.RU

Программа преодоления трудностей в изучении физики «шаги к успеху»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»


Программа

преодоления трудностей

в изучении физики


« ШАГИ К УСПЕХУ»


Учитель физики Кукузей Ж.М.

I квалификационная категория


г. Радужный

2009


Успех… - единственный источник

внутренних сил, порождающий

энергию для преодоления трудностей.

В.А.Сухомлинский


Пояснительная записка

Актуальность

Проблема повышения качества знаний школьников и их интереса к учебе была и остается одной из важнейших. Борьба за полную успеваемость учащихся, предупреждение причин неуспеваемости, устранение выявленных проблем, привитие навыков учебного труда и формирование положительного отношения к учебе являются основными направлениями работы учителя.

Трудности, испытываемые подростком в учебе, могут быть различного характера. Они связаны либо с необходимостью вспомнить ранее усвоенный материал, либо запомнить новые данные, либо спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты, либо с отсутствием умений и навыков самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности, ее результатов и т.д.

Большинство «трудных» начинает свой путь с отставания в учебе, которое есть не следствие недостатков умственных способностей, а следствие неумения эффективно организовать свою деятельность, неумения «учить себя». Учащиеся не всегда могут сами справиться с такого рода проблемами, они нуждаются в помощи и поддержке. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний.

Программа преодоления трудностей в изучении физики «Шаги к успеху» особенно необходима для учащихся заочной формы обучения, так как помогает им разобраться в причинах учебных затруднений, в проблемах, возникающих в процессе изучения физики, научить самостоятельно справляться с трудностями, видеть свои сильные стороны и уметь на них опереться.

Программа «Шаги к успеху» рассчитана на 18 занятий и может быть использована для индивидуальной или групповой работы с учащимися по физике. Занятия пo программе могут быть включены в курс физики или как целостный курс, параллельно с основным во внеурочное время.


Цели программы


Задачи


^ Категория учащихся

Курс предназначен для учащихся 9 классов заочной формы обучения с проблемами в знаниях и умениях по физике, с трудом усваивающих учебный материал. Программа может быть адаптирована для любого класса.


^ Ожидаемые результаты

  1. Усвоение учащимися базового уровня государственных стандартов по физике за курс основного общего образования.

  2. Совершенствование общеучебных умений и навыков учащихся.

  3. Развитие познавательных интересов.


^ Межпредметные связи

Программа устанавливает и показывает связь физики с математикой, информатикой.

Технологии, используемые в программе.

Технология саморазвития Селевко. Технология личностно-ориентированного обучения. Технология формирования научных методов познания.


^ Особенности программы

Основным инструментом данной программы является технология ведения предметного портфолио учащегося по физике, которая поможет обучить учащегося объективно и позитивно оценивать свои возможности и представлять их в наиболее выгодном свете. Его цель - помочь учащимся увидеть и оценить свои достижения в изучении физики, научиться радоваться собственным успехам, даже небольшим, - ведь не только оценкой в школе могут быть отмечены достижения! Предметное потфолио учащегося по физике - это папка, в которой не только фиксируются его достижения, нo и отражается весь его путь к успеху в учебе, личностном развитии.

Структура портфолио:

Портрет «Я и физика». В этом разделе учащийся может выразить свое отношение к физике, чем именно привлекает этот предмет и в чем заключаются трудности в изучении физики.

«Чему я хочу научиться». Начиная путь к успеху, необходимо видеть конечный результат и пути его достижения. В этом разделе учащемуся предстоит четко сформулировать цели и задачи изучения физики.

«Копилка». Этот раздел содержит всю полезную информацию по физике памятки, алгоритмы действий, которые могут помочь в учебе.

«Мои достижения». Копилка успехов содержит то, в чем учащийся видит свой успех, грамоты, дипломы, все, что получилось лучше, чем обычно.

