.RU

Программа подготовки психологов-консультантов и специалистов в области гештальт-подхода


Санкт-Петербургский Институт Гештальта

GESTALT INSTITUTE OF SAINT-PETERSBURG

_____________________________________________

Регистрационный № № лицензии на обучение

000327 D602 А 101771


БУКЛЕТ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ


Санкт-Петербургский Институт Гештальта вырос из СПб Центра Гештальт-терапии, основанного в 1994 г. Официально зарегистрован как Негосударственное Образовательное учреждение в январе 1996 года. Имеет лицензию на право ведения дополнительной профессиональной образовательной деятельности (в области Гештальта). СПб Институт Гештальта является членом FORGE - Международной Федерации Организаций, обучающих Гештальту, и EAGT (Европейской Ассоциации Гештальт Терапии).

За время существования Института было выпущено 10 курсов слушателей, прошедших профессиональную переподготовку в области Гештальта в Санкт-Петербурге и свыше 20 – в других городах России и СНГ. В настоящее время наши выпускники работают в психотерапии, психологическом и организационном консультировании, коучинге. Обучающие курсы ведутся в течение ряда лет в различных городах России и ближнего зарубежья.

Институт поддерживает связи с Парижской Школой Гештальта, Норвежским Институтом Гештальта, Краковским Институтом Гештальт Терапии, Римским Институтом Психотерапии, Кливлендским Институтом Гештальта и др.

Преподаватели Института имеют международные квалификационные сертификаты психотерапевтов, и междyнародные сертификаты обучающих гештальт-терапевтов. Практический стаж в области индивидуальной и групповой психотерапии свыше 15 лет.


^ Санкт-Петербургский Институт Гештальта сообщает, что в 2006 -2007 учебном году будут организованы следующие программы:

  1. Программа подготовки психологов-консультантов и специалистов в области гештальт-подхода.


Программа разработана совместно СПб Институтом Гештальта и EPG - Ecole Parisienne de Gestalt (Парижской Школой Гештальта) и соответствует международному стандарту подготовки гештальт- практиков.

Форма обучения - очно-заочная.

Категория слушателей: психологи, врачи, педагоги, менеджеры, студенты старших курсов профильных ВУЗов.


Программа предусматривает три последовательных цикла обучения:
^
  1. Программа “Личностный рост и Гештальт ”


Цель - получение собственного терапевтического опыта в гештальт-подходе: развитие осознанности и ответственности слушателей в актуальном контакте с реальной ситуацией, реализация индивидуальных способов творческого приспособления.

Срок обучения - 550 часов в течение 9-12 месяцев.

Форма обучения - очно-заочная


Требования к кандидатам:

 диплом о высшем медицинском или психологическом образовании

 возможен диплом о другом высшем образовании (максимум 30% кандидатов)

 возможен прием студентов старших курсов профильных ВУЗов.

Программа включает:

 шестидневные workshops в СПб; расписание занятий предоставляется заранее, на весь учебный год.

Занятия представляют собой пролонгированную гештальт-группу с элементами методического анализа.


C позиции клиента рассматриваются темы:

- Контакт

- Поле организм/среда

- Фигура и фон

- Awareness

- Полярности

- Эксперимент

- Монодрама, амплификация


 Самостоятельное изучение рекомендованной литературы

 Самостоятельные упражнения по осознаванию

 Отбор на второй цикл по итоговому собеседованию.


Литература для изучения:

  1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001.

  2. Гингер С. Что такое Гештальт? Двадцать базовых понятий. - СПб., 1996.

  3. Координаты “Я”: Здесь и теперь. - СПб., 1996.

  4. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб.: Речь, 2004.

  5. Наранхо К. Техники гештальт-терапии. – Воронеж, 1995.

  6. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. - СПб., 1995.

  7. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М., 1996.

  8. Польстер И., Польстер М. Интегрированная Гештальт-терапия. - М., 1997.

  9. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. - М., 1992.

  10. Стивенс Дж. Сознавание: исследуем, экспериментируем, упражняемся. - М., «Эксмо», 2002.

  11. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. - СПб., 1994.


Оценочная процедура

Оценивание осуществляется ежегодно Советом, состоящим, по крайней мере, из трех тренеров, никто из которых не является личным терапевтом студентов. Совет работает под руководством Старшего Тренера курса.

В течение года допустимы пропуски не более 10% сессионного времени.

После завершения программы первого года проводится индивидуальное собеседование с каждым студентом, касающееся оценки его личностного роста и личностной зрелости. После первого года обучения примерно только половина студентов может продолжить профессиональную подготовку: если на первый курс обычно допускается около 40 человек (две группы), то на следующую программу – лишь 22-24 человека.


В конце курса выдается сертификат о прохождении программы.


2. Программа “Теория и методология Гештальта”


Цель - овладение теоретико-методологическими принципами Гештальта, его базовыми понятиями и техниками работы

Категория слушателей - психологи, врачи, педагоги, менеджеры и другие, успешно завершившие психотерапевтический цикл.

Срок обучения - 550 часов в течение 9-12 месяцев.

Форма обучения - очно-заочная


Требования к кандидатам совпадают с требованиями к кандидатам первого цикла.


Программа включает:

 шестидневные workshops в СПб; расписание занятий предоставляется заранее, на весь учебный год.

Занятия представляют собой дидактическую пролонгированную гештальт-группу, и включают лекции, упражнения, практические занятия, ролевые игры и очную супервизию.


^ Рассматриваются основные темы (разбивка тем по семинарам и последовательность семинаров не являются жестко заданными):

1.

Основы теории и методологии гештальт-подхода.

  • Историко-философские корни Гештальта.

