.RU

Программа развития муниципального образовательного учреждения лицея №11 Введение


Программа развития

муниципального образовательного учреждения лицея №11



  1. Введение


На нынешнем этапе модернизации российского образования, а именно в условиях реализации новой образовательной парадигмы, становится всё более очевидным, что учебное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от школ, целью которых является стабильное поддержание какого-то совершенно определенного порядка функционирования. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме. Нужны новые подходы к организации образовательного процесса.

Разумеется, такие фундаментальные, апробированные веками образовательной практики конструкты как планирование, организация, руководство, контроль, управленческий анализ и т.п. были и остаются инвариантными составляющими организационной деятельности в любом образовательном учреждении инновационного типа.

Однако на важнейшие аспекты стратегии организации образовательного процесса – выработку перспективных планов и программ развития образовательной организации; стратегию решения насущных проблем и задач; взаимодействие с внешней средой, степень и характер ориентации на её постоянно изменяющиеся потребности и предлагаемые средой возможности; выстраивание программы действий вокруг основных стратегических векторов и на многое другое – инновационная модальность образовательного учреждения, несомненно, оказывает свое воздействие.

Именно пониманием необходимости, учета названных факторов руководствовались разработчики данной программы, определяющей концепцию развития лицея и основные направления деятельности по ее реализации.


^ Нормативная база для разработки программы развития школы:


- Конвенция о правах ребенка;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

- Закон «Об образовании»;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

- Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на период 2001-2005 год».

^ Цель Программы развития: создание воспитательно-образовательной среды, детерминирующей формирование разносторонне развитой образованной личности, а также способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и эффективной социализации учащихся.

Реализация названной цели предполагает необходимость решения следующих основных задач:

  1. Проектирование и формирование образовательной среды лицея как пространства максимального насыщения различными видами деятельности для предоставления учащимся возможности выбора (профессионального самоопределения) и создание механизма его осуществления с учетом личностных ресурсов учащихся лицея.

  2. Обеспечение адаптации лицея к изменениям, обусловленным процессом модернизации российского образования, что предполагает развитие образовательного процесса в инновационном русле, а именно:

    1. обеспечение единства организационно-регулятивной (управленческой) и учебно-воспитательной (педагогической) составляющих образовательного процесса;

    2. внедрение новых педагогических технологий в образовательном пространстве лицея;

    3. интеграцию основного и дополнительного образования;

    4. интеграцию образовательного и оздоровительного процессов, т.е. обеспечение постоянного медицинского сопровождения образовательного процесса;

    5. обеспечение поливариантности форм обучения в образовательном пространстве лицея.

  3. Определение максимального содержания образования учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы и уникальности образовательного учреждения.

  4. Укрепление ресурсной базы лицея с целью обеспечения её эффективного развития и функционирования.


^ Сроки реализации программы: с 2003 по 2007 года.

Этапы реализации программы:


  1. Ориентировочный (2003-2004 гг.)

Выявление перспективных направлений развития лицея и моделирование его нового качественного состояния в условия модернизации российского образования и вхождения его в международное образовательное пространство.

  1. Основной этап (2004-2006 гг.)

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние и повышение роли лицея в организации социокультурного пространства муниципального образования.

  1. Обобщающий (2006-2007 гг.)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития лицея. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и социокультурной деятельности образовательного учреждения и их закрепление в локальных нормативных актах лицея.


^ Управление реализацией программы


Корректировка программы осуществляется педагогическим советом лицея, Попечительским советом. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора лицея по научно-методической работе.



  1. ^ Информационная справка о лицее


Общие сведения о лицее и контингенте учащихся


Юридический адрес: г. Химки Московской области ул. Кирова, д.11 «А»

Фактический адрес: г. Химки Московской области ул. Кирова, д.11 «А»

ул. Московская, д. 18 «А»; пр. Мира д. 5 «Б»

Телефоны: 572-45-05; 572-86-27; 572-67-13

Факс: 572-52-73

Электронная почта: lizeum11@yandex.ru

Сайт http://www.liceum11@narod.ru

Директор: Кацыв Людмила Ейликовна, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации.

Заместитель директора по научно-методической работе: Калюжная Светлана Александровна, Заслуженный работник Московской области, отличник народного образования СССР.


