.RU

Программа по углублённому изучению русского языка для школ с узбекским языком обучения II-IX


МИНИСТЕРТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОГРАММА

ПО УГЛУБЛЁННОМУ ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ШКОЛ С УЗБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

(II-IX КЛАССЫ)


ТАШКЕНТ-2011

Объяснительная записка

Учебная программа по углубленному изучению русского языка создана на базе действующей программы для общеобразовательной школы, построенная на принципах коммуникативного подхода к обучению.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании процесса углубленного обучения отдельным предметам в специализированных общеобразовательных учебных заведениях» от 7 августа 2008 года, Приказа № 231 Министерства народного образования РУз от 20 августа 2008 года программа доработана и усовершенствована.

^ Цель обучения по углубленной программе заключается в расширении и углублении знаний о русском языке, навыков и умений общения на нём, в развитии профессионального интереса к нему с тем, чтобы учащиеся могли готовить себя к получению образования, связанного с русским языком.

^ Процесс углубления разбит на 3 этапа:

1 этап – изучение дополнительных лексических тем и связанных с ними речевых образцов; расширение активного словарного запаса (2 – 4 классы).

^ 2 этап – углубление и расширение знаний о слове как части речи, о связи слов в словосочетании, о простом предложении (5 – 6 классы).

3 этап – обобщение и углубление знаний изученного грамматического материала, систематизация фонетических, морфологических, синтаксических, лексико-фразеологических, орфографических и пунктуационных знаний, приобретенных в процессе усвоения типовых конструкций; развитие навыков и умений использования в речи вариативных форм выражения мысли при выполнении более сложных заданий по базисному материалу; изучение ССЦ (микротекста) как единицы монологического высказывания, знакомство с видами текста, их построением и способами связи, используемыми в них.

Таким образом, углубление общеобразовательного курса осуществляется за счет:

Программа для 2 – 4 классов по русскому языку, утвержденная Министерством народного образования Республики Узбекистан, рассчитана на 136 часов в каждом классе.

В программе учтены задачи, поставленные в названных документах перед начальной школой, а также общедидактические принципы обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. В программе отражены требования, принципы поэтапного формирования речевых навыков и умений с опорой на родной язык учащихся, воспитыващҳего и развивающего обучения.

^ Основным принципом организации учебного материала в программе является тематический как один из способов реализации коммуникативного подхода в обучении языку в начальной школе.

^ Структурными частями программы для II класса являются речевые темы. По каждой теме дана активная и пассивная лексика, а также речевые образцы, в которых отражен грамматический и лексический материал, обеспечивающий создание соответствующих речевых навыков и умений по теме.

Каждая тема включает материал для форми­рования навыков произношения, чтения и письма слов с каждой из букв русского алфавита.

Приведенный в программе речевой этикет соответствует теме, к которой он приурочен.

^ Программа для III и IV классов также построена по тематическому принципу. Она предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по многим лексическим темам, изучение которых начато во II классе. Однако темы здесь представ­лены уже на более сложном лексическом материале в соответствии с коммуникативными потребностями, возрастными и психологическими особенностями и интересами учаҳихся.

Грамматический, фонетический и словообра­зовательный материал, подлежащий усвоению по каждой теме, дан в форме речевых образцов.

^ Программа для V–IX классов является последовательным продолжением программы для II–IV классов и в структурном отношении составляет с ней единое целое. Основными принципами, определяющими коммуникативный подход к обучению, положенный в основу данной программы, являются следующие:

- практическая направленность обучения;

- функционально-семантическая организация содержания обучения;

- функциональный подход к отбору и подаче языкового материала;

- расположение языкового и речевого материала по циклам-концентрам;

- учет особенностей родного языка;

- единство обучения и воспитания.


^ Содержание и структура курса

В программе предусмотрено овладение учащимися языковыми знаниями, речевыми навыками и умениями на основе образцов диалогической и монологической речи в рамках связных текстов. Отбор языкового материала для 5-6-х классов осуществляется с учётом усвоения учащимися, в первую очередь, падежных форм именных частей речи и различных форм глагола.

Фонетические, лексические, орфографические и пунктуационные знания представляются также на базе типовых словосочетаний, предложений и фраз.

В ^ 7 – 9 классах особое внимание уделяется усвоению учащимися вариативных форм выражения содержания мысли в форме простых, сложных, осложненных деепричастными и причастными оборотами предложений, а также формированию навыков и умений продуцирования речи на уровне текстов различного характера: описания, повествования, рассуждения.

^ Программа нацеливает на - выработку у учащихся умений использования языкового материала адекватно ситуациям обҳения. Поэтому структурными элементами программы являются темы, сформулированные и в виде коммуникативных задач. Обучение коммуникативным умениям включает

1) обучение использованию языковых средств;

2) формирование речевых навыков и умений;

3) обучение собственно общению.

Все три аспекта обучения включаются в учебный процесс одновременно в рамках темы, сформулированной как коммуникативная задача. При этом стратегическое положение в процессе обучения языковому материалу занимает обучение семантике высказывания.

