.RU

Программа по воспитанию культуры здоровья и здорового образа жизни «Школа здоровья»




МОУ «Гимназия №6»

Приволжского района г.Казани


Авторская программа

по воспитанию культуры здоровья и здорового образа жизни

«Школа здоровья»

Программу разработала

учитель географии гимназии №6


1 квалификационная категория


Юрасова Альбина Флоровна



Содержание программы



  1. Пояснительная записка………………………………………………..2

  2. Основные цели программы……………………………………………4

  3. Содержание программы……………………………………………….4

3.1. Развитие медицинских знаний и гигиенических

навыков на уроках географии…………………………………………5

3.2. Развитие медицинских знаний и гигиенических

навыков на уроках биологии…………………………………………13

3.3. Развитие медицинских знаний и гигиенических

навыков на уроках ОБЖ……………………………………………...21

3.4. Воспитание здорового образа жизни во внеурочной

деятельности…………………………………………………………..23

3.5. Спецкурс «Сам себе доктор»……………………………………28

3.6. Элективные курсы……………………………………………….29

3.6.1. «Медицинская география»…………………………………29

3.6.2. «Культура Здоровья»……………………………………….35

3.6.3. «Среда обитания человека»……………………………… 44

4. Планируемые результаты обучения…………………………………48

5. Используемые технологии…………………………………………...50

6. Материально-техническое оснащение программы…………………51

7. Используемая литература для учителя ……………………………..52

8. Используемая литература для учащихся……………………………53

9. Приложение 1

Проектная работа на тему «Развитие творческого

потенциала учащихся через школьную прессу»……………………54


1. Пояснительная записка


Основная причина создания программы – это мое беспокойство и ответственность за сохранение и поддержание здоровья школьников.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот, т.к. по мере обучения растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно – психические расстройства, хронических заболеваний носоглотки, кариес зубов, а такая патология, как избыточная масса тела, аллергические заболевания, неврозы, гипертонические реакции, даже учащаются.

Существующая система образования сама по себе является фактором риска для здоровья учащихся. Это касается как организации учебного процесса (содержание учебных планов, соответствие учебной нагрузки возрастно-половым особенностям детей, распределение нагрузки в учебном дне, неделе, четверти и т.д.), так и методики преподавания, не всегда учитывающей индивидуальные особенности учащихся и не ориентированной на предупреждение нарушений в состоянии их здоровья.

Основной своей задачей, как классного руководителя и предметника, я вижу формирование здорового образа жизни, т.к. забота о здоровье - это важнейший труд учителя. «От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» - говорил В.А. Сухомлинский. Он считал, что здоровье является мерой качества жизни.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собою и миром, прививать культуру здорового образа жизни.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. И очень важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

Учитель, вне зависимости от своей специальности, должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье и на здоровый образ жизни, должен не только владеть основными знаниями о здоровье и ЗОЖ, но и средствами и методами обеспечения здоровья и построения здоровой жизнедеятельности.

Воспитание потребности ЗОЖ может быть реализована учителем, как через программный учебный материал, так и через внеклассные и внешкольные формы (организация разнообразной жизнедеятельности, досуговых мероприятий, бесед, классных часов, родительских университетов здоровья и др.) и через личный пример.

Следовательно, сохранение и поддержание здоровья должно стать неотделимой частью всего учебно-воспитательного и педагогического процесса в школе. И наибольшая эффективность будет достигнута там, где она проводится по системе, элементы которой взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Первый опыт разработки программы «Школа Здоровья» относится к 1993 году, когда я окончила Казанское Медицинское училище. Вначале это были несвязанные между собой разработки: «Развитие гигиенических и медицинских знаний на уроках географии», спецкурс «Сам себе доктор», «Воспитание здорового образа жизни» - как основное направление воспитательной деятельности, которые и вошли в основу программы.

Сейчас программа «Школа здоровья» - это единая, целостная, взаимодополняющая система по воспитанию здоровой молодежи, пропаганде здорового образа жизни, где важнейшее место занимает целенаправленное развитие гигиенических и медицинских знаний, воспитание школьников и личности, формирование культуры здоровья обучающихся, как на уроках географии, биологии, ОБЖ, так и внеклассных мероприятиях, а также спецкурсах и элективных курсах. Данная программа способствует формированию ответственности, сознательному творческому отношению к своей жизни, своему здоровью, пониманию составляющих здорового образа жизни, осознанию критериев и факторов физического психического, социального и духовного здоровья.

