.RU

Программа учебной дисциплины Прикладная культурология Специальность: 032800 Культурология


Программа учебной дисциплины

Прикладная культурология


Специальность: 032800 – Культурология


Курс: 4

Семестр: 8

Количество часов: 52

из них аудиторных 52

лекционных 26

практических 26

Формы аттестации: Зачет


1. Место дисциплины в общей системе.

Курс "Прикладная культурология" является естественным продолжением теоретических курсов по культурологии, социологии, методологии и др. Место "Прикладной культурологии" в общей системе учебных дисциплин определяется направленностью педагогического университета – подготовка практических работников – учителей. Необходимо выработать навыки реализации полученные в ходе обучения знаний и умений анализа культурной ситуации, а также представление о возможных способах управления социокультурной ситуацией. Несмотря на прагматическую ориентированность прикладной культурологии, она не тождественна собственно практической деятельности по разрешению тех или иных проблем, а лишь обеспечивает научно-методическую базу для практических действий. Сферой компетенции прикладной культурологии является любой вид или область деятельности, в которой существуют проблемные ситуации, требующие для своего разрешения культурологического анализа и на его основе – выработки конкретных действий. Особое место в системе прикладной культурологии занимают вопросы, связанные с функционированием отрасли культуры, с развитием социокультурного проектирования и прогнозирования, с культурно-охранной деятельностью, с принципами и технологиями трансляции культурных ценностей, с организацией культурно-досуговой, рекреативной деятельностью.


2. Цель изучения дисциплины: содействие становлению специальной профессиональной компетентности на основе изучения основных характеристик и особенностей прикладной культурологии как одной из составляющих наук о культуре, а также овладении принципами, методами и конкретными методиками прикладного культурологического исследования.


3. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:


4. Текущая и итоговая аттестация.

4.1. В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения содержания конкретных разделов. Для этого используются: выступления на семинарах, сообщения, доклады, контрольные и тестовые работы.

4.2. В ходе итоговой аттестации оценивается качество освоения системы знаний о прикладной культурологии, ее роли в общей системе гуманитарных и культурологических знаний и умения (на основе полученных знаний) анализировать социокультурную ситуацию, а также представление о возможных способах ее управления и развития, формулировать цели, адекватные реальной образовательной ситуации, проектировать и реализовывать отдельные фрагменты процесса обучения, проектировать новые возможности среды и программы собственного профессионального роста. Для этого используются вопросы, подготовленные к зачету.


5. Содержание учебной дисциплины.


5.1. Тематический план



Раздел. Тема лекции, практического занятия

Лекц.

Пр.

Лаб.

1.

Прикладная культурология как составная часть научного знания о культуре.

4






2.

Основные принципы и этапы прикладных культурологических исследований

4






3.

Прикладная культурология как научное обоснование и система проектирования социокультурных основ деятельности человека.

4






4.

Экологическая культура и культуроохранительные практики.

4






5.

Социокультурные технологии как составная часть прикладных культурологических исследований

6






6.

Методическое обеспечение прикладных культурологических исследований.

4









Всего

26









5.2.

Тема 1. Прикладная культурология как составная часть научного знания о культуре.

Понятие, предмет, функции, задачи прикладной культурологии, ее место в системе культурологического знания. Основные виды прикладных культурологических исследований – диагностический, маркетинговые, прогностические.

Основные аспекты прикладных научных исследований (институциональный и внеинституциональный).

Предыстория прикладной культурологии как отрасли научных знаний. Прикладная культурология как совокупность концепций, методов и познавательных процедур, ориентированных на практическое использование результатов базовых культурологических исследований. Интегративный характер прикладного уровня культурологического знания. Отраслевой подход в прикладной культурологии: изучение образовательной и просветительской деятельности учреждений культуры, музейного и библиотечного дела.


^ Тема 2. Основные принципы и этапы прикладных культурологических исследований.

