispepsiya-chast-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vedeniyu-buhgalterskogo-ucheta-v-selskih-kreditnih-kooperativah-obshie-polozheniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-himii-v-11klasse-po-teme-klassifikaciya-himicheskih-reakcij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/problemi-prichinnogo-kompleksa-prestupnosti-v-soremennoj-rossii-chast-7.html
  • knigi.bystrickaya.ru/semejnoe-vospitanie-kak-osnovnoj-faktor-razvitiya-lichnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ia-regnum-02112010-esli-v-rf-povisit-na-5-let-pensionnij-vozrast-do-nego-mogut-ne-dozhit-60-muzhchin.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskaya-rabota-stranica-12.html
  • writing.bystrickaya.ru/ispolzovanie-korporativnih-informacionnih-sistem-sistem-klassa-mrpiierp-dlya-upravleniya-proizvodstvom.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-gazoturbinnie-ustanovki-mogut-sluzhit-privodami-dlya-nagnetatelej-prirodnogo-gaza-a-takzhe-generatorov-elektricheskogo-toka-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/92-varianti-scenariev-obsluzhivaniya-vizovov-ms-v-aktivnom-rezhime-obzor-sistemi-gsm-korporativnij-trening.html
  • exam.bystrickaya.ru/vagner-i-skryabin-dva-tvorca-gesamtkunstwerka-svoej-epohi-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.