Для пополения портфолио ученика и улучшения психологического настроя на успех, интереса к занятиям проводится вручение грамот и дипломов (например, за лучший ответ у доски, за отлично выполненную домашнюю работу, за нахождение нестандартного решения задачи, за творчество, за лучшую компьютерную презентацию, за лучший дизайн презентации, за стремление к своему совершенствованию), награждение нагрудным знаком (переходящим), вручение письменного поздравления учителя за выполнение определенной серьезной работы,

Для того, чтобы портфолио давало полное и наглядное представление об успехах в процессе развития ученика, заполняется сводный лист успехов ученика (приложение № 2).

Программа «Шаги к успеху» формирует важные общеучебные умения: вносит существенный вклад в развитие мышления учащихся, так как приучает их выполнять анализ, выделять существенные свойства объекта, явления и на их основе составлять определения физических понятий и физических величин, делать выводы, планировать свою деятельность и др.; формирует умения работы с книгой (справочником, учебником); учит оформлять результаты работы с различными источниками (конспект, реферат, доклад, план и т.д.).

В содержание программы включены занятия с компьютером.

Структура программ

Программа имеет модульную структуру:

М о д у л ь 1. Формула успеха. Постановка целей и планирование

М о д у л ь 2. Успех в изучении физики.

Мо д у л ь З. Успех на экзамене.

Деятельность учащегося в рамках каждого модуля включает в себя:

  1. ознакомление с теоретическим материалом;

  2. практические работы;

3) работу с портфолио;

4) рефлексию, самооценивание и самоконтроль.


^ Формы работы



Объяснение материала



Объяснения, опыты, схемы, формулы



Обратная связь



Выполнение фронтальных заданий, индивидуальных по карточкам, взаимоопрос, показ учебных видеофильмов, сообщение новых сведений, примеров



Закрепление


Фронтальный опрос-повторение, решение задач у доски, выполнение заданий по карточкам, самостоятельная работа.



Контроль усвоения учебного материала



Устный зачет, контрольная работа, проверочная работа, тест, физический диктант



Самоконтроль


Самоконтроль по образцу,

парный взаимоконтроль




^ Оборудование, раздаточный материал

Учебники, тетради, физическое оборудование, сборники задач, справочники по физике, тексты разноуровневых заданий для самостоятельной работы, компьютерный класс, компьютерные программы, интернет.


^ Содержание программы



Модуль 1. Формула успеха

1

Введение: цели и задачи занятий по программе, структура занятий. Портфолио – папка личного успеха. Структура. Правила работы.

Памятки по ведению предметного портфолио по физике. Диагностика уровня обучаемости.

2

Мои цели. Я и физика. Диагностика пробелов в ЗУНах по физике.

Сочинение «Я и физика». Анкетирование.

Входное тестирование по физике за курс 7-8 класса.

3.

Анализ проблем. Принятие решений. Личный план действий. Секреты эффективной самостоятельной работы. Успех на уроке. Приемы и методы самоконтроля.

Памятки-алгоритмы научной организации умственного труда.



В результате изучения учебного модуля «Формула успеха» учащиеся должны

Знать:

  • Что такое предметное портфолио учащегося по физике и правила его ведения

  • Как правильно организовать свой учебный труд, самостоятельную работу и работу на уроке физики, основные формы и методы самоконтроля.

Уметь:

  • Ставить цели и планировать задачи по их достижению,

  • Правильно организовать свой учебный труд, самостоятельную работу и работу на уроке физики,

  • Владеть навыками самоконтроля.

Практические занятия: диагностика внимания, памяти, логического мышления, уровня обучаемости; тренинги и игры по их развитию,

Самостоятельные работы учащихся: сочинение «Я и физика», работа с портфолио.


^ Модуль 2. Успех в изучении физики

4.

Способы активного овладения физическими терминами и понятиями

Составление определений по алгоритмам. Составление тестов. Алгоритм составления кроссвордов.

5.

Развитие умений самостоятельно работать с текстом

Конспектирование. Умение «сворачивать» информацию ( в виде таблиц, схем, графиков, опорных конспектов). Создание презентаций.