Лицей был открыт в 1968 году как общеобразовательная школа и располагается в старой части г. Химки недалеко от железнодорожной станции. В 1991 году школе первой в районе был присвоен статус лицея. В 1999 года лицей не только подтвердил свой статус, но и расширил образовательное пространство, получив лицензию на реализацию программ дополнительного образования и обучения по форме экстерната.

В лицее сложилось тесные контакты с высшими учебными заведениями г. Москвы и Московской области: Российским университетом дружбы народов, Московским автодорожным институтом (МАДИ Технический университет), Московским институтом тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова, Московским педагогическим государственным университетом, Российской международной академией туризма. В практике сотрудничества с вузами – совместное проведение научно-практического конференций, олимпиад, реализация совместных образовательных проектов, руководство кафедрами вузов научно-исследовательской деятельностью учителей и лицеистов, разработка учебно-методических материалов и многое другое.

Лицей имеет международные связи по обмену учащимися и преподавателями со школами Англии и Германии.

По состоянию на 1 января 2002 года в лицее обучается 1222 учащихся. В лицее 52 классов-комплектов, из них в начальной школе 18 классов-комплектов, в которых обучается 450 учащихся, в основной школе 24 классов-комплектов и 552 учащихся, в средней 10 классов и 220 учащегося. По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом:

Семьи с низким доходом – 14%

Семьи со средним заработком – 79%

Семьи с высоким доходом – 7%

По группам здоровьям контингент учащихся распределяется следующим образом:

96% учащихся имеют I группу.

2,7 % II группа

1,3% учащихся отнесены к III группе.

У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний как нарушение зрения и осанка, заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Набор учащихся в лицее из микрорайона, расположенного рядом с образовательным учреждением, составляет 62% школьников, 38% лицеистов представлены контингентом из города и ближайших населенных пунктов. Из детских садов в первый класс лицея поступают примерно 70% детей. Основная причина перехода учащихся в другие школы – смена места жительства.

Обучение в лицее проводится в одну смену.

Лицей имеет свои традиции:

- открытость образовательного процесса;

- уважение к личности ученика и педагога;

- стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

- создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных способностей;

- организация непрерывного образования учащихся;

- признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;

- сохранение и передача педагогического опыта;

- ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;

- формирование экологической культуры и устойчивой мотивации к здоровому образу жизни на всех ступенях лицейского образования;

- включение лицеистов в научно-исследовательскую и культурно-познавательскую деятельность;

- ранняя профилизация обучения;

- взаимодействие лицея с вузами по широкому спектру направлений: формированию мотивированного выбора профессий, совместному ведению учебного воспитательного процесса:, научно исследовательской деятельности;

- использование в организации и ведении образовательного процесса информационных технологий, в том числе и технологий дистанционного обучения;

- раннее обучение иностранным языкам и информатике;

- активная позиция в организации социокультурной среде в микрорайоне;

- гражданственность, толерантность, приоритетность ценностей здорового образа жизни.


^ Организация образовательного процесса


Учебный план лицея создан на основе федерального Базисного учебного плана, Московского Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и скорректирован с учетом специфики многопрофильности обучения в лицее. Образовательная деятельность ведется по следующим профилям:

- физико-математическому (на базе МАДИ)

- естественно-научному (на базе РУДН, МИТХТ)

- гуманитарно-филологическое (на базе МПГУ)

- социально-гуманитарное (на базе РУДН, РМАТ)

Спецификой учебного плана лицея является то, что в нем за счет регионального и школьного компонентов увеличено количество учебных часов, отводимых на изучение математики, физики, химии, биологии, обществоведения. Введено раннее изучение иностранного языка, преподаются интегрированные курсы «Окружающий мир». «Закономерности окружающего мира».

Многопрофильность учебного плана лицея обеспечивается не только увеличением часов на традиционные предметы, но и расширением возможностей образовательных областей за счет введения спецкурсов по социологии, прикладной социологии, политологии, философии, истории религии, логике в 10-11 классах . В лицее разработаны и успешно реализуются программы по «Экологии» (7-9 кл.), «Математическому моделированию» (10-11 кл), «Второму иностранному языку. (французский, немецкий языки по выбору)» (10-11 кл.), «МХК» (5-11 кл.), интегрированным курсам «Окружающий мир» (1-6 кл.) ,«Закономерности окружающего мира» (7-9).