Языковой материал, предназначенный для усвоения в 5-6-х классах, даётся на основе парадигм согласования и управления, усвоения глагольных форм, падежных окончаний именных частей речи, в 7-9-х классах - на основе усвоения вариативных синтаксических конструкций. В классах с углубленным изучением предмета вводятся специальные разделы по систематизации и углублению знаний языкового материала.

Данный подход к предъявлению комплексного материала определил следующую структуру организации программного материала.

^ Каждая программная тема курса 5-9 классов включает:

1. Речевые модели.

2.Фонетико-орфоэпический, морфологический, словообразовательный, орфографический, синтаксический и пунктуационный материал, необходимый для решения коммуникативной задачи, указанной в теме.

3. Темы для обучения, виды и содержание работы по развитию речи.

4. Лексико-фразеологический материал.

5. Речевой этикет или деловое письмо.

В 7-м классе предусмотрено обучение учащихся написанию заявления, автобиографии, расписки, доверенности и других наиболее употребительных видов делового письма.

В раздел «Речевой этикет» в 8-м классе включен материал, необходимый для обучения учащихся ведению дискуссии и полемики, где представляются формулы выражения согласия с мнением собеседника, одобрения, возражения ему и т.д.

Учитывая, что 9-й класс является завершающим этапом обучения, в программе предусматривается обучение учащихся написанию наиболее распространённых видов официальных писем: поздравления, приглашения, просьбы и т.д.


Грамматика

Для учащихся узбекской школы изучение грамматики русского языка является не целью, а средством выражения мысли. Эта прагматическая направленность обучения грамматике определила следующие принципы отбора грамматического материала:

1. Значимость тех или иных грамматических форм для развития речевых навыков.

2. Частотность использования той или иной формы, отбор наиболее употребительных в речевом общении грамматических форм, обслуживаюҳих каждую тему.

3. Учёт родного языка, особенно тех явлений, которые отсутствуют в родном языке учащихся.

4. Минимизация отобранного грамматического материала.

Практическая направленность обучения русскому языку отражена и в самом изложении грамматического материала: в 5-6 классах отрабатываются навыки употребления окончаний падежных форм, а также видо-временных форм и личных окончаний глаголов, согласно законам правил управления. В программе для 7-9-х классов предусматривается обучение синтаксическим конструкциям, употребляемым для выражения того или иного смыслового содержания.

Поскольку одни и те же грамматические формы (например, отдельная падежная форма) встречаются при выражении различного содержания, то, естественно, они многократно повторяются во многих темах и в различных циклах обучения. Это обеспечивает повторяемость грамматического материала, его прочное усвоение, что способствует более прочному закреплению и автоматизации употребления языковых единиц и выработке прочных речевых навыков. При этом систематизируются полученные языковые знания, вырабатываются навыки и умения употребления вариативных форм выражения одной и той же мысли.

Включение в программу материала по словообразованию в 5-6-х классах связывается с процессом изучения учащимися значения тех или иных морфем и их функций, их значимости для образования новых слов.


^ Лексика и фразеология

В 5-6-х классах материал по лексике и фразеологии тесно связан с выработкой у учащихся навыков словообразования, где словообразование рассматривается как один из способов расширения и обогащения словарного запаса учащихся. Фразеологические обороты отрабатываются как синонимические варианты смыслового содержания слов.

В 7-9-х классах словообразование связано с расширением лексического запаса учащихся, усвоением правил орфографии.

^ В программе для 5-9-х классов предусматривается активное усвоение учащимися около 2500 слов лексических и фразеологических единиц на уровне:

- понимания их значения при чтении и аудировании;

- правильного произношения и написания;

- употребления их в рамках изучаемых грамматических конструкций и моделей по соответствующим семантическим темам.

Лексический материал подбирается в соответствии с изучаемым грамматическим, фонетическим и орфографическим материалом, текстами для чтения, а также с лексическими темами по развитию речи.

Программа предусматривает выработку у учащихся умений различать синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и т.д. Притом работа в этом направлении предусматривается на каждом уроке в каждом классе на всех уровнях обучения в общеобразовательной школе.

В работе по обучению функциональным стилям учитывается как лексическая, так и синтаксическая синонимия.

В программе предусматривается приобретение учащимися навыков пользования словарями различных типов. При этом основное содержание обучения лексике сводится к:

- усвоению лексических единиц с точки зрения их семантических и грамматических признаков, лексической и синтаксической сочетаемости;

- осознанной классификации изучаемых лексических единиц в зависимости от родовой, видовой и тематической соотнесённости;

- выработке навыков употребления каждой лексической единицы адекватно ситуации общения.


^ Фонетика и орфоэпия

В программе предусматривается выработка у учащихся фонетических навыков и умений в тесной связи с навыками и умениями по другим аспектам языка. Фонетический материал органически включается в лексический материал, связанный, в свою очередь, с изучением определенных грамматических форм. У учащихся постепенно накапливаются знания о звонких и глухих, твердых и мягких согласных, ударных и безударных гласных и т.д.

При этом особое внимание уделяется тем фонетическим явлениям, которые представляют для учащихся узбекской школы наибольшие трудности. В частности:

- звукам, отсутствующим в узбекском языке (звуки ж, ҳ, ц, ы, мягкие согласные);

- позиционным изменениям звуков;

- разноместности и подвижности русского ударения и интонации. Работу над интонацией и коррекцией произносительных навыков у учащихся предусматривается осуществлять на протяжении всех лет обучения. Конечной целью обучения фонетике является формирование у учащихся орфоэпических, артикуляционных, звукоразличительных и интонационных навыков и умений, необходимых для свободного общения на русском языке.