6.

Мои первые шаги в науку.

Поиск информации. Алгоритм подготовки доклада, реферата. Информационный проект (доклад, реферат, презентация).

7.

Перевод единиц измерения физических величин в систему СИ


Действия с единицами измерения, правило размерностей.

8-9.

Математические умения

решения задач по физике.

Стандартный вид числа. Действия со степенями. Выражение неизвестной величины из формул. Математические преобразования с физическими формулами. Действия над векторами, проекции вектора на оси координат. Приближенные вычисления. Округление чисел. Преобразование пропорции в линейные уравнения. Графики основных функций. Теорема Пифагора. Решение линейных уравнений первой и второй степени, систем уравнений. Тригонометрические функции. Площади фигур (прямоугольника, треугольника, трапеции, круга).

Компьютерная презентация «Применение математического аппарата для решения задач по физике».

10-11.


Обучение решению задач.


Физическая задача и ее составные части. Этапы решения физической задачи Оформление решения задачи. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.

12 -13.

Графическое представление связей между физическими величинами


Алгоритмы чтения графиков. Анализ и описание закономерностей, представленных графически. Решение графических задач с использованием таблиц данных, на определение функциональной зависимости, на определение по графику значения физической величины. Изображение ситуации графически.

14-15.

Формирование экспериментальных умений


Эксперимент как источник новых фактов. Алгоритм выполнения эксперимента. Формирование измерительных умений и навыков. Формирование обобщенного умения самостоятельно вести наблюдения и ставить опыты. Расчет погрешностей экспериментальных измерений. Виды погрешностей. Правила округления.

16.

Мои достижения.

Письменная контрольная работа.



В результате изучения учебного модуля «Успех в изучении физики» учащиеся должны

Знать:

  • Основные физические понятия, единицы их измерения и способы измерения (масса, сила, время, путь, перемещение, давление, …)

  • Стандартный вид числа. Действия со степенями. Выражение неизвестной величины из формул. Математические преобразования с физическими формулами. Действия над векторами, проекции вектора на оси координат. Приближенные вычисления. Округление чисел. Преобразование пропорции в линейные уравнения. Графики основных функций. Теорема Пифагора. Решение линейных уравнений первой и второй степени, систем уравнений. Тригонометрические функции. Площади фигур (прямоугольника, треугольника, трапеции, круга).

  • Правила оформления решения физических задач, различные приемы и способы их решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.

  • Алгоритмы чтения графиков.

  • Виды погрешностей. Правила расчета погрешностей экспериментальных измерений. Правила округления.

  • Алгоритм подготовки доклада, реферата.

Уметь:

  • Владеть способами активного овладения физическими терминами и понятиями

  • Самостоятельно работать с текстом, владеть навыками «сворачивания « информации»

  • Переводить единицы измерения физических величин в систему СИ

  • Уметь решать качественные, вычислительные задачи по физике

  • Анализировать и уметь описывать закономерности, представленные графически.

  • Решать графических задач с использованием таблиц данных, на определение функциональной зависимости, на определение по графику значения физической величины, изображать ситуацию графически.

  • Вести наблюдения и ставить опыты, производить необходимые измерения, рассчитывать погрешности измерения.

  • Находить необходимую информацию с помощью библиотечных каталогов и интернета.

Самостоятельные работы: создание рисованных опорных конспектов, подготовка сообщений по физике, индивидуальные исследовательские задания на поиск информации, составление кроссворда, подготовка презентации, составление физических задач-рисунков на физические темы, подготовка для демонстрации и объяснение любого физического фокуса, домашние практические работы.

Практические занятия: практикумы по решению качественных, расчетных, графических и экспериментальных задач.

Контроль: физический диктант на знание физических понятий, письменная контрольная работа по решению задач, компьютерное тестирование на знание теоретического материала.



Модуль 3^ . Успех на экзам��не

17

Мой звездный час.

Итоговый контроль.

Тест за курс основного общего образования по физике

18

Анализ ошибок и пробелов.