Соотношение теоретического и эмпирического уровней анализа в прикладной культурологии. Понятие проблемной ситуации в культурологическом анализе. Виды и типы проблемных ситуаций. Возможности прикладной культурологии в разработке подходов к разрешению проблемных ситуаций.

Основные принципы и этапы формирования программы прикладного исследования, его организация и проведение.


^ Тема 3. Прикладная культурология как научное обоснование и система проектирования социокультурных основ деятельности человека.

Прикладные культурологические исследования в сфере организационно-управленческой деятельности. Специфика практических проблем в этой сфере, особенности их проявления.

Понятие института культуры. Институциональные и внеинституциональные формы культуры. Типы социальных институтов культуры. Государство как социокультурный институт. Государство и общество в их отношении к институциональным и внеинституциональным формам культуры. Культурные основания политической деятельности. Культурная политика как область изучения и применения прикладной культурологии. Социокультурное проектирование и культурная политика.

Культурные основания менеджмента, их анализ и проектирование. Организационная и управленческая культура как сфера прикладной культурологии.


^ Тема 4. Экологическая культура и культуроохранительные практики.

Факторы и механизмы формирования экологической культуры; культура здоровья и особенность ее формирования; средообразование в культурологическом измерении как проблемное поле прикладной культурологии.

Музееведение и роль музеев в сохранении и трансляции культурного наследия.

Социокультурные аспекты коммерциализации деятельности учреждений культуры в России и проблема сохранения и возрождения культуры.


^ Тема 5. Социокультурные технологии как составная часть прикладных культурологических исследований.

Прикладные исследования культурологических проблем коммуникативных практик. Прикладные исследования проблем социализации и инкультурации.

Понятие и формы социально-культурной деятельности, их технологические основания. Образовательные, обучающие, просветительные технологии. Ин­формационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреа­тивные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социаль­ного прогнозирования, проектирования, творческого моде­лирования.


^ Тема 6. Методическое обеспечение прикладных культурологических исследований.

Методы социальных наук в контексте прикладного культурологического исследования. Специфика применения методов социального познания в прикладной культурологии. Специфика анализа объективных и субъективных характеристик изучаемых явлений и процессов в прикладной культурологии. Специфика социокультурного эксперимента. Социокультурная диагностика. Моделирование как метод прикладной культурологии. Опросные методики в прикладной культурологии.


6. Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов в рамках курса "Прикладная культурология" предполагает ознакомление студентов с литературой по курсу, подготовку к семинарским занятиям. Студент должен уметь правильно выбрать тему, осуществить подбор необходимого материала, структурно оформить его.

Сопровождение и контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется посредством выступления их на семинарских занятиях.


^ Семинарские занятия.

Тема 1. Прикладная культурология как составная часть научного знания о культуре (2)

    1. Понятие, предмет, функции, задачи прикладной культурологии, ее место в системе культурологического знания.

    2. Виды прикладных культурологических исследований – диагностический, маркетинговые, прогностические.

    3. Предыстория прикладной культурологии как отрасли научных знаний.

    4. Интегративный характер прикладного уровня культурологического знания. Отраслевой подход в прикладной культурологии: изучение образовательной и просветительской деятельности учреждений культуры, музейного и библиотечного дела.


Тема 2. Образование как социокультурный институт (2)

  1. Многофункциональность понятия образование (процесс, система, социальный институт).

  2. Культурные стратегии образования, его гуманизация.

  3. Основные тенденции реформирования современного образования.

  4. Культуротворческая роль образования.

  5. Современные образовательные технологии. Классификация образовательных технологий по це­лям, содержанию, средствам и методам, применяемым в со­циально-культурной деятельности.


Тема 3. Культурная политика и социокультурный менеджмент (4)

  1. Культурные основания политической деятельности.

  2. Культура как механизм национальной консолидации.

  3. Культурные основания менеджмента, их анализ и проектирование.