Программа предназначена для широкого круга обучающихся (учащихся с 5 по 11 классы, родителей, учителей), реализует межпредметные связи, формирует общеучебные и профильные умения и навыки, развивает познавательный интерес, самовыражение, имеет большое практическое значение, организует досуг учащихся.

Программа «Школа здоровья» имеет несколько направлений:

  1. Учебная деятельность (развитие гигиенических и медицинских знаний на уроках географии, биологии, ОБЖ).

  2. Внеклассная работа.

  3. Воспитательная программа.

  4. Сотрудничество с родителями.

  5. Дополнительные программы: спецкурсы, элективные курсы.

  6. Работа над проектами, например издание журнала о здоровье «Здравствуй!».

В настоящее время программа «Школа здоровья» продолжает совершенствоваться, дополняться новыми формами, методами исследования и определяются нес­тандартные пути решения поставленных целей (через театрализованные постановки, выпуска журналов, буклетов, памятки для родителей и учащихся, создании видеосюжетов, проектных работ и пр.).


^ 2. Основные цели программы

  1. Целенаправленное гигиеническое обучение и воспитание высокой санитарной культуры.

  2. Расширение знаний и представлений учащихся по вопросам охраны и укрепления здоровья.

  3. Развитие гигиенических и медицинских знаний.

  4. Профилактика последствий отрицательного воздействия социально – гигиенических факторов, образовательно – воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании, алкоголизма и табакокурения.

  5. Профилактика различных заболеваний, отклонений, нарушений в состоянии здоровья, развивающихся в школьном возрасте.

  6. Подготовка школьников к безопасным формам поведения в условиях роста риска заражения «ВИЧ/СПИД/ЗППП».

  7. Воспитание привычки к здоровому образу жизни, формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и здоровому образу жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

  8. Воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.


^ 3. Содержание программы


В основе программы лежат интегрирование следующих предметов: валеологии, медицины, гигиены, биологии, химии, географии, экологии, основы безопасности жизнедеятельности, а также психологии, философии, истории и культурологи.

Программа рассчитана на школьников средних, старших классов и построена с учетом возрастных, психологических, половых особенностей и уровня подготовленности учащихся. Она включает в себя разнообразные формы и методы как урочной, так внеурочной деятельности и представляет собой комплекс объединенных общей концепцией лекций, бесед, семинарских и практических занятий, а также активных тренинговых форм.


^ 3.1. Развитие медицинских знаний и гигиенических навыков на уроках географии


Цели и задачи:


Программа 5 класса


Тема «Вселенная»

Должны знать:

  1. Влияние небесных тел на психику людей, вызывающие психические расстройства и неадекватное поведение.

  2. Солнце и его влияние на организм. Солнечный удар и тепловой удар, солнечные ожоги и оказание ПМП.


Тема «Что у Земли внутри»

Должны знать:

  1. «Минералы, которые всегда с человеком».

  2. Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма.

  3. Профилактика и коррекция питания (профилактика остеопороза, флюороза, гипотиреоза, профилактика эндемического зоба и т.д.)


Тема «Землетрясения и вулканы»

Должны знать:

  1. Грозные явления природы и последствия для здоровья человека (переломы, ожоги, шоковые состояния, сердечные заболевания, кровопотери и др.)


Тема «Воздушна одежда Земли».

Должны знать:

  1. Состояние окружающей среды и их влияние на здоровье человека (наличие солей тяжелых металлов в воздухе, угарный газ и др.)

  2. Влияние отрицательных факторов внешней среды – погоды, климата, на здоровье человека.

  3. Профилактика заболеваний бронхо-легочной системы, лор-органов, гриппа и др.


Тема «Водная оболочка Земли»

Должны знать:

  1. Вода как источник желудочно-кишечных заболеваний, паразитов, инфекционных заболеваний и др.

  2. Лечебные свойства минеральных вод и морской воды.

  3. Способы очищения и обеззараживания воды.


Тема «Живые клетки»

Должны знать:

  1. Патогенные микроорганизмы (микробы, вирусы, простейшие, грибы и др.) – возбудитель различных заболеваний.

  2. Микробиология – наука о микроорганизмах.

  3. Способы и методы профилактики различных заболеваний.


Тема «Три среды обитания»

Должны знать:

  1. Гигиена воды.

  2. Гигиена воздуха.

  3. Гигиена почвы.


Тема «Организмы на Земле»

Должны знать:

  1. Отравление ядовитыми грибами, растениями. Профилактика и оказание первой помощи.

  2. Лекарственные растения.