Как готовиться к экзамену.

Как сдавать экзамен по физике. Основные виды ошибок на экзамене.

Памятка «Не делай ошибок, хотя бы этих!»..

Памятки-алгоритмы «Подготовка к экзамену», «Техника повторения перед экзаменом», «Техника сдачи экзамена».




Знать:

  • Как готовиться к экзамену по физике, как вести себя на экзамене.

Практическое занятие: тренинг уверенности в себе.

Контроль: тестирование за курс основного общего образования по физике.



Параметры оценки эффективности программы

      1) обученность учащихся;

       2) уровень мотивации;

       3) уровень тревожности;

      4) уровень исследовательских компетенций.

 

Методы оценки эффективности программы

      1) анкетирование;

      2) входное и выходное тестирование, промежуточный и итоговый контроль;

      3) рефлексивные паузы на уроке;

      4) наблюдение за работой учащихся;

      5) собеседование с учащимися, родителями.


Учебно-методическое обеспечение

Учебно - теоретические материалы

  1. Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент

государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа, 2006.

2. Учебник: Физика 7. Автор: А.В. Перышкин, Москва, Дрофа, 2004.

3. Учебник: Физика 8. Автор: А.В. Перышкин, Москва, Дрофа, 2004.

4. Учебник: Физика 9. Авторы: А.В. Перышкин, Е.М.Гутник, Москва, Дрофа, 2004.


Учебно - практические материалы:

1. Сборник задач по физике.7-9 классы. Автор: Г.Н.Степанова, Москва, Просвещение, 2003.

2. Сборник задач по физике. Авторы: В.И.Лукашик, Е.В.Иваанова, Москва. Дрофа, 2003.


Учебно - справочные материалы:

«Справочник по физике и технике» Автор: А.С. Енохович. Москва. Просвещение, 1983.


Учебно - наглядные материалы

1.Приборы демонстрационные.

2. Приборы лабораторные.

3. Мультимедийное учебное пособие «Физика. Основная школа 7-9 класс» 1 и 2 часть издательство «Просвещение», 2005г.

4. Компьютерная программа для изучения физики «Физикус. Обучение с приключениями», издательство «МедиаХауз», 2001г.


Литература

  1. Галеева Н.Л. Сам себе учитель. Курс практических занятий по формированию успешности ученика. ООО «5 за знания» , Москва, 2006

  2. Гурина Р.В. Оценка творчества учащихся. «Физика в школе». 2008. №

  3. З.Меттус Е.В., Литвинова А.В. «Программы профилактики трудностей в учебе», «Учитель». Волгоград, 2006

  4. Осленникова Е.В. Формирование умения школьников анализировать результаты эксперимента и делать выводы, «Физика в школе», №1. 2005

  5. Зверев В.А. Учет психологических особенностей учащихся «Физика в школе», №2, 2005



Приложение 1

Почему ты считаешь предмет физики интересным?

  1. Мне интересен сам предмет физики

  2. Интересно излагает учитель

  3. Узнаю на уроках физики много нового и интересного

  4. Люблю решать интересные задачи

  5. Учитель внимателен и доброжелателен

  6. Мне физика легко дается

  7. На уроках физики я получаю много полезного для жизни

  8. На уроках ставят много опытов

  9. Люблю самостоятельно ставить опыты



Что мешает тебе учиться?

  1. Неинтересное преподавание предмета

  2. Недостаточная подготовка по математике

  3. Неумение решать задачи

  4. Непонимание материала учебника

  5. Пробелы в знаниях за предыдущие годы

  6. Недостаточно времени, чтобы во всем разобраться и все понять

  7. Невнимателен на уроке

  8. Не могу сосредоточиться при объяснении материала

  9. Не умею себя организовать

  10. Лень

  11. Отсутствие воли



Что нужно сделать, чтобы улучшить успехи в учении и сделать изучение предмета более интересным?

