Программа по социально-бытовой ориентировке учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочное время
.RU

Программа по социально-бытовой ориентировке учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочное время


Программа по социально-бытовой ориентировке учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочное время

В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в структурные различные элементы социальной среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация – это непрерывный процесс, в котором взаимодействует личность и общество.

Хотя социальную адаптацию учащихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий СБО. Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. При этом время, отведенное на уроки СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Широкий круг социально-бытовых знаний и умений, которым необходимо обучить учащихся, и ограничение возможностей учителя СБО фактором времени не позволяет ему осуществлять полноценное закрепление многих знаний и умений. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке учащихся во внеурочное время, воспитателями школы в ГПД.

Проводимая во внеурочное время воспитательная работа не должна копировать уроки по социально-бытовой ориентировке. На занятиях в ГПД осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на уроках, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

Основная цель внеклассной работы по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Главное условие успешности решения поставленных задач по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. Материал программы по СБО дает воспитателю возможность интересно и разнообразно строить занятия, выбирая те формы и методы работы, которые наиболее эффективны в плане коррекции недостатков развития умственно отсталых детей. На занятиях по социально-бытовой подготовке учащихся во внеурочное время могут использоваться следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.

Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия. В первом случае воспитатели, пользуясь рекомендациями учителя по СБО, проводят экскурсии, беседы, собирают вместе с учащимися различный материал по отдельным темам, готовя, таким образом, учащихся к более полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по СБО. Во втором случае воспитатели параллельно с учителем проводят работу, позволяющую учащимся прочно усвоить знания и умения. Последующее взаимодействие предполагает отсроченное во времени повторение пройденного на занятиях материала, расширение и обогащение опыта учащихся, автоматизацию умений, формирование навыка применения полученных знаний и умений в новой ситуации.

Структура занятия по СБО в ГПД определяется темой, задачами и выбором методических приемов.

При проведении каждого занятия реализуются три основные группы взаимосвязанных задач:


Занятия, на которых учащиеся выполняют различные практические работы, организуются по схеме, предусматривающей знакомство с объектом деятельности, планирование хода предстоящей учащемуся работы и ее практическое выполнение (схема 1).
Схема 1

  1. Организация учащихся.

  2. Сообщение темы и задач занятия.

  3. Ознакомление с объектом работы.

  4. Составление плана работы.

  5. Упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы.

  6. Практическая работа.

  7. Оценка качества выполненной работы.

  8. Подведение итогов.



Схема 2 предлагается для занятий, на которых воспитатель проводит беседу и практические упражнения. По той же схеме может быть организовано занятие, посвященное сюжетно-ролевой игре.
Схема 2

  1. Организация учащихся.

  2. Сообщение темы и задач занятия.

  3. Сообщение теоретических сведений.

  4. Сюжетно-ролевые игры.

  5. Подведение итогов.



Структура занятия, на котором проводится экскурсия (схема 3).
Схема 3

  1. Организация учащихся.

  2. Вводная беседа с сообщением темы и задач экскурсии.

  3. Повторение правил дорожного движения.

  4. Экскурсия в учреждение, на предприятие, в магазин.

  5. Заключительная беседа.





Класс
^ Личная гигиена
Одежда, обувь,

уход за ними


Питание

5 кл

Практические работы по отработке правил личной гигиены

Занятие-игра «Путешествие в страну Грязнулию»

Праздник «Уроки Мойдодыра»

Дидактическая игра «Выбери одежду по сезону»

Составление кроссвордов по теме

Логические задания «Что может одежда (обувь) рассказать о своих хозяевах»


Экскурсия в продуктовый магазин (полезные продукты, отделы магазина)

Час общения «Здоровое питание»

Практикум «Сервировка чайного стола»

Занятие-игра «В гости к бабушке Федоре»

6 кл

Практические работы по закреплению правил личной гигиены

Часы здоровья «В здоровом теле – здоровый дух», «Зубы и уход за ними».