  • Взаимодействие фигуры и фона

  • Основные положения теории психологического поля

  • Основные принципы Гештальта.

  • Понятие «Контакт»

  • Теория Self.

  • Функции Self и их нарушения.

  • Цикл контакта.

  • Сопротивления.

2.

Основы процессуального подхода в гештальт-терапии

  • Организм и среда

  • Гомеостаз и творческое приспособление

  • Первичная/вторичная физиология

  • Фиксированный гештальт

  • Виды цикла контакта по П. Гудмену, Дж.Зинкеру и др.

  • Острая ситуация высокой интенсивности/хроническая ситуация низкой интенсивности

  • Терапевтические гипотезы

  • Сопротивления.

3.

Работа с телом и сексуальностью

  • Телесно-ориентированная работа в Гештальте.

  • Гештальт в работе с сексуальными проблемами.

  • Элементы работы с психосоматическими нарушениями

4.

Терапевтические отношения

  • Трансфер и контртрансфер.

  • Диалог

  • Контролируемое участие и самоограничения

  • Профессиональные этические принципы и их применение

5.

  • Нейрофизиологические аспекты функционирования мозга.

  • Гештальт в работе со сновидениями, мечтами и фантазиями.

  • Гештальт группы


В структуре курса так же предусмотрены:

· Самостоятельное изучение рекомендованной литературы

· Практическая самоподготовка

· Работа в малых группах

· Отбор на третий цикл по итоговому собеседованию.


Основная литература:

  1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта СПб.: Питер, 2001.

  2. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. М., Республика, 1995, стр. 192

  3. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. М.: ПЕР СЭ, 2002.

  4. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. СПб.: Специальная литература, 2001.

  5. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. М.: Класс, 2000.

  6. Кемпнер Дж. Телесный прооцесс. Гл. 4: Структура и процесс. Тело и Я. // Гештальт – 97. Сборник Московского Гештальт-института. М.: 1998.

  7. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб.: Речь, 2004.

  8. Наранхо К. Техники гештальт-терапии, Воронеж, 1996.

  9. Перлз Ф. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии. М.: Либрис, 1996.

  10. Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

  11. Уилер Г. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма. М.: Смысл, 2005.

  12. Ялом И.Д. «Экзистенциальная психотерапия» М. Класс 1999.


Дополнительная литература:

  1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М.: Refl-book, 1994.

  2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Екатеринбург: ЛИТУР, 1997.

  3. Гуссерль Э. Философия, как строгая наука. СПб.: Логос, 1911.

  4. Ибрагимова М. Л. Психология интенциональных актов / Автореферат канд. диссертации. М., 1998.

  5. Иванова Е. А., Яковлев А. Л. Заметки о цикле контакта. В сб.: Координаты «Я»: здесь и теперь. Альманах 1. – СПб., СПбИГ, 1996.

  6. Лебедева Н.М. Трансфер в гештальт-терапии: подкидыш, приемное дитя или…? В сб.: Координаты «Я»: что и зачем. Альманах 3. - СПб.: СПбИГ, 2002., с. 11-32.

  7. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика М: «Класс», 1998. - 480 стр.

  8. Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Гуманитарная литература, 1996.

  9. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. М.: Класс, 1997.

  10. Польстер М. Гештальт-терапия: эволюция и практика // Эволюция психотерапии / т.3 – «Let it be…»: экзистенциально-гуманистическая психотерапия» М.: «Класс», 1998.

  11. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского /. М.: Просвещение. 1990.

  12. Робин Ж.М.. Лекция «Стыд», М., 1998.

  13. Сафаров И.Ш. Творческое приспособление и цикл контакта. В сб.: Координаты «Я»: где и как. Альманах 2. – СПб.: СПбИГ, 1999., с. 54 -64.

  14. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

  15. Zinker J. Creative process in Gestalt Therapy. New York: Vintage Books, 1977.

  16. Yontef G.M. Awareness dialogue & Process. New York: The Gestalt Journal Press, Inc. 1993. 551 p.


Оценочная процедура

После завершения второго года Совет оценивает не только личностный рост и зрелость студента, но также его (ее) способность ассимилировать теорию и практику. В течение года допустимы пропуски не более 10% сессионного времени.

Совет принимает решение о готовности студента начать собственную практику в Гештальте под супервизию. При наличии каких-либо проблем, члены Совета могут сделать студенту соответствующие рекомендации.


3. Программа “Практический инструментарий и прикладные аспекты Гештальта”


Цель программы - овладение практическими методами Гештальта в различных сферах профессиональной деятельности

Категория слушателей - психологи, врачи, педагоги, менеджеры и другие, успешно завершившие второй цикл.

Срок обучения - 550 часов в течение 9-12 месяцев.

Форма обучения - очно-заочная


Требования к кандидатам совпадают с требованиями к кандидатам второго цикла. К моменту завершения цикла необходимо пройти минимум 20 часов индивидуальной психотерапии, иметь диплом о высшем образовании и иметь практику в области психотерапии или консультирования.


Программа включает:

 шестидневные workshops в СПб; расписание занятий предоставляется заранее, на весь учебный год.

Занятия представляют собой дидактическую пролонгированную гештальт-группу, и включают лекции, упражнения, практические занятия, ролевые игры и очную и заочную супервизию.


^ Рассматриваются темы: (разбивка тем по семинарам и последовательность семинаров не являются жестко заданными).

1.

  • Гештальт в менеджменте и работе с организациями.

2.

  • Гештальт в работе с парами и семьями.

  • Гештальт в работе с детьми и подростками. Гештальт-педагогика.

3.

