.RU

Программы профилактической работы с семьями несовершеннолетних - Концепция муниципального образовательного стандарта...


^ Программы профилактической работы с семьями несовершеннолетних. Гречаная Т.Б., МакДональд Л., Барцалкина В.В. и др. Семья и школа вместе. Программа профилактики наркомании. Майорова Н.П Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., Семина О.Б. Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами (Работа с родителями).

  1. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др. Формирование здорового жизненного стиля. Программа психологической работы с родителями.

  2. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей.
^ Программа развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М. и др. «Ровесник-ровеснику». Программа подготовки молодежных лидеров.

  1. Программа деятельности волонтеров «Сверстники – сверстнику». Для работы отрядов подростков-волонтеров 14-16 лет с детьми 7-16 лет. Югринова К.В., Серегина Т.В., Субботина Н.А.

  2. Программа подготовки волонтеров по профилактике социально обусловленных заболеваний «Поколение плюс» (авторский коллектив ЦППМСП Индустриального района г.Перми) Пермь, 2003 (программа-победитель областного конкурса).



Приложение 6.

Цикл рекомендуемых тематических родительских собраний



тема

форма проведения

участники

Субъект воздействия

^ Родители учащихся начальной школы (1-4 класс)

1

Адаптация первоклассников. Приемы поддержки детей родителями.

беседа14

все родители учащихся 1 класса

классный руководитель; педагог-психолог;


2

Результаты адаптации первоклассников

групповая консультация

родители учащихся 1 класса, испытывающих трудности адаптации

педагог-психолог;


3

Как помочь ребенку сформировать установки на здоровый образ жизни: профилактика опасного поведения

беседа

все родители учащихся 1 класса

классный руководитель


4

«Я беру пример с родителей. Стили семейного воспитания»

собрание с использованием активных форм работы

все родители учащихся 1 класса

классный руководитель


5

Как помочь ребенку сформировать установки на здоровый образ жизни: профилактика компьютерной зависимости

беседа

все родители учащихся 2 класса

классный руководитель приглашенные специалисты

6

«Самооценка»

собрание с использованием активных форм работы

все родители учащихся 2 класса

классный руководитель,

педагог-психолог

7

Результаты психологической диагностики

групповая консультация

родители учащихся 2 класса с низким уровнем самооценки, высоким уровнем тревожности, агрессивности

педагог-психолог


8

Как помочь ребенку сформировать установки на здоровый образ жизни: профилактика табакокурения

беседа

все родители учащихся 3 класса

классный руководитель


9

«Внутренний мир младшего школьника: как помочь ребенку справиться с негативными чувствами»

собрание с использованием активных форм работы


все родители учащихся 3 класса

классный руководитель

педагог-психолог

10

Как помочь ребенку сформировать установки на здоровый образ жизни: профилактика злоупотребления алкоголя. Мифы об алкоголе

беседа

все родители учащихся 4 класса

классный руководитель


11

«Конфликты, драки, ссоры или четыре причины плохого поведения детей»

собрание с использованием активных форм работы

все родители учащихся 4 класса

классный руководитель

педагог-психолог

^ Родители учащихся среднего звена (5-9 классы)

12

«Злоупотребление ПАВ. Факторы риска – факторы защиты. Адаптационный период пятиклассника

лекция

все родители учащихся 5 класса

классный руководитель


13

«Ответственность родителя; ответственность ребенка»

собрание с использованием активных форм работы.

