.RU

Программа учебной дисциплины «Математические методы социологических исследований» Для направления 030200. 62 Политология


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»


Санкт-Петербургский филиал

Государственного университета – Высшей школы экономики


Кафедра методов и технологий социологических исследований


Программа учебной дисциплины

«Математические методы социологических исследований»


Для направления 030200.62 Политология




Курс II

Автор: Кинчарова А.В.


Согласовано УМО Одобрено на заседании кафедры

________________________ Зав. кафедрой

«___» ____________ 200_г.

«___» ____________ 200_г.


Утверждено Советом Факультета

____________________________

Председатель

__________________

«___» ____________ 200_г.


Санкт – Петербург

2010


Пояснительная записка

Программа курса «Математические методы социологических исследований» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030200.62 «Политология».

Дисциплина направлена на формирование у студентов базовых знаний методологии и методов социологического исследования, умения планировать исследование и обоснованно применять методы количественного анализа социологических данных.

Для освоения дисциплины «Математические методы социологических исследований» студентам необходимы знания по высшей математике в объеме школьного курса, а также знания, полученные в рамках курса «Социология».

Знания, полученные в курсе «Математические методы социологических исследований», способствуют успешному усвоению курса «Технологии научной деятельности и математические методы в политологии», а также эти знания необходимы для самостоятельного проведения учебных и квалификационных работа, содержащих эмпирическое исследование.

^ Цель курса: формирование у студентов базовых знаний методологии и методов социологического исследования, умения планировать исследование и обоснованно применять методы количественного анализа социологических данных.

Задачи дисциплины – сформировать у студентов:

  1. понимание специфики теоретико-прикладного и прикладного социологического исследования;

  2. навыки создания программы социологического исследования;

  3. понимание основных принципов измерения в социологии, особенностей разных уровней измерений и различия аналитических инструментов, применимых для данных, измеренных с помощью разных типов шкал;

  4. навыки построения разных типов шкал для измерения признаков в социологическом исследовании;

  5. понимание особенностей выборочного исследования и анализа результатов такого исследования;

  6. навыки работы с электронными таблицами для обработки и анализа социологической информации: создания формы ввода данных, контроля качества данных, построения сводных таблиц и индексов.

  7. навыки чтения и построения таблиц простых и двумерных распределений;

  8. умение строить с помощью компьютерной программы и интерпретировать результаты применения следующих статистических методов:

    1. описательные статистики;

    2. тест сравнения средних;

    3. одномерные распределения;

    4. двумерные распределения с проверкой гипотезы об отсутствии независимости между переменными с помощью критерия хи-квадрат;

    5. корреляционный анализ;

    6. методы линейной и множественной регрессии;

    7. методы многомерного статистического анализа: факторный и кластерный анализ.

Курс имеет практически-ориентированный характер, и направлен в значительной степени на выработку навыков и приемов работы, и в меньшей степени – на освоение теоретического материала, однако предусматривает освоение теоретических разделов, необходимых для понимания логики эмпирического исследования в социологии и выбора методов анализа данных.

Курс включает лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов. На лекциях рассматриваются методологический фундамент тех процедур, которые выполняются социологом-исследователем в процессе эмпирического исследования. На практических занятиях происходит отработка навыков анализа данных.

По дисциплине предусматривается одно домашнее задание и проведение одной контрольной работы.

^ Самостоятельная работа студента включает: выполнение заданий, аналогичных заданиям, разобранным в аудитории; работа с учебной литературой; использование справочной информации к компьютерным программам и информации о пользовании программами в сети Интернет; выполнение контрольной работы; выполнение итогового задания.

^ Виды контроля: текущий контроль – работа на практических занятиях, выполнение заданий в аудитории, выполнение домашнего задания; итоговый контроль – выполнение контрольной работы.

^ Методика формирования результирующей оценки:

посещение занятий – 10%,
выполнение домашнего задания – 35%,
выполнение контрольной работы – 35%,
выполнение итогового задания – 20%.

Все виды деятельности студентов оцениваются по десятибалльной шкале. При этом учитывается правильность выполнения работы и полнота соблюдения требований к работе.

К зачету допускаются студенты, сдавшие домашнее задание и контрольную работу. Зачет представляет собой собеседование по домашнему заданию и контрольной работе.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за правильное выполнение 50 – 65% заданий; «хорошо» – до 85%; «отлично» – более 85% заданий. «Зачет» получают студенты, получившие оценку не ниже «удовлетворительно».


Содержание программы


Тема 1. Структура социологической науки. Фундаментальная и прикладная наука, теоретическая и эмпирическая наука.

Предмет, цели и задачи, структура курса, отчетность по курсу.

Социология как наука. Методы социологии: теоретические и эмпирические, общенаучные и специфические. Структура социологической науки по Р. Мертону. Место эмпирических исследований в структуре науки.