Введение в курс психопатологии с позиций гештальт-подхода

  • Норма и патология с позиций Гештальта.

  • Диагностическая процедура в Гештальте

  • Основы представлений о дифференциальной диагностике, DSM IV, психоаналитической диагностике

  • Основы общей психопатологии.

  • Особенности гештальт-терапии с лицами, страдающими неврозами, зависимостями, пограничными личностными расстройствами и психозами.

4.

  • Супервизия

5.

  • Защита дипломов


В структуре курса так же предусмотрены:

· Самостоятельное изучение рекомендованной литературы

· Практическая подготовка и зашита дипломных работ, объемом не менее 40 печатных страниц, включающей отчет о конкретной самостоятельной практике в Гештальте и ее теоретическое осмысление.

· Отбор на следующую программу.


Основная литература:


  1. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 320 с.

  2. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 287 с.

  3. Каплан Г., Сэддок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х томах. – М.: Медицина, 1994.

  4. Кемплер У. Основы семейной гештальттерапии. – СПб.: «Издательство Пирожкова», 2001. – 224 с.

  5. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2004.

  6. Мак–Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

  7. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. - СПб.: «Оверлайд», 1994.

  8. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

  10. Шиканова Е.А. Применение Гештальт-подхода в работе с психотиками. В сб.: Координаты «Я»: где и как. Альманах 2. – СПб.: СПбИГ, 1999, с. 93 - 101.

  11. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. – СПб.: «Издательство Пирожкова», 2001.


Дополнительная литература:


  1. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 224 с.

  2. Перлз Ф. Гештальт семинары. Гештальт-терапия до-словно. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1998. – 323 с.

  3. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. – 480 с.

  4. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. – М.: Смысл, 2000. – 358 с.

  5. Перлз Ф., Гудмен П. Теория Гештальт-терапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. – 384 с.

  6. Польстер И. Обитаемый человек: терапевтическое исследование личности. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 240 с.

  7. Cyntia Oudejans Harris, M.D. Gestalt Work With Psychotics. Gestalt Therapy, ed. by E. Nevis. 1992.

  8. Delisle G. Personality Disorders. Ottawa: CIG Press, 1999.

  9. Horney K. Neurosis and human growth: The struggle toward self-realisation. New York: Norton, 1950.

  10. Joseph Melnick, Ph.D. and Sonia March Nevis, Ph.D.Diagnosis: The Struggle for a Meaningful Paradigm. Gestalt Therapy, ed. by E. Nevis. 1992.

  11. Nevis Ed.C. Gestalt Therapy. Perspectives and Applications. New York: GIC Press / Gardner Press, 1992.

  12. Nevis C. Organisational Consulting: a Gestalt Approach. N.Y., London, 1987.

  13. Yalom G.M. Existentional Psychotherapy. New York: Basic Books, 1980.

  14. Yontef G.M. Awareness dialogue and process. New York: The Gestalt Journal Press, Inc., 1993.


Оценочная процедура


После завершения третьего года Совет (включая внешнего эксперта) проводит специальное заседание, во время которого для каждого студента подводятся итоги по трем направлениям: его работе в дидактической группе, актуальной практике, уровню знаний. В течение года допустимы пропуски не более 10% сессионного времени.

Совет принимает решение о готовности студента к итоговой оценочной процедуре за второй уровень.

Финальная оценка за трехгодичную программу предполагает наличие письменного текста диплома, объемом не менее 40 страниц, который иллюстрирует теоретическое и практическое изучение конкретной темы, выбранной студентом, исходя из его реальной практики. Студент представляет дипломную работу на группе, где обсуждаются не только содержащиеся в ней теоретические положения, но также практическая процедура, проводимую студентом в групповом формате. Текст, представление его на группе (теоретический анализ и практика) и процедура оцениваются тремя тренерами, внешним экспертом и членами группы.


Успешно прошедшим курс и защитившим дипломную работу выдается диплом установленного образца, свидетельствующий о присвоении квалификации «психолога-консультанта со специализацией в области Гештальта». Диплом Института соответствует международному стандарту, и является эквивалентом квалификации Getstalt-practician: практический специалист в области Гештальта.


^ II. Программа подготовки профессиональных гештальт-терапевтов


1. Программа «Избранные аспекты современного Гештальта»


Цель программы - углубленное овладение современными теоретико-методологическими принципами Гештальта, совершенствование психотерапевтических навыков, контроль за их практическим использованием; формирование индивидуального стиля гештальт-терапевтов.

Категория слушателей – практические специалисты в области Гештальта.

Срок обучения - 550 часов течение 9-12 месяцев.

Форма обучения - очно-заочная.


Требования к кандидатам:


Программа включает:

 пятидневные workshops; расписание занятий предоставляется заранее на весь учебный год.

Занятия ведутся в режиме дидактических групп и семинаров, требуют самостоятельной работы с литературой, подготовки практических материалов по избранным темам и проведения докладов, а также подготовки клинических случаев по тематике семинара для обсуждения в режиме супервизии. Предусматривается самостоятельная работа в малых группах, а также дополнительная супервизия в индивидуальном и групповом формате.


Рассматриваются темы (разбивка тем по семинарам и последовательность семинаров не являются жестко заданными; аспекты основных тем могут корректироваться в зависимости от приоритетов ведущего и специфики интересов участников группы):

1.


Теория психологического поля.

  • Теория психологического поля К. Левина. Понятия, определяющие поведение в поле.

  • Основные теоретические постулаты гештальт-подхода и теория психологического поля.

  • Интрапсихические и интерпсихические конфликты с точки зрения теории поля. Феноменология и динамика психологического поля.

  • Принципы теории поля.