  3. Животные – как переносчики возбудителей различных заболеваний (лишай, чума, геморрагическая лихорадка, малярия и др.). Профилактика заболеваний.


Тема «Как человек изменил Землю»

Должны знать:

  1. Последствия влияния деятельности человека на собственный организм.

  2. Антропогенный характер природных явлений.

  3. Препараты бытовой химии и их безопасное использование.

  4. Пропаганда здорового образа жизни, культ здоровья.


Программа 6 класса


Тема «Литосфера»

Должны знать:

  1. Микроэлементы и их роль в организме человека. Влияние микроэлементов на обмен веществ в организме человека.

  2. Витамины. Роль витаминов в жизнедеятельности организма.

  3. Коррекция питания.


Тема «Гидросфера»

Должны знать:

  1. Роль воды в жизнедеятельности человеческого организма.

  2. Состав и качество питьевой воды.

  3. Питьевой режим человека.

  4. Водопровод. Значение и необходимость очистки воды.

  5. Критерии питьевой воды.

  6. Вода, как источник заражения желудочно-кишечных заболеваний.

  7. Минеральные источники их значение и использование.

  8. Морская вода, ее значение и воздействия на организм.


Тема «Атмосфера»

Должны знать:

  1. Значение воздуха для жизни человека.

  2. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

  3. Состояние атмосферного воздуха и его влияние на здоровье.

  4. Действие угарного газа на организм, неотложная помощь.

  5. Влияние погодных условий на состояние и здоровье человека. Профилактика некоторых заболеваний.

  6. Атмосферное давление и его влияние на организм.

  7. Влажность воздуха и простудные заболевания. Профилактика заболеваний.

  8. Закаливание.

  9. Электрические явления в природе. ПП при поражении молнией.

  10. Значение солнечной энергии и тепла для человека. Солнечный и тепловой удар, оказание неотложной помощи.

  11. Климат и здоровье человека.

Должны уметь:

    • Предупреждать развитие простудно-инфекционных заболеваний


Тема «Биосфера»

Должны знать:

  1. Многообразие живых организмов: патогенные микроорганизм – возбудители различных заболеваний.

  2. Почва как источник заражения гельминтами и столбняком. Профилактика заражения.

  3. Животные как источники различных заболеваний. Профилактика заболеваний.

Должны уметь:

    • Различать ядовитые растения, грибы.

    • Оказывать неотложную помощь.

    • Предупреждать развитие различных заболеваний.



Программа 7 класса


Тема «Литосфера»

Должны знать:

  1. Последствия грозных природных и стихийных бедствий, связанные с рельефом и строением земной коры (вулканы, землетрясения, тайфуны, цунами и др.), предупреждение и ПП.


Тема «Биосфера»

Должны знать:

  1. Среда обитания человека и география приспособительных и ландшафтных особенностей распространения болезней.

  2. География приспособительных особенностей организма человека.


Тема «Климат»

Должны знать:

  1. Характерные заболевания разных климатических поясов, причины их распространения, профилактика некоторых заболеваний.

  2. Приспособляемость организма к факторам внешней среды.

  3. Эпидемиологическая география.

Должны уметь:

    • Предупреждать развитие простудно-инфекционных заболеваний


Тема «Материки и океаны»

Должны знать:

  1. Процесс акклиматизации и индивидуальные особенности организма (расовые признаки).

  2. Своеобразие животного и растительного мира – как источники и переносчики инфекционных и других заболеваний.

  3. Социально-экономические условия некоторых стран, способствующие распространению болезней среди населения.


^ Программа 8 класса


Тема «Рельеф России и Республики Татарстан»

Должны знать:

  1. Последствия грозных природных и стихийных бедствий, связанные с рельефом и строением земной коры

земной коры, предупреждение и ПП.

2. Эндемичные заболевания РФ.

3. География катастроф и медицинская география.


Тема «Климат и климатические ресурсы»

Должны знать:

  1. Особенности климата России и его влияние на здоровье человека, наиболее распространенные заболевания.

  2. Влияние опасных атмосферных явлений на здоровье и жизнедеятельность человека, предупреждение и оказание ПМП.

  3. Рекреационные ресурсы РФ и РТ.

  4. Терморегуляция и здоровье.

Должны уметь:


Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»

Должны знать:

  1. Вода как один из важнейших элементов окружающей среды, определяющая санитарные условия жизни и здоровья людей.

  2. Методы улучшения качества питьевой воды.

  3. Профилактика инфекционных заболеваний, передающихся водным путем.