все родители учащихся 5 класса

классный руководитель; педагог-психолог

14

Результаты адаптации пятиклассников

групповая консультация

родители учащихся 5 класса, испытывающих трудности адаптации

педагог-психолог


15

«Наркотики: мифы и реальность»

лекция

все родители учащихся 6 класса

классный руководитель


16

«Задачи подросткового возраста. Приемы поддержки подростка»

собрание с использованием активных форм работы

все родители учащихся 6 класса

классный руководитель; педагог-психолог

17

«Влияние ПАВ на организм. Признаки злоупотребления ПАВ»

лекция

все родители учащихся 7 класса

классный руководитель


18

Результаты диагностики семиклассников по ЕМТ, по методике «Группа риска наркотизации»

групповая консультация

родители учащихся 7 класса с низкими показателями

классный руководитель

педагог-психолог

19

Мини-тренинг категорической позиции: умение сказать «нет»

собрание с использованием активных форм работы

все родители учащихся 7 класса

классный руководитель; педагог-психолог

20

«Правовая ответственность за злоупотребление ПАВ»

лекция

все родители учащихся 8 класса

социальный педагог


21

«Разрешение конфликтов с подростком»

собрание с использованием активных форм работы

все родители учащихся 8 класса

классный руководитель; педагог-психолог

22

«Самоопределение подростка»

беседа-лекция

все родители учащихся 9 класса

классный руководитель; педагог-психолог

23

«Приемы помощи и влияния на решение подростка»

собрание с использованием активных форм работы

все родители учащихся 9 класса

классный руководитель; педагог-психолог

^ Родители учащихся старшей школы (10-11 классы)

24

«Зависимое поведение. Причины формирования зависимого поведения. Признаки злоупотребления ПАВ»

лекция

все родители

классный руководитель

25

Результаты диагностики

групповая консультация

родители учащихся с низкими показателями

педагог-психолог

26

«Самоопределение и профориентация»

беседа-лекция

все родители

педагог-психолог

27

«Стресс. Пути его преодоления. Помощь родителей при подготовке к ЕГЭ»

собрание с использованием активных форм работы

все родители

классный руководитель; педагог-психолог



Приложение 7.

Методические рекомендации по организации работы с учащимися «групп риска»


^ Модель профилактики социально опасного положения и социального сиротства

В данной модели прежде всего усилия направляются на раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной комплексной (социально-психолого-педагогической) помощи детям и семьям «группы риска».

Процесс профилактической работы включает 3 этапа:

1. Выявление детей и семей, нуждающихся в помощи.

2. Дифференциация по категориям (клиентские группы различных уровней профилактики).

3. Координация и осуществление профилактической деятельности (коррекция и реабилитация).

В основном функция выявления лежит на классных руководителях образовательного учреждения, которые, в процессе взаимодействия с ребенком замечают сложности и проблемы, существующие в жизни ребенка. По факту выявленного неблагополучия классные руководители ходатайствуют перед Советом профилактики ОУ о необходимости оказания помощи, в виде дополнительных социально – психолого – педагогических услуг несовершеннолетнему и его семье. Функцию выявления, кроме педагогов школы, выполняют специалисты здравоохранения и сотрудники УВД.

Совет профилактики рассматривает ходатайства и выносит решение о предоставлении услуг учащимся, чье поведение соответствует критериям «группы риска», и их семьям. Решение Совета профилактики в обязательном порядке доводится до учеников и их родителей. Совет профилактики заключает договорные отношения с родителями детей «группы риска» по поводу оказания семье и ребенку дополнительных бесплатных профилактических услуг со стороны образовательного учреждения и ставит несовершеннолетнего на внутришкольный учет.

Всю работу по профилактике с учащимися внутришкольного учета организует координатор. Он собирает школьный консилиум, целью которого является разработка индивидуального пакета услуг для ребенка и его семьи, целесообразного и эффективного в каждом конкретном случае. Пакет услуг является проектом индивидуального плана сопровождения, который в дальнейшем обговаривается с родителями ребенка и подростком.

По решению консилиума в каждом случае назначается куратор. Это может быть куратор индивидуального плана сопровождения или куратор семьи. Предлагаемая институциональная модель профилактики социально опасного положения и социального сиротства учитывает необходимость выстраивания внутриведомственных связей для обеспечения качества профилактической работы в сложных случаях. Так, при составлении индивидуальной программы сопровождения ребенка в случаях, когда основным источником девиации в поведении ребенка является химически зависимая семья предполагается обращение за услугами в районные ППМС-центры.