  4. Организационная и управленческая культура как сфера прикладной культурологии.

5. Создание и развитие нормативного, информационно-управленческого ресурса социально-культурной деятельно­сти.

6. Мониторинг социально-культурных процессов. Современные техно­логии проведения мониторинга социокультурной сферы: ви­ды, особенности, средства и методы, обработка данных и анализ.

7. Характеристика базовых документов, используемых в практике социально-культурного менеджмента: социального заказа, договоров, бизнес-планов и т.д.

8. Основы технологии менеджмента социально-культурной сфере, разработка и реализация бизнес-плана.


Тема 4. Культуроохранительные и маркетинговые технологии (4)

  1. Музей как социокультурный институт и его основные функции.

  2. Новые формы и методы музейной работы.

  3. История культуроохранных институтов в России.

  4. Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культур­ного наследия современного общества.

  5. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

  6. Маркетинговые технологии на современном арт-рынке.

  7. Основные направления галерейной политики.


Тема 5. Рекреативные технологии (2)

1. Сущность рекреативных (восстановительных) техно­логий.

2. Рекреативная методика. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. Создание долговременных «сквозных» досуговых программ, предполагающих последовательное уча­стие отдыхающих в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Ис­пользование в оздоровительной работе методов биоэнерге­тики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и др.

4. Организация отдыха и развлечений. Использование традиций возрождаемой народной культуры.

5. Индивиду­альный, групповой, семейный туризм.


Тема 6. Социально-защитные технологии (2)

1. Сущность, назначение и классификация социально-защитных технологий в сфере культуры, искусства, образо­вания, досуга, спорта. Арттерапия и культуротерапия.

2. Культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточ­ностью. Рекреосервисные игровые технологии для социаль­но-незащищенных категорий населения.

3. Клубные спортивно-оздоровительные технологии. Иппотерапия. Фитотерапия и гарденотерапия. Лекотерапия и сказкотерапия - социокультурные технологии, на­правленные на реабилитацию детей с проблемами умствен­ного и физического развития.

4. Реабилитационные возможно­сти театрального искусства. Библиотерапия. Музыкотерапия и танцевальная терапия. Терапевтический эффект занятий изобразительным искусством (арттерапия). Игровая дея­тельность, терапевтическое воздействие игры на детей и взрослых с ограниченными возможностями.

5. Методики использования льготных прав и свобод, льготных систем налогообложения и социальных гарантий как фактор привлечения отечественных и зарубежных инве­сторов в предпринимательские социально-культурные про­екты и инициативы.

6. Досуговые, культуротерапевтические технологии как фактор нейтрализации и преодоления стрессовых со­стояний.


Тема 7. Исследовательские технологии (2)

1. Назначение исследовательских технологий на началь­ном, диагностическом этапе управления социально-культурными процессами.

2. Выявление проблемы и анализ проблемной ситуации в социально-культурной сфере. Сбор исходной информации, необходимой для объяснения и конкретной иллюстрации со­держания проблемы.

3. Внутренние и внешние источники получения исход­ной информации.

4. Выбор методов исследовательской работы. Контроль­ные вопросы для осуществления выбора методов исследова­ния. Как будут использоваться результаты исследования.

5. Два типа исследовательских технологий: формализо­ванные и неформализованные.

6. Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов значение социологических исследовании для развития теории и практики социаль­но-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и за­кономерностях досуга.

7. Методика социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Методика социологиче­ского изучения общественного мнения. Роль и место анкетных опросов, контент-анализа, наблюдений, бесед-интервью в практике научно-исследовательской работы.

^ Тема 8. Проектные технологии (2)

1. Назначение проектных технологий на организацион­ном, основном этапе управления социально-культурными процессами. Обусловленность выбора тематики проекта конкретным со­циальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения.

2. Проект как форма культурной самодеятельности насе­ления, его возрастных, социальных, профессиональных, эт­нических групп.