  4. География природных лечебных ресурсов (минеральные источники РТ ).

Должны уметь:


Тема «Почвы и почвенные ресурсы»

Должны знать:

  1. Почва - один из элементов внешней среды, оказывающая большое влияние на здоровье и санитарные условия их жизни.

  2. Профилактика инфекционных и инвазивных заболеваний, распространяющихся через почву.

Должны уметь:


Тема «Растительный и животный мир России»

Должны знать:

  1. Ядовитые растения. Профилактика, предупреждение и оказание ПМП.

  2. Целебные свойства растений. Лекарственные растения РТ.

  3. Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика, предупреждение и оказание ПМП.

Должны уметь:


Тема «Человек и природа»

Должны знать:

  1. Экологический потенциал ландшафта.

  2. Природно-очаговый характер заболеваний.

  3. Экологические типы ландшафтов России.

  4. Роль солнца, воздуха, воды, рационального питания для здоровья человека.

  5. Понятия «курорты», «рекреационные ресурсы», их виды.

  6. Понятия фитотерапия, лекарственные растения, правила их сбора.

  7. Ландшафтотерапия.

Должны уметь:

    • Приводить примеры благоприятного и неблагоприятного влияния природных факторов на здоровье человека.

    • Доказать, что в формировании здоровья индивидуума важную роль играют все факторы здоровья.


^ Программа 9 класса


Тема «Население»

Должны знать:

  1. Причины низкой рождаемости, высокой смертности, как результат социально-экономического кризиса в разных регионах страны.

  2. Причины роста потерь трудового потенциала России (высокая заболеваемость, вредные производства, смертность от травм и отравлений, стрессы и др.) в результате ухудшения экономической, социальной и криминогенной обстановки в стране.

  3. Урбанизация и ее влияние на гигиенические условия жизни населения (шум, электромагнитные излучения и т.д.).

  4. Городской ландшафт и его зоны.

  5. Проблемы больших городов: проблемы бытового мусора, эксплуатации автомобилей.

  6. Влияние состояния городской среды на здоровье населения.

  7. Экология квартиры (строительные материалы, интерьер, микроклимат жилища, растения и животные и др.).

Должны уметь:

    • Давать оценку городской среде и ее влияние на здоровье человека.

    • Объяснять причины ухудшения здоровья населения.


Тема «Природные ресурсы»

Должны знать:

  1. Среда обитания человека и география приспособительных и ландшафтных особенностей распространения болезней.

  2. География природных лечебных ресурсов России и РТ.

  3. Рекреационные ресурсы России и РТ.

Должны уметь:

    • Приводить примеры благоприятного и неблагоприятного влияния природных факторов на здоровье человека.

    • Давать характеристику рекреационным ресурсам РТ.

    • Составлять медико-географическую характеристику своей местности.


Тема «Промышленность»

Должны знать:

  1. Вредные для здоровья человека производства, основные производственные вредности (влияние звуков, шумов, вибраций, излучений, отравлении ядами и пр.).

  2. Ионизирующие и электромагнитные излучения.

  3. Метеорологические условия производств.

  4. Воздействие токсических веществ

  5. Профессиональные заболевания и борьба с ними.

  6. География распространения злокачественных образований.

  7. Последствия и влияние на здоровье людей антропогенного загрязнения окружающей среды (городские, горнопромышленные, транспортные и т.д.).



Программа 10 класса


Тема «НТР и НТП»

Должны знать:

  1. Научно-технический прогресс и охрана окружающей среды от загрязнений.

  2. Техногенные катастрофы.

  3. Основные производственные вредности, профессиональные заболевания и борьба с ними.

  4. Биологически активные добавки: польза или вред?

  5. Компьютеры и здоровье.

  6. Плюсы и минусы биотехнологических процессов.


Тема «География мировых ресурсов»

Должны знать:

  1. Природно-рекреационные ресурсы (морские побережья, берега рек, озер, горы, лесные массивы, минеральные воды, лечебные грязи) – как наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженные в процессе деятельности функциональные состояния организма и работоспособность.

  2. География природных лечебных ресурсов.

  3. Географическая среда и ее роль в жизни человека – влияние на духовный мир, на здоровье и настроение.


Тема «География населения мира»

Должны знать:

  1. Зависимость здоровья человека и продолжительность жизни, рождаемости, смерти, естественного прироста населения от состояния природных условий и социально-экономических факторов.

  2. Влияние высокоурбанизированной среды на здоровье людей.