^ Орфография и пунктуация

В программе предусмотрено усвоение объема знаний, выработка умений и навыков, необходимых для письменного общения.

Учитывая, что орфография тесно связана со всеми грамматическими формами, программа предусматривает усвоение основных правил русской орфографии при работе над всеми уровнями языка во всех классах и на всех уроках. Так, например, выработка навыков правильного написания падежных окончаний имен существительных осуществляется на основе изучения значений падежных форм; усвоение правильного написания морфем привязывается к изучению состава слова и словообразования; в процессе усвоения значения новых слов, вводимых на каждом уроке, одновременно вырабатываются и навыки правильного написания этих слов и т.д. Поэтапное усвоение языкового материала создает базу для постепенной выработки прочных навыков правописания.

Особое внимание обращается на предупреждение ошибок, связанных с неправильным произношением, поэтому работа над орфоэпическими правилами рассматривается как работа и над грамотностью учащихся.

Пунктуация связывается с изучением соответствующего синтаксического материала.


^ Обучение видам речевой деятельности

Устная речь включает в себя аудирование и говорение в форме диалогической и монологической речи.

В 5-9-х классах закрепляются и совершенствуются умения и навыки аудирования, приобретенные учащимися в начальной школе. Источники аудирования - интересные информативные и сюжетные тексты, газетные и журнальные статьи, передачи радио и телевидения.

Конечной целью обучения аудированию является выработка у учащихся навыков и умений понимания высказывания, воспринимаемого на слух и извлечения из него нужной информации.

В программе предусматривается развитие умений и навыков изучающего, ознакомительного, просмотрового и поискового чтения. Главная цель обучения чтению в 5-9-х классах - умение извлекать информацию из письменно зафиксированной речи.

В 5-6 классах материал для чтения тесно связан с усвоением языкового материала. Начиная с 7-го класса выделяется самостоятельный курс литературного чтения.

Выработка навыков и умений по всем вышеуказанным видам чтения предусматривается также на всех уроках во всех классах и на всех ступенях обучения.

Одной из основных целей обучения учащихся русскому языку в средней школе является развитие навыков творения. В этом плане программа предусматривает обучение учащихся 5-9-х классов продуцированию как монологической, так и диалогической речи.

Обучение диалогу строится с учетом таких его особенностей, как контактность, ситуативность, спонтанность реплик в зависимости от экстралингвистических факторов, влияющих на речевое поведение участников общения. Это отражено в уровне требований к умениям и навыкам учащихся, наиболее общими из которых являются умения:

- понимать смысл реплик в заданном собеседником темпе;

- умение сформулировать адекватную ответную реплику.

Программой предусматривается обучение продуцированию всех видов реплик: полных и неполных, ответ на вопрос, вопрос на вопрос, подтверждение или отрицание мысли собеседника, её дополнение, возражение собеседнику, полное или частичное согласие с ним и т.д.

В плане говорения на уровне диалогической речи программа ориентирует на развитие у учащихся навыков неподготовленной, в конечном счете, спонтанной речи в разнообразных ситуациях реальной действительности.

Выработка же у учащихся навыков говорения на уровне монологической речи предусматривает обучение продуцированию монологических высказываний в форме текста - повествования, текста-описания или текста рассуждения.

^ Обучение письменной речи проводится взаимосвязанно с обучением различным видам речевой деятельности. Эта работа начинается во 2 классе и проводится до 9 класса на каждом уроке. В начальной школе особое внимание уделяется выработке у учащихся умений различать звуки и буквы, усвоению отсутствуюҳих в родном языке звуков и соответствуюҳих этим звукам букв. Начиная же с 5 класса особое внимание уделяется развитию умений использовать синтаксические конструкции в письменном тексте и их правописанию.

В программе предусматривается обучение учащихся логически последовательному изложению своих мыслей, употреблению адекватных средств связи между предложениями и компонентами текста. Особое внимание уделяется развитию навыков составления связных текстов, поэтому обучение письму предусматривается только на связных текстах.

Умения и навыки письменной речи развиваются в течение всего периода обучения в той же последовательности, что и устной: от подготовленной в языковом и содержательном отношении к неподготовленной. Их развитие начинается с формирования умения отвечать на вопросы письменно. Затем последовательно вводятся различные виды изложений и сочинений.


^ 2 класс – 136 часов



  1. Здравствуй, школа! (4 ч.)

Актив: Школа, класс, урок, ученики, русский язык, звонок, перемена.

Пассив: Ученик, ученица, учитель, мальчик, девочка, читать, писать, слушать.

^ Речевые образцы: Как тебя зовут? – Меня зовут… . Это кто? – Это ученик, это ученицы, это ученики. Это школа. Ученик сидит. Моя фамилия…

Речевой этикет: Здравствуйте. До свидания.

Чтение и письмо М.м. А.а. У.у. Мама, ау! Уа! Уа! Му-у-у-у!


^ II. Наш класс (4 ч.)