Спортивный праздник «Если хочешь быть здоров»

Занятия-практикумы «В гостях у Ухти-Тухти, ловкой прачки», «В царстве мыльных пузырей»

Выполнение предметных и сюжетных аппликаций из пуговиц


Экскурсия в продуктовый магазин (выбор продуктов для ужина)

Экскурсия в магазин «Посуда»

Практикум «Сервировка стола к ужину»

Викторины, кроссворды, аппликация, рисование по теме «Посуда»

7 кл

Беседы врача «Гигиена подростка», «Красота-это здоровье»


Практикум «Уход за волосами» Оформление тематического альбома «Уход за волосами»


Экскурсия в магазин бытовой химии (выбор шампуня)


Создание бытового уголка «Умелые руки» в классе для мелкого ремонта одежды

Экскурсия в магазин бытовой техники (стиральные машины, утюги)

Экскурсия в магазин «Все для шитья»»

Экскурсия в прачечную самообслуживания

Экскурсия в продуктовый магазин (выбор продуктов для приготовления обеда)

Проблемная ситуация «Меню обеда на неделю»

Практикум «Сервировка стола к обеду»

Экскурсия в магазин бытовой техники (помощники на кухне)


8 кл

Час общения «Береги здоровье смолоду»


Практикум «Уход за кожей лица»

Оформление тематического альбома «Уход за кожей лица»

Экскурсия в магазин парфюмерии и косметики


Викторина «Спорт в моей жизни»

Экскурсия в магазин «Одежда» (одежда из шерстяных тканей)

Практикум – экскурсия в магазин бытовой химии «Выбери моющее средство для стирки изделий из шерсти».

Экскурсия в химчистку


Экскурсия в магазин «Кулинария»

Чтение и выбор рецептов выпечки

Практические занятия по выпечке изделий из теста

Дегустация продуктов, заготовленных впрок в семьях, обмен семейными рецептами (составление личной рецептурной книжки)

9 кл

Практикум «Главные навыки здоровья»


Час общения «Моё здоровье и моё будущее», «Профилактика вредных привычек»


Час общения «Стиль одежды и мода»


Моделирование ситуаций «Выбор одежды и обуви»

Практикумы «Определи свои размеры одежды и обуви», «Как вывести пятно с одежды в домашних условиях»

Сюжетно-ролевая игра «Мы ждём гостей «(выбор меню, определение продуктов и их количество, смета расходов)

Час общения «Питание и здоровья»

Моделирование проблемной ситуации «Накорми семью в выходной день» на 300 руб. (составь меню, купи продукты)

10 кл

Режим дня во время подготовки к экзамену»

Час общения «Стрессовые ситуации, пути выхода из них»


Экскурсия на Центральный стадион (Манеж, Аквапарк, теннисные корты)

Сюжетно-ролевая игра «Покупка одежды (обуви) в магазине (на рынке)»

Практикум «Составь гардероб молодого человека (девушки)»

Экскурсии на предприятия службы быта


Работа с тематической литературой: подбор рецептов блюд диетического питания, детского питания, старинных русских рецептов

Экономические задачи на расчет энергетической ценности выбранных блюд

Проблемная ситуация «Меню молодежной вечеринки»



Класс

Транспорт

Торговля

Средства связи

5 кл

Экскурсия «Городской транспорт»


Моделирование ситуаций «Мы - пассажиры»


Конкурс рисунков «На улицах города»


Загадки, кроссворды по теме «Транспорт»


Экскурсия в продовольственный магазин (общее представление о магазине, назначение, отделы, правила покупки продуктов)


Сюжетно-ролевая игра «Продовольственный магазин»


Практическая работа «Почтовый адрес школы и дома»

6 кл

Экскурсия на вокзал (пригородный ж/д транспорт)


Моделирование ситуации «Поездка в Абзаково»



Экскурсия в промтоварный магазин (универсам и специализированный)


Сюжетно-ролевая игра «Магазин»


Моделирование ситуации «Подарок маме»

Экскурсия на Главпочтамт (общее знакомство)

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Тренировочные упражнения по написанию адреса на конверте, составлению текста открытки


Внеклассное чтение: А.П. Чехов «Ванька Жуков»; С.Я. Маршак «Почта»

7 кл

Экскурсия на вокзал (службы вокзала)


Моделирование ситуации «Поездка в Москву (расписание, покупка билета, обращение в справочное бюро, посадка на поезд)».