Часы школьного компонента использованы для обогащения содержания предметов базового компонента, в частности, на увеличение числа часов для изучения профильного предмета по каждому из профилей.

Система дополнительного образования лицея используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника посредством диверсификации образовательной среды, расширения контактов с высшими учебными заведениями г.Москвы и Московской области. В лицее реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: культурологическое, физико-математическое, технологическое, химико-биологическое, социально-гуманитарное. Сложилась система экскурсионной работы, которая осуществляется совместно с Российской международной академией туризма, что даёт возможность использовать возможности г.Москвы и Московской области и значительно расширить содержание и средства деятельности учителя-предметника и классного руководителя. Она создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения, нравственно-духовной культуры учащихся и перевода их в социокультурную гуманистическую деятельность.


^ Внешние связи лицея


Лицей в течение ряда лет является всероссийской и региональной экспериментальной площадкой, связанной с обновлением содержания и форм организации образовательного процесса. На его базе регулярно проходят семинары и мастер-классы для директоров и заместителей директоров по НМР естественно-научного, физико-математического и обществоведческого циклов, проводятся предметные олимпиады по различным предметам.

На протяжении 10 лет лицей развивает научно-методическое сотрудничество с высшими учебными заведениями г.Москвы и Московской области: Российским университетом дружбы народов, МАДИ (технический университет), МИТХТ им. М.В.Ломоносова, МПГУ, РМАТ. Оно реализуется через организацию общего образовательного пространства на этапе довузовской подготовки лицеистов и разработку ее учебно-методического обеспечения, руководство проектной и научно-исследовательской деятельностью учащихся и педагогов, активном сотрудничестве в организации внеурочной, досуговой деятельности лицеистов, работе дискуссионного клуба «Поиск», лицейского научного общества «ЛИНО», проведении спортивных соревнований и туристических походов.

Лицей регулярно обменивается опытом работы с различными учебными заведениями России и зарубежных стран Израиля. Германии, Великобритании.


^ Кадровые ресурсы


Лицей укомплектован кадрами полностью. В нём работают 103 педагога, из них 12 совместителей. Качественный состав педагогического коллектива высок. В лицее трудится 6 кандидатов наук, 3 учителя являются аспирантами. 52 учителя имеют высшую квалификационную категорию и 25- первую квалификационную категорию. Звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» имеют 3 педагога и 11 учителей являются «Отличниками просвещения», 13 человек награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ, 6 человек отмечены наградами Министерства образования Московской области . Кадровый состав лицея стабилен и имеет четко выраженную тенденция к развитию. 96 учителей имеют высшее образование, 4 - незаконченное высшее, 3 - среднее специальное, но продолжают обучение в вузах по вечерней и заочной формам обучения. В лицее очевидна тенденция повышения образовательного уровня педагогов. За последние три года число обучающихся педагогов в вузах возросло в четыре раза, а количество учителей со средним специальным образованием уменьшилось более чем в два раза.


^ Материально-техническая база


Лицей имеет три здания: основное здание - постройка 1968 года. Проектная мощность 1280 учащихся. Лицей имеет 2 спортзала, спорт-площадку, 2 актовых зала, 17 кабинетов и 1 кабинет врача.

В здании старшеклассников произведен капитальный ремонт спортивного и актового залов, помещений общего пользования, полностью или частично отремонтированы все классные комнаты, заменено освещение в коридорах и нескольких классах, сменены двери на этажах, все подоконники в коридорах, частично заменена сантехника, полностью заменен линолеум на 2-х этажах.

Капитальный ремонт произведен в здании начальной школы, относящегося к лицею, полностью заменена электропроводка, отремонтирована на спонсорские средства крыша, произведен капитальный ремонт столовой, сантехники, заменена газовая плита на электрическую со всеми сопутствующими работами, по всему зданию заменен линолеум. Оборудованы кабинеты физики, химии, биологии, географии

В здании старшеклассников заменена мебель, приобретены новые доски с освещением в 9 классах, созданы 2 современных кабинета информатики. Приобретена новая мебель в столовой. Имеется кабинет психологической разгрузки для педагогов, создан кабинет эстетического воспитания, ОБЖ, лингафонный. Лицей располагает кабинетом автодела, оборудованным современными техническими средствами обучения и электронно-вычислительной техникой.