Устная речь

Актив: Парта, стол, стул, окно, доска, мел, тряпка, шкаф, дверь, да, нет, пол, потолок, стена, портрет.

Пассив: Садись, встань, спроси, скажи, повтори.

Речевые образцы: Это кто? Это ученик. Это что? Это доска. Это окно? Да, это окно. Это дверь? Нет, это окно. Ученики сидят. Что делает ученица? Рисует.

^ Чтение и письмо П.п. И.и. Папа. Мама. Мама и папа.


III. Учебные принадлежности (4 ч.)

Устная речь

Актив: Портфель, карандаш, ручка, тетрадь, книга, альбом, резинка, линейка, где кисточка, пенал, краски, счёты, мел, вот.

Пассив: Иди к доске. Садись на место. Можно. Нельзя. Ранец. Спрашивать, отвечать.

^ Речевые образцы: Это книга? Да, это книга. Где книга? Вот книга. Это что? Это ручка и тетрадь.

Чтение и письмо

Д.д. О.о. Дима. Умид. Дом. Дима дома? Да, Дима дома. Умид дома? Да, и Умид дома.


^ IV. Игрушки (4ч.)

Устная речь

Актив: Мячик, шар ( ы ), кубик(и), игрушка(и), кукла ( ы ), мишка, зайка, лошадка, машина, красный, самолёт, ракета, мяч, шар, скакалка

Пассив: Играть, белый, синий, барабан, вертолёт.

^ Речевые образцы: Какой? Какая? Какое? Какой мяч? – Красный, синий. - Красный и т.д. Это машина? - Да, это машина. Какая машина? - Красная. Это какой шар? Твой мяч зелёный? – Нет, синий.

Чтение и письмо Э э. Т.т. Идут. Тут. Это. Там. Это Тома. Там Тома и Дима. Папа и мама идут? Да, идут.


^ V. Моя семья (4ч.)

Устная речь

Актив: Дедушка, бабушка, брат, сестра, мой, моя, семья, мама, папа, тётя, дядя, сын, дочка, внук, внучка, младший, старший.

Пассив: Наша, папочка, мамочка, я.

Речевые образцы: Это мой дедушка. Это моя бабушка. Это мой папа. Это моя мама. Это дедушка и внук. Это мой брат. Это моя сестра. Это бабушка и внучка. Это дядя и тётя

^ Речевой этикет: Познакомьтесь, это мой папа. Это моя мама.

Чтение и письмо

Б.б. Н.н. Он, она, они, фонтан, банан, батон, на. Вот фонтан. Нина, на батон. Умид, на батон. Вон банан. Нина - она. Умид - он.


^ VI. Части тела (4ч.)

Устная речь

Актив: Лицо, ухо, уши, рука, руки, нога, ноги, голова, чистить, чиҳу, пальцы, глаз, глаза, нос, рот, волосы, правый, левый.

Пассив: Моет. Части тела. Шея, ногти, зубы.

^ Речевые образцы: Вот кукла. Где у неё голова и уши? Вот голова, вот уши. Это лицо, это руки и ноги. Это правая рука. Мой брат пишет и рисует левой рукой. – Где твоя правая рука? – А левая? Вот шея. Умид моет руки. Вытирает лицо, ноги.

^ Чтение и письмо

И. и. Мой, дай, най, йод, бай-бай, ай. Нина, дай йод. Дина, бай-бай. Дима, дай най. Это мой най.


VII. Мы любим чистоту (4ч.)

Устная речь

Актив: Мыло, ванна, ҳётка, мою, моет, чиҳу, зубная паста, зубная ҳётка, чисто, чистый, полотенце, шампунь, умываться, вытираться.

Пассив: Расчёска. Моешь. Чистишь. Чистит.

^ Речевые образцы: Надо. Нужно. Утром. Вечером. Перед сном надо мыть руки с мылом, умываться, вытираться. Что делает Рустам? Он чистит зубы, моет руки и ноги. У Рустама есть зубная ҳётка и зубная паста.

^ Чтение и письмо

P.p. Л., л. Рама, луна, лампа, парта, брат. Рома мой брат. Рома, это луна? Да, это луна. Лола, иди домой. Рома и Лола идут домой.


VIII. Одежда и обувь (4ч.)

Устная речь

Актив: Куртка, шапка, шарф, брюки, рубашка, платье, ботинки, сапожки, туфли, костюм, кроссовки, надевает, платок, плаҳ, кофта, юбка, носки, колготки, вешать, одеваться, надевать.

Пассив: Вешалка, свитер, тапочки, надевать, снимать.

^ Речевые образцы: Он надевает брюки, рубашку, ботинки. Она надевает платье, туфли. Где Рома? - Рома там. Что на нём? – На нём рубашка и брюки. Что на Зухре? - На ней платье и куртка.

^ Чтение и письмо

Г.г. К. к. Гриб, грибок. Крокодил Гена. Кукла, кубик, книга, комната. Это комната. Тут кукла и кубики. Там крокодил Гена и гриб. Гена, на гриб.


IX. Обед (4 ч.)

Устная речь

Актив: Тарелка, ложка, чашка, чайник, вилка, нож, ножи, обед, суп, большой, ест, готовить, варить, жарить, плита, холодильник, кухня, салфетка.