3. Виды социально-культурных проектов: про­екты формирования социально-культурной (развлекатель­ной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.

4. Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ (анализ возможностей и объективных ус­ловий для реализации социокультурных технологий; проектная концепция; разработка проектной заявки; описание как оформле­ние содержательной части проекта; бюджет проекта; технологии экспертизы проекта).

5. Общественная презентация социокультурных проектов. Функции практического менеджмента и маркетинга в процессе реализации социокультурных проектов и программ.


Тема 9. Коммуникационные и информационно-рекламные технологии (4)

1. Сущность и структура коммуникационных технологий. Технологии аудиовизуальной коммуникации.

2. Технологии общественных связей как разновидность коммуникационных технологии, направленных на производство и обмен социальными и культурными, духовными ценностями между людьми, общностями людей и организациями.

3. Обязательные составляющие механиз­ма информационно-рекламных технологий. (технические средства для выпуска пресс-релизов, афиш, проспектов, ежегодных отчетов и других ви­дов информационной печатной продукции).

4. Виды информации, необходимые для банка данных сотрудников социокультурных учреждений и организаций: управленческая информация (приказы, распоряжения и др.); правовые акты, законы; доклады руководителей; стати­стические данные по профилю деятельности; базовая специ­альная и справочная литература; протоколы важных заседа­ний и встреч; подборка всей информации о своей организа­ции и аналогичных ей; список людей, служб и организаций, интересующих наше учреждение и др..

5. Информационно-рекламное обеспечение социокультурных проектов и программ. Медиаплан как универсальная форма информационно-рекламной поддержки и продвиже­ния образовательных, художественно-зрелищных, развлека­тельных и других досуговых предложений и инициатив.

6. Модель использования социально-культурных техно­логий в период проведения массовых избирательных кампа­ний на федеральном и региональном (местном) уровнях.


Тема 10. Этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества (2)

1. Национально-культурные и культурно-образова­тельные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии как разновидности общественных организа­ций и самодеятельных объединений, преследующих задачу культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических групп.

2. Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиции, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

3. Этнонаправленные технологии - инструмент межна­ционального культурного обмена и сотрудничества.

4. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций в коорди­нации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого уча­стия населения в социально-культурной деятельности, ут­верждение культурной самобытности каждого народа.


Вопросы к зачету.

  1. Основные этапы и идеи Болонского процесса. Нужно ли России в него вступать?

  2. Проблемы модернизации высшего образования в России и повышение его конкурентоспособности.

  3. Музей как социокультурный институт и его основные функции.

  4. Новые формы и методы музейной работы.

  5. Понятие функции культурной политики.

  6. Субъекты культурной жизни и их интересы.

  7. Способы управления культурной жизнью.

  8. Мультикультурализм в современном гражданском обществе.

  9. Пути развития национальных государств.

  10. Культурная политика в России на современном этапе.

  11. Культуроориентированные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (рестав­рации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

  12. Культуротворческие технологии: техно­логии создания и развития культурных ценностей, техноло­гии творческого развития детей, подростков и взрослых.

  13. Технологии пред­принимательства и экономического обеспечения в со­циально-культурной сфере.

  14. Образовательные, обучающие, просветительные технологии.

  15. Ин­формационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии.

  16. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

  17. Индивидуально ориентированные технологии в социально-культурной среде.

  18. Массовые, общедоступные технологии социаль­но-культурной деятельности. Технологии общественных связей в социокультурной среде.

  19. Признак уровня инноватики и механизма осуществления нововведения в социокультурной сфере. Традиционные и нетрадиционные технологии.

  20. Многообразие и классификация средств, форм и ме­тодов и их комплексное использование - характерная черта социально-культурных технологий.

  21. Формы социально-культурной деятельности. Совре­менные тенденции в их развитии и обогащении.

  22. Сущность и типология культурно-исторических и культуроохранных технологий.