^ Технические средства обучения




Название технического средства

Количество

1.

Телевизор

29

2.

Видеомагнитофон

7

3.

Магнитофон

30

4.

Проекционный аппарат

11

5.

Видеокамера

1

6.

Музыкальный центр

2

7.

Лингафонный кабинет

1


^ Наличие электронно-вычислительной техники




Название технического средства

Количество

1.

Компьютерные классы

30

2.

Принтеры

5

3.

Факс

1

4.

Модем

1

5.

Сканер

1

6.

Проекционная система

1

7.

Наличие локальной сети

1

8.

Наличие выхода в Интернет

2


Библиотечный фонд лицея насчитывает около 30 тыс. единиц хранения и представлен в таблице.


Комплектность

Всего

% соотношение от общего числа

Количество обучающихся, имеющих комплект учебников, согласно каталогу «Российский учебник»


1222


100 %

Библиотечный фонд:

Всего:

Из них:

Учебники:

Художественная

литература


30033

8000


22033



69 %


99 %

Обновление фонда учебной литературы школьной библиотеки (за последние 3 года)


1250


24%


^ Финансовые ресурсы


Лицей имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими внебюджетными средствами. Объем бюджетных средств, выделенных учреждению по смете (данные за последние 3 года) и доходы, полученные от предпринимательской деятельности, отражает представленная ниже таблица:


^ Источник финансирования

2000 год

2001 год

2002 год

Всего за последние

3 года

Объем бюджетных средств

9430 тыс. руб.

11465 тыс. руб.

16384 тыс. руб.

37279 тыс. руб.

Фонд заработной платы

6676 тыс. руб.

9649 тыс. руб.

13304 тыс. руб.

29629 тыс. руб.

Доходы учреждения от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности

30тыс. руб.

77,8 тыс. руб.

46,4 тыс. руб.

154,2 тыс. руб.



Общий объем финансовых средств за последние три года составил 37433,2 тыс. руб.



  1. ^ Аналитическое и прогностическое обоснование


Анализ результатов образовательного процесса


За время своего существования лицей завоевал значительный авторитет в г. Химки Московской области и за его пределами. Присущая выпускнику лицея ранняя профессиональная ориентация и социокультурная толерантность базируется на универсальной лицейской подготовке, сформированной системе внешних связей, широкого спектра профильно-ориентированных спецкурсов, сети кружков, клубов, лицейского научного общества. Выпускников лицея отличают развитые коммуникативные и проекто-исследовательские навыки, высокий уровень дискуссионной культуры, сформированная мотивация к здоровому образу жизни и устойчивые навыки ее ведения.

Для лицея характерно высокое качество образования учащихся. Степень обученности учащихся за последние три года стабильно сохраняется на допустимом и высоком уровнях. В основной школе за последние три года численность обучающихся на 4 и 5 колеблется в пределах от 21% до 30,5% от общего числа учащихся. Показателем высокого качества обучения в старшей школе является рост числа лицеистов, получивших серебряные и золотые медали за последние три года. Процент этот увеличился с 1,4% до 3%. Подтверждением качества образования служит и то, что 100% учащихся, окончивших основную школу , продолжают обучение . 97,2% выпускников 9 классов поступают в 10 класс, 15% - в ССУЗы, 1,3% - в УНПО. Все учащиеся продолжают обучение, при этом 97,8% избирают высшие учебные заведения, а 2,2% поступают в ССУЗы. За последние три года выпускники лицея стали студентами МГУ, МФТИ, МАДИ, МИТХТ им. М.В.Ломоносова, МПГУ, РМАТ, РУДН

Формирование устойчивой мотивации к учению в лицее обеспечивается разными формами работы в лицее: организацией кружковой деятельности работой, научных и творческих коллективов, проведением лицейских конференций и участием в районных, областных, международных конференциях, научных чтениях.