  • Разновидности психологического поля:

(поле терапевт - клиент; поле родительской семьи, этническое поле, феномены группы с точки зрения теории поля и т.д.)

2.
^ Феноменологическая методология и гештальт-подход.

  • Феноменология клиента и феноменология терапевта.

  • Феноменология присутствия

  • Феноменология социальной и личностной поддержки.

3.
^ Теории мотивации и разрешение конфликтов в контексте Гештальта.

  • Теории мотивации (содержательные, процессуальные, подкрепления).

  • Использование теорий мотивации в психотерапевтической практике.

  • Теория когнитивного диссонанса.

  • Конфликты (определение, факторы, вызывающие конфликтные ситуации, стратегии разрешения, психотерапевтическая практика).

  • Стратегия самопосредничества при разрешении длительных конфликтов.

4.

Супервизорские отношения.

  • Супервизорские позиции.

  • Техники супервизии.

  • Этика супервизии и индивидуальные трудности супервизора.

  • Индивидуальный стиль консультанта и терапевта.

  • Ресурсы консультанта и терапевта.

  • Гештальтистские методы и техники профилактики эмоционального выгорания.


В структуре курса так же предусмотрены:

· Самостоятельное изучение рекомендованной литературы

· Практическая самоподготовка


Слушателям рекомендуется заниматься регулярной клинической практикой и регулярно отчитываться по этому поводу руководителю, а также проходить супервизии. В течение года допустимы пропуски не более 10% сессионного времени.


Основная литература:

  1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Глава 10. - Люберцы: Психотерапевтический колледж,1999.

  2. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. - М.: Республика, 1995.

  3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001.

  4. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. - СПб.: Специальная литература, 2001.

  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

  7. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004.

  8. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. – М.: Смысл, 2001.

  9. Перлз Ф. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии. - М.: Либрис, 1996.

  10. Польстер М. Гештальт-терапия: эволюция и практика // Эволюция психотерапии / т.3 – «Let it be…»: экзистенциально-гуманистическая психотерапия» - М.: Класс, 1998.

  11. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. - СПб.: Речь, 2000.


Дополнительная литература

  1. Гуссерль Э. Философия, как строгая наука. - СПб.: Логос. - 1911.

  2. Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. - СПб., 1994.

  3. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. Гештальт терапия с парами и семьями. - М.: Класс, 2000г.

  4. Ибрагимова М. Л. Психология интенциональных актов / Автореферат канд. диссертации. - М., 1998.

  5. Иванова Е. А., Яковлев А. Л. Заметки о цикле контакта. В сб.: Координаты «Я» : здесь и теперь. Альманах 1. - СПб.: СПбИГ, 1996.

  6. Конфликтология /Под ред. А.С.Кармина. – СПб: Изд-во «Лань», 1999.

  7. Мерло-Понти М. В защиту философии. - М.: Гуманитарная литература, 1996.

  8. Наранхо К. Техники гештальт-терапии. - Воронеж, 1996.

  9. Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

  10. Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского/. - М.: Просвещение, 1990.

  11. Сафаров И.Ш. Творческое приспособление и цикл контакта. В сб.: Координаты «Я»: где и как. Альманах 2. - СПб.: СПб ИГ, 1999.

  12. Уилсон Р.А. Квантовая психология. - М.: Janus Books, 2000.

  13. Уилсон Р.А. Психология эволюции. М.: Janus Books, 2000.

  14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1986.

  15. Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994.

  16. Ялом И.Д. «Экзистенциальная психотерапия» - М. Класс, 1999.

  17. Friedman M. Martin Buber: The life of Dialogue. Chicago: University of Chicago Press, 1976.

  18. Latner J. The Gestalt Therapy Book. New York: Bantam Books, 1972.

  19. Laughlin, H.P. The ego and its defenses. New York: Jason Aronson, 1970.

  20. Melnick J., Nevis S.M. Diagnosis: The Struggle for a Meaningful Paradigm. Gestalt Therapy / Ed. Edwin C. Nevis. New York: Gardner Press, 1992.

  21. Perls F., Hefferline R., Goodman P. Gestalt Therapy. NewYork: Julian Press, 1951.

  22. Perls F. S. Gestalt Therapy Verbatum. New York: Real People Press, 1969.

  23. Perls L. Living at the Boundary. A Gestalt Journal Publication. 1992, p. 129 – 135. Интернет: www.Gestalt.ru

  24. Wheeler G. Gestalt Reconsidered. A New Approach to Contact and Resistance. New York: Gardner Press, 1991.

  25. Yontef G.M. Awareness dialogue & Process. New York. The Gestalt Journal Press, Inc. 1993. 551 p.

  26. Zinker J. Creative process in Gestalt Therapy. New York: Vintage Books, 1977.


Оценочная процедура

Как обычно, оценивание по итогам года производится на заседании Совета из трех человек, во время которого в отношении каждого студента обсуждаются различные аспекты, связанные с его участием в дидактической группе, количество и качество сделанных им докладов, его практика под супервизию. и пр. При необходимости студенту делаются соответствующие рекомендации.

  1. Программа «Гештальт-подход в работе с различными социальными и возрастными группами»


Цель программы: углубленное овладение теоретико-методологическими принципами и совершенствование психотерапевтических навыков, касающихся работы с различными социальными и возрастными группами населения.

^ Категория слушателей – практические специалисты в области Гештальта, работающие в гештальт-подходе в сфере психологии, медицины, педагогики, социальной помощи.

^ Срок обучения - 550 часов в течение 9-12 месяцев.

Форма обучения - очно-заочная.