В индивидуальные программы сопровождения (ИПС) включаются специфичные психолого-педагогические формы деятельности, такие как семейное консультирование, различные формы работы с психологом, педагогическая поддержка, вовлечение подростка в дополнительное образование и т.д.

Куратором ИПС может быть классный руководитель, куратором семьи - социальный педагог или специалист районного ППМС – центра, коррекцию осуществляют специалисты и педагоги школы и районного психологического центра (куратор организует и координирует деятельность специалистов; школьный психолог диагностирует, выявляет проблемы ребенка в школе и дает рекомендации учителям предметникам по осуществлению педагогической поддержки; классный руководитель помогает ученику выстроить отношения с одноклассниками, поощряет его активность во внеурочной деятельности; семейный психолог консультирует семью; психолог центра работает с ребенком по программам, необходимым для коррекции поведения несовершеннолетнего; к работе с ребенком и родителями может быть привлечен нарколог, психотерапевт, социальный педагог, специалист по восстановительным технологиям).

Результаты коррекции рассматриваются на консилиуме каждый месяц. По результатам консилиума может быть изменена стратегия, тактика вмешательства в семейную ситуацию, внесены новые предложения в индивидуальный план сопровождения, принято решение о прекращении или продолжении коррекционной деятельности.


^ Технология сопровождения ребенка и семьи в условиях ОУ

Целью сопровождения семьи является восстановление утраченных либо отсутствующих или развитие слаборазвитых воспитательных и социально-адаптационных функций семьи. Такая работа требует установления доверительных отношений с родителями и ребенком, мотивирования их к совместной глубокой работе по анализу имеющихся проблем, а также по выработке новых форм взаимодействия и организации жизни семьи. Для того чтобы получить изменения в семейной системе, необходимо организовать получение услуг как процесс коррекции и реабилитации, который включает не только предоставление семье определенных услуг, но и действия, обусловливающие их эффективность. Эти действия не менее важны, чем само оказание услуг, потому что именно от них зависит результат — изменения в семье.

Чтобы профилактическая работа с ребенком и его семьей в ОУ была не просто набором услуг, а стала процессом коррекции и реабилитации, необходимо:


Этапы работы с семьей, находящейся на сопровождении

Работа с семьей выстраивается по этапам, на каждом этапе решаются определенные задачи.



Подготовительный этап
  1. ^ Сбор информации о семье и ребенке
Сообщение о семье на консилиуме Принятие решения о кураторстве семьи Выделение ключевых проблем и «мишеней помощи»

  1. Определение внутреннего потенциала семьи для достижения положительных изменений

  2. Разработка индивидуального плана сопровождения семьи (ИПС)

Первый этап

  1. Установление контакта со всеми членами семьи

  2. Детальная диагностика семейной ситуации

  3. Установление доверительных отношений с членами семьи

  4. Обсуждение и принятие членами семьи индивидуального плана сопровождения, внесение корректив

Второй этап

  1. Реализация индивидуального плана сопровождения (ИПС)

  2. Координация действий различных специалистов по оказанию помощи семье

  3. Посредническая деятельность куратора между членами семьи и /или между семьей и специалистами образования и других ведомств

  4. Мотивация членов семьи на получение специализированной помощи.

^ Третий этап

  1. Заключительная диагностика, анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи

  2. Семья, социальный педагог школы и классный руководитель получают заключительные рекомендации специалистов

  3. Консилиум принимает решение о прекращении курирования семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, симптоматическое поведение несовершеннолетнего не наблюдается.

^ Четвертый этап

Поддержка и контроль семьи в течение года, куратор встречается с членами семьи по их просьбе, поддерживая положительные изменения в семейной системе.