^ Должны уметь:

    • Приводить примеры благоприятного и неблагоприятного влияния социально-экономических факторов на здоровье человека.


^ Тема «Региональная часть курса»

Должны знать:

Оценка уровня жизни населения мира в отдельных регионах и групп стран ( низкая санитарная культура населения, недостаточность питания, слаборазвитая медицинская сеть и недоступность квалифицированного медицинского обслуживания для неимущих слоев населения, особенности быта, обряды, обычаи, миграции).

Должны уметь:


Тема «Глобальные проблемы человечества»

Должны знать:

  1. Экология и здоровье человека.

  2. Экология человека как наука.

  3. Экологическая обстановка и ее влияние на здоровье человека.

  4. Психофизические аспекты экологии человека

  5. Химические загрязнения среды и здоровье человека.

  6. Тяжелые металлы и здоровье человека.

Биологические загрязнения и здоровье человека.

Должны уметь:



3.2. Развитие медицинских знаний и гигиенических навыков на уроках биологии


Уроки биологии являются благоприятной почвой для формирования у учащихся необходимых знаний и полезных привычек, навыков, умений. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.

Материал по здоровьесберегающей тематике органически встраиваться в содержание урока, не противоречит его целям и задачам. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и неблагоприятных для его здоровья, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни и развития медицинских знаний и гигиенических навыков на уроках биологии - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.


Цель программы:

  1. Создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями;

  2. учить применять их на практике;

  3. расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с биологией, медициной, охраной и безопасностью жизнедеятельности;

  4. овладение биологическими основами здорового образа жизни, изменение ценностного отношения.



Она обеспечивает реализацию следующих задач:


Программа 6 класса


Должны знать:

  1. Многообразие живых организмов, их основные свойства и влияние их на организм человека.

  2. Пути передачи инфекций. Виды инфекций.

  3. Личная гигиена.

  4. Накопление питательных веществ в органах растений. Пищевая ценность разных частей растений.

  5. Влияние среды на здоровье человека.

Должны уметь:

    • Различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.

    • Оказывать первую помощь при отравлениях.

    • Применять правила гигиены на практике.


Программа 7 класса


Тема «Царство Прокариоты»

Должны знать:

1. Заражение бактериями.

2. Гнойно-воспалительные заболевания.

Должны уметь:

    • Применять правила гигиены на практике.

    • Обрабатывать раны.


Тема «Царство Грибы»

Должны знать:

  1. Отравление грибами. Применение в медицине. Профилактика отравления.

  2. Полезные свойства лишайников.

Должны уметь:

    • Оказывать неотложную помощь при отравлении грибами.

    • Определять ядовитые грибы.


Тема «Царство Растения»

Должны знать:

      1. Целебные свойства растений.

      2. Ядовитые растения.

      3. Фитотерапия.

      4. Правила заготовки и хранения лекарственных растений.

Должны уметь:

        • Определять лекарственные растения.

        • Готовить отвары, настои из лекарственных растений.


Тема «Подцарство Одноклеточные»

Должны знать:

1. Заражение простейшими. Профилактика, соблюдение личной гигиены.

Должны уметь:

    • Применять правила гигиены на практике.


Тема «Подцарство Многоклеточные»

Должны знать:

  1. Болезни, передаваемые клещами. Профилактика.

  2. Болезни, передаваемые насекомыми. Профилактика.

  3. Болезни, передаваемые домашними животными. Профилактика.

  4. Болезни, передаваемые дикими животными. Профилактика.

  5. Паразиты человека. Профилактика гельминтозов.

Должны уметь:


Тема «Царство Вирусы»

Должны знать:

  1. Вирусные заболевания. Профилактика.

Должны уметь:

    • Применять правила гигиены на практике.

    • Наблюдать и ухаживать за инфекционными больными.


Программа 8 класса


Тема «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека»

Должны знать:

  1. Что такое медицина. Виды медицины.

  2. Что такое фармакология. Разделы фармакологии.

  3. Понятие «болезни». Факторы болезни.

  4. Классификация болезней.

  5. Что такое гигиена.

  6. Что такое профилактика. Виды профилактики.

  7. Понятие «боль». Физиологическая роль боли.


Тема «Координация и регуляция. Анализаторы»

Должны знать:

  1. Заболевания эндокринной системы.

  2. Болезни уха, носа и горла (отоларингология) и их профилактика.

  3. Заболевания и повреждения глаз. Профилактика близорукости.

  4. Гигиена зрения.

  5. Гигиена анализаторов.