Экскурсия в универмаг «Зори Урала»


Сюжетно-ролевые игры «В универмаге»


Экскурсия на Главпочтамт (зал отправление посылок и бандеролей)


Тренировочные упражнения по заполнению бланков на отправку бандероли, посылки


Сюжетно-ролевая игра «Посылка»


8 кл

Экскурсия на автовокзал (расписание, основные автобусные маршруты)


Моделирование ситуации «Поездка в Челябинск (расписание, покупка билета, обращение в справочное бюро, посадка на поезд)»

Экскурсия на рынок (нахождение более низких цен на одноименную продукцию)


Моделирование ситуации «Приобретение одежды и обуви на рынке»

Этикетные задачи «Мы – покупатели»

Экскурсия на переговорный пункт


Моделирование ситуаций «Разговор по телефону», «Срочный вызов по телефону»


9 кл

Экскурсия в Трансагенство,

кассу по продаже авиабилетов


Экскурсии на рынки (розничные и оптовые)


Моделирование ситуации « Мы – покупатели»


Час общения «Общество защиты прав потребителей»

Экскурсия на Главпочтамт (отправление денежных переводов)


Тренировочные упражнения по заполнению бланков на отправление денежных переводов


10 кл

Практикум «Отправляясь в отпуск»


Экскурсия в турагентство


Сюжетно-ролевая игра «Такси. Вызов такси по телефону»

Ролевая игра «Оформление покупки в кредит»


Экскурсия в магазин «Класс» (покупка продуктов на неделю)


Моделирование ситуации «Подготовка материалов к ремонту»



Практикум «Заполнение бланков почтовых отправлений»


Экскурсия в салон «Связь XXI века»

Класс

Культура поведения

Семья

Жилище

5 кл

Сюжетно - ролевые игры «Вежливые слова», «Здравствуй и прощай»

Решение этикетных задач «Так и не так»


Моделирование ситуаций «Правила поведения за столом»

Конкурс рисунков «Моя семья»


Практикум составления родового дерева (родственные отношения в семье)


Анкетирование «Моя семья»

Рисование, аппликация «Мой дом»


Дидактические игры на формирование знаний о помещениях в квартире, мебели


Экскурсия «Мой город» (виды жилых помещений в городе)

6 кл

Сюжетно - ролевая игра «Посещение театра, цирка»


Решение этикетных задач по теме «правила поведения в общественных местах»


Дидактическая игра «Магазин вежливых слов»

Анкетирование «Моя семья», «Место работы, должность родителей»


Час общения «Все работы хороши»


Моделирование ситуаций «Правила поведения в семье. Мои обязанности»

Тренировочные упражнения по организации регулярной уборки класса


Экскурсия в магазин бытовой химии (моющие средства для уборки дома)


Экскурсия в магазин «Все для дома»

7 кл

Сюжетно - ролевая игра «Мы идем в гости»


Моделирование ситуаций «Подарок на день рождения», «Я – гость»


Тесты по теме



Проведение подвижных перемен с учащимися начальных классов


Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»


Сочинение «Мой брат (сестра)»

Экскурсия в мебельный магазин (виды мебели)


Тренировочные упражнения по организации регулярной и сезонной уборки класса


Экскурсия в магазин бытовой химии (моющие средства чистки стекол и зеркал)

8 кл

Сюжетно – ролевая игра «Мы ждем гостей»

Моделирование ситуации «Приглашение на день рождения»


Час общения «Культура общения юноши и девушки»


Ролевая игра «Встречают по одежке»»

Час общения «Главная цель семьи – рождение ребенка»


Практикум «Маленький ребенок в семье – кормление, одевание, пеленание»


Экскурсия в магазин «Все для новорожденных»


Экскурсия в магазин бытовой химии (средства для уборки ванны, туалета, кухни)


Моделирование ситуации «Подготовка к приему гостей»

9 кл

Сюжетно-ролевая игра «Молодёжная вечеринка»


Тестирование «Какой я хозяин?»