Пассив: Сладкий, компот, готовит, обедать, вкусный, горячий.

^ Речевые образцы: Где суп? - Вот суп. Где ложка и вилка? – Вот ложка и вилка. Около окна стоит шкаф. Около шкафа стоит холодильник. Какая ложка? - Большая ложка. Что делает дедушка? - Дедушка ест плов. Кто стоит около плиты? – Мама. Что делает бабушка? - Она готовит чай. – кто помогает маме?

^ Чтение и письмо

В.в. Ф.ф. В, трамвай, ванна, вода, фартук, фонтан, флаг, вот, два. Вот парк и фонтан. Там трамвай. Вот вода. Она в ванной. Вова, на фартук, мой ванну.


^ X. Работа с алфавитом (4ч.)


Чтение и письмо

Ы. ы. Х. х. Тыква, рыба, буква, буквы, вход, выход, вы, мы, ты, вымыты. Это трамвай. Тут вход, там выход. Тут входи, а там выходи. Тыква и рыба вымыты.


^ XI. Работа с алфавитом (4ч.)

Чтение и письмо

Е е. Ё.ё. Ёлка, метро, мёд, лёд, дед, дети, моет. Вот ёлка. Около ёлки дети. Ах, какой лёд! Алёша и Егор едут в метро. У Алёны мёд. У Егора хлеб.


^ XII. Овощи(4ч.)

Устная речь

Актив: Помидоры, огурцы, капуста, картошка, свёкла, морковь, тыква, арбуз, дыня, желтый, растут, баклажан, перец, лук, редиска, редька, собирают.

Пассив: Маленький, на огороде, растёт.

Речевые образцы: Какая дыня? Большая жёлтая дыня. Это большой арбуз. Это что? Это картошка, капуста и морковь. Они растут на огороде. Мы собирали овоҳи. В корзине помидоры и огурцы.

^ Чтение и письмо

З.з. С.с. Стол, стул, суп, зонт, звезда, ваза, роза, сумка, сетка. Вот стол и стул. На столе ваза. В вазе роза. На столе сыр, масло и сахар. В тарелке суп. Зина ест суп.


^ XIII. Работа с алфавитом(4ч.)

Чтение и письмо

Ю.ю. Я.я. Юбка, юла, яблоня, дядя, тётя, моя, твоя. Это мой дядя и моя тётя. Дядя Юра и тётя Люда. Они любят меня. Я люблю дядю и тётю.


^ XIV. Новый год(4ч.)

Устная речь

Актив: Зима, снеговик, санки, зимой, коньки, снежки, лепят.

Пассив: Кататься (на коньках, на санках), играть в снежки.

Идёт снег, зимой холодно. У Оли тёплая куртка и шапка.

^ Речевые образцы: Зима. Новый год. Вот идут Фатима и Вера. У них санки. Играем в снежки. Дети лепят снеговика. У Оли тёплая куртка и шапка. Оля на санках, Вера катает Олю.

^ Чтение и письмо

Ж.ж. Ш.ш. Школа, машина, журнал, шапка, наш, ваш, этаж, хорошо. Шоколад, жук. Это наша школа. Наш класс на втором этаже. Наши ребята дружные. Дети пришли на каток. У них клюшки и шайба. Мы играем в снежки.


^ XV. Работа с алфавитом(4ч.)

Чтение и письмо

Ч. ч. Щ. щ. Черепаха, чай, сейчас, читают, чашка, чайник, Чебурашка, врач, щука, щенок, щётка. Черепаха пришла к Чебурашке. Вот чашка и чайник. В чайнике чай. Чебурашка, пей чай. Вера моет посуду. Она помощница. В шкафу чистая посуда: чашки, чайник.

^ XVI. Работа с алфавитом(4ч.)


Чтение и письмо

Ъ.ъ. Ь.ъ. Альбом, пальто, тетрадь, коньки, объявление, подъезд, съел. У нас большая семья. Вот наш фотоальбом. Это мои братья Илья и Антон. Это сестра Ольга.


^ XVII. Работа с алфавитом (4ч.)


Чтение и письмо Ц. ц. Цирк, курица, цыплята, цветы, цыплёнок. Во дворе растут красивые цветы. Вот курица и цыплята. Цыплята маленькие. Света поливает цветы. Молодец, Света!

^ XVIII. Мамин праздник(4ч.)

Актив: Цветы, подарок, конфеты, духи, 8 Марта, мамин праздник, подарили.

Пассив: С праздником, желаю(ем), здоровья, счастья, празднуем, дарю, дарим, подарил, подарили.

^ Речевые образцы: Сегодня праздник. Мы играем и поём. Марина поёт, Лена играет. Вова танцует. На столе цветы, торт, конфеты. Дети подарили маме цветы.

Речевой этикет: Поздравляю с праздником! Спасибо!


XIX. Мы считаем(4ч.)

^ Актив: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, один, одна, плюс, минус, будет, сколько.

Пассив: Считать, считай, сколько? Счет, прибавить, отнять.

Речевые образцы: Сколько будет 1 + 1 = ? 3 + 4 = ? 2-1= ? 2+6 = ? Один стол. Одна парта. Один мальчик. Одна девочка. Две подруги. Два карандаша. Две ручки. Три (четыре) брата. Три (четыре) сестры. Три (четыре) окна. Три (четыре) стола. Пять … десять книг, учебников, тетрадей.