  6. Предупреждение нарушений слуха.

Должны уметь:

    • Оказывать первую помощь при попадании инородных тел в глаза, ухо.

    • Применять правила гигиены на практике.


Тема «Опора и движение»

Должны знать:

  1. Повреждения скелета.

  2. Виды травм.

  3. Роль физических упражнений для опорно-двигательной системы.

  4. Утомление. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц.

  5. Нарушения осанки и плоскостопие. Профилактика нарушений.

Должны уметь:

    • Оказывать первую помощь при травмах.

    • Выявлять нарушение осанки и плоскостопие.


Тема «Внутренняя среда организма»

Должны знать:

  1. Иммунитет. Вакцина. Прививка.

  2. Инфекционные заболевания и их профилактика.

  3. СПИД. Гепатит.

Должны уметь:


Тема «Транспорт веществ»

Должны знать:

  1. Заболевание сердечнососудистой системы, их предупреждение.

  2. Влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

Должны уметь:

    • Оказывать первую помощь при кровотечениях.

    • Оказывать первую помощь при остановке сердца.

    • Определять кровяное давление, пульс.

    • Выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечнососудистую систему.


Тема «Дыхание»

Должны знать:

  1. Жизненная емкость легких.

  2. Заболевания верхних дыхательных путей. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

  3. Гигиена органов дыхания.

  4. Вредное влияние курения на органы дыхания

Должны уметь:

    • Владеть приемами искусственного дыхания.

    • Соблюдать правила общения с инфекционными больными и ухода за ними.

    • Применять правила гигиены на практике.


Тема «Пищеварение»

Должны знать

  1. Заболевания ЖКТ. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

  2. Влияние никотина и алкоголя на пищеварение.

  3. Заболевания ротовой полости. Зубов. Профилактика заболеваний.

  4. Гигиена полости рта.

Должны уметь:


Тема «Обмен веществ и энергии»

Должны знать:

  1. Заболевания обмена веществ и их профилактика.

  2. Влияние никотина и алкоголя на обмен веществ.

  3. Рациональное питание.

  4. Режим питания школьников. Нормы питания.

Должны уметь:


Тема «Выделение»

Должны знать:

  1. Заболевания почек и мочевыводящих путей, их профилактика.

  2. Гигиена мочеполовой системы.

Должны уметь:

    • Применять правила гигиены на практике.


Тема «Покровы тела»

Должны знать:

Должны уметь:


Тема «Размножение и развитие»

Должны знать:

  1. Болезни органов, участвующих в вынашивании беременности и родах (гинекология).

  2. Болезни передаваемые половым путем. Профилактика.

  3. Венерические болезни и их профилактика.

  4. Гигиена пола.

  5. Вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство.

Должны уметь:

    • Применять правила гигиены на практике.


Тема «Высшая нервная деятельность»

Должны знать:

  1. Сон. Гигиена сна. Значение сна.

  2. Гигиена умственного и физического труда.

  3. Режим дня школьника.

  4. Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему.

  5. Изменение работоспособности в трудовом процессе.

  6. Болезни, ключевым клиническим феноменом которых является нарушение объективного восприятия действительности (психиатрия).

  7. Профилактика нервно-психических расстройств.

Должны уметь:


Тема «Человек и его здоровье»

Должны знать:

  1. Что такое здоровье.

  2. Значение ЗОЖ.

  3. О влиянии вредных привычек на здоровье человека.

  4. Болезни неправильного питания (диетология) (от недостатка, от избытка).

Должны уметь:

  1. Подбирать диету.


Программа 9 класса


Тема «Общие закономерности развития живой природы»

Должны знать:

1. Причины мутаций у человека как нарушение природной среды и образа жизни.

  1. Здоровье – основа развития знаний о строении и функциях организма человека.

  2. Здоровый образ жизни как адаптация к требованиям природной среды.

Должны уметь:

^ Тема «Химическая организация живого»

Должны знать:

  1. Наследственные болезни. Влияние образа жизни на наследственную информацию. Вредные привычки, наследственные и врожденные заболевания.

  2. Роль родителей в обеспечении здоровья будущего потомства.

3. Злокачественные болезни.    

Должны уметь:


Тема «Обмен веществ и превращение энергии»

Должны знать:

1. Образ жизни и нарушения обмена веществ у человека. Экология и обмен веществ: аллергии, дерматозы, поллинозы и пр. Их предупреждение и терапия.