  1. ликвидировать пробелы в знаниях за предыдущие годы;

  2. научить решать задачи;

  3. научить самостоятельно работать с учебником;

  4. интереснее излагать материал;

  5. быть более внимательным и доброжелательным к ученикам;

  6. ярче показывать значение знаний по физике для жизни, техники;

  7. больше ставить опытов на уроках;

  8. чаще предоставлять ученикам возможность выполнять опыты самостоятельно;

  9. быть более требовательным к знаниям учащихся;

  10. давать школьникам возможность высказывать свои суждения;

  11. разнообразить формы учебных занятий (проводить семинары, конференции, диспуты и др.);

  12. разнообразить формы контроля за знаниями и умениями;

  13. учить проводить наблюдения, выполнять измерения разными способами;

  14. обучать самоконтролю знаний, приведению их в систему, самостоятельно делать обобщения;

  15. больше давать упражнений с целью закрепления нового материала;

  16. больше решать качественных и экспериментальных задач;

  17. проводить консультации.

  18. надо серьезнее относиться к учебе

  19. добросовестнее готовить домашние задания,

  20. не валять дурака на уроках

Приложение 2

Сводный лист успехов ученика…

Вид решаемой задачи

Конкретизация задачи

Полученные баллы нач. текущ. итог

Вывод

Какая работа отмечена

Учебная













Мыслительная













Практическая













Инфориационная (с компьютером)













Творческая













Социальная















Пример заполнения этой таблицы

Вид решаемой задачи

Конкретизация задачи

Полученные баллы нач. текущ. итог

Вывод

Какая работа отмечена

Учебная

Усвоить тему…

2 344 4




Контрольная

Мыслительная

Научиться сравнивать явления

- 3 4




Изготовление схемы сравнения давлений твердых тел, жидкостей, газов

Практическая

Провести опыт, показывающий, от каких причин зависит давление твердых тел

- 5 5




На уроке

Информационная (с компьютером)

Сделать презентацию «Давление в живой природе»

- 3 4




Подбор иллюстраций к презентации «Давление в живой природе»

Творческая

Придумать и сделать опыты, в которых проявляется давление

3 4 5



Показ своих (не описанных в учебнике) экспериментов)

Социальная

Показать опыты по давлению ученикам 4 класса

- - -




Благодарность за участие в «Часе физики» для учащихся младших классов


Приложение 3

Примеры заданий для оценивания разных видов деятельности.

Задания для контроля владения общеучебными умениями

Прочтите параграф... учебника и составьте его план.

Составьте устный рассказ по теме...

Задания для контроль умений выполнять мыслительные операции

Сравните явление... и ... (например, трение скольжения и качения).

Проведите анализ текста: выделите в нем описания фактов, правило, объяснение процесса, причины, следствия, формулы, исторические сведения.

Сформулируйте общий вывод из опыта на основе частных выводов, полученных в ходе работы.

Задания на контроль умений моделировать

Составьте схему собранной электрической цепи.

Изобразите в виде схемы то, что изучается в тексте...

Ответьте на вопрос: «Какую модель вы приняли, решая задачу..?»


Задания на контроль практических умений

Расскажите: как вы поступите, если надо... (указывается, что нужно сделать).

Ваш план действий, если вы получили задание провести наблюдения за процессом...?

Составьте план выполнения вами косвенного измерения физической величины...

Что нужно сделать, чтобы поставить опыт ...?

Назовите операции, которые вы должны будете провести, и их последовательность, для того чтобы включить в электрическую цепь вольтметр.

Покажите, что вы умеете собирать простейшую электрическую цепь со смешанным соединением проводников (т.е. имеющую последовательное и параллельное включения резисторов).


Задания, развивающие умение вести контроль своей работы

Поясните: «Почему вы применили эту формулу, решая задачу...?»

Проверьте себя с помощью текста в учебнике, правильно ли вы подошли к процессу узнавания явления...

Приложение 4




Приложение 5

Указания к проведению домашних практических работ


Работа «Определение параметров тела человека»


Оборудование: лента измерительная, весы медицинские, справочник по математике (или учебник по геометрии).