Психологический тренинг «Умей управлять эмоциями»

Час общения «Семейный Кодекс РФ»


Моделирование жизненной ситуации «Права и обязанности членов семьи»


Конкурс «Семья – семь Я»

Практикумы «Цвет в интерьере», «Зонирование однокомнатной квартиры»


Моделирование ситуации «Подготовка к ремонту»


Решение экономических задач на расчет количества материалов для ремонта

10 кл

Тестирование, решение этикетных задач по теме «Деловой этикет»


Моделирование ситуации «Выпускной вечер»

Деловая игра «Адреса выходного дня» (выходной день в семье)


Экскурсия в ЗАГС


Час общения «Семейный кодекс РФ»

Сюжетно-ролевая игра «Новая квартира»


Экскурсия в магазин «Кошка на окошке» (интерьер окна)


Моделирование ситуации «Распределение обязанностей по уборке квартиры между членами семьи»


Класс

Медицинская помощь

Семейная экономика

Предприятия, организации, учреждения

Трудоустройство

6 кл

Экскурсия в аптеку


Сюжетно-ролевая игра «Вызов врача на дом»




Экскурсия в дом творчества или детский клуб (выбор кружка для занятий во внеурочное время)





7 кл

Моделирование ситуации «Медицинская помощь до прихода врача»


Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи»


Экскурсия в травмопункт «Айболит»





Часы общения «Мир профессий», «Промышленные предприятия г. Магнитогорска»


Викторина «Все работы хороши»


Сочинение «Профессии моих родителей»




8 кл

Сюжетно-ролевая игра «Оказание помощи при несчастных случаях»


Моделирование жизненных ситуаций «Предупреждению несчастных случаев в быту»

Практикум «Бюджет семьи»


Тренировочные упражнения «Оплата коммунальных услуг»


Моделирование ситуации «Планирование крупных покупок в семье»


Беседа социального педагога «Государственные учреждения и организации г. Магнитогорска»




9 кл

Сюжетно-ролевая игра «Больной в доме»


Беседа врача «Профилактика инфекционных заболеваний»


Час общения «Документы, подтверждающий нетрудоспособность»


Конкурс «Семь раз отмерь»


Экскурсия в Сбербанк.

Экскурсии на предприятия бытового обслуживания населения (виды услуг, правила пользования)

Экскурсия в ПТУ №90.


Практикум «Деловое письмо» (заявление анкета, автобиография)


Практикум «Документы для поступления в училище».

10 кл

Час общения «Здоровый образ жизни»


Тренировочные упражнения по профилактике гриппа, простудных заболеваний


Анкетирование «Твое отношение к вредным привычкам»

Тест «Умеешь ли ты тратить деньги?»


Моделирование ситуации «Составление бюджета семьи из 3 человек на месяц»


Экскурсия в Единый кассовый расчетный центр

Экскурсии в юридическую консультацию,

нотариальную контору

Деловая игра «Устройство на работу», «Мой первый рабочий день»


Экскурсия в Центр по трудоустройству населения, на ярмарку вакансий



Литература:


  1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. Для учителя/под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

  3. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

  4. Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  5. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

  6. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

  7. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.

  8. Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.