^ Должны уметь:


Тема «Обмен веществ и превращение энергии»

Должны знать:

  1. Образ жизни и нарушения обмена веществ у человека. Экология и обмен веществ: аллергии, дерматозы, поллинозы и пр. Их предупреждение и терапия.


Тема «Общие принципы клеточной организации»

Должны знать:

  1. Особенности внутриутробного развития зародыша человека и факторы образа жизни, нарушающие его.

  2. 2. Основные вирусные заболевания человека. Грипп: причины возникновения, профилактика и поведение при нем.



Тема «Основы биологии развития»

Должны знать:

1. Вредное действие алкоголя, никотина, наркотиков на онтогенез человека.

2. Критическое значение подросткового возраста в обеспечении здоровья человека.

3. Биологические предпосылки долгожительства. 

Должны уметь:


Тема «Закономерности наследственности»

Должны знать:

1. Наследственные признаки человека и их учет в образе жизни и в обучении.

Должны уметь:


^ Тема «Закономерности изменчивости»

Должны знать:

  1. Разновидности основных мутагенов среды обитания человека: питание, одежда, косметика, химические препараты и др.

  2. Влияние ГМО на организм человека.


Тема «Принципы организации жизни на нашей планете»

Должны знать:

  1. Возможности адаптации человека к быстро меняющимся условиям биосферы.

  2. Культура здоровья современного человека и экологическое поведение.


Тема «Взаимоотношения организмов и среды обитания»

Должны знать:

  1. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека и их влияние на организм современного человека.

  2. Здоровье человека в современной среде обитания: радиация, вибрации, шумы, индукционные поля, синтетическая одежда и т.д.

  3. Изменения механизмов жизнедеятельности (терморегуляции, иммунитета, биоритмов, обмена веществ и др.) в искусственной среде обитания и пути здорового поведения человека для снижения ее влияний.

  4. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Гельминтозы. Гигиеническое поведение человека.


Тема «Охрана природы»

Должны знать:

  1. Природная среда как фактор здоровья. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

нарушения развития плода и ребенка.

^ Программа 10-11 классов


Тема «Клетка»

Должны знать:

  1. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.


Тема «Организм»

Должны знать:

  1. Организм – единое целое

2. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


Тема «Экосистема»

Должны уметь:

  1. Влияние городской среды на здоровье человека.



3.3. Развитие медицинских знаний и гигиенических навыков на уроках ОБЖ

Содержание данной части программы позволит учащимся лучше освоить и закрепить знания, полученные ранее при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека, географии и ОБЖ. Уроки ОБЖ дают основы медицинских знаний и имеют огромное практическое значение.


Цель программы заключается:

  1. Формирование здорового образа жизни и культуры безопасности.

  2. Обеспечение личной безопасности, сохранения и укрепление своего здоровья.

  3. Содействие гармоническому развитию.

  4. Систематизация знаний и умений по оказанию первой медицинской помощи.


Интегрирование курса «ОБЖ» обеспечивает решение важных задач:

Применение практических знаний и умений позволит в дальнейшем сформировать у учащихся более грамотное представление об оказании первой медицинской помощи. В результате изучения учащимися приобретаются следующие практические навыки и умения:




классы

медицинские знания

5

  • Первая помощь при ранах, кровотечениях.

  • Первая помощь при бытовых отравлениях.

  • Перевязочный материал. Подручные средства.

  • Ожоги. Оказание первой помощи.

  • Понятия: инфекция, возбудители, профилактика, антисептика.

6

  • Опасности и заболевания, связанные со спецификой туризма.

  • Походная аптечка.

  • Питание в походных условиях. Питьевая вода.

  • Первая помощь при парезах, ссадинах и ушибах, при травмах и переломах костей.

  • Оказание доврачебной помощи при укусах животных.

  • Медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах.

  • Обморожения. Степени обморожения. Неотложная помощь.

  • Охлаждение организма. Неотложная помощь.

  • Неотложная помощь при отравлении ядовитыми грибами, ягодами, растениями.

7

  • Основы медицинской помощи при ранениях и травмах.

  • Правила наложения повязок. Виды перевязочного материала.

  • Первая медицинская помощь при переломах.

  • Способы переноса пострадавших. Средства и способы транспортировки пострадавших.

8

  • Основы первой медицинской помощи при поражении сильнодействующими ядовитыми веществами.

  • Первая медицинская помощь при поражении людей радиоактивными веществами. Проведение йодной профилактики.

9

  • Медицинская аптечка и правила ее пользования.

  • Использование природных лекарственных средств.