Ход работы

1. Представлено тело человека в виде совокупности геометрических тел.

Примеры: голова — шар, рука (без кисти) — цилиндр или конус.

2. В учебнике геометрии найти формулы для расчета объемов и площадей

выделенных элементов фигуры человека.

З. Выполнив необходимые измерения, которые позволят произвести нужные расчеты, заполнить таблицу


^ Часть тела

Голова

Туловище

Рука

Нога

Соответствующая геометрическая фигура (примерно)

Шар

Прямоугольный параллелепипед

Усеченный конус

Усеченный конус

Расчетная формула

Площадь

Объем










Измерения

Длина окружности

Длина, ширина, толщина

Длина руки, охват предплечья, охват ладони

Длина ноги, охват бедра, охват щиколотки

Площадь поверхности тела













Объем тела














Работа «Расчет дневного рациона питания школьника»

Оборудование: таблицы «Удельная теплота сгорания пищевых продуктов», «Энергетические затраты при различных видах деятельности человека» (из книги Енохович А.С. Справочник по физике.), калькулятор.


Ход работы

  1. Рассчитать примерные затраты энергии на различные виды деятельности в течение суток. Виды деятельности выбрать самому.

данные записать в таблицу.


^ Суточные энергетические затраты

№ п/п

Вид деятельности

Продолжительность, ч

Энергозатраты, Дж/ч

Расход энергии, кДж


















  1. Рассчитать примерную энергетическую ценность продуктов питания потребленных в течение суток, данные из собственного меню.

Результаты записать в таблицу

№ п/п

Название продукта

Масса, кг

Удельная теплота сгорания, кДж/кг

Энергетическая ценность, кДж
















.

  1. Сравнить затраты и потребление энергии. Сделать вывод о рационе питания и его корректировке



Работа «Определение роста человека без линейки»


Оборудование: шарик на нити длиной, равной росту измеряемого человека, секундомер, штатив с кольцом.


Ход работы

  1. Привести в колебание шарик на нити (модель математического маятника).

  2. Определить время и число колебаний за значительный промежуток

данные занести в таблицу


№ п/п

Число колебаний

Время колебаний

Период колебаний

Длина нити

Рост человека

Относительная погрешность

























  1. Используя формулу периода колебаний математического маятника

вычислить длину нити маятника.

4) Предложить способ измерения грешности

5) Вычислить погрешность измерения


Приложение №6

Схема обучения

выполнения физического эксперимента

Я предполагаю, что… (гипотеза, предсказание)



Рассуждение, на основе которых выдвинута гипотеза или сделано предсказание

Я основываюсь на (модели, теории, законе, утверждении)…





Что я предлагаю сделать для проверки предположения (идея, замысел)

Я основываюсь на (модели, теории, законе, утвердении)…

Мне необходимы приборы и материалы

План моих действий

Анализ плана

Что я изменяю

Что будет постоянным

Что я изменяю

Чем это достигается

Я слежу за этим по

Я слежу за этим по

Выводы, которые я сделал

Словесные

Формула

Графические





















Причины возможных ошибок и пути их устранения

Расчет погрешности результата

Сравнение предположений и выводов из опыта.

Заключение 1: гипотеза и мои рассуждения верны полностью, верны частично, не верны