^ Участие лицеистов в районных конференциях


Уровень соревнования

Число участников

за последние 3 года

Достижение

Районная научная конференция «Рождественские чтения»


«Шаг в XXI век»


150


30

Диплом


1 место

Районная краеведческая конференция


Экологическая конференция «Планета Земля»

2


170

Диплом


1 место


Подтверждением стабильно высокого качества обучения в лицее является участие лицеистов в олимпиадах разного уровня.


^ Сведения об участии

учащихся в научно-практических

конференциях и олимпиадах:






1999-2000

2000-2001

2001-2002

Участники

Дипломаты

Победители

Участники

Дипломаты

Победители

Участники

Дипломаты

Победители

Участие в научно практической конференции

Районные

4




2

10




5

6




3

Областные

























1

Всероссийские




























Участие в олимпиадах

Районные

20




12

32




21

32




14

Областные

























2

Всероссийские

























1

Международные




























МАДИ (10-11кл)

12

2

12

15

1

14

11




11



Всего за последние 3 года в олимпиадах разного уровня приняло участие 85 лицеистов, 47 из них стали победителями и призёрами.

Наряду с олимпиадами лицеисты участвуют и в турнирах. Участие лицеистов в VII школьном физическом турнире ИТЭФ и Международном турнире городов было отмечено премиями и дипломом.

Устойчивый интерес проявляют лицеисты и к научно-исследовательской деятельности, участвуя не только в работе лицейского научного общества (ЛИНО), но и в научно-практических конференциях, которые образовательное учреждение проводит совместно с МАДИ, МИТХТ, РУДН. Средний процент лицеистов, участвовавших в научно-практических конференциях при вузах в течение последних трех лет, составил 25% от общего числа лицеистов, 45 стали призерами.

Раннее приобщение к научно-исследовательской деятельности не является в лицее единственным путем формирования интереса к учению, мотивации осознанного выбора профессии и воспитания социокультурной толерантности.

В лицее большое внимание уделяется работе кружков и секций, творческих коллективов.

Творческие коллективы (объединения) обучающихся образовательного учреждения были лауреатами и победителями районных конкурсов в течение трех последних лет



Мероприятия

Творческий коллектив

Годы и награды

2000 -2001

2001 - 2002

2002 -2003

Конкурс патриотической песни



Ансамбль «Подмосковье»

73 человека

Диплом

73 человека

Диплом


73 человека

Диплом



Акция «Спасибо тебе, солдат»











73 человека

Диплом


Фестиваль, посвященный

Дню Победы











51 человека

Диплом


Юные таланты Московии.




73 человека

лауреаты

73 человека

лауреаты

73 человека

лауреаты

КВН








45 человек

2 место

40 человек

2 место

Юные инспектора дорожного движения










10 человек

1 место, ценные призы

Конкурс «Мистер и Мисс

г. Химки»




8 человек

1 и 2 место

7 человек

1 и 2 место

9 человек

1 место



Особое внимание в деятельности лицея занимает работа по формированию культуры здоровья, привитию интереса к здоровому образу жизни. спорту. именно поэтому в лицее успешно работает семейный клуб «Здоровье», спортивные секции. Лицеисты непременные участники спортивных соревнований самого разного уровня. Количество учащихся. выступающих на соревнованиях, имеет устойчивую тенденцию к росту, о чем свидетельствует таблица.