  23. Технологии организации краеведческой работы.

  24. Реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения. Реновация утраченных памятников архитектуры. За и против. Международный опыт и нормы. Реалии и дискуссии 1990-х годов в России.

  25. Вывоз культурных ценностей за рубеж в 1918-1930-е годы. Репатриация культурных ценностей за рубеж в 1990-2002 годы.

  26. Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов.

  27. Поисково-исследовательская работа по изучению «уходящих» технологий и ремесел.

  28. Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта.

  29. Сущность рекреативных (восстановительных) техно­логий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

  30. Использование традиций возрождаемой народной культуры.



7. Литература.

Основная

  1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб., 2001.

  2. Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие.– СПб., 1998.

  3. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. - 218 с.

  4. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятель­ности. М.: МГУК, 1998.

  5. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2001. – 592 с. – (Gaudeamus)/

  6. Карпухин О.И. Культурная политика и менеждмент. М., 1998. - 174 с.

  7. Культура и культурная политика в России / Отв. ред. Бутенко И.А., Разлогов К.Э. М.: МОНФ, 2000.

  8. Культурное и природное наследие России. Вып. 1. М.: «Биоинформсервис», 1996.

  9. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986. 235 с.

  10. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический проект, 2003. – 560 с.


Законодательные акты и инструкции, документальные материалы

1.     Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации. М., 1993.

2.     Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российская газета. 1992. 17 ноября.

3.     О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации. - Федеральный закон. М.: Совет Федерации, 1996. - 30 с.

4.     О государственной политике по поддержке отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства // Обозреватель. Спецвыпуск. 1994. - 115 с.

5.     О государственной политике в области культуры и туризма. Доклад Министерства культуры и туризма Правительства РФ. М.: Министерство культуры РФ, 1992. - 85 с.

6.     О национально-культурной автономии. Федеральный закон. М.: Совет Федерации, 1996. - 20 с.

7.     О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)» // «Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 1996 г. № 715». M., 1996. - 115 с.

8.     Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен. М.: Изд-во «ВК», 2003. – 614 с., илл.


Дополнительная

  1. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 1998.

  2. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятель­ности. М., 1995.

  3. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. М.: МГИК, 1992.

  4. Методология исследований и формирования социально-культурных практик: Материалы семинара молодых ученых 2000/2001 учеб. год./ Сост. и ред.: И.М. Быховская, Е.М. Миронов. М., 2001. – 142 с.

  5. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI в. / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. М., 1999.

  6. Национальная доктрина образования в Российской Фе­дерации. М., 1998.

  7. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие. Сост. В.Ю. Дукельский. М., 2001.

  8. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношест­ва в сфере досуга. СПб., 1996. 276 с.

  9. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. 294 с.

  10. Флиер А.Я. Культура как основа национальной идеологии России. М., 1999.

  11. Харчев А. Г. Социология воспитания. М., 1990.

  12. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы: Сб. статей / Отв. ред. О.И. Генисаретский. М.: НИИ культуры, 1991

 


Составитель примерной программы дисциплины "Прикладная культурология":

Кривич Н.А., канд. культур. наук.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032800 (Культурология)





rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-teoreticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-dlya-specialnosti-031202-perevod-i-perevodovedenie-po-ciklu.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-teoriya-prinyatiya-reshenij-napravlenie-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-travmatologiya-i-ortopediya-dlya-specialnosti-060101-65.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-ugolovnoe-pravo-rossii-obshaya-chast-dlya-napravleniya-030500-yurisprudenciya-kvalifikaciya-bakalavr-yurisprudencii.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-vichislitelnaya-matematika-napravlenie-5528-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-vnutrennie-bolezni-fakultetskaya-terapiya-dlya-specialnosti-pediatriya-gos-vpo-napravleniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-z-podpolkovnik-konstantin-hristov-rusev-zam-komandir-po-ias-na-eskadrila-isbn-978-954-392-030-3-nasheto-letishe-uzundzhovo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obratnoe-remodelirovanie-serdca-u-bolnih-s-postoyannoj-formoj-fibrillyacii-predserdij-i-ego-osobennosti-pri-arterialnoj-gipertenzii-i-mitralnom-poroke-serdca-pod-vliyaniem-terapii-14-00-06-kardiologiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/karpovich-mi-dolzhni-zashitit-prava-kazhdogo-rebenka-intervenciya-na-moyu-territoriyu.html
  • institute.bystrickaya.ru/genezis-i-dinamika-poetiki-marijskogo-rasskaza-v-kontekste-literatur-narodov-povolzhya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obobshayushee-povtorenie-po-komedii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-070214-muzikalnoe-iskusstvo-estradi-stranica-11.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschet-ekonomii-za-schet-sokrasheniya-neplanovih-pererivov-dvizheniya-poyasnitelnaya-zapiska-k-diplomnomu-proektu-soglasovano.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskoe-obespechenie-professionalnoj-deyatelnosti-gosudarstvennih-grazhdanskih-sluzhashih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primenenie-ekspress-metodiki-sistemnogo-analiza-dlya-organizacii-chast-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmet-matematiki-nastolko-seryozen.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-leningradskij-oblastnoj-institut-razvitiya-obrazovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/04-12-11-09-01-12-6-dnej5-nochej.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obzor-literaturi-sovremennie-predstavleniya-o-stranica-7.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchet-gotovoj-produkcii-v-1sbuhgalteriya-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-tehnologii-avtomatizirovannoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnie-plani-obrazovatelnij-standart-poslevuzovskoj-professionalnoj-podgotovki-specialistov-specialnost.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-dlya-uchitelej-fizicheskoj-kulturi-pod-obshej-redakciej.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-georgij-grachev-igor-melnik.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viktorina-osobaya-ekonomicheskaya-zona-tehniko-vnedrencheskogo-tipa-tomsk.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozheniya-prilozhenie-1-shema-organizacii-it-po-coblt-zadachi-i-vnedrenie-biznes-strategiya-strategiya-v-oblasti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-vi-e-n-kolidenkova-direktor-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-belostolbovskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-telefoni-doveriya-dlya-detej-i-podrostkov.html
  • control.bystrickaya.ru/blagotvoritelnaya-akciya-projdet-v-ekaterinburge-v-ramkah-premeri-filma-kamen.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-pravovedenie-specialnosti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-060800-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-promishlennosti-stranica-4.html
  • student.bystrickaya.ru/32004l0018-stranica-11.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-bakalavriata-realizuemaya-vuzom-po-napravleniyu-podgotovki-030900-yurisprudenciya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovlenie-ii-vneocherednogo-sezda-obsherossijskoj-obshestvenno-gosudarstvennoj-organizacii-dosaaf-rossii-ot-20-yanvarya-2011-g-g-moskva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-zachetu-po-kursu-rabochaya-programma-po-kursu-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-studentov-ochnoj-formi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-byudzhete-territorialnogo-fonda-obyazatelnogo-medicinskogo-strahovaniya-magadanskoj-oblasti-na-2012-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/leto-2007-goda-tri-goda-mira.html
  • report.bystrickaya.ru/k-bolnim-detyam-nado-s-muzikoj-pochti-70-millionov-detej-vo-vsem-mire-lisheni-vozmozhnosti-hodit-v-shkolu-kazhdij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-issledovanij-fonda-indem-o-korrupcii-v-obrazovanii-doklad-moskovskogo-byuro-po-pravam-cheloveka.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrashenie-k-studentu-budushemu-pedagogu-vmesto-predisloviya-zimnyaya-i-a.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-o-schaste-i-sovershenstve-cheloveka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-gosudarstvennoj-podderzhke-socialno-orientirovannih-nekommercheskih-organizacij-v-altajskom-krae.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.