Программа обучения предусматривает прежде всего углубленное исследование теоретических предпосылок, основ и методов Гештальта и контроль за их практическим использованием. Обучение ведется в режиме дидактических групп и семинаров, требует самостоятельной работы с литературой, подготовки практических материалов и проведения докладов по избранным темам, работы в малых группах, а также привязки теоретических построений Гештальта к своей профессиональной деятельности. Программа требует самостоятельной консультативной и психотерапевтической практики в данном подходе и предусматривает широкий объем заочной супервизии.


Рассматриваются темы (разбивка тем по семинарам и последовательность семинаров не являются жестко заданными; аспекты основных тем могут корректироваться в зависимости от приоритетов ведущего и специфики интересов участников группы):

1.


Специфика длительных терапевтических отношений.

  • Начало терапии. Терапевтический контракт.

  • Терапевтический альянс. Диалог.

  • Феноменология присутствия (включенность, уровни присутствия, терапевтические средства изменения уровня присутствия клиента).

  • Этапы длительного терапевтического процесса.

  • Индивидуальный стиль терапевта.

  • Профилактика эмоционального выгорания.

2.

Работа с парами и семьями

  • Взаимодействие с семьями и парами. Интервенции к системе пар и семей.

  • Системы: пары и семьи как целостные феномены. Интерактивный цикл.

  • Границы семейной системы. Отношения между поколениями.

  • «Идентифицированный клиент»

  • Работа с сексуальными отношениями в парах.

  • Гомосексуальные и гетеросексуальные пары.

  • Этапы и кризисы в семейных отношениях.

3.

Работа с детьми и подростками

  • Процессы формирования и развития человека в контексте родительской семьи.

  • Роль раннего травматического опыта в дальнейшем формировании отношений.

  • Детско-родительские и сиблинговые отношения.

  • Особые проблемы детского и подросткового возраста

  • Технические аспекты работы с детьми разного возраста.

4.

Гештальт в работе с группами

  • Групповая динамика и типология гештальт-группы.

  • Стратегии и техники работы на разных стадиях развития группы.

  • Позиции ведущего и ко-терапия в гештальт - группах.


В структуре курса так же предусмотрены:

· Самостоятельное изучение рекомендованной литературы

· Практическая самоподготовка

· Отбор на третий цикл по итоговому собеседованию.


Слушатели должны регулярно отчитываться руководителю о клинической практике и проходить супервизию. В течение года допустимы пропуски не более 10% сессионного времени.


Основная литература:


  1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001.

  2. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. - СПб.: Специальная литература, 2001.

  3. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. Гештальт терапия с парами и семьями. - М.: Класс, 2000г.

  4. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы – теория и практика. - М.: Академический проект, 2000.

  5. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика. - СПб., Речь, 2004.

  6. Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

  7. Польстер И., Польстер М. Интегрированная Гештальт-терапия. - М., 1997.

  8. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 1998.

  9. Сатир В. Вы и ваша семья. М.: Институт общегуманитарных Исследований, 2007.

  10. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. - СПб.: Питер, 2000.


Дополнительная литература:


  1. .Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. - М.: Республика, 1995.

  2. Кемпнер Дж. Телесный прооцесс. Гл. 4: Структура и процесс. Тело и Я. // Гештальт – 97. Сборник Московского Гештальт Института. – М., 1998.

  3. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. - М.: Смысл, 2001.

  4. Московский психотерапевтический журнал. Специальный гештальт-выпуск, 1994, № 3.

  5. Перлз Ф. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии. - М.: Либрис, 1996.

  6. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. - М., 1993.

  7. Польстер М. Гештальт-терапия: эволюция и практика // Эволюция психотерапии / т.3 – «Let it be…»: экзистенциально-гуманистическая психотерапия» - М.: Класс, 1998.

  8. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 1990.

  9. Робин Ж.М. Теория и практика группы в гештальт-терапии. - М.: Московский Гештальт Институт. 2000.

  10. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М., 1990.

  11. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. - С-Пб., 1994.

  12. Ялом И.Д. «Экзистенциальная психотерапия» - М.: Класс, 1999.

  13. Latner J. The Gestalt Therapy Book. New York: Bantam Books, 1972.

  14. Laughlin, H.P. The ego and its defenses. New York: Jason Aronson, 1970.

  15. Melnick J., Nevis S.M. Diagnosis: The Struggle for a Meaningful Paradigm. Gestalt Therapy / Ed. Edwin C. Nevis. New York: Gardner Press, 1992.

  16. Nevis C. Organisational Consulting: a Gestalt Approach. N.Y., London, 1987.

  17. Perls F., Hefferline R., Goodman P. Gestalt Therapy. NewYork: Julian Press, 1951.

  18. Perls F. S. Gestalt Therapy Verbatum. New York: Real People Press, 1969.

  19. Perls L. Living at the Boundary. A Gestalt Journal Publication. 1992 Pp. 129 – 135. Интернет: www.Gestalt.ru

  20. Wheeler G. Gestalt Reconsidered. A New Approach to Contact and Resistance. New York: Gardner Press, 1991.

  21. Yontef G.M. Awareness dialogue & Process. New York. The Gestalt Journal Press, Inc. 1993. 551 p.

  22. Zinker J. Creative process in Gestalt Therapy. New York: Vintage Books, 1977.


Оценочная процедура


Оценивание проводится Советом Института в количестве трех тренеров по итогам года. На специальном заседании члены Совета обсуждают результаты, достигнутые каждым студентом: его участие в работе дидактической группы, уровень теоретической подготовки, практику под супервизию и пр. При необходимости студенту даются соответствующие рекомендации.