^ Консилиум специалистов

К работе с семьей привлекается несколько специалистов школы, иногда это специалисты других учреждений, для получения положительного результата в коррекции и реабилитации семьи они должны выработать единую стратегию и тактику в работе с семьей, совместно определить цель вмешательства и его границы. С этой целью организуется консилиум специалистов — коллегиальный орган образовательного учреждения, принимающий решение о сопровождении семьи, назначении семье куратора, разрабатывающий и предлагающий семье индивидуальный план мероприятий, направленных на помощь семье и несовершеннолетнему. Цель консилиума — рассмотреть ситуацию конкретной семьи со стороны определения сложности (уровня риска попадания ребенка или семьи в социально опасное положение, опасности нахождения несовершеннолетнего в семье, риска социального сиротства) и определить необходимую и возможную помощь несовершеннолетнему и его семье.

Состав консилиума: специалисты образовательного учреждения, представители администрации образовательного учреждения, куратор семей, семейный психолог, по возможности инспектор ПДН, при необходимости — социальный педагог службы опеки и попечительства, специалисты других учреждений и ведомств.

Консилиум проводится по плану (оптимальный вариант — не реже двух раз в месяц), возможно экстренное проведение консилиума.

Координатор профилактической работы с семьями ведет консилиум по следующему алгоритму.


На последующих консилиумах происходит корректировка индивидуальных планов работы с семьей.

Как показывает опыт внедрения модели в проектных школах, для того чтобы консилиум был эффективным и совместная работа специалистов дала результат, необходимо соблюдение нескольких условий:

«Команда — это небольшая группа людей с комплиментарными навыками, объединенная общей целью, выполнением задач и общим подходом, для реализации которых она поддерживает внутри себя взаимную ответственность. Т.о., простое объединение людей с различными знаниями не дает в результате команды. Чтобы ее получить, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов) и роли ответственности каждого» (Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики).
^ Индивидуальный план сопровождения
Индивидуальный план сопровождения, разрабатываемый на консилиуме, чаще всего состоит из двух частей. В первой находится уже собранная в результате диагностики информация о семье. Это общие сведения: состав семьи, пол, возраст, родственная принадлежность членов семьи, место жительства. Представлена краткая характеристика семьи, где обозначаются основные проблемы (например, конфликтная семья). Указывается, заключено ли соглашение о сотрудничестве с семьей, уточняются сроки работы с семьей согласно плану, а также сроки его проверок и коррекции.

Вторая, основная, часть индивидуального плана сопровождения представляет собой план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий. Набор, количество, последовательность этих мероприятий будут для каждой семьи индивидуальными, в зависимости от нужд, потребностей и согласия семьи на участие в них.

^ Технология кураторства семьи

Кураторство семей является одной из эффективных технологий работы с семьями, находящимися в состоянии кризиса, не имеющими стойкой мотивации и потенциала для самостоятельного выхода из него. Кураторство позволяет установить и поддерживать доверительные отношения с семьями, своевременно выявлять их проблемы, оказывать незамедлительную помощь. Каждая семья — это особый, интимный, неповторимый мир, проникновение в который требует высокого педагогического такта, большой гибкости и деликатности, компетентности и профессиональной принимающей позиции.

Основная цель кураторства — создание условий, при которых семья начинает принимать помощь социума и берет на себя ответственность за решение собственных проблем и позитивные изменения.

В ходе работы с семьей куратор решает следующие задачи.

^ Куратор семьи — специалист, непосредственно содействующий семье в процессе ее коррекции с целью предотвращения социально опасного положения, социального сиротства и достижения детского и семейного неблагополучия. Им может быть социальный педагог или другой педагогический работник, прошедший специальное обучение. Деятельность куратора финансируется из средств, выделяемых ОУ в соответствии с «Положением о социально-педагогическом паспорте»: норматив, отрабатываемый в проекте, — не более 20 семей различного уровня кризиса на одну ставку СПП.

Функции куратора:

  1. Участвует в работе консилиума, в разработке индивидуальных планов сопровождения семьи.