^ Тема 2. Специфика и структура теоретико-прикладного и прикладного исследования. Программа теоретико-прикладного и прикладного исследования.


Специфические цели и результаты теоретико-прикладного и прикладного исследования. Роль данных каждого типа исследований в социальном управлении.

Специфика организации теоретико-прикладного и прикладного исследования. Взаимоотношения с заказчиком прикладного исследования.

Программа теоретико-прикладного и прикладного исследования: сравнение структуры, специфика элементов.

^ Тема 3. Измерения в социологии. Типы шкал. Измерение сложного признака.

Уровни измерений, типы шкал. Возможности измерений для шкал каждого типа.

Тема 4. Проблема валидности данных социологического исследования и инструмента измерения.

Понятие о валидности измерений. Типы валидности.

^ Тема 5. Сущность выборочного метода. Типы выборки. Проблема определения статистической значимости результата.

Понятие генеральной и выборочной совокупности. Типы выборки. Строго случайная и не строго случайная выборка. Ошибки выборки.

Вероятностный характер социологических данных. Вероятность в социологическом исследовании.

Вычисление весов наблюдений. Операция перевзвешивания.

^ Тема 6. Социологические данные. Виды данных и методы их анализа. Типы гипотез, которые можно проверить с помощью методов статистического анализа.

Эксперимент как метод получения научного знания. Роль гипотез в исследовании. Зависимые и независимые переменные.

Сравнительная таблица методов статистического анализа социологических данных: возможности и ограничения методов анализа.

^ Тема 7. Методы описательной статистики. Средние. Сравнение выборок.

Получение статистических характеристик: процентилей, показателей разброса, показателей центральной тенденции, показатели распределения. Графики для простых распределений. Оценка нормальности распределения.

Социологические задачи, требующие сравнения средних. Сравнение средних для двух независимых выборок. Интерпретация полученных результатов.

^ Тема 8. Одномерные распределения. Группировка, ее подчиненность задачам анализа. Возможности изменения степени дробности шкалы при анализе данных.

Построение одномерных распределений и их интерпретация.

Преобразование данных и задачи, которые оно решает. Вычисление новой переменной. Перекодирование значений переменных. Выбор для анализа определенных значений переменной.

^ Тема 9. Двумерные распределения. Задача поиска связи между переменными. Хи-квадрат.

Построение и интерпретация перекрестных таблиц. Определение независимой и зависимой переменных. Правила процентирования. Выведение ожидаемых значений и остатков.

Построение трехмерных таблиц.

Статистические критерии для таблиц сопряженности. Вычисление критерия хи-квадрат, интерпретация полученных показателей. Другие показатели связи признаков.

^ Тема 10. Корреляционный анализ. Спектр задач, которые решает корреляционный анализ.

Коэффициент корреляции Пирсона. Коэффициенты ранговой корреляции.

^ Тема 11. Регрессионный анализ. Парная и множественная регрессия.

Назначение регрессионного анализа в социологическом исследовании. Вычисление линейной регрессии и интерпретация полученных результатов. Оценка качества модели линейной регрессии. Коэффициент детерминации. Построение графика регрессионной прямой.

Специфика использования регрессионного анализа в выборочных исследованиях.

Ограничения использования модели регрессии.

^ Тема 12. Методы многомерного статистического анализа. Факторный анализ. Кластерный анализ.

Назначение многомерного анализа в социологическом исследовании: задача поиска латентных переменных и групп.

Применение факторного и кластерного анализа и интерпретация полученных результатов.


ЛИТЕРАТУРА


Основная

  1. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь Мир, 1997. 544 с.

  2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.

  3. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2006.

  4. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации, анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. DiaSoft, 2002.

  5. Пациорковский В. В., Пациорковская В. В. SPSS для социологов. Учебное пособие. ИСЭПН РАН. 2005. 434 стр.



Дополнительная

  1. Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.

  2. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Учебное пособие. М.: КДУ, 2007. 288 с.

  3. Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М.: Финансы и статистика, 1982. 294 с.

  4. Хили. Дж. Статистика. Социологические и маркетинговые исследования. СПб: Питер, 2005. 638 с.

  5. Аптон Г. Анализ таблиц сопряженности. М.: Финансы и статистика. 1982.

  6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. М.: Университет, 2002. 295 с.