Заключения 2.: выдвинутое предположение доказано, не доказано



programma-utverzhdena-uchyonim-sovetom-okeanologicheskogo-fakulteta.html
programma-v-arhangelskaya-mezhdunarodnaya-medicinskaya-nauchnaya-konferenciya-molodih-uchyonih-i-studentov.html
programma-v-foruma-iskusstvo-plasticheskoj-hirurgii.html
programma-v-i-vserossijskoj-konferencii-s-mezhdunarodnim-uchastiem-zhizn-provincii-kak-fenomen-duhovnosti.html
programma-v-medicinskom-centre-tradicionnoj-kitajskoj-medicini-imperatorskij-dvorec.html
programma-v-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-energoresursosberegayushie-tehnologii-nauka-obrazovanie-biznes-proizvodstvo-24-28-oktyabrya-2011-g-astrahan-2011.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosibirskaya-gosudarstvennaya-oblastnaya-nauchnaya-biblioteka-derbilova-o-v.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-16-vizualizirujte-shirokomu-krugu-chitatelej-predlagaetsya-prostaya-no-ochen-effektivnaya-metodologiya-preodoleniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-garantijnoe-obsluzhivanie-modelnie-selskie-biblioteki.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-nauchnih-meropriyatij-vuzov-i-ssuzov-g-almetevsk-na-2011-12-uchebnij-god-.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-gruppa-e3-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otraslevoj-zhurnal-meteospektr-nachal-izdavatsya-v-2000-godu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblastnoj-konkurs-programm-deti-ulic-pravovoe-vospitanie-nesovershennoletnih-vavilova-marina-vasilevna-studentka-5-kursa.html
  • control.bystrickaya.ru/drugie-metodi-razdeleniya-idealnaya-zhidkost-voobrazhaemaya-zhidkost-lishyonnaya-vyazkosti-i-teploprovodnosti-v-i.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-eto-tolko-kazhetsya-chto-noch-vremya-polnoj-tishini-i-bezmyatezhnogo-pokoya-noch-polna-zvukov-shuma-dozhdevih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovleniem-pravitelstva-stranica-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b-z-bajsarin-azastan-respublikasini-ilmisti-iini-erekshe-blmn-kejbr-baptarini-ilmis-ramin-saralau-erekshelkter.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovoe-ozdorovlenie-organizacii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-77-pravo-ispolzovaniya-rezultatov-intellektualnoj-statya-1226-intellektualnie-prava.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spravedlivejshij-shumerskie-nochi-rudazov.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompleksnij-investicionnij-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-alatirya-na-2010-2012-godi-i-na-period-do-2020-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-vide-kompleksnogo-testirovaniya-dlya-postupleniya-v-magistraturu-po-programme-140500-68-02-tehnologiya-i-ekologiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzistencialnaya-fenomenologiya-i-sociologiya-pitirima-sorokina.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trudovoj-dogovor-kontrakt-ponyatie-storoni-i-soderzhanie-chast-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-dlya-nachinayushih-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdyon-na-zasedanii-soveta-shkoli-protokol-1-ot-01-09-2010-goda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-1-sravnenie-osnovnih-harakteristik-prirodnih-zon-rossii-i-v-alekseenko-es-ukraina-novie-realii.html
  • education.bystrickaya.ru/13-tehniko-ekonomicheskie-faktori-i-rezervi-snizheniya-sebestoimosti-gl-buhgalter-36-yurist-36-buhgalteriya-36-otdel.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-muzike-8-9-klass.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennaya-scenografiya-nekotorie-voprosi-teorii-i-praktiki-stranica-11.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-doris-mortman-true-colors-1994.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-zakoni-sohraneniya-v-mehanike-variant-1-nachalnij-uroven.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slovo.html
  • studies.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-chast-12.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-gudyashaya-belka-gonchie-bafuta.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-kak-socialnij-obmen.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-261-isklyuchena-zakon-ukraini-3694-hi-ot-15-dekabrya-1993-g-statya-262-isklyuchena.html
  • exam.bystrickaya.ru/yurij-shevchuk-metriko-ritmicheskaya-organizaciya-russkoj-rok-poezii-1980-h-godov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-prakticheskij-zanyatij-i-lekcij-tematicheskij-plan-lekcij-po-ftiziopulmonologii-dlya-studentov-5-kursa-lechebnogo-fakulteta-.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-a-s-pushkin-nachalo-tvorcheskogo-puti-licej-urok-lekciya-monograficheskaya-tema.html
  • notebook.bystrickaya.ru/greh-pobedit-o-zhelaesh-li-ti-allilujya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.