  2. Осуществляет выходы в семьи, с целью диагностики семейной ситуации, установления контакта, осуществления коррекционных вмешательств, а также с целью отслеживания происходящих изменений.

  3. Готовит информацию о семье для консилиумов.

  4. Заключает соглашение с семьей о сотрудничестве.

  5. Обсуждает с семьей индивидуальный план сопровождения.

  6. Ведет документацию по курируемой семье.

  7. Осуществляет контроль над реализацией плана сопровождения, вносит предложения о коррекции плана.

  8. Осуществляет связь со специалистами различных учреждений и ведомств, в компетенции которых оказание помощи детям, семьям.

  9. Оказывает постоянную поддержку ребенку и семье, находится в тесном контакте с семьей.

Куратор определяет задачи сопровождения в соответствии с семейной проблематикой, выявляемой в ходе диагностики. Задачи выдвигаются по принципу ступенчатости, постепенности.

Опыт внедрения данной технологии в проектных школах показал, что успех в работе с семьей зависит не столько от степени точности диагностики и намеченных «мишеней вмешательства», сколько от профессиональной позиции специалиста, осуществляющего кураторство семьи.


1 В исследовании принимало участие 6219 учащихся 7-х классов ОУ города.

2 Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. М., 2003г. С.315-355.

3 Исключение составляет Орджоникидзевский район, где, по отчету ППМС-центра Орджоникидзевского района «Гармония», работает только 80 волонтеров, и все имеют подготовку в указанном объеме.

4 Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. М., 2003г. С.315-355.

5 В приложении 2 приводится перечень нормативной документации ОУ по первичной профилактике на 1.09.07.

6 В приложении 1 приводится примерный список вопросов для анализа ситуации и профилактической деятельности в ОУ.

7 В приложении 3 приводятся рекомендации к оформлению школьных уголков профилактики.

8 В приложении 4 к стандарту приводятся некоторые рекомендации к встраиванию элементов профилактической информации в школьные предметы

9 В приложении 5 представлен перечень рекомендованных программ первичной профилактики

10 В приложении 7 приводятся методические рекомендации по организации и содержанию работы с учащимися группы риска.

11 В приложении 7 приводятся рекомендации по организации и содержанию деятельности работы с семьями «группы риска»

12 В приложении 6 приводится рекомендуемые темы для родительских собраний по первичной профилактике в ОУ.

13 Количество и содержание указанных форм работы определяется в соответствии с необходимостью и возможностями ОУ.