^ ХХ. Навруз (4ч.)

Актив: Навруз, трава, всё, цветёт, цветут, гуляем, сумалак, весна, весной, прилетают птицы, солнце светит.

Пассив: Люди, варят, готовят.

Речевые образцы: Какой сегодня праздник? - Навруз. Что делают люди? - Поют, танцуют. Что готовят в этот день? - Сумалак. Весной прилетают птицы. Цветут цветы.


XXI. Мой день (4ч.)

Актив: Утром, вечером, днем, рано, поздно, вчера, сегодня, сейчас, ночью, встаю(ёшь), сплю, спишь, завтракаю, ем, делаю зарядку, убираю постель.

Пассив: Когда ты встаёшь (ешь, идешь в школу, идешь домой)? Иду, встаю, обедаю, завтракаю, делаю уроки, отдыхаю, помогаю.

^ Речевые образцы. Когда? Утром и вечером. Когда уроки в школе? - Уроки утром. Когда идёшь домой? - Днём. Когда читаешь, занимаешься? - Вечером. Ты спишь вечером? - Нет, ночью.


^ XXII. Отдых(4ч.)

Актив: Отдых, готовить, смотреть (телевизор), отдыхает, ловит рыбу, газета, воскресенье, гуляет, идут в парк.

Пассив: Занимается, играет в волейбол, в футбол.

^ Речевые образцы: Воскресенье - день отдыха. Что делает дедушка? - Он гуляет. Что делает бабушка? - Бабушка смотрит телевизор. А мама? - Она готовит обед. – Папа и Маша пришли в парк. Маша качается на качелях. Папа сидит на скамейке.


^ XXIII. Улица, дом (4ч.)

Актив: Улица, двор, на улице, в доме, во дворе, едут в автобусе, в троллейбусе, живу, живёшь.

Пассив: В городе Фергане (в Андижане, в Бухаре...).

^ Речевые образцы: Где живёшь? - Я живу в городе (в кишлаке). В доме № ..., в квартире №... . Это близко? - Нет, далеко. Это наш дом. Около дома сад. В саду растут деревья и цветы.


^ XXIV. Здравствуй, сказка! («Курочка ряба», «Колобок», «Репка») (4ч.)

Актив: Яичко, золотое, плачет, разбил, тянут, дорожка. Пришел, тянет, прибежал(а), вытянули.

Пассив: Курочка ряба, снесла, покатился, колобок, вытянуть не могут. Дед, баба, репка, выросла, большая – пребольшая.

^ Речевые образцы: Курочка снесла яичко. Яичко разбилось. Катится по дорожке. Выросла репка. Пришла внучка. Тянут – потянут. Вытянули репку.

ХХV Наша Родина--Узбекистан(4ч.)

Актив: Крупные города нашей Родины, исторические памятники культуры и архитектуры, музеи, метро.

^ Пассив: крупные города, древние города, независимый Узбекистан, памятники культуры, достопримечательности.

Речевые образцы: В нашей стране много больших городов. В древних городах много архитектурных памятников. Ташкент – столица нашей Родины.


^ XXVI. Наш город (4ч.)

Актив: Город, улицы, аллеи, театры, здания, парки, цирк, фонтаны, широкий, главный, музеи, памятник, метро.

Пассив: Многоэтажный дом, многоэтажные здания, Республика Узбекистан, телебашня, широкие улицы.

^ Речевые образцы: В нашем городе широкие и прямые улицы, многоэтажные здания, красивые проспекты. Ташкент – главный город нашей Республики. В Ташкенте много музеев и парков, плоҳадей фонтанов.


Повторение пройденных материалов – 4 ч.

Экскурсии – 4 ч.

Диктант – 8 ч.

Контрольная работа – 16 ч.

3 КЛАСС - 136 часов.

^ I.Наша школа. (4 ч.)

Лексика: Журнал, пенал, идут, в школу, положи, положил, в пенал, на стол, на парту.

Речевые образцы: Куда идут дети? – Дети идут в школу. Куда положил ручку, линейку, карандаш? – В пенал. Что лежит в пенале? – В пенале лежат ручка, линейка, карандаши. - Положи на парту! - Поставь на стол!

Произношение: Произношение звука Ж (положи, лежит, журнал).

Речевой этикет: Алексей Петрович! Вера Николаевна! Дядя! Тётя!


^ II.Наш класс. (4 ч.)

Лексика: Цветы, лампа, висит, лежит, есть, стоит, на окне, в классе, на стене, большой, светлый.

Речевые образцы: Где стоит стол? – Стол стоит в классе. Где висит доска? – Доска висит на стене. Где лежит тряпка? – Тряпка лежит на доске. Где цветы? – Цветы на окне.

Произношение: Произношение согласных перед а и я (папа - пять, лиса – Люся).

III.Семья (4ч.)

Лексика: Врач, инженер, старший брат, младший брат, старшая сестра, младшая сестра, рабочий, студент.

^ Речевые образцы: Кто он? Кто она? Кто твой папа? Кто твоя мама? Моя мама – врач. Мой папа – инженер. Мой брат – студент.