programma-podgotovlena-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-mezhdunarodnih-iso-i-nacionalnih-standartov-rf-serij-9000-18000-14000-i-19000-bs-ohsas-18001-bs-pas-99.html
programma-podrazdela-istoriya-tehnicheskih-nauk.html
programma-poezdki-11-noyabrya-2010-sankt-peterburg-09-00-otpravlenie-iz-sankt-peterburga-vk-lenekspo-11-00-pribitie-v-g-viborg.html
programma-poezdki-nochleg-ponedelnik-zaselenie-v-otel.html
programma-poiskovo-issledovatelskoj-i-izdatelskoj-deyatelnost-kraevedcheskogo-otdela-muzeya-cb-nash-kraj-fragmenti-istorii.html
programma-politehnicheskogo-muzeya-fevral-2010-muzejnie-ekspozicii.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-yaroslavskoj-oblasti-postanovlenie-ot-6-iyunya-2005-g-n-92-a-ob-utverzhdenii-rezultatov-gosudarstvennoj-kadastrovoj-ocenki-zemel-yaroslavskoj-oblasti-stranica-23.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uroka-pohodnij-predboevoj-i-boevoj-poryadki-mso-cel-uroka-tema-uroka-stroevaya-stojka-s-oruzhiem.html
  • grade.bystrickaya.ru/oborudovanie-teplovih-setej.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-zhurnalnih-statej-transportnoj-tematiki-za-iv-kvartal-2006-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-prigotovleniyu-betonnih-smesej-g-zlatoust-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sov-i-raschetnih-zadach-sposobnost-otvetit-na-vse-voprosi-i-reshit-vse-predlozhennie-zadachi-svidetelstvuet-o-dostatochnom-usvoenii-chitatelem-osnovnogo-materiala-posobiya-stranica-15.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rassmotrim-plan-raboti-nashej-kafedri-na-2008-2009-uch-god-napominayu-o-tom-chto-do-7-sentyabrya-neobhodimo-zapolnit-individualnie-tetradi-i-individualnie-plani.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-50-kniga-avtora-legendarnogo-koda-da-vinchi.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazci-form-dlya-zapolneniya-uchastnikami-razmesheniya-zakaza-rekonstrukciya-zdaniya-shkoli-8-pod-detskij-sad-na-220.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-menedzhment-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-sost-tyulezhanova-a-s-ust-kamenogorsk-izd-vo-vkgu-2005-47s.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennij-landshaftnij-dizajn-v-gorode.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-konkursnih-proslushivanij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovoditel-avtonomnogo-uchrezhdeniya-reshenie-upravleniya-imushestvennih-i-zemelnih-otnoshenij.html
  • credit.bystrickaya.ru/ou-dstemelk-keshen-ou-dstemelk-materialdar.html
  • nauka.bystrickaya.ru/virazhenie-priznatelnosti-kniga-izvestnogo-amerikanskogo-sociologa-ch-millsa-1915-1962-izdaetsya-v-rossii-vpervie.html
  • books.bystrickaya.ru/biomehanicheskie-harakteristiki-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-akademii-fizicheskoj-kulturi-cel.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respublikanskoj-celevoj-programmi-razvitie-agroturizma-v-respublike-altaj-na-2010-2012-godi-naimenovanie-respublikanskoj-celevoj-programmi.html
  • education.bystrickaya.ru/13367-kosmicheskaya-individualnost-dzh-g-bennett-dramaticheskaya-vselennaya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/semi-razbivshihsya-na-mi-8-altajcev-poluchat-po-150-tisyach-rublej-novosti-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/marcus-tullius-cicero-kazahstan-universitet-sirdariya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stejt-i-belbou-glenn-jeffet-primi-krasnuyu-tabletku.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-a-blok-11-chas-13-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-dlya-obrazovatelnih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/silnie-storoni-sodejstvie-razvitiyu-srednego-i-malogo-predprinimatelstva-v-primorskom-krae.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-i-rekomendacii-k-kursovim-i-diplomnim-rabotam.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-specialnost-stranica-17.html
  • report.bystrickaya.ru/integrirovannaya-sreda-qbasic-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-v-pomosh-studentam-izuchayushim-kurs-teoriya-buhgalterskogo-uchyota-novosibirsk-stranica-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/algoritmi-i-ustrojstva-obnaruzheniya-i-ocenki-parametrov-signalov-so-skachkoobraznim-izmeneniem-chastoti.html
  • urok.bystrickaya.ru/prazdnestvo-presvyatoj-deve-bogorodice-v-chest-yavleniya-ee-ikoni-kazanskoj-zhitiya-svyatih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-tematicheskoe-i-pourochnoe-planirovanie-po-fizike-10-klass-5-chasov-v-nedelyu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/preemnik-i-snezhinka-v-sarafanchike-svoem-vistuplenii-ministr-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-tatyana-golikova.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-1-po-bibliotekovedeniyu-iii-kurs.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rozhdenie-somnenij-o-holokoste-chitaya-evrejskie-istochniki-tak-bil-li-v-dejstvitelnosti-holokost-ignatev-a-n.html
  • shkola.bystrickaya.ru/registraciya-predpriyatiya-licenzirovanie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chetvyortaya-glava-tatyana-yurevna-solomatina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.