14 Формы работы: лекция и беседа могут быть заменены на интерактивные


reestr-licenzirovaniya-mchs-rossii-za-period-s-01-07-2002-g-po-stranica-44.html
reestr-nazvanij-ulic-goroda-kazani.html
reestr-organizacij-i-specialistov-okazivayushih-uslugi-v-sfere-ohrani-truda.html
reestr-organizacij-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-chelyabinskoj-oblasti-na-2012-god-razdel-i-dejstvuyushie-organizacii-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-raspolozhennie-na-territorii-chelyabinskoj-oblasti-stranica-8.html
reestr-promishlennih-predpriyatij-gorodskogo-okruga-gorod-voronezh.html
reestr-specialistov-agent-specialisti-proshedshie-attestaciyu-v-ramkah-sistemi-dobrovolnoj-sertifikacii-uslug-na-rinke-nedvizhimosti-stranica-28.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-normativno-pravovoj-bazi-kak-osnovi-innovacij-v-sfere-ohrani-truda-v-rossijskoj-federacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alan-aleksandr-miln-vinni-puh-i-vse-vse-vse.html
  • report.bystrickaya.ru/izilorda-oblisti-mslihatini-2015-zhili-10-zheltosandai.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzglyani-na-etot-lik-iskusstvom-on-vip-8-muk-srcb-sost-nabor-verstka-isdzhigan-tirazhirovanie-a-n.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vesti-radio-rossii-05052009-1600-novosti-8.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-naznacheniya-lekarstvennih-sredstv-dlya-ambulatornogo-lecheniya-grazhdan-v-ramkah-okazaniya-gosudarstvennoj-socialnoj-pomoshi-vipiski-receptov-i-otpuska-lekar.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-provedeniya-konkursa-na-zameshenie-dolzhnosti-rukovoditelya-administracii-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nado-priznat-chto-pogoda-ne-sovsem-podhodila-dlya-poezdki-na-katere-vernee-na-vodnom-amobilere-kotorij-vse-taki-zdorovo-pohozh-na-obiknovennij-chetirehmestnij-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/volgogradskaya-oblast-sostav-federalnih-okrugov-rossijskoj-federacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-i-trudovoe-pravo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/territorialnie-organi-upravleniya-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-vechernie-klassi-ochno-zaochnoj-formi-obucheniya-koncepciya-razvitiya-mou-sosh-152-7-obosnovanie-aktualnosti-glavnoj.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-nasledstvennoe-i-pravo-sobstvennosti-po-sudebnikam-1497-i-1550-gg-razlichiya-etih-sudebnikov-v-drugih-otraslyah-prava-krome-grazhdanskogo-nasledstvennogo-i-prava-sobstvennosti-chast-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-chelyabinsk-2008-obsuzhdeno-na-zasedanii-kafedri-vichislitelnoj-tehniki-chips-protokol-3-ot-28-noyabrya-2007-goda.html
  • education.bystrickaya.ru/3-psihoterapevt-angel-ili-demon-oglavlenie-m-e-litvak-e-v-zolotuhina-abolina-m-mirovich-bintovanie-dushevnih.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompyuternaya-bezopasnost-prestupnost-i-gosudarstvennaya-sluzhba.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spyashaya-kniga-pskovskaya-oblastnaya-biblioteka-dlya-detej-i-yunoshestva-im-v-a-kaverina.html
  • testyi.bystrickaya.ru/autosomno-dominantnij-gipoma-turacionnijpigmentirovannij-v-g-suncov-dokt-med-nauk-prof-zav-kafedroj-stomatologii.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolgosrochnie-meropriyatiya-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-hanti-mansijskogo-rajona-do-2020-goda.html
  • writing.bystrickaya.ru/kompetenciya-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-vi-eshe-obo-mne-ne-slishali-tak-ya-i-znal-vprochem-chego-eshe-mozhno-zhdat-ot-stol-primitivnih-sushestv.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskij-aviacionnij-institut-nacionalnij-issledovatelskij-universitet-mai-filial-vzlyot-t-g-marucenko-filosofiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-matematicheskij-analiz-specialnost-matematicheskie-metodi-v-ekonomike-061800.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-rabochij-variant-1-25-01-10-kommercheskaya-deyatelnost-stranica-10.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/povest-o-gore-i-zlochastii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-distancionnoe-obrazovanie-istoriya-modeli-perspektivi-razvitiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pnd-oitu-bojinsha-dstemelk-sinistar-men-nsaulitar.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-bi-segodnya-biznes-nachali-kommersant-vlast-avtor-ne-ukazan-26052008-020-str-68.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-pustinyah-turana-avtor-etoj-knigi-vidnij-sovetskij-geograf-mnogie-godi-rabotal-v-sostave-nauchnih-ekspedicij-v.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-voprosi-obucheniya-pravopisaniyu-v-starshih-klassah-srednej-shkoli-osveshennie-v-specialnoj-literature.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sebastyan-knejp-moe-vodolechenie-stranica-10.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-13-mnozhestvennost-prestuplenij-ugolovnoe-pravo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tvorcheskih-rezultatov-uchashihsya-uchebno-metodicheskoe-posobie-murmansk-2008-udk-371-26-075-8-bbk-74-202-8ya73.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/roman-ob-istorii-filosofii-stranica-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozheniya-prilozhenie-1-professiogramma-menedzhera-po-personalu-noskova-o-g-n84-psihologiya-truda-ucheb-posobie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.