Произношение: безударные гласные (моя, твоя, поставь, положи).


IV. Игры (4 ч.)

Лексика: Лошадка, кукла Барби, играть, большой (-ая, -ое, -ие), маленький (-ая, -ое, -ие).

^ Речевые образцы: Мой брат маленький. Он играет. У него лошадка и машина. Моя сестра тоже маленькая. У неё кукла Барби и кубики. Она играет в куклы.

Произношение: окончания -ий, -ие.


^ V. Одежда. Обувь (4ч.)

Лексика: Джинсы, шорты, кофточка, форма, туфли, кроссовки, сапоги, мой, моя, моё, мои.

Речевые образцы: Чей? Чья? Чьё? Чьи? Чья кофточка? – Моя кофточка. Чья рубашка? – Моя рубашка. Чьи джинсы? – Мои джинсы. Это ваши шорты? – Да, мои. Это твоё платье? – Да моё. Это твои кроссовки? – Да, мои. Чьи туфли? – Мои туфли. Это ваши сапоги? – Да, наши.

Произношение: Различные согласных п и ф (парта – фартук).


^ VI. Осень наступила. Фрукты (4ч.)

Лексика: Тыква, персик, слива, огурцы, помидоры, морковь, редька, чеснок, осень, собирают, поспевают, осенью.

Речевые образцы: Когда поспевает айва? – Осенью. Когда поспевают гранаты? – Осенью. Когда поспевает тыква? – Она поспевает осенью. Что поспевает весной? – Клубника, тутовник, черешня.

Произношение: глухие согласные (вкусный, морковь, редька).


^ VII. Вечером (4ч.)

Лексика: Передача, смотрит, по телевизору, отдыхает, разговаривает, шьёт, вяжет, слушает музыку.

Речевые образцы: Что делает? Что делает дедушка? – Он отдыхает. Что делает бабушка? – Она вяжет. Что делает папа? – Он смотрит передачу по телевизору. Что делает мама? – Она шьёт. Что делает старший брат? – Он слушает музыку.

Произношение: личные окончания глаголов I и II спряжений (шью—шьёшь—шьёт, сижу—сидишь—сидит)

VIII. Мой день (4ч.)


Лексика: Завтракает, обедает, ужинает, делает зарядку, умывается, занимается, делает уроки, помогает маме (сестре, брату), отдыхает.

^ Речевые образцы: Когда? Что Антон делает утром? – Утром он умывается. Что он делает днём? – Днём он занимается. А вечером? – Вечером он читает. Когда он ужинает? – Он ужинает вечером.

Произношение: глаголы с частицей –ся (умывается, занимается)


^ IX. Транспорт (4ч.)

Лексика: Поезд, мотоцикл, трамвай, троллейбус, такси, метро, идёт, едете. На чём? На трамвае, на автобусе, на троллейбусе, на метро, едете на такси.

^ Речевые образцы: На чём? На чём вы едете в театр? – На машине. Я еду на автобусе, на трамвае, на троллейбусе, на такси, на метро.

Произношение: Слитное произношение слов с предлогами.


^ X. Звери и зверята. В зоопарке (4ч.)

Лексика: Медвежонок - медвежата, зайчонок – зайчата, ёжик – ежата, лисёнок – лисята, ест, едят; экскурсия, зоопарк, звери, птицы, змеи, клетка, осторожно, жираф, обезьяна, слоны, кони, страусы, павлин, попугай, орёл..

^ Речевые образцы: Это зайчонок. Это зайчата, лисята, медвежата. Зайчата едят морковь. Медвежата едят мёд. Куда вы ходили? Кого видели? Кто понравился? Как надо вести себя в зоопарке?

Произношение: слова со стечением согласных (медвежата, птицы).


^ XI. Урок физкультуры (4ч.)

Лексика: Гимнастика, бег, плавание, бегаем, прыгаем, плаваем, бросаем, ловим мяч.

Речевые образцы: На уроке физкультуры делаем гимнастику, бегаем. Плаваем в бассейне. Прыгаем через верёвку.

Произношение: Ударение в словах бегаем, прыгаем и т.д. Произношение -а- перед окончанием в этих словах.

XII. Пища (4ч.)

Лексика: Молоко, пирожок, конфеты, печенье, лимонад, мясо, чай с молоком, хлеб с маслом, любит, любят, ешь, пей.

^ Речевые образцы: Олег пьёт чай с молоком. Наташа ест хлеб с маслом. Дети любят конфеты и печенье. Ешь мясо. Пей лимонад.

Произношение: ш и щ (каша – овощи, пиши – пища).

Речевой этикет: Угощайтесь, пожалуйста. Можно взять печенье? – Пожалуйста, возьмите.