  • Поражение электрическим током.

  • Терминальные состояния.

  • Первая реанимационная помощь.

  • Шок.

  • Водные травмы. Утопление.

programma-prikladnaya-informatika-v-analiticheskoj-ekonomike-po-napravleniyu-230700-68-.html
programma-prilagaetsya.html
programma-primernaya-provedeniya-kruglogo-stola-po-teme-omerah-prinimaemih-organami-gosudarstvennoj-vlasti-tyumenskoj-oblasti-po-povisheniyu-dostupnosti-srednego-i-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-vipusknikov-shkol.html
programma-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete-protokol-5-ot-02-2010goda.html
programma-prinyata-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-mdou-87.html
programma-prinyato-na-zasedanii-pedsoveta-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-dinamicheskoj-interpretacii-zadachi-obucheniya-nejronnih-setej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/875-tisyach-rublej-dlya-pomoshi-maloimushim-semyam-nekommercheskij-sektor-v-rossii-smozhet-razdelit-socialnie-obyazatelstva.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommunikativnie-aspekti-pablik-rilejshnz-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-informacionnoj-kulturi-lichnosti-v-bibliotekah-i-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-stranica-7.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskie-faktori-razvitiya-turizma.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmnie-trebovaniya-mirovuyu-hudozhestvennuyu-kulturu.html
  • control.bystrickaya.ru/chislo-dispansernih-bolnih-sostoyavshih-na-uchete-na-nachalo-goda-programma-obrabotki-i-analiza-statisticheskoj-informacii.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-religii-zakon-i-blagaya-vest-25.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-osnovi-psihosomatiki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ustavi-v-grecheskom-ori-t-e-granici-predeli-devstvuet-bo-rozhestvo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema--teoreticheskie-svedeniya-programma-kursa-iskusstvo-sceni-1-3-klassi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-2-ekonomika-gorodskogo-hozyajstva-metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam.html
  • literature.bystrickaya.ru/dmitrij-nevedimov-religiya-deneg-ili-lekarstvo-ot-rinochnoj-ekonomiki-annotaciya-stranica-16.html
  • studies.bystrickaya.ru/kontrol-znanij-i-umenij-uchashihsya-po-fizike.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkie-stali-menshe-pit-kommersant-dobrov-dmitrij-ovchinnikov-roman-14042005-66-str-17.html
  • college.bystrickaya.ru/1-blmdlk-eskendr-poemasini-ideyasi-men-tairibin-taldau-poemani-mazmnina-terenen-bojlatu.html
  • writing.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2003-g-stranica-8.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vibracii-i-akusticheskie-kolebaniya-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-knyazevoj-lyudmili-viktorovni-visshaya-kvalifikacionnaya-kategoriya-po-uchebnomu-kursu-russkij-yazik-7-klass-bazovij-uroven.html
  • nauka.bystrickaya.ru/verhovnij-sud-ssha-chast-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipusk-podgotovlen-kollektivom-yunih-puteshestvennikov-dk-belie-krilya-i-shkoli-24-shirokov-ilya-valentinovich.html
  • books.bystrickaya.ru/drevneindijskie-domashnie-obryadi-obichai.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-vvedenie-glava-izuchenie-instituta-nasledovaniya-osnovnie-teoreticheskie-polozheniya-o-nasledovanii-analiz-subektov-nasledstvennih-pravootnoshenij-sudebnaya-praktika-stranica-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-studencheskoj-olimpiadi-po-inostrannim-yazikam-nemeckij-dlya-studentov-lingvisticheskih-specialnostej-obshie-polozheniya-osnovnimi-celyami-i-zadachami-olimpiadi-yavlyayutsya.html
  • education.bystrickaya.ru/22-regulirovanie-vivoza-i-vvoza-kulturnih-cennostej-na-nacionalnom-urovne.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pyataya-lekciya-7-iyunya-1912-g-lekcij-prochitannih-v-hristianii-oslo-s.html
  • report.bystrickaya.ru/kazus-danilkina-profil-zhurnal-moskva-21-02-2011-10-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-morskih-issledovanij-tihookeanskih-lososej-metodicheskoe-posobie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodi-teorii-nadyozhnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-harakteristiki-kommunikacii-model-privratnika-22-struktura-novosti-22.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-zdorovesberegayushih-obrazovatelnih-tehnologij-na-urokah-v-nachalnoj-shkole.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shri-ramana-maharshi-zhizn-i-put-stranica-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/bahrushini.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-ege-po-obshestvoznaniyu-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.