3. Программа

«Психопатология и кризисное вмешательство в гештальт-подходе»


Цель программы – углубленное овладение теоретико-методологическими принципами Гештальта в контекстах диагностики, психопатологии и психологического кризиса, совершенствование психотерапевтических навыков помощи в случаях психологической травматизации и дезадаптации.

^ Категория слушателей – практические специалисты в области Гештальта, работающие в гештальт-подходе в сфере психологии, медицины, педагогики, социальной помощи.

^ Срок обучения - 550 часов в течение 9-12 месяцев.

Форма обучения - очно-заочная.


Программа обучения предусматривает прежде всего углубленное исследование теоретических предпосылок, основ и методов Гештальта и контроль за их практическим использованием. Обучение ведется в режиме дидактических групп и семинаров, требует самостоятельной работы с литературой, подготовки практических материалов и проведения докладов по избранным темам, работы в малых группах, а также привязки теоретических построений Гештальта к своей профессиональной деятельности. Программа требует самостоятельной консультативной и психотерапевтической практики в данном подходе и предусматривает широкий объем заочной супервизии.


Рассматриваются темы (разбивка тем по семинарам и последовательность семинаров не являются жестко заданными; аспекты основных тем могут корректироваться в зависимости от приоритетов ведущего и специфики интересов участников группы):

1.


Психопатология с позиции Гештальта

  • Норма и патология

  • Диагностика и нозография в Гештальте.

  • Теории личности и их значение в гештальт-подходе.

  • Уровни развития и адаптации личности

  • Дифференциальный диагноз

  • Особенности гештальт-терапии с психотиками.

2.

Гештальт-подход в работе с невротическими расстройствами.

  • Специфика работы кризисных состояниях.

  • Стратегии работы с тревогой и депрессивными состояниями.

  • Работа с утратой и горем.

  • Понятие утраты (потери), виды утрат. Основные эмоции, переживаемые при утратах. Переживание горя – реакция на утрату. Общие симптомы горя.

  • Фазы переживания горя. «Нормальное» и «патологическое», «отложенное» и «предвосхищающее» горе.

  • Фазы горя в контексте цикла контакта. Механизмы сопротивления на различных фазах переживания горя.

  • Возможности гештальт-терапии в работе с утратами.

  • Стрессовые события и посттравматическое стрессовое расстройство

  • Определения, симптомы ПТСР, его виды, стадии формирования постстрессовых нарушений).

  • Принципы и методы коррекционной и психотерапевтической работы при ПТСР. Гештальт терапия при ПТСР.

3.

Гештальт и теория объектных отношений

  • Теории развития.

  • Нарциссические клиенты

  • Специфика работы с пограничными личностями в Гештальте.

4.

Гештальт и «зависимости»

  • Виды зависимостей

  • Диагностика зависимости

  • Специфика работы с зависимыми личностями

  • Со-зависимые

  • Гештальт в работе с психосоматикой


В структуре курса так же предусмотрены:

· Самостоятельное изучение рекомендованной литературы


Основная литература:

  1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Глава 10. - Люберцы: Психотерапевтический колледж, 1999.

  2. Василюк Ф. Психология переживания. М., МГУ, 1984

  3. Вид. В.Д. Психотерапия шизофрении (2-е изд.). – СПб.: Питер, 2001.

  4. Гештальттерапия. Теория и практика. – М.: Апрель Прес, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

  5. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 320 с.

  6. Голуба И. Психологическая газета № 10, 1996, с.6-7.

  7. Изард К. Эмоции человека. М., МГУ, 1980, с. 251-272.

  8. Каплан Г., Сэддок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х томах. – М.: Медицина, 1994.

  9. Кернберг Отто. Агрессия при расстройствах личности. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

  10. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2004.

  11. Лейнг Р. Д. «Я» и Другие. М.: Класс, 2002.

  12. Мак–Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

  13. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. - СПб.: «Оверлайд», 1994.

  14. Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. СПб, Ин-т психотерапии и консультирования «Гармония», 2001.

  15. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. – М.: Смысл, 2000.

  16. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. - М.: Экспертное бюро- М», 1997.

  17. Психология эмоций. Тексты. М., МГУ, 1984, с. 212-219

  18. Решетников М. Психологическая травма. СПб.: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 2006.

  19. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

  20. Шелдон и Шейла Лэвис. Ребенок и стресс. СПб, 1997, с. 124-131.

  21. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика. 1997.


Дополнительная литература:

  1. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты. М., 2001.

  2. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. – СПб.: Специальная Литература, 2001.

  3. Гурович И.Я, Шмуклер А.Б. Практикум по психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации психически больных. – М.: Медпрактика, 2002.

  4. Кемплер У. Основы семейной гештальттерапии. – СПб.: «Издательство Пирожкова», 2001.

  5. Красик Е.Д., Залевский Г.В. Профилактическая работа с семьями больных шизофренией. Методические разработки. – Томск, 1990.

  6. Лейнг Р. Разделенное Я. – Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995.

  7. Логвинович Г.В., Семке А.В. Первичные и вторичные нарушения адаптации при шизофрении. – Томск: Издательство Томского университета, 1995.

  8. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.

  9. Польстер И. Обитаемый человек: терапевтическое исследование личности. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

  10. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

  11. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб.: изд. Восточно-Европейского Института Психоанализа, 1995.

  12. Перлз Ф. Гештальт семинары. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1998.

  13. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.

  14. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

  15. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М., 1997.

  16. Шиканова Е.А. Применение Гештальт-подхода в работе с психически больными. В сб.: Координаты «Я»: где и как. Альманах 2.– СПб.: СПбИГ, 1999.

  17. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. – СПб.: «Издательство Пирожкова», 2001.