XIII.Зима (4ч.)

programma-predprofilnogo-kursa-osnovnoj-shkoli-9-klass.html
programma-predprofilnoj-podgotovki-devyatiklassnikov-bikova-tamara-anatolevna.html
programma-predstavlyaetsya-v-vide-posledovatelnosti-komand-kazhdaya-iz-kotorih-zapisivaetsya-s-pomoshyu-celogo-chisla-bajt-poryadok-komand-odnoznachno-opredelyaetsya-programmoj.html
programma-predusmatrivaet-celostnoe-rassmotrenie-istorii-rossii-v-kontekste-civilizacionnogo-podhoda-osvoenie-kursa-predpolagaet-izuchenie-osnovnih-veh-otechestvennoj-istorii-v-sravnitelno-istoricheskom-osveshenii.html
programma-predusmatrivaet-ispolzovanie-mezhdunarodnoj-sistemi-edinic-si-programma-predpolagaet-prepodavanie-predmeta-po-uchebniku-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-a-stranica-5.html
programma-predusmatrivaet-reshenie-sleduyushih-zadach-snizhenie-urovnya-prestupnosti-na-territorii-goroda-kozmodemyanska-aktivizaciya-borbi-s-prestupnostyu-beznadzornostyu-nesovershennoletnih.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanyatie-11-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-genetika-i-selekciya-nazvanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-informatiki-klaviatura-kompyutera.html
  • holiday.bystrickaya.ru/napravlenie-na-kursi-povisheniya-kvalifikacii-v-drugie-vuzi-i-organizacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nii-po-izucheniyu-lepri-roszdrava-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pskov.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-o-merah-pozharnoj-bezopasnosti-v-zdanii-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-i-na-prilegayushej-territorii-instrukciya-o-merah-pozharnoj-bezopasnosti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-celyu-isklyucheniya-rasprostraneniya-plameni-po-poverhnosti-legkosgoraemoj-krovelnoj-gidroizolyacii-predlagaetsya-nanosit-poverh-gidroizolyacii-sloj.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-izdanij-komi-nauchnogo-centra-uro-rossijskoj-akademii-nauk-2001-2005-gg-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/monografiya-moskva-2008-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/apparaturnoe-oformlenie-processov-ftorirovaniya-a-s-bujnovskij-zamestitel-glavnogo-inzhenera-oao-sibirskij-himicheskij-kombinat.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-sistema-vzglyadov-mozhet-bit-deesposobnoj-i-dolgovremennoj-esli-ona-dinamichna-t-e-izmenyaetsya-vo-vremeni-a-ne-stacionarna-statichna.html
  • college.bystrickaya.ru/312-uchet-rashoda-elektroenergii-zao-auditorskaya-kompaniya-rost-podgotovleno-specialno-dlya-ooo-gorodskie-teploseti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-kachestva-visshego-obrazovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iv-a-l-oppenhejm-drevnyaya-mesopotamiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/bografya-marko-vovchok-18331907.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovn-tendenc-bankvskogo-sektoru-v-2009-roc.html
  • bystrickaya.ru/utverzhdeno-postanovleniem-pravitelstva-respubliki-tadzhikistan-ot-30-06-2007-goda-stranica-9.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-programma-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-rossiya-i-es-problemi-formirovaniya-obshego-prostranstva-nauki-i-obrazovaniya-mesto-provedeniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-razvitie-visshih-korkovih-centrov-mozga-cheloveka-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov.html
  • student.bystrickaya.ru/1-analiz-teorii-kachestva-v-sfere-uslug.html
  • essay.bystrickaya.ru/ceni-na-doma-zamrut-do-sleduyushej-vesni-1-rieltori-6-rielteri-peterburga-obedinilis-radi-vserinochnogo-obeleniya-6.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaprosa-predlozhenij-na-vipolnenie-iziskatelskih-rabot-po-obektu-zhivotnovodcheskij-kompleks-na-200-golov-dojnogo-stada-krs-v-s-kisil-sir-namskogo-ulusa-respub-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-soderzhatelnogo-modulya-kultura-osnova-soderzhaniya-uchebnogo-processa.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yu-yu-marchenko-okoncepcii-i-dolgosrochnoj-celevoj-programme-obrashenie-s-othodami-proizvodstva-i-potrebleniya-v-novosibirskoj-oblasti-na-2012-2016-godi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zdes-sleduet-ukazat-razdel-programmi-po-kotoromu-podaetsya-proekt-sm-prilozhenie-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/process-mezhdunarodnih-peregovorov-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-osnovnoe-soderzhanie-raboti-sovremennie-koncepcii-upravleniya-mezhdunarodnimi-konfliktami-v-mirotvorcheskih-operaciyah.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-otchet-soveta-direktorov-o-rezultatah-razvitiya-obshestva-po-prioritetnim-napravleniyam-ego-deyatelnosti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referatov-krugozor-tema-raboti-alternativnaya-medicina.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-nauchnoj-produkcii-sotrudnikov-nii-terapii-1982-2002gg-pod-redakciej-akademika-ramn-nikitina-yu-p-novosibirsk-2003-240s.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-torgovlya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-29-noyabrya-2007-g-1700-r-koncepci-yarazvitiya-teleradioveshaniya-v-rossijskoj-federacii-na-2008-2015-godi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/liviya-razreshila-posadku-samoletov-mchs-rf-v-tripoli-dlya-evakuacii-rossijskih-grazhdan-internet-resurs-itar-tasscom-22022011.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkij-konspekt-lekcij-po-discipline-osobennosti-buhgalterskogo-ucheta-v-drugih-otraslyah-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-klassifikaciya-oshibok-v-pismennoj-rechi-stilistika-i-literaturnoe-redaktirovanie-tipologiya-rechevih-oshibok.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.