psiholologiyali.html
psihomotornoj-korrekcii-stranica-3.html
psihonevrologiyali-dispanserden-anitama-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-reglament-zhalpi-erezheler-psihonevrologiyali-dispanserden-anitama-beru.html
psihonformacjn-tehnolog-u-menedzhment-funkc-ta-kompetentnst-kervnika-psihologchna-orntacya-pracvnikv.html
psihopatologicheskie-proyavleniya-somatizirovannoj-depressii-u-detej-yu-yu-eliseev-psihosomaticheskie-zabolevaniya.html
psihoprofilakticheskaya-i-psihoprosvetitelskaya-rabota-analiz-rezultativnosti-uchebno-vospitatelnogo-processa-v.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-poiskovie-mashini.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stilisticheskaya-funkciya-skvoznih-povtorov-v-proizvedeniyah-selindzhera-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-4-nauka-i-teoriya-nauki-v-antichnosti-tema-ideya-filosofii-nauki-eyo-cel-i-osnovnie-problemi-nachinaya-izuchenie.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-podgotovka-dokumentov-plan-raboti-administracii-goroda-volgodonska-na-2010-god-celi.html
  • writing.bystrickaya.ru/20-noyabrya-2009-dati-i-sobitiya-o-kotorih-stoit-znat.html
  • education.bystrickaya.ru/23soderzhanie-uchebnogo-kursa-programma-disciplini-ugolovno-processualnoe-pravo-rf-obrazovatelnaya-programma.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ivdidakticheskie-osnovilogopedicheskih-zanyatijs-zaikayushimisya-detmi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasprostranitel-oficialno-izdannih-standartov-organizacij-oao-rao-ees-rossii-stranica-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-nostradamuse-konce-sveta-i-veroyatnom-budushem-chelovechestva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-arhitekturnoj-tipologii-visotnih-zdanij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/314-kontaktnaya-informaciya-111024-rossiya-moskva-ul-dushinskaya-d-7-str-1-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-istorii-drevnego-mira-s-ispolzovaniem-tehnologii-problemnogo-obucheniya-5-klass-tema-zarozhdenie-demokratii-v-afinah.html
  • education.bystrickaya.ru/14-parovoz-vospominanij-fedor-berezin.html
  • studies.bystrickaya.ru/233-obyazatelstva-emitenta-iz-obespecheniya-predostavlennogo-tretim-licam-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-primer-oformleniya-psihokorrekcionnoj-programmi-e-posobie-dlya-prepodavatelej-i-studentov-sankt-peterburg.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktivnoe-pereklyuchenie-vnimaniya-obshaemsya-lichno-slushaem-zadaem-voprosi.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-ugolovnogo-prava-i-processa-kvalifikaciya-prestuplenij-i-konkurenciya-ugolovno-pravovih-norm.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-5-metodi-postroeniya-matematicheskih-modelej-asu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-deyatelnost-sovetskogo-pravitelstva-v-pervie-dni-vojni-yu-v-skorohod-laureat-gosudarstvennoj-premii-sssr.html
  • report.bystrickaya.ru/ibragimov-asadullo-habibullaevich-vitalij-ponomarev.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-ekonomika-sistem-tgs-i-v.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-urozhaya-soi-v-zavisimosti-ot-razmerov-fotosinteticheskoj-poverhnosti-listev-v-posevah.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-amdou-detskij-sad-skazka-za-2010-2011-uchebnij-god-avtonomnoe-municipalnoe-doshkolnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-detskij-sad-skazka.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vii-monitoring-realizacii-polozhenij-federalnogo-zakona-kontrol-za-vipolneniem-gosudarstvennih-municipalnih-zadanij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-fakticheskie-rezhimi-ispolzovaniya-vodnih-resursov-vodohranilisha-metodicheskie-ukazaniya-po-razrabotke-pravil-ispolzovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/milliardom-nakroyut-krishi-gosduma-rf-monitoring-smi-3-iyulya-2008-g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-1-vvedenie-uchebnik-pod-red-o-e-lejsta-m-yuridicheskaya-literatura-1997-c-dobavleniem-glav-2006-goda-.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prinimaem-zayavki-po-organizacii-prazdnikov.html
  • writing.bystrickaya.ru/blyuda-iz-zapechennih-ovoshej.html
  • letter.bystrickaya.ru/molodim-vracham-dadut-po-millionu-rublej-16-na-voprosi-kostromichej-otvetit-vrach-urolog-17.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/593-zadolzhennost-po-nalogam-i-sboram-i-socialnomu-obespecheniyu-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-korshunovskij.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-uchebno-metodicheskoj-literaturi-za-yanvar-mart-2011-goda.html
  • student.bystrickaya.ru/11-ukreplenie-form-vzaimodejstviyas-mezhdunarodnimi-nepravitelstvennimii-pravitelstvennimi-organizaciyami.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-zhospari-1-kn-toptar-12-12-14.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strana-volhvov-lichnost-eto-chelovek-kotorij-yavlyaetsya-primerom-dlya-drugih-lichnost-eto-chelovek-postavivshij-cel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.