  18. Carlock C. J., Glaus K., Shaw C.A. The Alcogolic: A Gestalt View // Gestalt Therapy. Perspectives and Applications edited by Nevis E.C. New York: GIC press, 1992.

  19. Diagnostic Criteria from DSM-IV. Washington: American Psychiatric Association, 1994.

  20. Cyntia Oudejans Harris, M.D. Gestalt Work With Psychotics. Gestalt Therapy, ed. by E. Nevis. 1992.

  21. Delisle G. Personality Disorders. Ottawa: CIG Press, 1999.

  22. Hogarty, G.E. et al. Персональная терапия: ориентированная на расстройство психотерапия. // Внебольничная помощь и психическая реабилитация. Киев: Издательство «Сфера», 2002. – 579 с.

  23. Horney K. Neurosis and human growth: The struggle toward self-realisation. New York: Norton, 1950.

  24. Joseph Melnick, Ph.D. and Sonia March Nevis, Ph.D.Diagnosis: The Struggle for a Meaningful Paradigm. Gestalt Therapy, ed. by E. Nevis. 1992.

  25. Nevis Ed.C. Gestalt Therapy. Perspectives and Applications. New York: GIC Press / Gardner Press, 1992.

  26. Mosher, L.R., Burti, L. Роль взаимоотношений в процессе реабилитации: когда одной технологии недостаточно. // Внебольничная помощь и психическая реабилитация. Киев: Издательство «Сфера», 2002.

  27. Reich W. Character Analysis. New York: Orgone Press, 1942.

  28. Selye H. Stress, cancer and the mind. // Cancer, stress and death. New York: Literature, 1979.

  29. Skinner B.F. Science and human behavior. New York: Macmillan, 1953.

  30. Spanioli, L. et al. Роль семьи в психической реабилитации. // Внебольничная помощь и психическая реабилитация. Киев: Издательство «Сфера», 2002.

  31. Wynne, L.C. Обоснование консультирования членов семьи родственника, болеющего шизофренией. // Внебольничная помощь и психическая реабилитация. Киев: Издательство «Сфера», 2002.

  32. Yalom G.M. Existentional Psychotherapy. New York: Basic Books, 1980.

  33. Yontef G.M. Awareness dialogue and process. New York: The Gestalt Journal Press, Inc., 1993.


В течение года допустимы пропуски не более 10% сессионного времени.

К моменту завершения программы объем личной терапии в группе должен быть не менее 200 часов, в индивидуальном формате - не менее 50 часов, а объем супервизии – не менее 50 часов в индивидуальном и 100 часов – в формате малой группы.

Слушателям должна быть зачтена клиническая практика, продолжительностью не менее 2-х лет, и объемом не менее 400 часов работы с клиентами.


^ Оценочная процедура


Заключительная процедура оценивания после шести лет обучения проводится на специальном заседании Совета Института. Для каждого студента подводятся итоги по его участию в работе дидактической группы, объему личной терапии (индивидуальной и в группе), работе под супервизию (индивидуально и в групповом формате), продолжительности и объему клинической практики, объему «часов по выбору», качеству текста его дипломной работы. При выполнении студентом всех необходимых требований Совет выносит решение о выдаче ему соответствующего сертификата. В иных случаях Совет сообщает студенту конкретные рекомендации.


Успешно прошедшим курс и защитившим дипломную работу выдается сертификат, соответствующий по количеству часов и всем нормативам международной квалификации гештальт-терапевта.


Сайт института: WWW.GESTALT.SPB.RU


Контактные телефоны:

(812) 230-04-96 Санкт-Петербургский Институт Гештальта (понедельник, среда, пятница – с 11.00 до 16.00)

(812) 230-65-57 Стекольникова Мария Николаевна (администратор Института)


Контактные адреса для письменных заявок:

197198,Санкт-Петербург, Пионерская ул. д. 9/17 СПб Институт Гештальта.

195248, Санкт-Петербург, ул. Б. Пороховская, д.45, кв. 265. Ивановой Е. А


^ E-mail: maristek@mail.ru

etain@yandex.ru


Региональный представитель в г.Курске:

Курский Центр Гештальта – Феоктистова Наталья Викторовна (директор центра) – 8 903 875 78 45

Сайт Курского Центра Гештальта: WWW.KURSK-SG.RU

E-mail: kursk-sg@sovtest.ru


Подтверждение о прохождении индивидуальной личной терапии


Я, _______________________________________________________


настоящим подтверждаю, что


прошел _______________________ терапевтических встреч,


продолжительностью не менее _____________________

С _________________ по _________________________ года.


Подпись терапевта:


Подпись клиента:


Дата:


Подтверждение о прохождении индивидуальной супервизии


Я, _______________________________________________________


настоящим подтверждаю, что


Прошел _______________________ супервизорских сессий


продолжительностью не менее _____________________

С _________________ по _________________________ года.


Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подпись супервизора:


Подпись супервизируемого:


Дата:


Рекомендация начала клинической практики


Совет тренеров СПб Института Гештальта рекомендует

слушателю 3 курса _______________________________________________________


приступать к клинической практике.


Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Старший тренер:

Ректор:


Дата:


Подтверждение о прохождении клинической практики


Я, _______________________________________________________


настоящим подтверждаю, что


прошел клиническую практику под регулярную супервизию


продолжительностью _____________________

состоявшую в работе с ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

с _________________ по _________________________ года.


Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подпись руководителя практики:


Дата:

programma-razrabotana-kafedroj-pedagogiki-psihologii-organizacii-socialnoj-raboti-i-zdorovesberegayushih-tehnologij-koiro-v-sootvetstvii-s-primernoj-programmoj-podgotovlennoj-ministerstvom-oboroni-rf-rabochaya-gruppa.html
programma-razrabotana-na-osnove-primernoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-inostrannim-yazikam-m-astrel-2004-poyasnitelnaya-zapiska-programma-sostavlena-na-osnove.html
programma-razrabotana-na-osnove-primernoj-programmi-uchebnoj-disciplini-osnovi-marketinga.html
programma-razrabotana-prepodavatelem-i-kategorii-e-a-shepelevoj-reshenie-zadach-svyazannih-s-osushestvleniem-bankom-rossii-vo-vzaimodejstvii-s-pravitelstvom.html
programma-razrabotana-tvorcheskoj-gruppoj-v-sostave-znatnova-l-m-stranica-4.html
programma-razrabotana-v-sootvetstvii-s-fgos-vpo-po-napravleniyu-250700-landshaftnaya-arhitektura-i-primernoj-uchebnoj-programmi-disciplini-fizicheskaya-kultura.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-povisheniya-effektivnosti-realizacii-molodezhnoj-politiki-i-sovershenstvovaniya-mehanizmov-vzaimodejstviya-ee-osnovnih-subektov-neobhodimo.html
  • composition.bystrickaya.ru/odarennost-psihofiziologicheskie-osnovi-odarennosti.html
  • education.bystrickaya.ru/32-tehnicheskie-sredstva-sudovozhdeniya-rekomendacii-po-razrabotke-rabochih-programm-podgotovki.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-upravlenie-malim-biznesom-forma.html
  • education.bystrickaya.ru/149-m-v-keldishu-5-iyunya-1972-moskva-kniga-predstavlyaet-interes-dlya-vseh-kto-interesuetsya-istoriej-stanovleniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osvoenie-kosmosa-chast-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akusherstvo-ginekologiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-yanvar-fevral-2005-g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vipusknoj-bal-nad-vashej-zhiznyu-alie-vzmetnutsya-parusa.html
  • learn.bystrickaya.ru/golosuj-ne-pasuj-predprinimatel-rabotodatel-seminar-sostoitsya-po-adresu-ul-lva-tolstogo-27-ofis-314.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-disciplina-ili-vneshnee-prinuzhdenie-neomarksistskaya-ekonomicheskaya-sociologiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/oglavlenie-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kosmicheskaya-deyatelnost-gosudarstvennaya-programma-po-forsirovannomu-industrialno-innovacionnomu-razvitiyu-respubliki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-upolnomochennij-organ-stranica-6.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ivan-sheglovu-otca-ioanna-kronshtadtskogo-o-vstreche-po-blagosloveniyu-svyatejshego-patriarha-moskovskogo-i-vseya-rusi-aleksiya-ii.html
  • credit.bystrickaya.ru/ozdorovlenie-put-k-zhizni-stranica-12.html
  • reading.bystrickaya.ru/mestoimeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplin-tehnika-i-tehnologiya-pechatnih-izdanij-radioveshanie-i-televideniya-dlya-napravleniya-delovaya-i-politicheskaya-zhurnalistika-podgotovki-bakalavra.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokumenti-o-priobretenii-statusa-ob-utverzhdenii-perechnya-administrativnih-procedur-vipolnyaemih-gosudarstvennimi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkoe-rezyume-kak-mislit-tvorcheski-test-dlya-izmereniya-masshtaba-vashego-mishleniya-pomnite-chto-masshtabnoe-mishlenie.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-pravovie-sistemi-sovremennosti-chast-9.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-4-finansi-i-finansovaya-sistema-1-dengi-i-ih-rol-v-ekonomike-dengi-eto-istoricheskaya-kategoriya-poyavilis.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bankovskij-balans-i-principi-ego-postroeniya-k-g-parfenov-uchet-i-operacionnaya-tehnika-v-kommercheskih-bankah.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassicheskaya-teoriya-organizacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kolpakidi-a-i-prohorov-d-p-imperiya-gru-ocherki-istorii-rossijskoj-voennoj-razvedki-stranica-17.html
  • essay.bystrickaya.ru/delovaya-programma-po-provedeniyu-cikla-treningov-po-obucheniyu-dlya-biznes-angelov-i-menedzherov-innovacionnih-kompanij-v-g-bangalor-indiya-vremya.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-urovnya-obrazovannosti-vipusknikov-11-klassa-po-predmetam-po-rezultatam-itogovoj-attestacii-2007-2008-goda.html
  • reading.bystrickaya.ru/komplektovanie-bibliotechnogo-fonda-publichnih-bibliotek-yaroslavskoj-oblasti-v-2009-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-severnaya-osetiya-alaniya-ot-14-yanvarya-2003-g-n-4-rz-o-molodezhnoj-politike-v-respublike-severnaya-osetiya-alaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-31-oktyabrya-2008-g-n-300-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-prirodopolzovaniya-po-ispolneniyu-gosudarstvennoj-funkcii-po-kontrolyu-i-nadzoru.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-upravlenie-marketingom-v-apk-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-080200-menedzhment.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/l-m-dovletkireeva-ahmadov-m-m-derevyannie-kukli-izbrannoe-v-2-tomah-tom-2010-s-stranica-14.html
  • bystrickaya.ru/vozvishennaya-tajna-muziki-glinki.html
  • institute.bystrickaya.ru/godishen-otchet-2007-ul-lyuben-karavelov-15-sofiya-1142-tf-359-2-9888188.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvod-uslovij-zadachi-sformirovat-tablicu-v-diapazone-yacheek-a1f11-privedennuyu-na-ris-1.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-naimenovanij-professij-rabochih-predusmotrennih-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik-rabot-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.