  7. Miller R.L. SPSS for Social Scientists. 2002.

  8. Rachad Antonius. Interpreting Quantitative Data with SPSS. 2003.

rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-upravlenie-v-biologicheskih-i-medicinskih-sistemah-dlya-specialnosti-200401-biotehnicheskie-i-medicinskie-apparati-i-sistemi.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-ustrojstva-generirovaniya-i-formirovanie-signalov-cikl.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-utverzhdayu-dekan-gumanitarnogo-fakulteta.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-v-sportivnaya-medicina.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-vichislitelnaya-matematika-napravlenie-podgotovki.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-visshaya-matematika-po-podgotovke-inzhenera-po-specialnosti-150100-avtomobile-i-traktorostroenie.html
  • institute.bystrickaya.ru/flober-g-gospozha-bovari-provincialnie-nravi-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nekotorie-voprosi-obshego-podhoda-k-probleme-sootnosheniya-grazhdanskogo-i-nalogovogo-prava.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bazisnaya-terapiya-metodicheskie-rekomendacii-dlya-medicinskogo-pribora-biorezonansnoj-terapii-deta-brt.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-nauki-ob-atmosfere-i-vodah-sushi-lnosti-rossijskoj-akademii-nauk-v-2002-godu-osnovnie-rezultati-v.html
  • desk.bystrickaya.ru/pobeda-ostaetsya-molodoj-kanevskij-a-d-vperedi-razvedka-shla.html
  • universitet.bystrickaya.ru/standart-gosudarstvennoj-uslugi-vidacha-spravki-o-vremennoj-netrudosposobnosti-s-medicinskoj-organizacii-okazivayushej-pervichnuyu-mediko-sanitarnuyu-pomosh.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-1-celi-i-zhiznennij-cikl-proekta-kurs-upravlenie-proektami-avtori-soolyatte-andrej-yurevich-razdel-i-shulimov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-itogah-posesheniya-upolnomochennim-po-pravam-cheloveka-v-respublike-kazahstan.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-izdanie-vtoroe-ispravlennoe-i-dopolnennoe-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-otdelenij-specialnost-021400-telezhurnalistika.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ukrana-na-svtovih-rinkah-ozbronnya.html
  • school.bystrickaya.ru/itogi-analiza-i-ocenki-kachestva-pozicii-informacionnaya-karta-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-prohodyashego-gosudarstvennuyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-2-rashodnie-obyazatelstva-i-formirovanie-dohodov-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/podprogramma-nauchnoe-i-nauchno-metodicheskoe-obespechenie-funkcionirovaniya-i-razvitiya-sistemi-obrazovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/gazosnabzhenie-25obshaya-chast-kompleks-9957-2000-redakciya-0-obshaya-poyasnitenaya-zapiska-obshie-dannie-ishodnie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alternativi-obrasheniya-so-stojkimi-organicheskimi-zagryaznitelyami-soz.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-obrazovaniya-form-modalnih-glagolov-i-ih-ekvivalentov-i-ih-ispolzovaniya-v-raznih-vremenah.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonnimi-predstavitelyami-vospitannikaci.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-radiacionnaya-ekologiya-dlya-specialnosti-050203-fizika-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-informatika.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/usloviya-i-formi-obucheniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kniga-izdana-pri-finansovoj-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francuzskskoj-respubliki-i-pri-sodejstvii-francuzskogo-kulturnogo-centra-v-moskve-stranica-16.html
  • letter.bystrickaya.ru/modificirovannij-keramicheskij-kirpich-na-osnove-nizkosortnoj-glini.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-nachalnoj-shkoli-sostavlyaet-20-30-obuchayushihsya-a-priblizitelno-70-80-iz-nih-nuzhdayutsya-v-specialnih-formah-i-metodah-obucheniya-issledovaniya-po-probleme-shkolnoj-neuspevaemosti-provodilis.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/612-gornaya-dobicha-kirgizstane-segodnya-formiruetsya-novaya-ekonomicheskaya-model-osnovannaya-na-maksimalnom-i.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zagadka-soznaniya-predislovie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regionalnaya-programma-i-metodicheskie-rekomendacii-po-mezhkulturnomu-obrazovaniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-krimu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/statisticheskie-metodi-v-izuchenii-sebestoimosti-produkcii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/o-tolkovanii-statej-397-1-i-397-2-ugolovno-processualnogo-kodeksa-azerbajdzhanskoj-respubliki.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-prochitannij-na-konferencii-21-23-sent-2007-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchetnie-dokumenti-i-nauchno-spravochnij-apparat-arhiva-organizacii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voda-metodi-opredeleniya-soderzhaniya-obshego-i-rastvorennogo-organicheskogo-ugleroda.html
  • writing.bystrickaya.ru/lekciya-2-lekciya-1.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-nedostatkah-planirovaniya-valovogo-vnutrennego-produkta-i-putyah-ih-preodoleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/antimonopolnoe-zakonodatelstvo-v-ukraine-chast-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-tpp-rf-po-voprosam-malogo-predprinimatelstva-v-rossijskoj-federacii-za-sentyabr-2008-goda-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/subekti-rf-konstitucionnaya-harakteristika-tipologiya-i-osnovi-organizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.